олимпиадные задание по русскому языку 5-6 класс
олимпиадные задания по русскому языку (6 класс)
В данном документе представлены олимпиадные задания 5-6 класса школьного этапа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_russkomu_yazyku_6_klass_2.docx | 18.84 КБ |
olimpiada_po_russkomu_yazyku_6_klass_.docx | 27.24 КБ |
olimpiada_po_russomu_yazyku_5-6_klass_.docx | 19.44 КБ |
shkolnyy_etap_olimpiady_porusskomu_6_klass_.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
6 КЛАСС
Максимальное количество баллов - 100
1. Расставьте ударения в словах:
Торты, позвонишь, положил, красивейший, хвоя, развитой (язык), копировать, добыча,
баловать, случай
( по 1 баллу за каждый правильный ответ) - 10 баллов
2. Разберите данные слова по составу:
Зелень выносливость загорались огурчик наладчик завьюжило
(по 1 баллу за каждый правильный ответ) - 6 баллов
3. Сколько раз встречается звук [з] в предложении:
Зина обратилась с просьбой к Лизе. 2 балла
4. Вставьте пропущенные буквы: акац…я, во…зал, ч…лка, отв…рить (дверь), ц…ганский, ц…новка, выб…ру, деш…вый, з…ря, ш…рох.
(по 1 баллу за каждую правильную букву) - 10 баллов
5. Замените синонимами устаревшие слова:
Очи __________ лик __________ отрок ___________ изречь _____________ внимать ______________
(по 3 балла за каждый правильный ответ) - 15 баллов
6. Запишите имена существительные в форме родительного падежа
множественного числа
Яблоко, помидор, теленок, килограмм
(по 2 балла за каждый правильный ответ) – 8 баллов
7. Подберите к данным словам имена прилагательные – определения:
Тюль_________________ рояль____________________ кенгуру______________
картофель ____________ шампунь_______________________
(по 3 балла за каждый правильный ответ) - 15 баллов
8. К какой части речи относятся выделенные слова:
На то и печь, чтобы хлебы печь. Снежное покрывало все полепокрывало. Ведро дало течь, и вода стала течь.
(по 1 баллу за каждый правильный ответ) - 6 баллов
9. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Выберите правильный вариант ответа.
А) И песок в пустыне, как волны.
Б) Пустыня как море, только вместо воды песок.
В) В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.
Г) Волны песка называются барханами.
а) БГАВ б) АБГВ в) БАГВ г) ГВБА
7 баллов
10. Прочитайте предложения, все они содержат речевые ошибки (лишние слова). Найдите их и зачеркните
- На горизонте появились ледяные айсберги.
- Он сидел, облокотившись локтями о стол.
- Караван двигался по песчаным барханам к озеру.
- В тот вечер я не успел закончить до конца эту работу.
- На Камчатке много горячих гейзеров.
(2 балла за каждый правильный ответ).
11. Прочитайте текст. Разделите на два абзаца (в самом тексте вертикальной чертой). Вставьте пропущенные буквы и запятые.
В тёмном лесу живет дед Осенник. Он спит на сухой листве и чутко прислушивается к пению птиц. Как только услышит грус..ную песню журавлей - курлы-курлы, поднимается и говорит: «Пришло мое время. Ул..тают в тёплые края журавли». Выходит из лесу дед Осенник, седой, в сером плаще. Где ходит, там листья желтеют и падают на землю. Выходит на опушку садится присл..няется к дубу и тихо – тихо что-то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода растёт разв..вается по ветру. Вот она уже прот..нулась по лугу. Стал серым луг. «Осенний туман», - говорят люди. Им и невдомёк, что это борода деда Осенника.
За правильное членение текста на абзацы: 3 балла
За правильную постановку запятых: по 1 баллу за каждый правильный ответ
За правильно вставленную букву: по 1 баллу за каждый правильный ответ)
11 баллов
6 КЛАСС
Ключи
Максимальное количество баллов 100
1. Торты, позвонишь, положил, красивейший, хвоя, развитой (язык), копировать, добыча, баловать, случай
2.Зелень-, вы-нос-лив-ость-, за-гор-а-л-и-сь, огурч-ик-, налад-чик-, за-вьюж-и-л-о.
3. Три раз
4. АкацИя, воКзал, чЁлка, отвОрить (дверь), цЫганский, цИновка, выбЕру, дешЁвый, зАря, шОрох
5. Очи - глаза, лик – лицо, отрок – юноша, изречь – сказать, внимать - слушать
6. Яблок, помидоров, телят, килограммов
7. Тюль красивый, рояль новый, кенгуру серый, картофельсвежий, фамилия чужая, шампунь хвойный
8.На то и печь (сущ), чтобы хлебы печь (гл). Снежноепокрывало (сущ) все поле покрывало (гл). Ведро дало течь (сущ), и вода стала течь (гл).
