Исследовательский проект.
проект по русскому языку (6 класс)
Какова роль фразеологизмов в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Какова роль фразеологизмов в речи. | 398.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Ох, уж эти фразеологизмы.
Исследовательский проект.
2017-2018 учебный год
Содержание:
- Паспорт проекта……………………………………………………
- Аннотация проекта…………………………………………………
- План проекта……………………………………………………….
- Теоретическая часть проекта………………………………………
4.1 Введение……………………………………………………….
4.2 Лингвистическая справка………………………………………….
4.2.1Фразеологизмы, произошедшие из мифов………………….
4.2.2 Фразеологизмы, пришедшие из Библии…………………….
4.3 Употребление фразеологизмов в произведениях
художественной литературы:
4.3.1 Фразеологизмы в баснях И.А.Крылова…………………….
4.3.2 Фразеологизмы в рассказах Н. Носова…………………….
4.3.3 Фразеологизмы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина……...
4.3.4 Фразеологизмы в русских народных сказках………………
4.4 Фразеологические словари…………………………………….
4.5 Омонимы- фразеологизмы, синонимы- фразеологизмы,
антонимы-фразеологизмы………………………………………
- Аналитические материалы………………………………………...
- Описание продукта-буклета……………………………………….
- Заключение…………………………………………………………
- Список использованной литературы……………………………..
- Приложения………………………………………………………..
- Интернет-ресурсы………………………………………………...
1.Паспорт проекта
Название
Ох, уж эти фразеологизмы
Тема
Фразеология
Руководитель
Куликова С.В.
Тип
Исследовательский проект
Основная учебная дисциплина
Русский язык
Дополнительная дисциплина
Литература
Цель
Определение роли фразеологизмов в речи
- Ознакомиться с научной литературой по теме;
- Выявить, каковы характерные признаки фразеологизмов, и определить, чем отличаются фразеологизмы от свободных сочетаний;
- Выявить состав фразеологизмов в тексте и определить обстоятельства, при которых они употреблены;
- Выяснить значение фразеологизмов в лингвистических словарях;
Проблема
Какова роль фразеологизмов в речи
Предполагаемый результат
Доказать важнейшую роль фразеологизмов для придания речи
образности, яркости, выразительности
Предполагаемый продукт
Словарь с самыми интересными фразеологизмами
Необходимое оборудование
анкеты, литература по теме, компьютер, Интернет
Состав проектной группы: учащиеся 6 класса
2. Аннотация проекта.
В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 классов сдают ОГЭ, в контрольно-измерительных материалах которых есть задания, требующие знания фразеологизмов. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.
Проблема: Какова роль фразеологизмов в речи.
Цель: Провести определённые исследования в области языкознания, изучить природу фразеологизмов и учиться на примере русских народных сказок и басен И.А.Крылова.
Задачи:
1.Ознакомиться с научной литературой по теме.
2.Выявить состав фразеологизмов в тексте и определить обстоятельства, при которых они употреблены.
3.Выяснить значение фразеологизмов в лингвистических словарях.
4.Сделать выводы, какова их роль как стилистического средства.
Объекты исследования:
- речь школьников;
- художественные произведения;
- фразеологические словари;
- научно-методическая литература.
3. План проекта.
Этап
Направление работы
Планируемый результат
1. Подготовительный
Выбор проблемы, источников литературы, составление плана
Определение поля деятельности и структуры работы
2. Деятельностный
Формулирование гипотезы, составление анкеты, изучение материалов по заявленной теме
3. Научное обоснование темы заявленного проекта и глубины освещения исследуемого вопроса
4. Ход исследования
Работа с литературными источниками (современная художественная литература, Библия, мифы)
Подготовка теоретических выкладок
5. Рефлексивный
Обработка полученных данных
Окончательное определение содержания практической составляющей проекта
6. Аналитический
(заключительный)
Анализ результатов
Формулировка заключения и практических выкладок по проекту
4. Теоретическая часть проекта.
4.1.Введение.
