Развитие познавательного интереса на уроках русского языка.
статья по русскому языку

Вера Свечникова

Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами типа "Надо беречь и любить!" Нужно сделать так, чтобы детям нравились уроки русского языка. Только так, другого пути нет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

   

                                                     Подготовлен

                                                      учителем  русского языка и литературы

МОУ «Трепольская СОШ»

 Михайловского района

Рязанской области

                                                              Свечниковой В.В.

  1. Актуальность  развития познавательного интереса  на уроках русского языка.

                                                                        Разум дан человеку, чтобы

                                                                   познавать мир. Но важно, чтобы

                                                                   путь познания продолжался

                                                                   по инициативе самого человека,

                                                                   чтобы тот был не объектом,

                                                                   а субъектом освоения тайн мира.

                                                                                                          С. Смит

Среди множества актуальных проблем школы есть одна, от решения которой зависит успешность обучения учащихся. Учащихся нужно вернуть в школу. Ещё в 2000г. Г.А.Ягодин говорил: «Только 9% старшеклассников учатся в школе с интересом, 15% учеников уверены, что в школе попусту тратят время; 18% вообще не занимаются в школе, а 63% занимаются время от времени и только 18% занимаются систематически». У детей потерян интерес к учебе, отсутствует мотивация. Не секрет, что дети читают сейчас мало, грамотность их падает. Поэтому считаю решение этой проблемы можно осуществить через развитие познавательного интереса.

        Многие методисты и психологи считают, что у учащихся познавательный интерес является одним из наиболее значительных мотивов учения. Им они чаще всего объясняют свое отношение к учебному предмету или виду деятельности ("Люблю математику потому, что интересно решать задачи..."). Источниками возникновения познавательного интереса у детей являются книги, техника, личные наблюдения, учебные занятия, труд, требующий применения знаний, внеклассная работа. Решающая роль принадлежит обучению в его сочетании с трудом.

     Наша главная идея – дать каждому тот положительный опыт сотрудничества с русским языком, который позволит  сформировать позитивное отношение к самому языку, даст ему возможность овладеть основами научных знаний о языке и основами языковой и речевой грамотности.

     Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами типа «Надо беречь и любить!» Нужно сделать так, чтобы детям  нравились  уроки русского языка. Только так, другого пути нет.

      Одной из главных задач процесса обучения в целом и методики русского языка в частности считаю активизацию познавательного интереса у учащихся на уроках путем применения различных форм, методов и приемов. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом.

    Положительное отношение к русскому языку – это и ощутимые каждым ребёнком конкретные положительные результаты в освоении русского языка. Русский язык красив и понятен – вот какой вывод должны сделать дети в процессе изучения родного русского языка. Да, он не всегда бывает лёгким! Учиться любому делу серьёзно – трудно.  Но русский язык – мой родной язык, поэтому я всё в нём могу понять и объяснить, поэтому я могу научиться писать и говорить правильно.

     Моя главная задача не расширить программу по русскому языку, а добиться  прочного усвоения всего программного минимума каждым обучающимся. Главное – дать возможность каждому получить достойное  образование, которое позволит эффективно продолжить изучение русского языка. Я считаю, что это можно достичь через развитие познавательного интереса.

  1. Формирование познавательного интереса учащихся к предмету

                                                        Важнейшая движущая сила

                                                                      обучения – интерес.                                                

                                                                                     Платон

Познавательный интерес – это внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.

К внутренним мотивам учебной деятельности, по мнению психологов, относятся:

-познавательный интерес к изучаемому материалу;

-интерес к процессу обучения;

-желание найти объяснение непонятным явлениям.

                                                                                                                           

Психологами доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.

О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил известный психолог А. Н. Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны для разума».

Каковы же основные условия, при которых возникал бы познавательный интерес?

1.Развитию познавательного интереса, по мнению Д. Б. Богоявленской,  способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2.Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен, однообразная информация  и однообразные способы действий вызывают скуку.

3.Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета.

4.Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

5.Яркость, эмоциональность учебного материала, заинтересованность самого учителя воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

        Каковы же пути,  позволяющие  воспитывать    у  учащихся  любовь  к русскому языку как к предмету?

         Таких путей много, но одним из них, я считаю,  является  применение  элементов  занимательности  на  уроках  русского  языка  при   изучении  различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков.

Не заставлять, а заинтересовывать, надо сделать серьезное обучение занимательным, давая интересные уроки. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума - вот к чему надо стремиться.

Занимательность на уроке - это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

Учеба - это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, желание понять, будит мысль. Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Если  учащиеся поймут всю важность задачи, поставленной перед ними, и полюбят  наш предмет, то успех в обучении почти обеспечен.

