Задания для школьного этапа ВОШ по русскому языку.
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)
Задания для школьного этапа ВОШ по русскому языку (10-11 классы) с ответами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
для 10-11 классов
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Прочтите слово проезд. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик со старухой.
Задание 2. От следующих существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударение.
Аэропорт, бант, кран, конус, торт, форзац, шарф, средство, статуя, сирота.
Задание 3. Прочтите отрывок из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». Найдите и выпишите фразеологизмы, объясните их значение.
Он (Воробьянинов) ещё неясно представлял себе, что последует вслед за получением ордеров, но был уверен, что тогда всё пойдёт как по маслу: «А маслом,- почему-то вертелось у него в голове,- каши не испортишь». Между тем каша заваривалась большая…
Задание 4. В следующих предложениях определите значения слова живот и запишите их.
- Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая;
За шкуру он свою дрожал.
(И.А. Крылов)
- И много живота пограбиша.
(Древнерусская летопись)
- Совсем отлукавилась лошадь, а ведь какой прежде согласный был живот…
(И.С.Тургенев)
В каком значении осталось это слово в современном русском языке?
Запишите это значение и приведите пример.
Задание 5. Вспомнив всё, что вы знаете о синонимах, попытайтесь проникнуть в творческую лабораторию писателя и «угадать», какое из заключённых в скобки слов было им использовано.
- Владимир встал и пошёл искать дороги домой, но ещё долго (блуждал — бродил) по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам дома (А. Пушкин). 2. Горные (верхушки — вершины) спят во тьме ночной (М. Лермонтов). 3. В гостиной сидела старушка с добреньким и худеньким лицом, робким и печальным (взглядом — взором) (И. Тургенев). 4. Дипломат говорил спокойно и величаво, развивая какую-то (идею — мысль) (Ф. Достоевский). 5. Белинский (владел — обладал) необыкновенной проницательностью и удивительно светлым взглядом на вещи (Н. Добролюбов). 6. Даша взяла горсть камешков и не спеша (бросала — кидала) их в воду (А.Н. Толстой). 7. Характерные черты (внешности — наружности) Тополева — высокий рост, сутуловатость, усы — послужили благодарным материалом для художника (В. Ажаев).
Задание 6. Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:
Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России.
Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся. Объясните свой выбор.
Задание 7. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.
Прекрасное должно быть величаво. (А.С.Пушкин).
Без сказки правды мира не бывает. Мне сказочное видится во всём. (Б.Луговой)
Родившаяся двойня требовала внимания, но княгиня не боялась ни за детей, ни за себя.
(Н.П. Павлищева).
Задание 8. Случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор?
Если нет, то почему?
Задание 9. Запишите как можно больше глаголов, которые без «не» не употребляются.
Задание 10. При правке своих ранних рассказов А.П.Чехов сделал такие замены: что-то специфическое → что-то особенное; ничего экстраординарного → ничего особенного; индифферентно → равнодушно; для баланса → для равновесия; симулировать → разыгрывать; игнорировать → не замечать; ординарный → обыкновенный.
О чём свидетельствует практика редакторской работы великого писателя?
Существует ли такая проблема в наши дни?
Дайте развёрнутый ответ на вопрос в форме небольшого сочинения-рассуждения.
ОТВЕТЫ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
№ задания | Ответ | Оценка (баллы) |
1 | [П]-0 [р]-1 [а]-3 [й]-1 [э]-0 [с]-3 [т]-2 | по 1 б. за правильный ответ. Макс. 7 б. |
2 | ||
Аэропорт- аэропОрты Бант-бАнты Кран- крАны Конус-кОнусы Торт- тОрты Форзац-фОрзацы Шарф-шАрфы Средство-срЕдства Статуя-стАтуи Сирота-сирОты | По 1 б. за правильный ответ. Макс. 10 б. | |
3 | Он (Воробьянинов) ещё неясно представлял себе, что последует вслед за получением ордеров, но был уверен, что тогда всё пойдёт как по маслу: «А маслом,- почему-то вертелось у него в голове,- каши не испортишь». Между тем каша заваривалась большая… Как по маслу - без всяких затруднений и осложнений. Заварить\ заваривать кашу - затевать сложное, слишком хлопотное дело. Маслом каши не испортишь - необходимое, полезное не приносит вреда даже в очень большом количестве. | По 1 б. за каждый верно найденный фразеологизм. За полный ответ на вопрос о значении каждого фразеологизма – по 3 балла. Макс. 12 б. |
4 |
Не в гости, но живот спасая; За шкуру он свою дрожал. (И.А. Крылов ) Живот спасая - жизнь спасая.
(Древнерусская летопись) Живот в значении «имущество»
(И.С.Тургенев) Живот - животное. В современном русском языке осталось одно значение – «часть тела». | По 1 б. за каждое верно определённое значение. Макс. 4 б. |
5 | Писатели использовали следующие слова:
4.Идею. 5. Обладал 6.Кидала. 7. Внешности. | По 1б. за слово. Макс. 7 баллов. |
6 | Они были включены в состав мужской сборной, на что указывает собирательное числительное трое, которое, как и все собирательные числительные, сочетается с существительными мужского и среднего рода и не сочетается с существительными женского рода. Грамматическая категория рода в данном случае соотносима с биологическим полом лиц (спортсменов). | 3 балла за полный ответ. |
7 | Все слова-существительные. | По 1 баллу за верно указанную часть речи. Макс. 3 балла. |
8 | Оба слова изначально несут общую идею собирания, компоновки. Компот – то, что сварено из разных фруктов или ягод, собранных вместе; композитор – тот, кто собирает мелодию из отдельных звуков). | 3 балла |
9 | Ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недопонимать, недомогать, неистовствовать, недосыпать, нездоровится, несдобровать… | Макс. 10 баллов. |
10 | Практика редакторской работы наших великих писателей свидетельствует, что не следует употреблять слова иноязычного происхождения без надобности. | Макс. 10 баллов. Ответ на вопрос- 5 баллов, грамотность- 5 баллов. |
Всего 69 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для школьного этапа олимпиады по французскому языку в 6классе.
Задания для школьного этапа олимпиады в 6 классе в формате ЕГЭ....
задания для школьного этапа олимпиады по английскому языку для учащихся 10-11 классов
Работа включает в себя 5 разделов: задания по аудированию, чтению, контролю лексико-грамматического материала, страноведению, письму. Предназначена для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиа...
Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе
Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе...
Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку (5 - 6 классы)
Олимпиады по русскому языку в 5 и 6 классах с ответами....
Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе
Задания составлены с учетом того, что в школьном этапе участвуют все желающие, поэтому каждый может найти для себя посильное задание и справиться с ним....
Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку 2016-2017 уч.года для 5-6 классов.
Здесь даны задания школьного этапа олимпиады по русскому языку для 5-6 классов в 2016-2017 году. Задания даны с ответами....
Задания для школьного этапа ВОШ по русскому языку
Задания для школьного этапа ВОШ по русскому языку...