Фразеологические обороты – это устойчивые сочетания, являющиеся неисчерпаемым источником речевой экспрессии. Употребление фразеологизмов в речи делает её сильной, яркой, меткой, убедительной. При помощи фразеологизмов можно сказать коротко о многом, поскольку они определяют не только предмет, но и его признак, не только действие, но и его обстоятельства. Использование в речи фразеологизмов способствует развитию чувства языка, расширяет знание о языке, обогащает речь, делает её образной и экспрессивной. Наличие большого количества фразеологизмов в языке показывает его богатство, и нельзя изучить язык, не изучив его фразеологии. Очень часто за такими словами и оборотами лежит целый мир, историческая эпоха – факты ушедшего быта представлений и верований наших предков, реальные события далекого прошлого. Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. К фразеологическим выражениям большинство учёных относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении, другие - в прямом значении.
Актуальность.
Мы выбрали именно эту тему потому, что изучение фразеологии языка – это неотъемлемая часть в изучении языка в целом. Нельзя знать язык, не зная фразеологии. Обращение к теме «Роль фразеологизмов в речи» расширит знания о языке, обогатит речь, поможет уместному употреблению фразеологических выражений.
Цель учебно-исследовательской работы – провести определённые исследования в области языкознания, изучить природу фразеологизмов
Задачи:
- ознакомиться с научной литературой по теме;
- выявить, каковы характерные признаки фразеологизмов и определить, чем отличаются фразеологизмы от свободных сочетаний;
- выявить состав фразеологизмов в тексте и определить обстоятельства, при которых они употреблены;
- выяснить значение фразеологизмов в лингвистических словарях;
- сделать выводы, какова их роль как стилистического средства.
Практическая значимость заключается в том, что с результатами исследований можно ознакомить одноклассников, выступить на научно – практической конференции, пропагандируя необходимость изучения такого интересного раздела науки о языке, как фразеология, и использовать полученные знания на уроках русского языка и литературы.
Объекты исследования:
- речь школьников;
- художественные произведения;
- фразеологические словари;
- научно-методическая литература.
Методы исследования:
- метод сплошной выборки;
- метод контекстуального анализа;
- метод опроса;
- метод статистической обработки.
4.2 Лингвистическая справка.
Слово фразеология происходит от двух слов греческого языка: phrasis – выражение, оборот речи и logos – понятие, учение, следовательно, фразеология – это раздел науки о словах (лексикологии), изучающий устойчивые словосочетания и обороты.
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом, например, бить баклуши – «бездельничать», за тридевять земель – «далеко».
Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы – другие фразеологизмы; например, синонимы: на краю света, куда ворон костей не заносил;антонимы: возносить до небес, втаптывать в грязь.
Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека – его отношение к труду, например, золотые руки, мастер на все руки, отношение к другим людям, например, закадычный друг, медвежья услуга, личные достоинства и недостатки, например, не теряет головы, водить за нос и другие.
Фразеологизмы используются в обыденной речи, в художественных произведениях, в публицистике.
Значение фразеологизма можно найти во фразеологическом словаре. Чтобы найти нужный фразеологизм там, надо начинать поиск с первого самостоятельного слова. В «Школьном фразеологическом словаре русского языка» В.П.Жукова словарные статьи даются строго по первому слову фразеологизма.
Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях. Они помещаются под знаком ◊ в конце той словарной статьи толкового словаря, которая совпадает с первым самостоятельным словом фразеологизма, например:
Белка, -и, род.мн.-лок. дат –лкам, ж. Небольшой пушной зверёк отряда грызунов, с большим пушистым хвостом, живущий на деревьях, а также мех этого зверька.
◊ Как белка в колесе вертеться (или кружиться, крутиться) – быть в беспрестанных хлопотах, быть занятым многими делами. [2]
Употребляя фразеологизмы, надо помнить, что в них нельзя вставлять новых слов или заменять одни другими. Нельзя сказать вместо сесть в калошу - « сесть в детскую калошу», или вместо положить в долгий ящик – «положить в коробочку». В составе фразеологизма смысл имеют не отдельные слова, а все выражение в целом. Это значит, что фразеологизмы, надо помнить, знать в том виде, в котором они утвердились в языке.
