ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Эрудит»
олимпиадные задания по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
Олимпиадные задания проверяют знания по русскому языку не только в объёме программы, но несколько шире, также проверяют уровень развития речи школьников, их грамматический кругозор и ,наконец, сообразительность и смекалку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания по русскому языку | 356.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Эрудит»
Задания для 5-6 классов
Назовите как можно больше букв (кроме ь, ъ), которые при произношении в соответствии с правилами орфоэпии в некоторых словах могут не обозначать никакого звука. Для каждой буквы приведите слово в качестве примера.
Ответ: В: чувствовать; Г: петербургский; Д: сердце; Й: пожалуйста; Л: солнце; Т: лестница; Ю: следующий
Оценка: по 0,5 балла за каждую правильно указанную букву, по 0,5 балла за соответствующий пример; дополнительный балл за интересный пример на другую букву. Итого: 8 баллов максимум.
*Разделы: графика, орфография.
Назовите как можно больше букв (кроме ь, ъ), которые при произношении в соответствии с правилами орфоэпии в некоторых словах могут не обозначать никакого звука. Для каждой буквы приведите слово в качестве примера.
Ответ: В: чувствовать; Г: петербургский; Д: сердце; Й: пожалуйста; Л: солнце; Т: лестница; Ю: следующий
Оценка: 1 балл за объяснение сути приёма языковой игры; 1 балл за правильно указанный термин; по 1 баллу за каждое верно разгаданное слово; по 2 балла за каждый свой пример. Итого: 10 баллов максимум.
*Разделы: графика, лексика.
Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Бортников, Знахарев, Толмачев, Ростовщиков, Скорняков, Пономарев.
Ответ: Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий («профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек.
Бортников (бортник – тот, кто занимался бортничеством, т.е. добычей меда диких пчел или лесным пчеловодством). Знахарев (знахарь – лекарь-самоучка, действующий собственными невежественными способами, якобы с помощью колдовства). Толмачев (толмач - переводчик, толкователь). Ростовщиков (ростовщик – дающий деньги в рост, в долг под процент). Скорняков (скорняк – мастер по выделке мехов из шкур, по выработке меховых изделий). Пономарев (пономарь – дьячок, в православной церкви причетник, псаломщик).
Оценка: 1 балл за указание на то, что приведённые фамилии отражали когда-то род занятий человека; по 1 баллу за каждое правильное приведенное слово, от которого образовалась фамилия. Итого: 7 баллов максимум.
*Разделы: этимология, лексика.
Восстановите последовательность в определениях и в первой графе таблицы укажите лингвистические термины, о которых идёт речь. Запишите получившиеся формулировки.
Ответ: Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний. Архаизмы – это устаревшие слова, которые исчезли из языка, но называют существующие предметы или явления. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Оценка: За каждое правильно собранное определение – по 2 балла (по 0,5 баллов за каждую из четырёх правильную часть определения). Итого: 8 баллов максимум.
*Разделы: языкознание, терминология.
Прочитайте следующие предложения:
Мать любит дочь. Физика интересует математика.
Как можно понять эти предложения? С какими морфологическими и синтаксическими особенностями русского языка это связано?
Ответ: Данные высказывания можно понять двояко. 1) Мать любит свою дочь или Дочь любит свою мать. 2) Физик интересуется математикой или Математик интересуется физикой. Такая многозначность высказываний обусловлена совпадением форм слова (омонимией) и относительно свободным порядком слов в русском предложении (в частности, у подлежащего и дополнения нет обязательной позиции, они могут стоять в разных местах).
Оценка: 1) за двоякое объяснение каждого выражения – по 1 баллу; 2) за указание на причины такого явления (омонимия и порядок слов) – по 2 балла. Итого: 6 баллов максимум.
*Разделы: морфология, синтаксис.
Известно, что имя существительное может быть любым членом предложения. Составьте несколько предложений, чтобы проиллюстрировать, каким членом предложения может быть существительное комната (форма слова может быть изменена). При помощи вопроса покажите, к какому слову в предложении оно относится, и укажите, каким членом предложения является.
Ответ: Возможные модели предложений:
Комната была светлая. (Подлежащее, отвечает на вопрос что?, связано (относится к) со сказуемым (-ому) была светлая).
Моя мечта – своя комната. (Сказуемое, отвечает на вопрос что такое?, связано (относится к) с подлежащим (-ему) мечта).
