поурочные разработки по русскому языку 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока с презентацией на тему "Обращение".Подготовка детей к умению расставлять знаки препинания-очень сложная задача на сегодняшний день.Поэтому начинаем вырабатывать навыки уже с 5 класса с привлечением элементов сказки, краеведческого материала так, чтобы дети усвоили тему раз и на всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 41.52 КБ |
презентация урока | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Донгак Любовь Байыр-ооловна
учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №5 г.Кызыла
Республика Тыва
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Обращение»
Тип урока: | Урок изучения новой темы |
Тема урока: | Признаки обращения. |
Авторы УМК: | С.Д.Ладыженская |
Цели урока: | познакомить учащихся с обращением, научить находить обращение в тексте, отличать его от подлежащего; правильно интонировать и ставить знаки препинания; грамотно использовать обращения в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Предметные: Знать: Что такое обращение. Уметь: находить обращения в устной и письменной речи, правильно расставлять знаки препинания при обращении и правильно интонировать в устной речи, соблюдать звательную интонацию ; составлять схемы предложений с обращениями. Метапредметные: Личностные: руководствоваться основными правилами общего поведения при работе с классным коллективом. Пользоваться правилами этикета, проявлять интерес к этнографии, воспитание уважения к старшим. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; осознавать уровень усвоения знаний, оценивать качество работы других учащихся и самого себя, учиться работать по предложенному алгоритму. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, самостоятельно искать способы решения творческих и проблемных заданий, анализировать деятельность на уроке, отличать новые знания. Коммуникативные: Уметь слушать и слышать других, понимать речь других. Развитие речи учащихся. |
Оборудование: | проектор, компьютер, экран |
Образовательные ресурсы: | Мультимедийная презентация. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД. Технология оценивания. |
1.Оргмомент.Игра «Комплимент». | Здравствуйте, ребята! Я сегодня шла по улице Лопсанчапа и нашла вот этот цветок. Цветок не простой, а волшебный. Тот, кто возьмет его в руки, обязательно скажет другому человеку комплимент.(Комплимент- любезные, приятные слова. Словарь Ожегова стр.288) начинает учитель: -Когда я смотрю на вас, красивых, жизнерадостных, отдохнувших, полных сил, мне хочется воскликнуть: «Друзья, прекрасен наш союз!». | Подготовка уроку. | Личностные: Определяют общие правила поведения при работе с классным коллективом, руководствуются значимыми учебными мотивами. |
Цель этапа: включение учащихся в деятельность, дает положительный настрой на успешное сотрудничество. | |||
2.Синтаксическая пятиминутка (повторение предыдущего материала) | - Какую тему мы повторяли на прошлом уроке? (Однородные члены предложения) -Какие члены предложения называются однородными? - На доске записано 1 предложение. Задание: Расставить знаки препинания и объяснить их правописание. 1.Луна освещала все вокруг лес поляны речку и дома. - Какие знаки препинания поставили и почему? | Учащиеся фиксируют индивидуальные затруднения, выполняют разбор предложения, выполняют самопроверку. | Познавательные: Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (вопросы). Коммуникативные: Развитие монологической речи. |
Цель этапа: повторение ранее изученного , выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. | |||
3.Введение в тему с постановкой целей урока и вопросов по теме. | На ваших столах есть информационные листы. Скажите, чем мы будем заниматься на этом уроке? ( Будем учить тему «Обращение») Кто уже знает, что такое обращение? Чему мы должны научиться на этом уроке? | Проговаривание целей урока. | Регулятивные: Высказывание предположения на основе наблюдений. умение формулировать проблему урока. |
Цель этапа: учитель активизирует основные формы деятельности, мотивирует учащихся для открытия «нового знания». | |||
4.Открытие нового знания. | Кто к нам на помощь пришел? Из какой сказки? («Тенек хураганнар» -«Глупые ягнята» тувинская народная сказка ). Ягненок, Козленок и Жеребенок пришли в гости к Волчонку. Но так как Волчонок лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя внимание. Ягненок прыгал, Козленок изо всех сил свистел, а Жеребенок трубил «Э-э-э-э!».Но только Волчонок молчал, как будто в рот набрал воды. - Как же привлечь его внимание? -размышлял Жеребенок. -Придумал! Придумал! –закричал Ягненок. -Я придумал обращение. Давайте назовем его по имени. - Вол-чо-нок!-закричали гости хором. -Мы пришли к тебе! - Кто это обращается ко мне так вежливо? -приоткрыл один глаз Волчонок и узнал своих друзей. Когда мы употребляем обращение? (если хотим привлечь чье-то внимание, или сказать кому-либо о чем-то). 5.Работа с учебником.стр.85.Давайте прочитаем правило обращения. Обращение-это слово или словосочетание, называющего того, к кому мы обращаемся с речью. | Наблюдение по учебнику. Заполнение информационного листа. | Регулятивные УУД: Искать пути решения проблемы. Работая по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