9. БАГВ
10. «Лишние» слова: ледяные, локтями, песчаным, до конца, горячих
11. 1.В тёмном лесу живет дед Осенник. Он спит на сухой листве и чутко прислушивается к пению птиц. Как только услышит грусТную песню журавлей - курлы-курлы, поднимается и говорит: «Пришло мое время. УлЕтают в тёплые края журавли».
2.Выходит из лесу дед Осенник, седой, в сером плаще. Где ходит, там листья желтеют и падают на землю. Выходит на опушку(,) садится(, ) прислОняется к дубу и тихо – тихо что-то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода
растёт (, ) развЕвается по ветру. Вот она уже протЯнулась по лугу. Стал серым луг. «Осенний туман», - говорят люди. Им и невдомёк, что это борода деда Осенника.
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДА
РУССКИЙ ЯЗЫК
6 КЛАСС
1 этап
№1. Объявление в газете гласит: «Путёвка трудящимся объединения будет стоить в районе 5 тысяч рублей». Нет ли ошибок в этом объявлении? Запишите свой исправленный вариант.
№2. Замените одним словом следующие фразеологизмы: мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши. Придумайте короткий рассказ с этими устойчивыми выражениями.
№3. В кинофильме «Невеста из Парижа» хозяйка представляет своего отца гостье:
«- Знакомьтесь, это мой папа. Он тридцать лет баранку крутил.
- Он что, пекарь?
- Нет, шофёр».
Почему они не поняли друг друга?
№4. В каких словах и почему на месте многоточия нужно вставить Е: тр…угольник, тр…листник, тр…зубец, тр…волнение, тр…десятое царство.
№5. «Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!» - прокричала мачеха. В скольких грехах она обвинила пасынка? Какие же это грехи?
№6. Вот стихотворение:
Весло везло осла в село,
Седло свисало всем назло,
И, весело свистя, звало
Сто мух вокруг с собой в тепло…
Сколько в нём слов с нулевым окончанием? Докажите.
№7. Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих, пила, жаркое, звонок, мелок. Составьте с ними предложения.
№8. Расставьте ударение в словах: столяр, понял, дремота, центнер, магазин, августовский, пуловер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую.
2 этап
№1. «Спрячьте» слова космонавт, мореплаватель, воспитатель, художник, писатель, подобрав к ним синонимы.
№2. В сказках часто встречаются характерные для них повторы, иногда синонимические: путь-дорога, хитрый-мудрый, бить-колотить, ждать-пождать. Какова, по-вашему, роль повторов в сказках? Приведите свои примеры.
№3. Продолжите текст, подражая стилю автора:
… Неожиданно донесся запах подснежника!.. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он украшение жизни… (Г. Троепольский.)
№4. Сколько частей в романе-дилогии? Какое хорошо известное вам слово поможет ответить на этот вопрос? Назовите известные вам романы-дилогии. А знаете ли вы трилогии? Приведите примеры.
№5. Можно ли слова серёжка, орёл, стрелка, белка писать с большой буквы? Почему? Докажите.
№6. Объясните значение фразеологизмов и придумайте с ними веселый рассказ: показать где раки зимуют, лезть из кожи вон, спать с открытыми глазами, остаться с носом.
№7. Расставьте ударение в словах: партер, положил, шофер, средства, красивее, километр, случай, портфель, крапива, компас, поняла, вызреть.
№8. Сочините монолог от лица толкового словаря.
3 этап
№1. В книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский приводит множество ошибок маленьких детей и утверждает, что ошибки появляются из-за буквального следования законам языка. Согласны ли вы с писателем? Объясните, почему были допущены следующие ошибки:
а) Двухлетняя Саша спросила у бабушки, пытавшейся расстегнуть ей пальто: «Зачем ты меня отпугиваешь?»
б) «– Ты же пил чай. – Да не пил я. Я только пивнул капельку».
№2. Закончите пословицы. Придумайте короткий рассказ с одной пословицей.
Всякая птица… Кто где родится… Умные речи… Петь хорошо вместе… грамоте учиться… Кто хочет много знать… Не зная броду… Без хозяина земля… Из поговорки...
№3. Объясните, что означают выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Как называются эти слова?
…Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт.
№4. Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник? Объясните свой выбор.
