Программа "Этимологические загадки"
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Настоящая программа предназначена для организации внеурочной работы по русскому языку c учащимися 7 класса. Данный курс имеет познавательно – практическую направленность, даёт новые сведения, которые не предусмотрены учебной школьной программой. Формирует у учащихся научно – лингвистическое мировоззрение; обогащает словарный запас, даёт возможность узнать о происхождении имён собственных, географических названий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_etimologicheskie_zagadki.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»
РАССМОТРЕНО на заседании экспертного совета Протокол №1от 31 августа 2017 | УТВЕРЖДЕНО Директор _________ Е.А. Пакулев Приказ № 809 от 31 августа 2017 |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора школы ___________________ /Т.Г. Ефименко/ 31 августа 2017 г. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета школы от 29 августа 2017 Протокол № 8 |
Программа факультатива
по русскому языку
«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»
7 в класс.
Составитель: Черепанова Е.А. учитель русского языка и литературы СОШ № 1 г. Белоярский |
2017 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для организации внеурочной работы по русскому языку c учащимися 7 класса. Данный курс имеет познавательно – практическую направленность, даёт новые сведения, которые не предусмотрены учебной школьной программой. Формирует у учащихся научно – лингвистическое мировоззрение; обогащает словарный запас, даёт возможность узнать о происхождении имён собственных, географических названий.
Принципы построения курса «Этимологические находки»» позволяют показать слова и называемые ими понятия в более широком контексте развития языка и мышления, так как семантический контекст состоит не только из лингвистических, но и из культурных и мировоззренческих звеньев. Таким образом, этимология не только удовлетворяет естественный интерес языковой личности к происхождению слов, но и дает богатый материал к осмыслению и изучению истории народа, его менталитета, устраняет неправильное представление о изучении родного языка как свода орфографических правил и исключений из них.
Главные цели:
- осмысление духовной жизни своего народа через работу со словом;
- создание предпосылки для видения мира через призму родного языка.
Основными задачами курса являются: развитие языкового чутья; владение навыком этимологического анализа; формирование коммуникативных и информационных компетенций: умения работать со словарями различных типов; формирование навыков научно-исследовательской работы.
На занятиях будет рассматриваться и этимология отдельных слов, и этимологический анализ лексико-семантических групп слов. При отборе языкового материала приоритет отдается исконной лексике, иноязычная лексика привлекается в качестве семантических параллелей. Программа ориентирована в большей степени на понимание и осмысление материала. По мере освоения этапов этимологического анализа учащимся предлагаются не только репродуктивные задания, но и задания исследовательского типа, что позволяет использовать такие типы деятельности, как поисковый, дискуссионный, рефлексивный, творческий. Итогом освоения курса является творческая работа – этимологический анализ лексико-грамматической группы слов или ряда однокоренных слов. По ходу анализа языкового материала учащимися будет создан этимологический паспорт некоторых слов.
Факультатив рассчитан на 35 ч в год (1 занятие в неделю)
- Требования к уровню подготовки.
- уметь работать со словом, анализировать морфемный состав слова;
- учиться работать с этимологическими словарями, словарными статьями;
- овладеть навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой;
- ознакомиться с приёмами исследовательской и проектной деятельности;
- знать основные способы этимологического анализа слова;
- знать основные разделы языкознания, которые связаны с этимологией;
- уметь создавать этимологические «цепочки» и «гнёзда»
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Вводный урок. История письменности | 1 |
2. | Язык-народ-культура | 3 |
3 | Этимология как наука. Связь с другими разделами языкознания. | 7 |
4 | Этимология и топонимика | 3 |
5 | Этимологический анализ слов. Практика. | 3 |
6 | Язык и мышление славян. | 4 |
7 | Создание «гнёзд» этимологически родственных слов. | 12 |
8. | Обобщающий урок. Перспектива этимологии как науки | 2 |
ИТОГО | 35 |
Содержание
Введение. Родной язык. Связь понятий «язык» - «народ» - «культура». Теории о происхождении языков. Место русского языка среди родственных языков. история языка и этимология слова.
Этимология как наука. Задачи этимологии. Этимологический анализ слова. Этимологические словари.
Фонетика и этимология. Фонетические изменения и фонетические соответствия.
Словообразование и этимология. Словообразовательные соответствия. Устаревшие суффиксы.
Ономастика. Основы ономастики.
Семантика и этимология. Семантические закономерности.
Этимология топонимических названий. Этимология топонимики ХМАО
Язык и мышление древних славян. Этимология единиц измерения и измерительных приборов. Система названий временных отрезков, их этимология. Этимология слов со значением «говорить». Связь понятий «говорить» - «лечить» - «колдовать».