Особенности фразеологизмов.
Фразеологизмы существуют в языке в тесной связи с лексикой, их изучение помогает лучше познать их строение, образование и употребление в речи.
Так, охарактеризовать героя — человека, не понимающего, что он делает,— можно с помощью одного фразеологизма: без царя в голове.
Таким образом, точность - это первая особенность фразеологии.
Другая особенность фразеологии — её образность. Писатели видят в русской фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности. Картинность и образность речи выражается фразеологизмами, которые влияют на воображение слушающего, заставляя его переживать сказанное сильнее, эмоциональнее, чем если бы говорящий обратился к нему с речью чисто логической.
Сравнение является наиболее простым языковым средством образности(стрелой лететь, лететь, как стрела).
В основе образности фразеологизмов лежат различные приёмы, например: гипербола - живого места нет, пушкой не прошибёшь; литота — с гулькин нос, тише воды, ниже травы, от горшка два вершка. [ 1]
Для создания образности обычно используются хорошо известные народу предметы и явления. Например, многие фразеологизмы включают названия животных, причем оценка этих животных, их признаки те же, что и в фольклоре: заяц — трусливый, медведь — неповоротливый (медведь на ухо наступил), волк — голодный и жадный, лиса — хитрая, слон - нечто большое, значительное ( слона-то я и не приметил, делать из мухи слона).
4.2.1 Фразеологизмы, произошедшие из мифов
Происхождение фразеологизмов.
1) исконно-русские (топорная работа, зелёная улица);
2) старославянские (ищите и обрящете);
3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту);
4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку).
Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой.
Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения "раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.", т е. делать несложное, нетрудное дело.
Фразеологизмы, пришедшие из мифов.
(Караблин С., Моисейкина А., Чеснакова А.)
Очень интересными нам показались фразеологизмы, пришедшие из мифов:
- Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение.
- Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.
- Ахиллесова пята - уязвимое место.
- Дамоклов меч - нависшая, угрожающая опасность.
- Двуликий Янус - двуличный человек.
4.2.2 Фразеологизмы, пришедшиеиз Библии
(Ярмуш П., Кузьмин А., Тремасова В.)
Мы познакомились с фразеологизмами, пришедшими из Библии:
- Внести свою лепту - про человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие.
- Глас вопиющего в пустыне - напрасные призывы, остающиеся без ответа.
- Допотопные времена - доисторические времена.
- Зарыть талант в землю - о человеке, не развивающем свои природные способности.
4.3 Употребление фразеологизмов в произведенияххудожественной литературы
(Комиссарова А., Ледовской П., Константинова С.)
4.3.1 Фразеологизмы в баснях И.А.Крылова
4.3.2 Фразеологизмы в рассказах Н. Носова
4.3.3. Фразеологизмыв сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
4.3.4 Фразеологизмыв русских народных сказках
Нами была проведена определённая исследовательская работа, в результате которой мы узнали, употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы.
Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. Были найдены такие фразеологизмы:
- "Тришкин кафтан": Тришкин кафтан;
- "Обезьяна": мартышкин труд;
- "Кот и повар": а Васька слушает да ест;
В рассказах Николая Носова были найдены фразеологизмы:
- бежать во всю прыть- бежать очень быстро;
- бить баклуши- бездельничать;
- броситься наутёк - убежать;
- в два счёта- очень быстро;
- в трёх соснах заблудились-запутались в простом деле;
- и дело с концом- закончить начатое дело;
- как в воду глядел-предвидел настоящее;
- как в воду опущенные - поникшие;
- как с луны свалился- появился неожиданно;
- накостылять по шее - наказать;
Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Лексическое значение фразеологизма
"Дикий помещик"
ни пяди не уступить - нисколько не отдать
стоять на своём - добиваться выполнения своих требований
некуда носу высунуть - некуда выйти
"Премудрый пескарь"
ума палата - иметь много ума
гляди в оба - будь бдителен
сон в руку - вещий сон
ступай за семь вёрст киселя хлебать - отправляться далеко за чем-либо
нам ко двору - к месту
В русских народных сказках:
Из народных сказок пришли фразеологизмы:
- и я там был, мёд-пиво пил
- избушка на курьих ножках
- Кощей Бессмертный
- Лиса Патрикеевна
- ни в сказке сказать, ни пером описать
- при царе Горохе
Фразеологическое богатство языка оживает под пером талантливых писателей, публицистов и становятся источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров.
