Подготовка к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Материал содержит рекомендации по подготовке к заданиям по обособленным членам предложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
теоретический материал | 37.34 КБ |
презентация | 117.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласно спецификации 9 задание проверяет знание следующих тем:
- Осложненное простое предложение?
- Знаки препинания в простом осложненном предложении
- Знаки препинания при обособленных определениях?
- Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
- Знаки препинания при сравнительных оборотах?
Алгоритм выполнения задания
1) Хорошо выучите всю теорию по этому заданию. Важно не запутаться в терминологии. Важно знать, что такое обособленные, однородные члены предложения, что такое осложненное простое предложение, и чем оно бывает осложнено. В задании не просят расставить запятые. Формулировка может быть следующей: "Среди предложении? 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения."
2) Внимательно прочитайте все предложения. Особое внимание обратите на слова-помощники в задании: "обособленное", "однородное" , "распространенное" и т.д.
3) Выучите разницу между определениями, обстоятельствами и дополнениями. Нужно знать некоторые особенности терминологии. Например, обособленные определения - это очень часто причастные обороты, но , конечно, не всегда. Бывают и одиночные определения. Обособленные обстоятельства часто бывают выражены деепричастным оборотом, но тоже не всегда. Приложение - это определение, выраженное существительным. Вот все эти тонкости важно знать, прежде чем вы приступите к выполнению задания.
Осложненное простое предложение - это предложение, в составе которого есть:
- однородные члены предложения.
- обособленные определения или приложения, дополнения, обстоятельства.
- вводные конструкции
- вставные конструкции
- слова-обращения
- междометия
- уточнение
- сравнительный оборот
Но в данном задании проверяются только осложнения, грамматически связанные с членами предложения. Поэтому теорию о вводных словах, конструкциях, междометиях, обращениях можно найти в следующем задании.
Потренируемся! НАЙДИТЕ в данных предложениях обособленные обстоятельства. Укажите, чем они выражены.
Внимание! В предложении может быть 2 и более обособленных обстоятельства.
1. Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника.
2. Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.
3. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь.
4. Было темно, только две звездочки, как два спасательных маяка, сверкали на темно-синем своде.
5. Старуха, несмотря на преклонный возраст, отлично видит и слышит.
6. Наша футбольная команда, при условии регулярных тренировок, может перейти в первую лигу.
7. Пройдя через тяжкие испытания, он сумел сохранить свое человеческое достоинство.
8. Ты проснёшься ль, исполненный сил, иль, судеб повинуясь закону, всё, что мог, ты уже совершил...
9. Лодка, как утка, ныряла и потом, взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала на поверхности.
10. Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.
11. С тех пор и до конца московского разорения никто из домашних Безуховых, несмотря на все поиски, не видел больше Пьера и не знал, где он находится.
12. Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении, и, опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль.
13. Две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утёса.
14. И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.
15. Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот-бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и, несмотря на вьюгу, учуял краковскую.
16. К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены.
17. Долгое время он боролся с своею догадкою, принимая ее за мечту воспаленного съестными припасами воображения, но чем чаще повторялись свидания, тем мучительнее становились сомнения.
18. Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака.
19. В прибрежном районе, вследствие длинной осени и запаздывания весны, перелёты птиц также запаздывают.
1. Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам.
2. Среди предложений 18—21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
– (20)Чудеса! – раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
3.Среди предложений 23–27 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников.
4. Среди предложений 24—29 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
– (24)Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.
– (25)Это мне Витя подарил, – спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.
(27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здоро во, юный жених!
5. Среди предложений 1−7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
– (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
6. Среди предложений 19–25 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.
(21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:
– (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!
7. Среди предложений 6—11 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.
(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».
8. Среди предложений 17—20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.(18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
9. Среди предложений 12—15 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:
– (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?
(15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.
10. Среди предложений 40—45 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(40)Сперва заработали ноги. (41)Краб перевернулся, медленно, с трудом поднялся. (42)Встал, отдыхая и отходя. (43)Он стоял, большой, корявый, стоял и набирался сил. (44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.