Перспектива этимологии как науки.
Средства контроля.
I. Семинарские занятия.
1. Теории о происхождении языков.
2. Языковые группы.
3. История письменности. Древнейшие алфавиты.
4. Деятельность Кирилла и Мефодия.
II. Контрольная работа по теме «Фонетика и этимология»
1. Подберите однокоренное слово, в котором наблюдается чередование:
ухо - …, мокнуть - …, рыбак - …, стерегу - …, друг - …, ходить - ….
2. Найдите однокоренное слово с исконным согласным:
жена - …, польза - …, чужой - ….
3. Восстановите праславянский корень по древнерусскому и старославянскому варианту:
брань, оборона - …
безбрежный, берег - …
Бремя, беременная - …
облако, оболочка - …
главный, голова - …
4. Найдите слова с мнимым полногласием:
брат, плен, краткий, крепкий, запрет, грех, хоровод, мрак, дорога.
5. Докажите при помощи звуковых соответствий, что данные слова являются однокоренными: трясти – трус, зуб – зябь, мятеж – смута, мука – мять, звонкий – звякать, цапля-цапать, порох-перхоть
III. Контрольная работа по теме «Словообразование и этимология»
1. Составьте словообразовательное гнездо слова «слово».
2. Определите значение словообразовательного элемента вън- в словах: внимать, внушать, внимание, внедрить.
3. Докажите, что слова семя, пламя, знамя, стремя образованы по одной словообразовательной модели, найдите мотивирующее слово для каждого из них.
4. Может ли слово голубь с точки зрения фонетики и словообразования быть родственным словам желчь, зола, золото, зелень, желтеть?
5. Произведите словообразовательный анализ слов понурый, невеста, ведьма, медведь
IV. Исследовательская работа по теме «Система названий месяцев и дней недели в русском языке»
V. Зачетная исследовательская работа по теме, выбранной учащимся (Анализ лексико-семантической группы слов, относящихся к одному понятию)
Викторина.
На уроке подводится итог изученному. Ребята вспоминают, что запомнили. Предлагается следующая викторина.
- Что изучает раздел « Ономастика»?
- Как имена собственные дают названия именам нарицательным?
- Назвать географические названия, которые носят имена и отчества людей(Ерофей Павлович, Лев Толстой)
- Что вы узнали об истории фамилий на Руси?
- Откуда произошло слово хулиган?
- Что такое палиндром? Приведите примеры.
- Назвать денежную единицу, которая существовала на Руси в 16-17 веках?
- Какие денежные знаки вы ещё знаете?
- Что скрывает таблица Менделеева? Привести примеры названий химических элементов, образованных от имён собственных.
- Что вы узнали о происхождении слова нарцисс?
- Имена каких учёных связаны с названиями измерительных приборов?
- Какие виды одежды образовались по имени людей, создавших их?
- Что такое ландрин?
- Попытайтесь объяснить свою фамилию.
- Какие факты вам показались интереснее всего?
Календарно-тематическое планирование
35 часов в год (1 занятие в неделю)
Дата | Тема | Количество часов | Задачи обучения | Формы обучения |
03.09 | Вводный урок. Родной язык. История письменности. Древнейшие алфавиты. | 1ч | Обобщение и систематизация изученного о родном языке, понятие лексико-семантических групп слов | Беседа, работа в группах |
10.09 | Связь понятий «язык» - народ» - «культура» | 1ч | Показать роль мировоззрения в формировании языка | Лекция с элементами исследования |
17.09 | Теории о происхождении языков | 1ч | Познакомить с теориями о происхождении языков, формирование умения вести дискуссию, строить развернутое высказывание по типу рассуждение | Урок-дискуссия, работа в группах |
24.09. | Языковые группы. Место русского языка среди родственных языков | 1ч | Иметь представление о языковых группах, знать место русского языка среди родственных | Семинарское занятие |
01.10 | История языка и этимология слова. Этимология как наука. | 1ч | Иметь представление об этимологии как науке, о ее задачах | Лекция с элементами беседы |
08.10 | Этимологический анализ. Этимологические словари. | 1ч | Знать и вычленять этапы этимологического анализа, формирование навыка работы с этимологическими словарями | Работа по алгоритму, работа со словарями |
15.10 | Фонетика и этимология. Фонетические изменения и фонетические соответствия | 2 ч | Систематизация знаний по фонетике. Следы старославянского языка в современном русском | Лекция с элементами исследования |
22.10 | Словообразование и этимология. Словообразовательные соответствия | 1ч | Систематизация знаний по словообразованию, дать понятие о первоначальной членимости слова | Исследовательская деятельность |
29.10 | Ономастика. Что это такое? | 1ч | Познакомить с новой наукой. | Лекция с элементами исследования |