Формирование постоянного интереса можно достичь различными способами:

1. Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи.

Удивление   может быть связано с историческим комментарием- рассказом об истории языкового явления.                                                                  

Например, рассказываю пятиклассникам об истории беглых гласных.

           О  и Е могут чередоваться с нулем звука:

                     лоб – лбы

                     день – дня

Почему «убежали» гласные? Были особые гласные буквы Ъ (ер) и Ь (ерь). В современном русском языке есть такие буквы, но у них другие функции. А раньше эти буквы обозначали самостоятельные звуки:

                   Ъ – краткое О , Ь – краткое Е.

Судьба этих гласных изменилась. В одних положениях (в безударной позиции) они выпали.

Сънъ –съна (современное –сон-сна), дьнь – дьня (современное – день-дня).

Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.

Добиться этого позволяют следующие приемы:

        1) Отсроченная отгадка.

В начале урока учитель дает «загадку», отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Например, в шестом классе при изучении темы «Буквы О-А в корнях –ГОР- ГАР» предлагаю ребятам проанализировать следующие словосочетания:

угарный газ, выгореть на солнце.

Обращаю их внимание, что в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А  (создаю проблемную ситуацию). С чем это связано? Предлагаю поставить ударения в данных словах, и ребята сами делают вывод о том, что выбор букв  О - А в корнях – ГОР—ГАР - зависит от ударения.

       2) Найди ошибку.

Данный прием приучает ребят быстро реагировать на ошибки (сначала чужие, а затем уже видеть и исправлять свои). Ученики получают текст (или текст записан на доске) со специально допущенными ошибками. Пятиклассники с удовольствием «работают учителями» (элемент ролевой игры)- исправляют ошибки в тексте:

В соду с ветки на ветку перелитает шустрая птичька. Спена у ние серая, грутка жолтая, на галофке Чорная шапочька. Это сеница. В сат она прилитела за жучьками.

В девятом классе ученикам предлагается исправить грамматические ошибки в сложноподчиненных предложениях с придаточным определительным:

-У девушки голубые глаза, которую  я люблю. (У девушки, которую я люблю, голубые глаза).

-Машина сломалась, которая была куплена в прошлом году. (Машина, которая была куплена в прошлом году, сломалась).

-Саша был на вечере молодого поэта, которого он недавно прочитал книгу стихов. (Саша был на вечере молодого поэта, книгу стихов которого он

недавно прочитал).

2. Создание проблемных ситуаций на уроке.

Учащиеся испытывают потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей. Однако при определении степени сложности заданий необходимо учитывать уровень развития школьников.

3. Индивидуальный подход к каждому ученику.

Важно, чтобы на уроке была создана благоприятная эмоциональная атмосфера.

4. Смена деятельности, переключение внимания с одного объекта на другой.

  Переключению внимания помогают средства наглядности.

5. Использование ролевых игр, позволяющих ребенку поверить в свои силы, а учителю создать «ситуацию успеха» для каждого ученика.

6. Обращение к юмору на уроке – один из путей формирования интереса ребят к предмету.

Использование игр на определенном этапе урока

Пяти - шестиклассники любят играть. Эмоциональная атмосфера игры помогает увлечь ребят изучением законов родного языка. Игра доставляет радость и приносит пользу: обогащает словарь, развивает речь, пробуждает интерес к предмету, воспитывает внимание.

1.Игра «Цепочка» - хорошая тренировка памяти, орфографической зоркости и проверка правильно делить слова на слоги.

Ведущий (как правило, один из учеников) называет любой слог, записывают его на доске, а игроки (ученики) называют второй слог, чтобы получилось двусложное слово. Второй слог служит началом следующего слова и т. д.

Получается, например, такая запись: ча-ща-вель-вет-ка-ша-рик-…

Подбирать можно только существительные в начальной форме, и это ограничение затрудняет игру. Игра прерывается, если последний слог не дает начала другому слову или игрок не может подобрать нужное слово.

Часто один слог дает возможность составить несколько цепочек:

                                  ра-ба-рон

                       Та

                                 бель-мо-ре-ка-бан-…

Игра «Из слова в слово», которую я также использую при изучении раздела «Фонетика» в 5 классе, учит различать слова и осознавать их смысл. Ребятам предлагается исходное слово, которое дает при замене буквы новое слово. Последнее слово в цепочке называю сразу, чтобы каждый ход выполнялся целенаправленно. Например, дается задание: «сплетите»из дня сеть.

                   День-пень-лень-тень-сень-сеть.

После составления данной цепочки  можно предложить вопрос: Что служит для смягчения данных слов? (мягкий знак).