5.Актуализация знаний и углубление изученного. Цель этапа: расширение новых знаний с опорой на жизненные ситуации. | Адресат-это тот человек, к кому мы обращаемся. - К кому мы ежедневно можем обращаться?( к маме, к сестре, брату…) Адресат речи 1.Лицо (человек) 2.Животные 3.Неживые предметы - Адресатом нашей просьбы, пожелания, вопроса чаще всего являются люди. Это имена, отчества и фамилии, если обращаются к 1 человеку. Иногда мы можем обратиться к нескольким лицам, группе людей. Как я к вам обратилась в начале урока?(Друзья, дети, ученики .А в поэтической речи , в стихотворениях мы наблюдаем обращение к предметам неживой природы.(Что ты, море, молчишь?) - Ребята, вспомните, а вы когда-нибудь обращались к природе с обращением, с просьбой? Вывод: У тувинцев есть такой красивый обычай: «Сан салыры».В чем сущность этого обычая, кто знает? (Ответ: благодарить природу, воздать дань природе). Сейчас этот обычай сохранился? Вы обращаетесь к природе? (Раньше жизнь тувинца была немыслима без природы, так как она была им всем: и домом, и пищей, и одеждой, и здоровьем. поэтому человек выражал свою благодарность ей, разбрызгивал молоко, делал подношение из молочных продуктов) Что вы видите на картинке? Летом все прекрасно отдыхают. Где отдыхали вы, ребята? - Каждый человек, приехав на аржаан или озеро, первым делом что делает?(Делает подношение-сан салыры). Составьте предложения по рисунку. - А поправив здоровье, уезжая, мы обращаемся как? (Выражаем благодарность месту, где отдыхали ). Например: О боже, спаси, Тайга моя, Хайыракан! Отведи от нас все болезни, О боже, спаси детей наших. Кызыл-Тайга, сделай мою дорогу доброй. Ты же душа земли нашей, Кызыл-Тайга! Вывод: в приведенном отрывке какое обращение есть? (Человек обратился к священной горе Хайыракан и к Тайге-кормилице). | Выделяют признаки обращения. Заполняют пробелы на информационном листе. | Познавательные УУД : Владеть разными видами чтения (ознакомительным, выборочным, изучающим). Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему), свёртывать информацию до ключевых слов. Создание способов решения проблемы творческого характера. Коммуникативные: Развитие монологической речи. |
6.Развитие учебноязыковых и речевых умений. Цель этапа: изучение новых знаний с опорой на ранее изученное, первичное применение знаний и развитие учебно-языковых и речевых умений. | Посмотрите, кто к нам пожаловал? Из какой она сказки? Кто автор? Какая она?(Злая царица из сказки о мертвой царевне и о семи богатырях) Прочитайте предложения: 1.Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее. (пр,2с,распр, осложнено однородными членами) 2.И царица хохотать, И плечами пожимать. - Какое слово повторяется в 2 предложениях? ( слово «царица»). Какая это часть речи? В форме какого падежа стоит ? (Имя сущ в Им.падеже) - Разберите №2 предложение по членам. (1 ученик выполняет разбор у доски). - Теперь разберите №1 предложение. К какому слову вы не смогли задать вопрос? Почему? (это конструкция, не входящая в состав предложения.К обращению нельзя задать вопрос). Вывод: обращение и подлежащее как 2 капли воды похожи друг на друга. Поэтому их часто путают. Но по характеру они совсем разные. Подлежащее тесно связано со сказуемым и вместе они составляют грамматическую основу предложения. А вот обращение никакого ответственного места не занимает и не отвечает ни на какой вопрос. Обращение не является членом предложения и его никак нельзя подчеркивать. Оно лишь изредка появляется в предложении и осложняет его. То есть №1 предложение осложненное- осложнено обращением) - А что является опознавательным признаком обращения? - Прочитайте еще раз предложение с обращением. Как вы произнесли? (С особой интонацией) Слово учителя: раньше в русской грамматике существовали 7 падежей. Седьмой падеж назывался Звательным, так как его произносили с особой звательной интонацией. В устной речи мы обращение выделяем паузами, или звательной интонацией, а на письме- запятыми. | Ответы на вопросы. Сопоставление роли подлежащего и обращения. Правильное интонирование обращения. | Познавательные: Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать. Использование имеющихся знаний, проведение сравнения; Умение использовать знаково-символические средства для обозначения обращения. |
7.Первичное закрепление: Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности, запись в виде опорного сигнала. | Цифровой диктант. (с взаимопроверкой) 1.Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились. 2.Чем вы, гости, торг ведете? 3.Ты, братец, ступай на реку, опусти свой хвост в воду. 4.Ловись,рыбка, и большая, и маленькая. 5.Приплыла к нему рыбка. Ответ:2,3,4. Вы молодцы, справились! Чтение правила из учебника стр.86 «Знаки препинания при обращении». -Где может находиться обращение в предложении? (В начале, в середине и в конце т.е место обращения произвольное) -Как выделяется на письме? (запятыми, восклицательный знак) - Работа с карточками. Задание: прочитайте предложения, найдите обращения, расставьте знаки препинания. - Какие знаки препинания поставили и почему? (спросить номера карточек 4,5,7,9) - Из скольких слов иногда состоит обращение? ( распространенное обращение-это обращение, состоящее из 2 и более слов). Из скольких слов иногда состоит обращение? ( распространенное обращение-это обращение, состоящее из 2 и более слов). Прочитаем стихотворение об обращении: Всем нам при обращении Поможет обращение. Можно смело обратиться К людям, звездам или птицам. Только ,друг, не забывай, Запятые расставляй. -Какова основная мысль стихотворения? (Обращение само помогает людям узнавать его. Главное- расставить запятые). - Что нового еще узнали? Давайте составим алгоритм на тему «Обращение» 1.