12.11 | Семантика и этимология. Семантические закономерности | 1ч | Иметь представление о семантических параллелях, семантических закономерностях, совершенствование навыка этимологического анализа | Лекция с элементами исследования |
19.11 | Этимология топонимических названий. | 1ч | Исследовать некоторые топонимы | Мозговой штурм, исследование |
26.11 | Этимология топонимики ХМАО | 2ч | Знать версии о происхождения слова «человек», уметь доказывать какую-либо из них | Мозговой штурм, исследование |
03.12 | Этимологический анализ слов. Практическая работа | 3 ч | Формировать навык этимологического анализа, уметь объяснять изменения, произошедшие со словом. Составить этимологический паспорт слов | Работа в группах, исследование |
10.12 | Язык и мышление древних славян. | 1ч | Проанализировать слова, связанные с воззрениями и обычаями древних | Лекция с элементами исследования |
17.12 | Система названий временных отрезков, их этимология. | 2ч | Формирование умения самостоятельно интерпретировать результаты этимологического анализа | Самостоятельная работа |
22.12 | Этимология единиц измерения и измерительных приборов. | 1 ч | Установить связь названий измерительных приборов с именами собственными. | Работа в группах |
24.12 | Создание «гнёзд» этимологически родственных слов. | 2ч | Уметь пользоваться этимологическим словарем | Работа в группах |
14.01 | Этимология слов со значением «говорить». Связь понятий «говорить» - «лечить» - «колдовать». | 1ч | Показать связь понятий, уметь находить семантические параллели | Лекция с элементами исследования |
21.01 | Этимология слов, характеризующих человеческие качества и эмоции. | 1ч | Иметь представление о способах наименования слов с абстрактным значением, показать отражение первичных значений в художественной речи, в лексической сочетаемости | Лекция с элементами исследования |
28.01 | Этимология слов, обозначающих цвет и запах. | 2ч | Уметь анализировать современные и исторические способы наименования, совершенствовать навык этимологического анализа | Самостоятельная работа |
| Представление и анализ творческих работ учащихся | 6ч | Иметь представление о композиции исследовательской работы на лингвистическую тему, иметь представление об аргументированности этимологической версии, уметь привлекать внеязыковой материал для исследования | Исследовательская деятельность, выступления учащихся |
Обобщающий урок. Перспектива этимологии как науки | 2ч | Обобщение знаний по программе спецкурса | Рефлексия |
Учебно-методические средства обучения.
Словари.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4, М., 1956
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.1-4, М., 1964 – 1971
- Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка, изд. 2, М., 1971
- Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев, 1970
- Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка в 2-х т., М., 1993
- Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд/ Под ред. О.Трубачева, М., 1974 – 1987
- Из истории русских слов: Словарь-пособие, М., 1993
Специальная литература
- Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово, М., 1971
- Басовская Е.Н. Личность – общество – мироздание в русской словесности. М., 1994
- Бидерман Г. Энциклопедия символов, М., 1996
- Вартаньян Э. Из жизни слов, М., 1962
- Ветвицкий Э. Занимательное языкознание, М., 1966
- Ковалевская Е.Г. История слов, М., 1968
- Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений, М., 1989
- Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов,М.,1998
- Ольгович С.И. Этимология и орфография. Учебное пособие в 2-х частях, Томск, 1996
- Откупщиков Ю.В. К истокам слова, М., 1973
- Панов Е.Н. Знаки. Символы. Языки, М., 1983
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика, М., 1976
- Топоров В.Н. Этимология, М., 1981
- Успенский Л.В. Слово о словах, Л., 1962
- Фрейденберг О.М. Миф и литература древности, М., 1978
- Шанский Н.М. В мире слов, М., 1971
- Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия, Ленинград, 1971
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока к УМК "Enjoy English 9 класс" Биболетовой М.З. по теме "Путешествия. Загадки планеты"
коспект содержит разнообразные разноуровневые упражнения к уроку, а так же карточку-опору для учащихся....
загадки.2 класс
Загадки сочинили дети 2 класса...
Загадки о спорте
Загадки с ответами по различным видам спорта....
Музыкальные загадки
Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в работу....
Загадки по химии
Загадки по химии (не МОИ)...
Загадки-шутки
Загадки-шутки подойдут к любому мероприятию...
Химические загадки
Подобранный материал (загадки, шарады, метаграммы, логогрифы и др.) способствует активизации знаний учащихся по химии. Для внеклассной работы по химии....