№5. Подберите слово со значением «человек, знающий все тонкости кухни», образующее словообразовательное гнездо по схеме:
- их +а
- ёнок
основа - ёшк +а
- н +я
- ск +ой
- енн +ая
№6. Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее»? Почему?
№7. Перед вами предложение на непонятном языке. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи. Сурепая рашка зажугила квинячий торщ. Что вам помогло справиться с этим заданием?
№8. Расставьте ударение в словах: алфавит, аристократия, банты, бутик, газопровод, дефис, досуг, кладовая, красивее, кухонный, торты, украинец.
4 этап
№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, прилагательные «сторонний» и «посторонний», существительные «кров» и «сокровище». Но почему их так называют – «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами.
№2. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенное слово в отрывке из повести М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская». Объясните, что означает это слово в разговоре Вари с братом. А как говорят сейчас? Приведите пример.
- Я это расскажу Верочке!
- Давно ли ты уверяла, что я для нее – все равно!
- Поверьте, я лучше всего говорю по-русски – я не монастырка.
№3. Какие из этих словосочетаний вы считаете правильными? Почему? Запишите с правильными словосочетаниями предложения.
- Окладистые усы, окладистая борода, окладистые брови
- Пристальный взгляд, пристальное здание, пристальное внимание
- Дремучая поляна, дремучий лес, дремучий сквер
- Закадычные братья, закадычные друзья, закадычные родственники
- Разинуть дверь, разинуть рот, разинуть портфель
№4. Прочтите шутливый текст, сочиненный А. Усачёвым. Глаголы какого наклонения встречаются в этом тексте? Почему? Придумайте, чего ещё не было бы, если бы Колумб не открыл Америку?
Пятьсот лет назад известный мореплаватель Христофор Колумб совершил великое открытие: он ОТКРЫЛ АМЕРИКУ. Этот факт известен всем, даже учителям истории и географии. А вот всем ли известно, что было бы, если бы пятьсот лет назад Колумб не открыл Америки?
Если бы Колумб не открыл Америку, не было бы, например, табака, и самих курильщиков, и общества борьбы с курением, и с чем бы оно тогда боролось, - непонятно. Кофе тоже не было бы, и …
№5. Нашей северной столице с именем определённо повезло. Не то что Москве? У златоглавой всегда было одно имя. У города на Неве за время его существования было три официальных и три неофициальных имени. Все они употребляются по ситуации и сейчас. Назовите эти имена.
№6. Прочитайте притчу Л.Н. Толстого «Отец и сыновья». Выпишите из неё все слова с приставками. Попробуйте сказать своими словами, в чем главная мысль этой притчи.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит».
№7. Найдите однокоренные слова в английской загадке, которую перевёл на русский язык К.И. Чуковский. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения. Помогите Кондрату: сколько же копеечек дала бабушка? Объясните свой ответ.
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке – копеечку,
Марусеньке – копеечку,
Машеньке – копеечку,
Манечке – копеечку, -
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
№8. Перепишите следующие слова в таком порядке:
- Слова, где есть только глухие согласные звуки
- Слова, где есть только звонкие согласные звуки
- Слова, где есть и глухие, и звонкие согласные звуки
Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.
ОТВЕТЫ
ОЛИМПИАДА
РУССКИЙ ЯЗЫК
6 КЛАСС
1 этап
№1. Путевка для рабочих будет стоить около пяти тысяч рублей. 2 балла
№2. Замените одним словом следующие фразеологизмы: мозолить глаза (надоедать), точить лясы (болтать), клевать носом (засыпать, дремать), бить баклуши (бездельничать). За короткий рассказ с этими устойчивыми выражениями. 6 баллов
№3. Крутить баранку – значит работать шофёром, водителем машины).
2 балла
№4. В каких словах и почему на месте многоточия нужно вставить Е: трЕугольник, трИлистник, трЕзубец, трЕволнение, трИдесятое царство. В одном случае это числительное, в другом - Е является соединительной гласной.