Правильно прочитать предложение. 2.Найти обращение. 3.Выяснить,где оно стоит. 4.Расставить знаки препинания. | Решение типовой задачи, учащиеся применяют новые знания на практике-распознают обращение в устной речи. Наблюдение по учебнику. Учащиеся осуществляют взаимопроверку. Заполнение информационного листа. Правильное интонирование предложений с обращениями. | Познавательные: Составлять алгоритм и действовать по нему. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Классификация обращений. Самостоятельное создание способов решения проблемы Регулятивные: Контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения новых знаний; Саморегуляция; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
Физминутка | Легкие прыжки Мягкие шажки, Дружные хлопки, Плавные наклоны. Вот и вся зарядка Мягкая посадка! Упражнения для глаз: закройте глаза, сначала движения «Вверх-вниз», потом «налево-направо», круговые движения, рисуем восьмерку на доске , которая лежит горизонтально. - А теперь возьмите карандаши и заполните информационные листы. | ||
8.Вторичное закрепление: Цель: осознание каждым учащимся степени овладения полученными знаниями. Тренировка и активизация употребления новых знаний, включение нового в систему. | К нам пришли слова. Кто скажет, что это за слова? (Волшебные слова. Слова речевого этикета. Этикет- правила поведения людей при общении). В написании какого слова можно допустить ошибку? Запишите в тетрадях и объясните. БлАгодАрю-блАго и дАр(безударные гласные, проверяемые ударением) извИните–вИновен, вИна,вИноват (нельзя проверить, словарные слова). - В каких случаях нам помогают волшебные слова? (1.При общении с малознакомыми людьми, 2.Как показатель высокой речевой культуры человека. Если вы в своей речи будете использовать их, каким ребенком будете вы? (вежливым, воспитанным, уважающим) - Где, в каких случаях надо употреблять в речи волшебные слова?( в транспорте, в магазине, в библиотеке, в незнакомом городе). Составьте диалоги по заданным ситуациям. Конструирование предложений на заданные ситуации с обращениями. Можно составить целый диалог со своим другом. При этом не забывайте включить волшебные слова. 1 ряд- «В транспорте. Разговор с кондуктором.» 2 ряд- «В магазине. Разговор с продавщицей». 3.ряд- «В библиотеке. Разговор с библиотекарем». Вывод: обращение чаще всего употребляется в разговорной речи. При этом возможны употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Друг-дружок-дружище-подруженька).Какие это слова? (Однокоренные) - Какая ситуация здесь нарисована? (Старший-младший-антонимы) -Кому вы обратитесь на «Вы», а кому на «Ты»? Есть ли различие в этих местоимениях? Вывод: к старшим, к незнакомым и малознакомым людям мы обращаемся на «ВЫ».Это вежливая форма обращения. Таким образом, мы соблюдаем правила речевого этикета. Так как каждый человек хочет, чтобы с ним другие общались вежливо, почтительно. Но эти местоимения не являются обращениями и запятыми на письме не выделяются. | Учащиеся решают типовые задания, которые содержат новый алгоритм, выполняют задание, в котором используется новые знания. Работа в парах. Выполнение задания в соответствии с выбранной ролью, необходимой для жизненной ситуации. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. | Личностные: Определяют границы применимости новых знаний; оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: Коррекция; осознание уровня усвоения новых знаний и применения их на практике, при выполнении действия ориентируются на правило контроля и успешное его использование в процессе выполнения задания. Коммуникативные: Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса. Управление поведением партнера, контроль, коррекция ,оценка действий партнера. Владение монологической и диалогической формами речи. |
9.Подведение итогов. цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего классного коллектива. | 11.Итоги урока: 1.Посмотрите на информационный листок. Что вы записали? Зачем мы его заполняли? Достигли ли вы своей цели? Узнали, что такое обращение? 2.Что вам особенно понравилось на уроке? Что было сложным? 3.Как вы оцените свою работу на уроке? Работу своего друга по парте? (Ставьте оценки себе и друзьям). | Учащиеся дают ответы на вопросы, формулируют конечный результат своей работы. Называют основные позиции нового материала и как они усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Личностные: Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям: правильно идентифицируют себя с позиции учащегося. Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка всего процесса и результатов деятельности. Регулятивные: Учащиеся вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок |
10.Домашнее задание | 1.Учить правило параграфа «Обращение». 2.Выписать из сказок Е.Ершова «Конек Горбунок» и А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» по 2 предложения с обращениями. | ||
Спасибо за урок. |
Приложение 1.