Мы решили отремонтировать комнату. (Дополнение, отвечает на вопрос что?, относится к глаголу / слову отремонтировать).
Дверь комнаты была открыта. (Определение, отвечает на вопрос какая?, относится к подлежащему / существительному / слову дверь).
Ребята вошли в комнату. (Обстоятельство, отвечает на вопрос куда?, относится к сказуемому / глаголу / слову дверь).
Предложения могут быть другие, объяснения могут быть даны графически.
Оценка: 1) по 0,5 балла за составленное предложение – за все, кроме определения, 1 балл за предложение с определением, всего – 3 балла; 2) по 1 баллу за каждое полное правильное объяснение (если в объяснении есть ошибки, то 0 баллов). Итого: 8 баллов максимум.
*Разделы: морфология, синтаксис.
Какие из названий знаков препинания имеют иноязычное происхождение? Объясните своё решение.
Ответ: Иноязычными являются названия дефис и тире. Слово дефис имеет звук [ф], которого не было в исконно русских словах. У слова тире есть несколько признаков нерусского происхождения: 1) на месте буквы е после твердого согласного произносится ударное [э]; 2) слово не изменяется (поставить тире (вин. п.), ошибиться в постановке тире (род. п.), найти объяснение тире (дат. п.) и т.п.).
Для справки: дефис — из нем. divis (от лат. divisio – раздельно) и тире – из французского tiret.
Оценка: 1) за каждое иноязычное название – по 1 баллу; 2) за объяснение про звук [ф] – 1 балл; 3) за каждый из двух признаков иноязычного происхождения слова тире – по 1 баллу. Итого: 5 баллов максимум
*Разделы: лексика, этимология.
Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы.
Чужак.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Вопросы:
1) Кто же оказался Чужаком среди родственников Воды?
2) Почему родственники не сразу приметили чужака?
3) Составьте список любых четырех родственников чужака.
Ответ: «Чужаком» в данном случае является слово Водитель. Ошибка произошла потому, что в словах водитель и вода омонимичный корень –вод- , имеющий разное лексическое значение. Водитель – водить, вождение, предводительство, проводник (или любой другой список из четырех однокоренных слов)
Оценка: 1 балл за верно указанное лишнее слово; 1 балл за правильное объяснение причин ошибки; по 0,5 балла за верно подобранные однокоренные слова (всего 2 балла). Итого: 4 балла.
*Разделы: морфемика, лексика.
Задания для 7-8 классов
Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.
1) мУзыка – музЫка, 2) твОрог – творОг, 3) шЁлковый – шелкОвый, 4) зАмок – замОк, 5) кОмпас – компАс, 6) вОлос – волОс, 7) бАгрить – багрИть, 8) пиццЕрия – пиццерИя, 9) оптОвый – Оптовый, 10) хОдите – ходИте.
Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:
Ответ:
№ | Функции ударения | Номера пар слов |
1 | Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). | 4, 7 |
2 | Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова. | 6,10 |
3 | Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова. | 5 |
4 | Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова. | 1 |
5 | Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты произношения слова. | 3 |
6 | Ударение не выполняет различительной функции (слова- дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы | 2 |
7 | В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) | 8,9 |
Оценка: По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару. Итого: 10 баллов максимум.
*Раздел: фонетика и орфоэпия.
Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:
а) как псу муха (польск.) –
б) принять пузыри за фонари (франц.) –
в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) –
г) записать за ушами (чешск.) –
д) спеши медленно, не торопясь (лат.) –
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) –
Ответ: а) как псу муха (польск.) – как слону дробина; как слону булочка;
б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;
в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в апельсинах;
г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус
д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь, поспешишь – людей насмешишь, что скоро, то не споро; воробьи торопились, да маленькими уродились;
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) – когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг; на морковкино заговенье, на турецкую пасху.
Оценка: по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным, нежели в ответе, но соответствовать по значению данному); 1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено более одного эквивалента. Итого: 7 баллов максимум.
*Разделы: лексика и фразеология.
В XVIII веке у слова манера был вариант мужского рода. Какие указания на это сохранились в современном языке?
Ответ: В современном языке на существование в прошлом у слова манера варианта мужского рода указывают сохранившиеся и используемые в речи выражения на манер кого/чего-либо, на такой-то (французский) манер, таким манером.