– (45)Будет жить, – сказал Зыбин твёрдо.
11. Среди предложений 34 – 38 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
– (34)Хорошо, – Митя побоялся обидеть старого медведя, – а завтра мы ляжем спать пораньше, чтобы поиграть с вами со всеми живыми.
(35)Мальчик пожал ручку солдатикам, погладил по голове собачку Тишку, поставил машинки в гараж. – (36)Ника, давай спать, а завтра опять поиграем с игрушками!
– (37)Хорошо, – зевая, сказала девочка и уснула.
(38)Утром детей разбудил папа:
12. Среди предложений 13—18 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(13)Вы задумывались когда-нибудь, как много делают для вас мамины руки, как натружены они, как беспокойны – добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки. (14)Они – самое первое, что мы почувствовали в жизни, когда пришли в этот новый, незнакомый и удивительный мир. (15)Они прижали нас к груди, защитив от невзгод и тревог. (16)Мамина ладошка коснётся твоих волос, потреплет их игриво, и вот ушли все неприятности и огорчения, как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. (17)Самое дорогое сокровище, самая большая ценность в нашей жизни – руки нашей мамы! (18)Взявшие на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни, все тяжести и непогоды – всё то, что ограждает нас от невзгод и позволяет быть счастливыми.
13. Среди предложений 13—19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.
(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка».
14. Среди предложений 10—15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…
(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
15. Среди предложений 13—17 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(13)Дескать, школьная форма сейчас не обязательна, а пиджаки будут мальчиков дисциплинировать и настраивать на серьёзный лад. (14)Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка. (15)«Как денди лондонский…» – радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку. (16)Он себе тоже очень нравился в пиджаке, но только до тех пор, пока не пришёл в школу. (17)В своём 7 «А» один лишь он таким образом вырядился.
16. Среди предложений 38–50 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(38)Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, и эта мысль, как незаживающая рана, будет то затихать, то пробуждаться. (39)Ты будешь находиться под её тяжёлой властью и, оглядываясь, скажешь: «Прости!» (40)Нет ответа.
(41)Некому прошептать милосердное слово «прощаю».
(42)Когда мама стояла у окна, её плечи слегка вздрагивали от беззвучных слёз. (43)Но я этого не заметил. (44)Я не заметил грязных своих апрельских следов на полу, не расслышал хлопнувшей двери.
(45)Теперь я всё вижу и слышу. (46)Время всё отдаляет, но оно приблизило ко мне и этот день, и многие другие дни. (47)Во мне накопилось много слов. (48)Они распирают мне грудь, стучат в висок. (49)Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.
(50)Прости меня, родная!
17. Среди предложений 21—25 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(21)Машенька сопит в обнимку с куклой, часы неутомимо режут вечность на ломтики. (22)Елена и Софья не замечают, что лежащая на подушке Катя изо всех сил пытается приподнять руку, и ей наконец это удаётся. (23)Она неловко отводит с лица девочки непослушную прядь, нежно гладит её по щеке и что-то шепчет в аккуратное ушко.
(24)Девочка вздрагивает, приоткрывает один глаз и, не глядя, сгребает всех кукол с тумбочки.
(25)Уютно устроившись в коконе из одеял, Лена и Соня мгновенно засыпают в тёплом кольце хозяйских рук, и им снится первый за эту жизнь сон.
ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Найти обособленные согласованные определения
1. Старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул он или только задумался.
2. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспенённые, загрязнённые разным хламом.
3. Дети, любопытные и любознательные, сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.
4. Но теперь недолго они говорили, - тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам: «Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет!»
6. Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорблённого самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такою уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить, как собаку, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утёса.
7. Старший брат моего отца, умерший в 1813 году, имея в виду устроить деревенскую больницу, отдал его мальчиком какому-то знакомому врачу для обучения фельдшерскому искусству.
8. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач…
9. Поля, всё поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги…
10. Одна, черная, крупная и облезлая, была очень похожа на тех крыс, которых он видел на кораблях во время путешествий.