4 балла
№5. Лень (лодырь и бездельник), тунеядство (тунеядец и дармоед), болтовня (пустомеля), неаккуратность и неопрятность (неряха). 4 балла
№6. Одно слово – мух. 1 балл
№7. Дали (сущ., глагол), жгут (сущ., глагол), стих (сущ., глагол), пила (сущ., глагол), жаркое (сущ., прил.), звонок (сущ., кр. прил.), мелок (сущ., кр. прил.). Составьте с ними предложения. 3 балла
№8. СтолЯр, пОнял, дремОта, цЕнтнер, магазИн, августОвский, пулОвер, шинЕль, звонИт, договОр, изобретЕние, балУю. 2 балла
Максимально – 24 балла
2 этап
№1. Космонавт (астронавт), мореплаватель (путешественник), воспитатель (педагог), художник (живописец), писатель (художник слова, мастер слова), подобрав к ним синонимы. 2 балла
№2. Царство-государство, огонь-пламя, жжет-палит, повторы помогают избежать одних и тех же синтаксических сочетаний в тексте. 3 балла
№3. Продолжение текста - 5 баллов
№4. Диалог – два, трилогия – 3 части. Оцениваем примеры - 3 балла
№5. Сережка, Орел, Стрелка, Белка – собственные имена. 2 балла
№6. Показать где раки зимуют (проучить, с угрозой, чтоб неповадно было), лезть из кожи вон (стараться, усердствовать), спать с открытыми глазами (следить), остаться с носом затратить силы впустую, ни с чем)... 6 баллов
№7. ПартЕр, положИл, шофЁр, срЕдства, красИвее, киломЕтр, слУчай, портфЕль, крапИва, кОмпас, понялА, вЫзреть. 2 балла
№8. Сочините монолог от лица толкового словаря. 5 баллов
Максимально – 28 баллов
3 этап
№1. К.И. Чуковский прав, действительно ошибки появляются из-за буквального следования законам языка. И ещё, нужно знать значение и происхождение слова. Саша считала, что глагол «отпугивать» происходит от слова «пуговица», как слова «отстёгивать, открывать», и означает «расстёгивать». От глагола «пить» образован несуществующий глагол «пив+ну+ть» из-за буквального следования законам языка: «хлебать – хлебнуть, глотать – глотнул, толкать – толкнул».
4 балла
№2. Всякая птица своё гнездо любит. Кто где родится там и пригодится. Умные речи приятно и слушать. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Не зная броду, не суйся в воду. Без хозяина земля круглая сирота. Из поговорки слова не выкинешь.
4 балла
Короткий рассказ с одной пословицей оцениваем с точки зрения коммуникативного замысла, оригинальности, соответствия сюжета значению пословицы. 5 баллов
№3. Витязи – воины, четами – парами, сединами – седыми волосами,
ко граду – к городу. Это устаревшие книжные слова. 2 балла
№4. Однокоренными являются слова: полярный – полюс, полевой – полёвка, полный – заполнение, подпольный – половик. Учитывается объяснение своего выбора.
3 балла
№5. Повар – повариха, поварёнок, поварёшка, поварня, поварской, поваренная
2 балла
№6. «Лишнее» слово – «свадьба», оно пишется соответственно с произношением со звонким д, несмотря на слово «сватать». Учитываем объяснение.
3 балла
№7. Сурепая (прилаг., определение), рашка (сущ., подлежащее), зажугила (глагол, сказуемое), квинячий ( прилаг., определение), торщ ( сущ., дополнение). Учитываем объяснение.
4 балла
№8. АлфавИт, аристокрАтия, бАнты, бутИк, газопровОд, дефИс, досУг, кладовАя, красИвее, кУхонный, тОрты, украИнец.
3 балла
Максимально – 30 баллов
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку
5 класс
- Расставьте ударение в словах.
Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.
- Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.
Подберите все возможные антонимы к полученному слову.
- Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?
Полки, окуни, пряди.
- Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.
Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.
- Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Дуня, Вика, Сева.
- Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
- Замените заимствованные слова русскими.
Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.
- Вставьте пропущенные буквы.
..гроном, пр..зидент, р..п..тиция, д..плом, инж..нер, тр..туар, в..ст..бюль.
- Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое сочетание:
парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?
Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.
Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку
5 класс
(62 балла)
- КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, партЕр, шАрфы, красИвее.
(10 баллов)
- Тихо: тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.
(3 балла + за каждое слово 1 балл)
- Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.
(8 баллов)
- Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.), красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.
(5 баллов)
- Владимир, Геннадий, Григорий, Евдокия, Всеволод.
( 5 баллов)
- Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание старик со старухой.
(5 баллов)
- Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа.
(5 баллов)
- Агроном, президент, репетиция, диплом, инженер, тротуар, вестибюль.
(7 баллов)
- Проще пареной репы.
(10 баллов)
Олимпиада по русскому языку
6 класс
- Расставьте ударение в словах.
Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.
- Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.
Открыта больница
Для птиц и зверей
Идите лечиться
Туда поскорей.
- Замените устаревшие слова словами современного русского языка.
Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.
- Объясните разницу в значениях слов.