Оценка: По 2 балла за каждое приведенное словосочетание. Итого: 6 баллов.
*Раздел: морфология, этимология.
В каких словах количество морфем соответствует количеству звуков: снять, три, въезд, сжал, увёз? Объясните своё решение, указав морфологические свойства, морфемы и звуки в выбранных вами словах.
Ответ: Три. Глагол в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа. Корень тр-, суффикс -и-, нулевое окончание. Три звука [тр’и]. Увёз. Глагол в форме изъявительного наклонения прошедшего времени мужского рода ед. числа. Приставка у-, корень -вёз-, нулевой суффикс, нулевое окончание. Четыре звука [ув’ос].
Оценка: 1. За каждое правильно выбранное слово – по 1 баллу. 2. За правильный морфемный разбор слова три – 1 балл, слова увёз – 2 балла. 3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого слова – по 1 баллу. 4. За описание морфологических свойств данных слов (для объяснения морфемного разбора) – слова увёз – 1 балл, слова три – 2 балла. Итого: 10 баллов.
*Разделы: морфемика, фонетика.
Заполните пустые графы таблицы: постройте словосочетания с предлогом ИЗ, сформулируйте смысловые вопросы и определите смысловые отношения между компонентами словосочетания словами в словосочетаниях.
Главное слово | Предлог | Зависимое слово | Вопрос | Смысловые отношения |
Приехал | ИЗ | города | ||
ИЗ | Обстоятельственные причины | |||
ИЗ | Из чего? | |||
Корзина | ИЗ | Определительные |
Главное слово | Предлог | Зависимое слово | Вопрос | Смысловые отношения |
Приехал | ИЗ | города | Откуда? | |
Поступить, оклеветать | ИЗ | страха/мести; зависти | Почему? Отчего? По какой причине? | Обстоятельственные причины |
Собрать, сплести | ИЗ | деталей, ветвей | Из чего? | Объектные |
Корзина | ИЗ | прутьев/бересты лозы | Какая? | Определительные |
Оценка: по 1 баллу за каждую правильно заполненную графу таблицы. Главные и зависимые слова могут отличаться от приведённых в ответе, но должны соответствовать вопросу и значению в словосочетании этой строчки. Итого: 10 баллов максимум
*Раздел: синтаксис.
Найдите в ряду слов (имён существительных) одно лишнее и объясните свой выбор, выявив сходства и различия данных слов с точки зрения морфологии, состава слова и словообразования: рукоделие, стеклоделие, виноделие, сыроделие.
Ответ и оценка: 1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл; 2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл; 3) за указание, что все четыре слова в этом ряду имеют одинаковый морфемный состав (может быть указан: корень – соединительная гласная – корень – суффикс –окончание) – 0,5 баллов; образованы путём сложения – 0,5 баллов; с соединительной гласной – 0,5 баллов; и одновременным присоединением суффикса -и- – 0,5 баллов (суффикс –и- может быть не назван, а только указано на присоединение суффикса); от словосочетаний типа «глагол + существительное» – 1 балл; 4) за указание, что в словах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное существительное обозначает продукт (результат) деятельности (напр. виноделие — делать вино) – 2 балла, стоит в винительном падеже, являясь прямым дополнением – 2 (1+1) балла, а в слове рукоделие — существительное обозначает способ («орудие») деятельности (делать при помощи рук, делать руками) – 2 балла, стоит в творительном падеже, являясь косвенным дополнением – 2 (1+1) балла. Итого: 13 баллов максимум.
*Разделы: лексика, морфемика, словообразование.
Прочитайте предложения:
Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём.
Проблему беженцев следует решать путём переговоров.
Все надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы.
Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное слово в каждом предложении?
Ответ: В первом предложении - обстоятельство образа действия в составе словосочетания (кружным путём). Часть речи – существительное. Во втором предложении является производным предлогом, служебная часть речи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения. В третьем предложении - обстоятельство образа действия, часть речи – наречие.
Оценка: за правильно указанную часть речи в каждом предложении – по 1 баллу; за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений – по 1 баллу; за указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с существительным является обстоятельством, – 0,5 балла; Итого: 7 баллов максимум.
*Разделы: морфология, синтаксис.