11. Доктор Будах, отмывшийся, переодетый во все чистое, тщательно побритый, выглядел очень внушительно.
12. Я думаю, казаки, зевающие на своих вышках, видя меня, скачущего без нужды и цели, долго мучились этой загадкою.
Найдите в данных предложениях обособленные несогласованные определения.
1.Квадратный, широкоплечий, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер.
2.Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
3. Была ещё последняя надежда — с наступлением ночи прорваться в степь.
4.Алёна, с крас¬ными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб.
5. Молодой парень Матвеев, с добрым лицом, на костылях, стал вспоминать разные случаи.
6. Чёрный щенок, величиной с большую жабу, подкатился под ноги к нам.
7. Недаром он говорил, что в жизни есть только одно несомненное счастье — жить для другого.
8. А ночи, тёмные, тёплые, с лиловыми тучами, были спокойны.
9. Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из дворов ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид.
10. Играл зеркальный отблеск моря в вершинах сосен, и текла вдоль по коре, сухой и жёсткой, смола, прозрачнее стекла.
11. У деда Семёна была своя золотая и несбывшаяся мечта — стать столяром.
12. Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные отблески, осыпанные также алмазным блеском.
13. Это был клест-сосновик, с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом, скрещенным как два кривых костяных ножа.
14. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами.
15. Гагин ничего не отвечал ей; а она, с стаканом в руке, пустилась карабкаться по развалинам, изредка останавливаясь, наклоняясь и с забавной важностью роняя несколько капель воды, ярко блестевших на солнце.
16. Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой, с кипучими волнами, как воображал ее Штольц.
В тесте ГИА задание В4 выглядит так: Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
3. Тренировочное упражнение
В данных предложениях найти обособленное приложение:
1. Нашим большим коллективным разумом мы не смогли постичь, зачем Тебе, герою, понадобилось видеть Муравья-разбойника, когда при появлении его достаточно оттрепетать и стихнуть.
2. Сенатор, новый владелец его, нисколько их не теснил, он даже любил молодого Толочанова, но ссора его с женой продолжалась; она не могла ему простить обмана и бежала от него с другим.
3. Это не было сном. Его комната, настоящая, разве что слишком маленькая, но обычная комната, мирно покоилась в своих четырех знакомых стенах.
4. Между прочим говорили о том, что жена старосты Мавра, женщина здоровая и неглупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села…
5. Да вот, недалеко искать, вот месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ.
6. Но на лице Елены в три часа дня стрелки показывали самый низкий и угнетенный час жизни - половину шестого.
7. Моя свекровь Авдотья Васильевна Аксенова, родившаяся еще при крепостном праве, простая неграмотная «баба рязанская», отличалась глубоким философским складом ума…
8. Узнали, что сумасшедший дед наш Петр Кириллыч был убит в этом доме незаконным сыном своим Герваськой, другом отца нашего и двоюродным братом Натальи.
9. Кругом же творился некий вялый бедлам - пауза такая после бурного шабаша.
10.Этот бледный и хрупкий, как фарфоровая фигурка, старичок – по-моему, Кофье, председатель Торговой палаты.
11. В городе Москве он, этот человек, вдруг получил право на существование, приобрел смысл и даже значение.
12. Наступили лучшие дни в году - первые дни июня.
13.Только она, эта богатырева рукавица, людям невподъем.
14. Катя, Данилова-то невеста, незамужницей осталась.
15. Гатчина и Павловск, резиденции великокняжеской четы, остались до наших дней, несмотря на новые планировки и перестройки, памятниками эпохи Павла.
16. Я подозреваю, что мужу ее, мирному абхазскому князю, приходилось терпеть более грубые формы проявления ее деспотического темперамента.
17. Тем более, что лицом была похожа на мать, а мать, родом какая-то княжна с восточной кровью, страдала чем-то вроде черной меланхолии.
18. Я не знаю, сколько они в тот день набили дичи, чем измеряли свою торжествующую добычу, но они уничтожили тишину, самое дорогое качество голубого мира.