2.При изучении раздела «Лексика» предлагаю игру «Марафон». Толкования слов читаются в быстром темпе. Ученики должны сразу назвать слово по его толкованию. Например:

- старый, опытный воин (ветеран);

- герой русских былин, совершающий воинские подвиги (богатырь);

- человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе и другом виде транспорта (пассажир).

Данная игра может использоваться при проведении словарного диктанта, когда учащиеся не только отгадывают слово, но и записывают его в тетради, объясняя орфограммы.

Игра «Марафон» активизирует словарный запас школьников. Отбор слов можно связать с изучаемым материалом. Так, при работе с заимствованными словами в 6 классе даются следующие толкования слов:

- команда, личный состав танка, самолета, корабля (экипаж);

- непрерывно движущаяся лестница для подъема и спуска людей в метро (эскалатор);

- площадка для взлета, посадки и стоянки самолетов (аэродром).

Эта игра помогает учащимся освоить лексикографическое умение определять слово по его толкованию.

3.При проведении игры «Составь слово» в 5 классе отрабатываются одновременно и синтаксические навыки.

Предлагается следующее задание:

Записать предложение, найти определение, выделить в нем приставку.

                   Осенью идут бесконечные дожди.

В подлежащем выделить корень.

                   Шум вреден для здоровья.

В слове интересный выделить словообразующую морфему, а в слове красный – изменяющуюся часть слова.

Из выделенных морфем ребята составляют слово бесшумный. Предлагаю им объяснить орфограмму в данном слове и составить с ним предложение.

4.Популярной у ребят всех возрастов является игра «Составь слово из букв, входящих в данное слово». В качестве исходного обычно выбирается орфографически трудное слово: растительность, корреспонденция и др.

За одну минуту необходимо составить из букв, входящих в конкретное слово, как можно больше существительных в начальной форме. Можно предложить дополнительное задание: обозначить в образованных словах орфограммы.

Во время проверки ученики по очереди называют составленные слова. Побеждает тот, кто последним называет слово. Важно, чтобы слова не повторялись. Можно поощрять за составление наиболее длинных слов.

Эта игра помогает запомнить облик слова, развивает внимание к написанию слов, что в конечном итоге способствует развитию орфографической зоркости.

Игры со словом занимают 5-7 минут и могут проводиться в любое время урока, их можно использовать и в качестве «речевой разминки».                        5.Игра «Переводчик» используется мною в 5 классе при закреплении темы «Синонимы». Ребята с удовольствием выступают в роли переводчиков, заменяя слова в предложении синонимами:

- Доктор прописал пациенту инъекции. (Врач назначил больному уколы.)

- Караульный спрятался от ливня под кровлей здания. (Сторож укрылся от дождя под крышей дома.)

6.Игра «Четвертый лишний» используется в различных вариантах. Шестиклассники получают задание при закреплении темы «Чередование гласных А-О в корне слова»: исключив в каждом  ряду «лишнее» слово, объяснить, по какому признаку они его обнаружили.

                   1. Изл…жение, предл…жить, возл…гать, распол…житься.

                   2. Р…сток, водор…сли, выр…сший, разр…статься.

                   3. К…сание, прик…сновение, неприк…сновенный,    к…снуться.

                   4. Заг…релый, уг…реть, ог…рок, подг…реть.

С интересом ученики 6 класса ищут «четвертый лишний» фразеологизм, объясняют, как его обнаружили и составляют с ним предложение:

                    1. Хоть пруд пруди,

                        кот наплакал,                  

                        тьма-тьмущая,

                        яблоку негде упасть.

                     2. Во все лопатки,

                         сломя голову,

                         черепашьим шагом,

                         в мгновенье ока.

                      3. Слово в слово,

                         тютелька в тютельку,

                         вилами по воде писано,

                         комар носа не подточит.

7. Игру « Найди пару» можно использовать в 5 классе при изучении тем «Синонимы» и «Антонимы». В предложениях ребятам необходимо найти синонимы (1), антонимы (2):

              1. Вам не видать таких сражений!

                  Бойцы вспоминают минувшие битвы.

                 Сквозь туман кремнистый путь лежит.

                 Через Ладожское озеро прокладывалась ледяная трасса.

               2. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя - глаза протирает.

                   Подальше положишь – поближе возьмешь.

С интересом пятиклассники выполняют следующее задание: к словам левого столбика найти пару (синоним) из правого.

                     Алфавит                   скакать

                     огонь                        азбука

                     шалун                       пламя

                     конница                    озорник

                     прыгать                     кавалерия

                     бросать                      кидать

Аналогично можно предложить задание по нахождению пары (антонима).

Подобные игры развивают внимание детей.

