Подготовка к ЕГЭ. Задания 16,18,21. Простое осложнённое предложение.
тест по русскому языку (10 класс)
Тест. 2 варианта. Отработка заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege._zadaniya_161821._prostoe_oslozhnyonnoe_predlozhenie.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ. Задания 16,18,21.
Простое осложнённое предложение (однородные члены предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения; постановка двоеточия.)
Вариант 1.
1. Укажите, нужна ли запятая перед союзом да.
а) нужна; б) не нужна.
1. Щи да каша пища наша.
2. Снайпер бьёт редко да попадает метко.
3. Много прочёл да мало учёл.
4. В сумке дорожной хлеб да стихи.
5. Гаврила хотел что-то возразить да сжал губы.
6. В поле камни, пни да мох седой.
7. К полуночи небо как будто бы стемнеет да вдруг опять засветлеет, точно ребёнок нахмурится.
8. Наш воевода в родню был толст да не в родню был прост.
9. Собака, Лев да Волк с Лисой в соседстве как-то жили.
10. Лес засорен перестоем да валежником.
2. Определите, сколько запятых нужно поставить в предложении с однородными членами, соединёнными союзом (союзами):
а) одну запятую; в) три запятые;
б) две запятые; г) не нужны запятые.
1. На горе стоят очень редкие сосны и очень частые сосновые и еловые пни.
2. Далеко гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром.
3. Маяк то вспыхивал то погасал беззвучно.
4. На земле как-то тихо и голо без пшеницы и ржи и овса.
5. Деревья кусты и трава на земле покрылись каплями росы.
6. Чудный воздух и прохладно-душен и полон неги и движет океан благоуханий.
7. В то утро простился с тобою твой муж или брат или сын…
8. Жизнь ручья проходит то пузырями и пеной а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней.
9. Владимир Солоухин не только поэт но ещё и великолепный прозаик и публицист и литературный критик.
10. Радостно молодо было и на небе и на земле и в сердце человека.
3. Укажите, какой знак пропущен в предложении с однородными членами:
а) запятая; в) тире;
б) двоеточие; г) все знаки поставлены верно.
1. Брали слово старшие и помоложе, бригадиры и просто рабочие.
2. Вдруг все вокруг стало для меня дорого: и это серое выцветшее небо и лесистые бугры.
3. И радость встреч, и горечь разлук мы всё испытали, товарищ и друг.
4. Ты не увидишь ни горя, ни муки, доли не встретишь лихой.
5. Жизнь в представлении Алёши была разделена на две части на детскую и взрослую.
6. Счастье берём по праву и жарко любим, и поём, как дети.
7. Поручни, компасы, бинокли, всякие приборы и даже высокие пороги всё это было медное.
8.Всё вокруг: и лесная опушка, и унылое болото вырисовывалось уже ясно, отчётливо.
9. К нему со всех сторон ползут донесения, указания, разъяснения, иногда неожиданные, остроумные яркие.
10. И дождь, и туман, и тучи всё это перемещалось между собой.
4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
На скамейку кто-нибудь присаживался ( ) и начинался неторопливый разговор.
1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом нужна запятая.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом не нужна запятая.
5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Золотисто-розовые тучи заходящего солнца некоторое время скользили по склонам гор ( ) и взбирались всё выше и выше.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом не нужна запятая.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
В окна с улицы лился глухой шум ( ) и летела пыль.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом не нужна запятая.
2) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом нужна запятая.
7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. ( Знаки препинания не расставлены).
1) На конкурсе нужно было спеть песню или прочитать стихотворение.
2) В голосе Якова была и неподдельная глубокая страсть и молодость.
3) Собака доверчиво поглядывала на меня и слегка махала хвостом.
4) Наташа выпила молока и тотчас уснула на широкой и длинной лавке.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. ( Знаки препинания не расставлены).
1) В песне русский человек и исповедуется своей судьбе и грустит и радуется.
2) Картины Шишкина известны как в нашей стране так и за рубежом.
3) На фоне тёмной зелени деревьев и кустарников резко выделялись красноватые башенки и беседки.
4) В поэзии самые обычные слова начинают и сверкать и звенеть и благоухать.
9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. ( Знаки препинания не расставлены).
1) Нехитрое устройство приводило в движение и воздуходувки и прокатные станки и все машины прокатного цеха.
2) Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац.
3) Уже увяли и почернели травы и цветы.
4) То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев.
10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
11. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
На пути уходящей с отливом рыбы сети не ставят: течение очень сильное, сносит любые заграждения.
1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2)Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
12. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Вся усадьба Чертопханова состояла из четырёх срубов разной величины: из флигеля, конюшни, сарая, бани.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
Простое осложнённое предложение (однородные члены предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения; постановка двоеточия.)
Вариант 2.
1. Укажите, нужна ли запятая перед союзом да.
а) нужна; б) не нужна.
1. Сын раскрыл было рот да пошатнулся на ногах, позеленел в лице и вышел вон.