19. Моя бабушка — набожная, не¬сколько романтичная католичка — любила посещать кладбища в разных городах и потом рассказывала о них.
20. Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических средств для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Осложненное простое предложение - это предложение, в составе которого есть: • однородные члены предложения. • обособленные определения или приложения, дополнения, обстоятельства. • вводные конструкции • вставные конструкции • слова-обращения • междометия • уточнение • сравнительный оборот
Обособленные обстоятельства - это обстоятельства, которые выделены в устной речи интонацией, а в письменной - запятыми. Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ? и т.д.
Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства ? 1) ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ Пошумев , река успокоилась. Как узнать деепричастие? 1. отвечают на вопросы что делая? и что сделав? 2 . имеют суффиксы -а/-я, -в, -вши, -ши (+ - сь ) 3. примеры деепричастий: слыш /а, дума/я, откры /в, увиде /вши, запер/ши/ сь
Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства ? 2) ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ Мужики , увидев помещика, сняли шапки. !!! Деепричастный оборот - это деепричастие с зависимым (-ми) словом (- ами ). НЕ ПУТАЙТЕ обособленный деепричастный оборот с ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ: Судя по всему , наше путешествие затянется. По совести говоря , мне не хочется об этом рассказывать. Д/О отвечает на вопрос, обозначает добавочное действие и имеет прямой смысл, а В/К не отвечает на вопросы и имеет переносный смысл.
П римеры вводных конструкций , которые можно перепутать с деепричастным оборотом: · иначе говоря · коротко говоря · честно говоря · между нами говоря · мягко выражаясь и т.п.
НЕ ПУТАЙТЕ обособленный деепричастный оборот с ПРИДАТОЧНЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ: [ Вот книга ] , ( прочитав которую вы узнаете много интересного ) . В ыделенная часть предложения - это придаточное определительное, а не деепричастный оборот. !!! В деепричастном обороте НЕТ грамматической основы и не может быть местоимения «который», а в придаточном определительном есть грамматическая основа и «который»!
3)СРАВНИТЕЛЬНЫМ ОБОРОТОМ Голова у нее острижена, как у мальчишки . Вместо союза КАК могут употребляться синонимичные союзы СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ЧТО (= КАК), ПОДОБНО. НЕ ПУТАЙТЕ c равнительный оборот с ПРИДАТОЧНЫМ СРАВНИТЕЛЬНЫМ: [ Мы втроём начали беседовать ] , (как будто век были знакомы ) . (выделенная часть предложения - это придаточное сравнительное, а не деепричастный оборот) В сравнительном обороте НЕТ грамматической основы , а в придаточном сравнительном есть!
4) УСТУПИТЕЛЬНЫМ ОБОРОТОМ с предлогом НЕСМОТРЯ НА или НЕВЗИРАЯ НА На улицах, несмотря на яркое солнце , горели фонари. НЕ ПУТАЙТЕ уступительный оборот с ПРИДАТОЧНЫМ УСТУПИТЕЛЬНЫМ. [ Он выглядит опрятным, чистым ] , (несмотря на то что одежда его изрядно поношена ) . (выделенная часть предложения - это придаточное уступительное, а не деепричастный оборот)
ВИДЫ ОБОСОБЛЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ 1) НЕРАСПРОСТРАНЁННЫЕ (это обособленные обстоятельства, выраженные одной самостоятельной частью речи ) В груди, дымясь , чернела рана. 2) РАСПРОСТАРНЁННЫЕ (это обособленные обстоятельства, состоящие из 2 и более самостоятельных частей речи ) Войдя в залу , я спрятался в толпе мужчин. 3) ОДНОРОДНЫЕ (это обособленные обстоятельства, которые относятся к одному и тому же глаголу-сказуемому и отвечают на один и тот же вопрос ). Колыхаясь и сверкая , движутся полки. | Идя по шумному проспекту| и |чувствуя себя жизнерадостным |, он испытывал счастливое удовольствие.