Информационный листок учащегося по теме «Обращение»
1.Обращение- это_____________________________________или ______________________________________________, называющее того, к кому____________________________________________________________________________________________________________________
2.Обращение произносится со ____________________________________________________________________________________интонацией.
3.Обращение может стоять____________________________________________________________________________________предложения.
4.На письме обращение выделяется__________________________________________________________________________________________
5.Слова ТЫ,ВЫ___________________________________________________________________________________________________________
6.Обращение можно легко перепутать с ______________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка изученного «Однородные члены предложения» Задание: расставить знаки препинания и объяснить их , нарисовать схему. Разбор по членам. № 1.Луна освещала всё вокруг лес поляны речку и дома.(на доске 1 ученик) № 2.Васильки лютики и ромашки пестрели на лугу.(весь класс)
Проверка № 1.Луна освещала всё вокруг: лес, поляны, речку и дома. (обоб.слово ВСЁ : лес,поляны,речку и дома-одн.дополнения) № 2.Васильки, лютики и ромашки пестрели на лугу.( однородные подлежащие)
Ваша цель: Что такое обращение? Как обращение выделяется в устной речи? Как обращение выделяется на письме? Какое место занимает в предложении? Является ли обращение членом предложения ?
Кто к нам пришел на урок?
Открываем новые знания . Обращение – это слово (или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий. Адресат (к кому обращаемся с речью): ! ! ! 1.ЛИЦО 2.Животные 3.Неживые предметы
Священные места:аржаан «Тарыс»
Духи гор,рек,тайги
Сан салыры- подношение хозяину аржаана, тайги или озера
Где здесь обращение? 1.Ты,царица,всех милее, всех румяней и белее. 2.И царица хохотать, и плечами пожимать.
Новое: 1.Обращение не является членом предложения. 2.Особая звательная интонация. 3.Выделяется в устной речи- паузой, на письме- запятыми.
Запомни стишок-памятку! Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. (В. Валгина)
Обращение в нашей жизни.
Старший- младший
Перечитайте предложение. Кудесник, ты лживый, безумный старик, презреть бы твоё предсказанье. Вспомните слова, которые стоят в именительном падеже. Кудесник, ты, старик. Можно ли обратиться собеседнику со словами ты , старик ? Местоимение ты никогда не бывает обращением, это невежливо – сказать человеку – ты . Можем ли мы задать вопрос к слову кудесник в этом предложении? К старшим обращаемся только на «Вы» Будет ли обращение членом предложения? Это вежливая форма обращения и уважение к старшим.
Чему я научился? Что я узнал? Что новое на уроке? Трудность (Было сложно)
Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам господа» Выпросил дурачина корыто! Здравствуй грозная царица! Бабушка постой немножко… Выдели обращения
Засмеялся Балда лукаво: «Что это ты выдумал, право?» «Балда, погоди ты морщить море, Оброк сполна получишь вскоре». Подумай! О
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс
Тематическое планирование учебного материала...
Поурочные разработки по русскому языку 6 класс
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУК учебникамМ.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение):ММ. Разумовской и др. (М.: Дрофа)ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ6 классЕгорова н.в.ЕЗО...
Поурочные разработки по русскому языку 5 класс
Поурочные методические разработки, составленные в соответствии с учебником М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А. Тростенцовой пи др. " Русский язык .5 класс." (М.:Просвещение). Поурочные разра...
Поурочные разработки по русскому языку 6 класс
Поурочные методические разработки включают подробное описание хода уроков с указанием целей и планируемых результатов....
Поурочные разработки по русскому языку 7 класс
Поурочное планирование (Егорова Н.В.) для 7 класса "Русский язык" М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Подробное описание хода уроков с указанием их целей и методических прие...
Поурочные разработки по русскому языку 9 класс
Поурочные разработки по русскому яязыку 9 класс...
Поурочные разработки по русскому языку 8 класс
Поурочные разработки по русскому языку 8 класс...