Абонент – абонемент, глиняный – глинистый, эффектный – эффективный.
- В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.
А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.
6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Древн..греческий басн..пис..ц Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему Купи нам всего лу..шего что есть на свете! Пр..шли гос(?) ти – Эзоп под..ёт одни только языки жареные с..лёные.
– Что это значит?
– А разве язык (не)самое лу..шее на свете? … Ничего нет лу..ше языка!
– Ну так на завтра купи нам всего ху..шего что есть на свете
На следу..щий день Эзоп опять под..ёт одни только языки.
– Что это значит?
– А разве язык не самое ху..шее на свете? … Ничего нет хуже языка!
- На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
- В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?
Ответы на задания олимпиады по русскому языку
Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку
6 класс
(51 балл)
- КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.
(10 баллов)
- Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.
(3 балла)
- Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.
(10 баллов)
(6 баллов)
- А) Кот наплакал.
Б) Черепашьим шагом.
В) Попасть на седьмое небо.
(6 баллов)
6. Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.
– Что это значит?
– А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!
– Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.
На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.
– Что это значит?
– А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка! (5 баллов)
7. На омонимии.
- балл)
8. В оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну»
(10 баллов)
Предварительный просмотр:
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Класс 6
- В каком слове количество букв и звуков совпадает?
А) Мать
Б) беречь
В) вернешься
Г) ясли
Д) боюсь - Выберите варианты слов, в которых ударение падает на последний слог.
а) стройна б) правдивее в) суровее г) далека д) ленивее
- В какой паре слов нет рифмы?
А) документ-инструмент
Б) обидно-завидно
В) алфавит-позвонит
Г) торты-мосты - Укажите пример с нарушением речевой нормы.
А) прилягте
Б) ехайте
В) повтори́м
Г) хотите
- Отыщите, в каком ряду во всех словах нужно вставить букву е.
а) Как постел…шься, так и высп…шься.
б) Где стро…шь, там и ро…шь.
в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся.
г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т.
д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т.
6. К каждому слову найти свой синоним.
1. невежда | а. странно, несуразно |
2. невежа | б. буйство |
3. неистовство | в. грубиян |
4. незыблемый | г. несокрушимый |
5. нелепо | д. неуч |
- Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Образуйте новые слова от предложенных:
ТЬМА, БАНКА, КОЧАН, МОШКАРА, ШЛЮПКА
- Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих, печь, жаркое - Выполните морфемный разбор слов:
Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка, приморский.
- Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане»
…Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведёт.
- Составьте пары антонимов из фразеологизмов:
не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом
- Завершите сказку.
Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
- Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, - вздыхало Небо.
- А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.
Ключи.
- Д – 1б.
- А, Г - 2б.
- 3 – 1б
- Б – 1б.
- Г - 1б.
1. невежда | а. неуч |
2. невежа | б. грубиян |
3. неистовство | в. буйство |
4. незыблемый | г. несокрушимый |
5. нелепо | д. странно, несуразно |
5 б.
- Мать, кабан, ночка, ромашка, плюшка. -5 б.
- Стих – глагол, существительное;
печь - глагол, существительное;
жаркое - прилагательное, существительное – 6 б (по 0, 5 б. за каждый ответ + 0,5б. за предложения).
- Осин-к-а, царап-ин-к-а, снеж-ин-к-а, осетр-ин-к-а, троп-инк-а, корзин-к-а, рос-инк-а, при-мор-ск-ий. – 4 б. (по 0,5 б. за каждый ответ)
- Витязи - воины, четами- парами, сединами- седыми волосами, ко граду – к городу. – 4б.
- Не разлей вода - как кошка с собакой,
повесить нос - воспрянуть духом,
до седьмого пота - спустя рукава,
денежный мешок - ни гроша за душой,
угасшее светило - восходящая звезда. – 5 б.
- Всего - 10 баллов (от 1 до 5 за грамотность; от 1 до 5 за содержание)
Всего баллов: 45 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс
Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...
олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса
Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии, морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....
Олимпиадные задания по русскому языку 8 - 9 классы
Олимпиадные задания по русскому языку8 - 9 классы...
Олимпиадные задания по русскому языку (5-11 классы)
Школьный этап олимпиады по русскому языку в 5-11 классах, октябрь 2013 года. Материалы содержат ключи к заданиям....
Олимпиадные задания по русскому языку 6-7 класс
Олимпиадные задания для 6-7 класса. Содержат вопросы по этимологии, логике....
Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 классы
Материал применяется для подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку....
олимпиадные задания по русскому языку для 7 класса
Задания для школьного тура...