Выполняя экзаменационный тест, ВНИМАТЕЛЬНО читайте задание! Обращайте внимание на следующее: 1) сколько предложений нужно найти; 2) сколько обособленных обстоятельств должно быть в предложении; 3) какого типа должно быть обособленное обстоятельство (распространённое/нераспространённое/ однородные)
Варианты ФОРМУЛИРОВКИ задания 9 ОГЭ-2019: 1) Среди предложений ... найдите предложени е с обособленн ым обстоятельств ом . Напишите его номер . (1 предложение с 1 обособленным обстоятельством) 2) Среди предложений ... найдите предложени я с обособленн ым обстоятельств ом . Напишите номера этих предложений. (2 или более предложений с 1 обособленным обстоятельством) 3) Среди предложений ... найдите предложени е с обособленн ыми обстоятельств ами . Напишите его номер. (1 предложение с 2 или более обособленными обстоятельствами ) 4) Среди предложений ... найдите предложени е с обособленн ым распространённым обстоятельств ом . Напишите его номер. (1 предложение с 1 распространённым обособленным обстоятельством, т.е. состоящим из 2 и более самостоятельных частей речи ) 5) Среди предложений ... найдите предложени е с однородными обособленн ыми обстоятельств ами . Напишите его номер. (1 предложение с 2 или более обособленными обстоятельствами, которые относятся к одному глаголу-сказуемому)
Что такое ОБОСОБЛЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ? Обособленное определение - это определение, которое выделяется интонацией и запятыми . Определения отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и др. Определения бывают СОГЛАСОВАННЫЕ и НЕСОГЛАСОВАННЫЕ .
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ : 1 ) причастный оборот Тропинка , зарастающая травой , вела к реке. Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами. Признаки причастия: отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? и т.п. имеет суффиксы: - ущ -/- ющ -, - ащ -/- ящ -, - вш -/-ш-, -ем-/-ом-/-им-, - енн -/- ённ -/- нн -, -т- можно заменить глаголом: бушующий океан - тот, который бушует , летящий шар - тот, который летит , шумевший водопад - тот, который шумел , нёсший сумку - тот, который нёс , кукла, одеваемая девочкой - та, которую одевают, решённая задача - та, которую решили, разбитое стекло - то, которое разбили.
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ : 2 ) прилагательное с зависимыми словами Довольный своими успехами , он рассказал мне о них. 3 ) одиночное причастие Уставшие , туристы решили отказаться от повторного восхождения. 4 ) одиночное прилагательное Счастливый , он рассказал мне о своих успехах.
УСЛОВИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ . а) определение стоит после определяемого слова , выраженного существительным По дороге (какой?) , ведущей к садам , тянулись скрипучие арбы . б) определение удалено от определяемого существительного Потянулась , зевнула и, сердитая и угрюмая , прошлась по комнате Каштанка . в) определение относится к личному местоимению, при этом личное местоимение может стоять как перед обособленным определением, так и после Меня (какого?) , мокрого до последней нитки , сняли с лошади. Ободрённый , (какой?) я вышел на улицу . г) определение имеет дополнительное значение причины или уступки Оглушённый тяжким гулом , Тёркин никнет головой. ( Тёркин никнет головой, потому что оглушён тяжким гулом - ПРИЧИНА ).
ЗАПОМНИТЕ: НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ прилагательные и причастия, если они входят в составное сказуемое . Домой он пошёл грустный и усталый . Определение НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ , если стоит перед определяемым существительным. Зарастающая травой тропинка вела к реке.
НЕ ПУТАЙТЕ однородные необособленные определения с обособленными! Лежа на панцирнотвердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый , выпуклый , разделенный дугообразными чешуйками живот, на верхушке которого еле держалось готовое вот-вот окончательно сползти одеяло.
