Справочный материал для подготовки к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

В данной статье  размещен основной теоретический материал, без знания которого не выполнить тестовую часть на экзамене по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СРЕДСТВА   ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

МЕТАФОРА –СКРЫТОЕ  СРАВНЕНИЕ; употребление слов в переносном значении

Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа.

зеркало озера;

Олицетворение - это когда неживому предмету придают качества, способности, черты человека.( Луна подмигнула сквозь высь облаков. Океан танцевал в лунном свете.)

Эпитет -  выразительное, образное определение(КАКОЙ?) Отговорила роща золотая  берёзовым весёлым языком.)

СРАВНЕНИЕ - приём, основанный на сопоставлении явлений. (Передо мной морем (сущ. В творит.падеже чем?)раскинулась и пестрела спелая рожь. 

Сравнительные союзы: как, будто, словно, точно, чем

(Всякий вид работы приятнее, чем покой.)

 ФРАЗЕОЛОГИЗМ  - устойчивое МЕТКОЕ  словосочетание, УПОТРЕБЛЁННОЕ  В  ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ, например: "собаку съесть"  - быть знатоком в каком-либо деле.

Делать из мухи слона 

Держать ухо востро

Звездный час

Из-под палки
Как крысы с корабля
Клевать носом

Ломать голову

Не ударить в грязь лицом
явился — не запылился

Не от хорошей жизни


Антитеза - приём противопоставления явлений и понятий. Часто основан на употреблении антонимов. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.)

Гипербола – преувеличение Шаровары   шириною с Чёрное море.



Предварительный просмотр:

Тренировочные упражнения.

  1. Выпишите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет и подчеркните его

1) Близко упавшая мина порвала провод и далеко в сторону отбросила другой конец кабеля.

2) Смертная обида томит его.

3) Мёртвый, он остался в строю, на линии.

4) Когда в конце боя передовая часть, получив нужные указания, ударила немцам во фланг и ушла от окружения, связисты, сматывая кабель, наткнулись на человека, полузанесённого позёмкой.

2. Выпишите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот и подчеркните его

1) Его старший брат стоял рядом с ним, с ужасом смотрел, как малыш бултыхается в воде, и тоже молчал от испуга.

2) И я тоже решил после школы поступать в институт физкультуры.

3) Он забыл о страхе, не осознавал, что рискует своей жизнью.

4) Дима ведь просто мог стоять рядом с полыньёй, как другие мальчишки.

3.Выпишите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм и подчеркните его

1) Ценой своей жизни наши бойцы остановили продвижение чеченского бандформирования численностью до двух с половиной тысяч стволов.

2) Уже потом станет известно, что в Аргунское ущелье Хаттаб привел лучших наёмников, среди которых было много арабов.

3) Одна из улиц Грозного названа именем 84-х псковских десантников.

4) Что бы ни говорили, но жива наша гвардия, и доказательство тому - подвиг псковских гвардейцев-десантников.

4. Выпишите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора и подчеркните его

1) Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит восприятие небольшого художественного текста.

2) Классический рассказ - образец художественности.

3) Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя.

4) Вот почему рассказ - своего рода индикатор, выявляющий степень читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом.

5.Выпишите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение и подчеркните его

1) Жизнь человека полна опасностей: болезни обступают его, недобрые люди покушаются на него, кругом соблазны...

2) Да разве в самом деле существуют добрые и злые духи?

3) Но вспомните: почти у каждого был такой случай, что кажется - погиб.

4) Может быть, это просто случай; может быть, это ты сам сумел собраться; но как в эту минуту не подумать с благодарностью о добром гении?

6.Выпишите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола и подчеркните его

1) Матери Таньчора предлагала: «Давай, мама, сюда свою голову», зная, что мать любит, когда перебирают волосы на голове.

2) И это всё ты, никто больше не смог бы родить и вырастить таких хороших людей, никто - так и знай.

3) Старухины глаза застилали слезы от этих слов, и она торопливо поднималась: «Хватит на сегодня. Дорвались, а дело стоит».

4) Мать потом долго испытывала их про себя, как бы случайно, ненароком припоминая выпавшие слова, на самом деле старательно собранные в памяти, чтобы погреть, когда захочется, душу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочный материал при подготовке к заданию В 8 (ЕГЭ по русскому языку)

Справочное пособие по средствам выразительности (В8). Позволяет организовать подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Есть проверочные задания и ключи....

Справочный материал для подготовки к зачету по теме "История на страницах фольклора" (8 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой)

Справочный материал для подготовки к зачету по теме "История на страницах фольклора"  поможет учителю и ученику систематизировать знания по предложенной теме....

Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по математике

Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по математике (алгебра +геометрия)...

Справочный материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ 2020

Справочные материалы по алгебре и геометрии для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ....

Справочный материал для подготовки к заданию 15.3. (сочинение ОГЭ)

Толкование определений для сочинения 15.3....