Такая исследовательская работа позволила нам сделать вывод: наши писатели очень часто употребляют в своих произведениях фразеологические обороты, которые помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, последовательно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо стремиться. А учиться нужно у наших классиков.
4.4 Фразеологические словари
Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение. Авторы словарей: А.И. Фёдоров "Фразеологический словарь русского литературного языка", А.И. Молотков "Фразеологический словарь русского языка", Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский "Учебный фразеологический словарь" , Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т «Словарь фразеологических синонимов русского языка» и другие.
4.5 Омонимы-фразеологизмы,синонимы- фразеологизмы,антонимы-фразеологизмы
При изучении словарных статей стало ясно, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы.
В словарях мы нашли примеры фразеологизмов-омонимов:
- Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию.
- Пустить петуха - это поджечь что-то.
А вот примеры фразеологизмов-синонимов:
- Ума палата - семи пядей во лбу
- Голова на плечах - светлая голова. Два сапога пара - одного поля ягоды.
И, наконец, примеры фразеологизмов-антонимов:
- Хоть пруд пруди - кот наплакал.
- Засучив рукава - спустя рукава.
- Заварить кашу - расхлёбывать кашу.
5.Аналитические материалы
Социометрическое исследование.
Был проведен опрос учащихся 6 класса. Были заданы такие вопросы:
1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм?
2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?
3. Приведите примеры фразеологизмов.
4. Ваш любимый фразеологизм.
5. Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?
6. Откуда пришли к нам фразеологизмы?
78% детей знают, что такое фразеологизм, 22% не знают.
Чаще всего дети встречаются с фразеологизмами в сказках, в художественных произведениях и в баснях.
Из всего богатства фразеологизмов чаще всего в речи учеников звучали фразеологизмы: бить баклуши, разбиться в лепёшку, зарубить на носу.
Среди детей используют фразеологизмы в своей речи - 33%, иногда используют – 44%, не используют – 23% учащихся.
Происхождение фразеологизмов оказалось для многих детей неизвестным. Любимый фразеологизм учеников - как с гуся вода,зарубить на носу.
6.Описание продукта-буклета
Буклет представляет собой коллекцию лучших фразеологизмов, составленный в ходе исследовательской работы.
См. Приложение № 2.
7. Заключение.
В ходе исследовательской работы мы познакомились с источниками фразеологизмов русского языка, совершенствовали навык работы с фразеологическими словарями, создали презентацию о фразеологизмах.
Мы выяснили, что употребление фразеологизмов в речи делает её сильной, яркой, меткой, убедительной. Использование в речи фразеологизмов способствует развитию чувства языка, расширяет знание о языке, обогащает речь, делает её образной и экспрессивной. Наличие большого количества фразеологизмов в языке показывает его богатство, и нельзя изучить язык, не изучив его фразеологии. Очень часто за такими словами и оборотами лежит целый мир, историческая эпоха – факты ушедшего быта представлений и верований наших предков, реальные события далекого прошлого.
В конце исследовательской работы мы пришли к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.
8. Список использованной литературы.
- Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. Учеб ное пособие для учащихся. Под редакцией Н.М. Шанского. М, «Просвещение», 1993г.
- Жуков В.П., Молотков А.И., Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. – 4-е изд.. – М.: Рус. яз., 1986.
- Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. Пособие для учащихся. Под редакцией Ф.П.Филина. М. просвещение, 1981.
- Субботина Л.А.-автор-составитель. Фразеологический словарь русского языка для школьников. -Екатеринбург: У- Фактория, 2004.-412 с.
- Учебное пособие: Русская словесность. От слова к словесности.6 класс: учебное пособие / Р.И. Альбеткова. – 10-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2010.
- Учебник: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.Русскийязык.Учебник для 6-го класса в 2-х частях.М.: Просвещение, 2014.
9.Приложения.
Приложение №1.
Анкета.
1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм?
2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?
3. Приведите примеры фразеологизмов.
4. Ваш любимый фразеологизм.
5. Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?
6. Откуда пришли к нам фразеологизмы?
Приложение №2.
Словарь фразеологизмов, составленный в ходе исследовательской работы.
- А Васька слушает да ест - не обращает внимания.
- А ларчик просто открывался - проблема, казавшаяся сложной, имела простое решение .
- Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение.
- Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.
- Ахиллесова пята - уязвимое место.
- Бежать во всю прыть - бежать очень быстро.
- Бить баклуши – бездельничать.
- Броситься наутёк - убежать.
- В два счёта - очень быстро.
- В трёх соснах заблудились - запутались в простом деле.
- Взять на буксир - помочь.
- Внести свою лепту - про человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие.
- Вывести на чистую воду - заставить сказать правду.
- Глас вопиющего в пустыне - напрасные призывы, остающиеся без ответа.
- Глядеть во все глаза - очень внимательно.
- Гляди в оба - будь бдителен.
- Дамоклов меч - нависшая, угрожающая
- Демьянова уха - насильное чрезмерное угощение, вопреки желанию угощаемого.
- Держать камень за пазухой таить злобу.
- Держи карман шире - надеяться на что-либо, чего не может быть.
- Допотопные времена - доисторические времена.
- Зарыть талант в землю - о человеке, не развивающем свои природные способности.
- Засучив рукава - энергично.
- Золотое руно - золото, богатство, которым стремятся овладеть.
- И волчью вашу я давно натуру знаю - имею большой жизненный опыт.
- И дело с концом - закончить начатое дело.
- Как белка в колесе - быть в беспрестанных хлопотах.
- Как в воду глядел - предвидел настоящее.
- Как с луны свалился - появился неожиданно.
- Калачом не заманишь - ничем не соблазнишь.
- Кануть в Лету - навсегда исчезнуть, быть забытым.
- Манна небесная - неожиданная удача, чудесная помощь.
- Мартышкин труд - напрасный труд.
- Накостылять по шее - наказать
- Интернет-ресурсы.
1.http://content.foto.mail.ru/bk/u1177/_blogs/i-1108.jpg
2.http://cle.pickens.k12.sc.us/images/announcement/142542-2081126-857.gif
3.http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/saltykov-shchedrin-chitat.html
4http://lukoshko.net/storyList/nikolay-nosov.htm
5.http://www.stihi-rus.ru/1/krylov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы проектирования (модули: исследовательский проект, социальный проект, бизнес-план) 10-11 класс
Основы проектирования - программа для 10-11 классов. Модули: "Исследовательский проект", "Социальный проект" и "Бизнес - план"....
Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.
Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...
Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии
Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА “ Яшь эзтабарлар”түгәрәге кысаларында “352 нче Орша дивизиясе эзләреннән” темасына эзләнү-тикшеренү проекты. Исследовательский проект “ По следам 352 ой Оршанской дивизии” в рамках кружка “ Юный следопыт
Актуальность проектаАктуальность этого проекта определяется тем, что, в 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период кр...
Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов
Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...
Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.
Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...
Исследовательский проект участника конкурса научно-исследовательских работ "Старт в науке".
Конкурс научно-исследовательских работ. Предмет «русский язык».Тема проекта: «Приёмы словообразовательной языковой игры на материале повести-сказки Э.Н. Успенского «М...