ТИПЫ СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ а) нераспространённые/распространённые нераспространённое - без зависимых слов (одиночное) распространённое - с зависимыми словами б) обособленные/необособленные обособленные - выделенные запятыми необособленные - не выделенные запятыми в) однородные (относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос)
ВНИМАТЕЛЬНО читайте задание 9! Обращайте внимание на следующее : а) сколько предложений нужно найти; б) сколько определений должно быть в предложении; в) каким должно быть определение распространённым/нераспространённым обособленным/необособленным.
ВАРИАНТЫ формулировки задания 9 теста ОГЭ-2015 1) Среди предложений ... найдите предложение с обособленным согласованным определени ем . Напишите его номер. 2) Среди предложений ... найдите предложени я с обособленн ым определени ем . Напишите его номер. 3) Среди предложений ... найдите предложени е с обособленн ым распространённ ым согласованн ым определени ем . Напишите его номер. 4) Среди предложений ... найдите предложение с не обособленн ым распространённ ым согласованн ым определени ем . Напишите его номер. 5) Среди предложений ... найдите предложени е с несогласованн ым определени ем . Напишите его номер. 6) Среди предложений ... найдите предложени е с обособленными нераспространёнными определениями . Напишите его номер. 7) Среди предложений ... найдите предложени е с однородными обособленными согласованными определением . Напишите его номер.
Обособленные несогласованные определения могут выражаться : существительным в Т.п. или П.п . (+ предлоги С или В, НА) с зависимыми словами или без них; неопределённой формой глагола с зависимыми словами; прилагательным в сравнительной степени с зависимыми словами.
Чем отличается несогласованное определение от согласованного? Согласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи согласования ( деревянный забор , наш подъезд, второй этаж, летящий шар). Согласованные определения всегда согласуются с главным словом в падеже, числе и роде . Несогласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи управления и примыкания (улица города , юбка в клеточку , её ученики, бумага потолще , прогулка верхом , ребёнок лет пяти , обещание любить ).
Несогласованные определения не согласуются с главным в падеже, числе и роде . К несогласованному определению, выраженному существительным, можно задать два типа вопроса: какой? и вопрос косвенного падежа (Т.п. или П.п .): Москва , вся в новогодних гирляндах, выглядела красиво. Москва КАКАЯ? В ЧЁМ? вся в новогодних гирляндах
ПРИЛОЖЕНИЕ – это определение, которое выражено существительным . Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.
Приложение может быть нераспространённым (состоящим из одного существительного) и распространённым (состоящим из существительного с зависимым словом или словами). Следом за Деевым прошёл к саням и Сапожков ( И.п ), железнодорожник ( И.п .). (Приложение железнодорожник нераспространённое , относится к существительному Сапожков) Хозяин (И. п.), суровый мужик (И. п.), не рад был ни гостям, ни наживе . (Приложение суровый мужик распространённое, относится к существительному хозяин)
Приложение может обособляться не только запятой, но и тире: а) если стоит в конце предложения и является разъяснением к сказанному (перед таким приложением можно вставить союз а именно) На маяке жил только сторож — старый глухой швед.
б ) если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложение с однородным членом. За столом сидели хозяйка дома, её сестра — подруга моей жены - двое незнакомых мне лиц, моя жена и я. в) для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительное значение. Какая-то ненатуральная зелень — творение скучных беспрерывных дождей — покрывала жидкою сетью поля и нивы . г) для того, чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова. Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах.
Внимание! Приложения , написанные через дефис и заключённые в кавычки, обособленными НЕ ЯВЛЯЮТСЯ! Девочки- подростки на другом углу площади уже выводили хороводы. Мы смотрели балет "Лебединое озеро".
Формулировка задания 9. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным/необособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
Обособленные дополнения выражаются: именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями к роме; в место; п омимо; с верх; за исключением; и сключая; в ключая; наряду с и др. со значением включения, исключения, замещения, то есть с ограничительным или расширительным значением.
Тут , кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья, не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек. Мистер Гопкинс , наряду с другими людьми в серых касках , стоял неподвижно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тестовые задания « Подготовка металлических поверхностей под простую и улучшенную окраску», «Подготовка деревянных поверхностей под штукатурку».
Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти....
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси
Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка
Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...