8. Хорошей умственной «гимнастикой» для ребят являются дидактические игры «Найди потерянные слова», «Рассыпанные предложения» или «Рассыпанные тексты». Учащиеся получают задание:

       1)вставить во фразеологизмы необходимые по смыслу слова, например, названия животных и птиц:

                   - купить (кота) в мешке;

                   - дуется, как (мышь) на крупу;

                   - брать (быка) за рога;

                   - считать (ворон);

                   - писать, как (курица) лапой;

       2)вставить в предложения подходящие по смыслу  с чередующимися гласными О-А в корнях – КОС-, -КАС-:

                    - Весна ……. своим дыханием земли. (Коснулась)

                    - Летучие мыши порою почти …..лица. (Касаются)

 3) в 8-9 классах ученикам предлагаются «потерявшие друг друга» части предложений, ребята составляют из этих фрагментов целое:

               - когда медвежонок устал; как грозовая туча; он сел и прикоснулся лапой к голове; ночь приближалась и росла; в лесу в это  время темно и пусто; лишь одинокие желтые листья касаются оголенных ветвей.

         4)составить из «рассыпанных предложений» связный текст,

     объяснить написание чередующихся гласных:

                    - Загорелись прощальным отблеском облака. Зарево

                    разлилось по небу. Все замерло. Это солнце собирается

                    спать.

           5)Ярким дидактическим материалом для уроков русского языка

       являются пословицы и поговорки. Ребятам предлагаются

                  следующие задания:

               а) составить пословицы и поговорки из данных слов.

                      Труд – пруд (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)

                       Дело – потеха (Делу время – потехе час.)

                       Телега – сани (Готовь сани летом, а телегу – зимой.)

               б)   соединить разрозненные части пословиц, расставить знаки

                     препинания, определить, где союзы соединяют однородные

                     члены, а где части сложного предложения:

                       Ехал в Казань                да стоять не велит.

                       Гусли звонки                  а попал в Рязань.

                       Мала пчела                     да струны тонки.

                       Мороз велик                    а загрызет.

               в) составить пословицы из разрозненных частей, расставить

                      знаки препинания в бессоюзных предложениях.

                       Спать долго                    год хлебородный.

                        Май холодный               жить с долгом.

9. При изучении раздела «Фонетика» предлагаю пятиклассникам слова, которые «спрятались» в следующих словах:

                      хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.

10. Одной из популярных игр школьников являются кроссворды, составление которых может играть роль итогового задания по той или иной теме. Составление кроссворда требует отбора слов в соответствии с изучаемой темой и умения «зашифровать» слово. Выполняя такую работу, ученики должны обращаться к учебнику, справочнику, чтобы набрать необходимое количество (не менее 20 слов) терминов, уточнить определение понятия. В качестве контроля за тем, как составлен кроссворд, можно использовать взаимопроверку: в начале урока ребята меняются составленными дома кроссвордами и вписывают карандашом свои ответы.

        На собственном опыте убедилась, что усвоение нового материала учащимися происходит механически, которое держится в детской памяти очень недолго. Заучивание слово в слово правил не помогает ребенку выработать лингвистическое чутье, стать грамотным. Более того, родной язык нередко становиться для учащихся ненавистным, скучным, сухим сводом этих орфографических и пунктуационных правил. Между тем, даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение детей к русскому языку, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, смекалки, зрительной памяти.

        И еще немало важный аспект - это создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейший успех в преодолении учебных затруднений.

Все эти методы позволят учителям в каждом конкретном случае избрать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам, особенностям учеников, степени развитости у них познавательного интереса с тем, чтобы приподнять его на новый, более высокий уровень.

Урок русского языка важен не только и не столько отработкой знаний, умений и навыков - он должен быть интересным и проблемным для ребёнка, развивающим его способности. Тогда и наше представление о ребёнке становится полнее. Занимательные, творческие задания, стимулирующие у детей желание выразить себя, - основа личностно ориентированного обучения, подразумевающего индивидуальный подход, знание возрастной психологии ребёнка.

Именно на таких уроках создается атмосфера взаимного доверия и живого общения, позволяющего успешно осуществлять самореализацию каждого ученика в процессе учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы"

Данная статья  знакомит с методами и приемами работы на уроках  для развития познавательного интереса к русскому языку и литературе....

Дипломная работа "Роль активных методов обучения в развитии познавательного интереса на уроках русского языка в основной школе"

В работе представлен теоритический материал о роли обучающегося в современном образовательном процессе. В пратической части представлен эксперимент по развитию познавательного интереса на уроках русск...

"Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы"

В статье представленны формы и методы работы, способствующие развитию познавательного интереса на уроках русского языка....

опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»

Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...

опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»

Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...