2. А жизнь сурова, она идёт себе да идёт по своим законам.
3. В настоящую лесную глушь забираются только белки да пёстрый дятел.
4. Вот пошёл он в лес по орехи да заблудился.
5. И стар да весел, и молод да угрюм.
6. Я хотел давно об этом сказать да был чем-то огорчён.
7. Горсть песка да осоки клок – вот и весь островок.
8. А потом позвонил медведь да как начал, как начал реветь.
9. Но это был не городской да не сельский звук.
10. Я видел только бой да вместо песен слышал канонаду.
2. Определите, сколько запятых нужно поставить в предложении с однородными членами, соединёнными союзом (союзами):
а) одну запятую; в) три запятые;
б) две запятые; г) не нужны запятые.
1. Шли лесными тропинками и лесным бездорожьем забредали на хутора и в маленькие деревни.
2. Глубоко-глубоко отражались в пруде и берег и вечернее небо и белые полоски облаков.
3. Я люблю эти тёмные ночи эти звёзды и клёны и пруд.
4. Дом был весь окружён этими видами этим воздухом да полями да садом.
5. Из земли воздуха и солнечного света растения вырабатывают и стебель и лист и цветок.
6. Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.
7. Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью.
8. Незнакомый господин усадил ребёнка на стул опустился рядом с ним на колени очень осторожно промыл и перевязал рану.
9. В этом возгласе было и восхищение и благодарность и любовь.
10. Мы оглянулись и с трудом узнали знакомые и мирные места.
3. Укажите, какой знак пропущен в предложении с однородными членами:
а) запятая; в) тире;
б) двоеточие; г) все знаки поставлены верно.
1. Зимой и летом, днём и ночью, в шторм и непогоду выходят в море корабли.
2. Всё вокруг: и лесные дали, и небо, и широкая гладь канала посветлело.
3. Лиственные деревья: осина, ольха и берёза – ещё голы.
4. Всё вижу в тёмных тонах стволы прошлогодние листья, сухие стебли трав.
5. В поздний час все домашние в сборе братья, сёстры, отец и мать.
6. И леса твои, и поля твои всё забрал бы с собой.
7. Ужинали все вместе и оба лесничих, и кучер, и женщины.
8. Всё вокруг: подсолнухи акации и сухая трава – были покрыты пылью.
9. Был там лаковый парк и леса, и вековое безмятежное спокойствие.
10. Вся мебель: диваны, столы и стулья были сделаны из красного дерева.
4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Из окон низеньких белых домов кое-где струился туманными прямыми полосами свет ( ) и длинными косяками ложился на жёлто-бурую блестящую землю.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом не нужна запятая.
2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом нужна запятая.
5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
В сенях пахло свежими яблоками ( ) и висели волчьи и лисьи шкуры.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом не нужна запятая.
2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом нужна запятая.
6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Подул ветерок с заречья ( ) и сразу стало свежо.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом не нужна запятая.
2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом нужна запятая.
7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. ( Знаки препинания не расставлены).
1) Кое-где при дороге попадётся угрюмая ракита или берёзка с клейкими листочками.
2) Я подолгу бродил или по парку или вдоль берега.
3) Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу и посёлок и самих людей.
4) Эти стихи взволновали и тронули меня простотой и особым ритмом.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. ( Знаки препинания не расставлены).
1) Разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ним?
2) Раскольников старается контролировать свои мысли и чувства и не даёт возможности своей совести «выбраться» наружу.
3) Я видел и созвездие Дельфина и туманные огни и огненную черту Персея.
4) От верхушки до основания пень как бы тлел то ярко-сияющими то тускло-серебристыми пятнами.
9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. ( Знаки препинания не расставлены).
1) Дымы дальних пожаров медленно всходили к небу или отдельными кучными облаками летали по горизонту.
2) Волк каждый год линяет да своего обличия не меняет.
3) Молнии разрезали небо и слева и справа и впереди.
4) В слове тысячелетиями накапливаются и живут мысли и опыт народа.
10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Ничто не нарушало наш отдых: ни голоса людей, ни пение птиц, ни шелест листьев.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
11. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части
12. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Дневные звёзды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Простое осложнённое предложение" для учащихся 11 классов.
Тест проводится после изучения темы "Синтаксис простого предложения"....
"Простое осложнённое предложение"
Контрольная работа...
Простое осложнённое предложение. Обобщение 11 класс . Подготовка к ЕГЭ
Ситема подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Обобщение материала по теме "Простое осложнённое предложение" позволяет применить различные методиы на пути освоения материала. Презентации и раз...
Простое осложнённое предложение. подготовка к ЕГЭ.
Презентация способствует быстрому закреплению основных навыков и умений по теме....
ОбОбщение. Простое осложнённое предложение. подготовка к ЕГЭ
Тестовые задания...
Простое осложнённое предложение. Подготовка к Егэ
Раздаточный материал для самостоятельной работы в группах....
Простое осложнённое предложение. (Понятие об осложнённом предложении)
Презентация к уроку русского языка в 8 классе....