Какими буквами может быть выражено окончание существительных форме множественного числа именительного падежа? Подтвердите ваш ответ примерами (не менее трех примеров на одну букву).
Ответ: И (примеры: звуки, школьники, люди и т. д.) Ы (примеры: буквы, мужчины, сёстры и т. д.) А (примеры: озёра, леса, рога и т. д.) Я (примеры: учителя, братья, деревья и т. д.) Е (примеры: граждане, бояре, англичане и т. д.)
Оценка: По 0,5 балла за И, Ы; по 1 баллу за А, Я; 2 балла за Е; по 0,5 баллов за примеры на И,Ы; по 1 баллу за примеры на А,Я; 2 балла за примеры на Е.. Итого: 10 баллов.
*Разделы: морфология, культура речи.
В поэме Д.Г.Байрона «Шильонский узник» в переводе В.А. Жуковского есть такая фраза: Два брата, падшие во пре, отдав на жертву честь и кровь, спасли души своей любовь... Каково значение слова «пря» в этом предложении? В современном русском языке есть существительные, которые образованы от того же корня и имеют близкое значение. Запишите как можно больше (но не более 5) таких существительных.
Ответ: Устаревшее слово пря означает «борьба, ссора, пререкание». Возможные слова 1) Распря, прения, препирательство, препирание и др. 2) Этимологически родственное также спор. В корне пр/пир/пор происходит чередование гласных и нуля звука.
Оценка: 2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждое слово из 1 группы; 3 балла за слово спор; 1 балл за возможное указание на этимологическое родство или чередование в корне. Итого: 14 баллов максимум.
*Разделы: лексика, этимология, морфемика.
Задания для 9 класса
В книге «Славянорусский корнеслов» глава литературного общества «Беседа любителей русского слова» А.С. Шишков (русский писатель, адмирал, филолог) пишет: «Азбука наша письменами или буквами своими, по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку». Далее писатель аргументирует эту мысль, приводя примеры. Продолжите мысль А.С. Шишкова, объясняя, какие сочетания старых названий русских букв он имеет в виду.
Ответ: Сочетания старых названий русских букв складываются в высказывания о ценности грамоты: аз буки веди – «я буквы знаю»; глагол добро есть – «глагол (слово, речь) добро есть»; рцы слово твёрдо – «говори слово твёрдо / неси знание убеждённо» и др. Продолжение цитаты для проверки: «Азбука говорит: аз, буки, веди, глагол, добро, есть, живете, земля, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, слово, твердо, то есть: я есмь нечто великое, ведай, глаголание добро есть, живете на земле и мыслите, наш это покой, рцы слово твердо».
Оценка: 1) за приведённые сочетания букв и объяснение того, какие складываются высказывания поучительного характера, – по 1 баллу за каждое (до 3 баллов); 2) за старые названия букв начала азбуки (не менее трёх) – по 1 баллу за каждое название; до 6 баллов. Итого: 9 баллов максимум.
*Разделы: графика, история языка.
В современном русском языке слово тень обладает необычным свойством, благодаря которому учёные-лингвисты сделали вывод, что в древности это слово было не женского, а мужского рода. Попробуйте догадаться, в чем заключается это свойство.
Ответ: Слово тень – единственное существительное женского рода 3 склонения, от которого образуется уменьшительное существительное мужского рода (тень – тенёк), точно так же, как у существительных мужского рода 2 склонения (день – денёк, пень – пенёк). Обычно в русском языке уменьшительное наименование сохраняет род производящего слова (мышь – мышка). Вероятно, раньше слово тень было словом мужского рода, и слово тенёк было образовано от него по правилам, с сохранением рода.
Оценка: 1) за указание на образование уменьшительного существительного тенёк – 3 балла; 2) за указание аналогий со словами мужского рода 2 склонения (день – денёк, пень – пенёк или др.) – 1 балл; 3) за указание на правило сохранения рода производящего слова – 1 балл, за пример – 1 балл. Итого: 6 баллов максимум
*Разделы: морфология, история языка.
Объясните образование слов и правописание выделенных букв в словах: рассориться, пятитонный, одесский.
Ответ: 1. Рассориться приставочный способ, от глагола ссориться, при помощи приставки рас-, где на конце пишется с перед глухим согласным. На стыке приставки и корня опускается одна из удвоенных с.
2. Пятитонный – сложение основ с одновременным присоединением суффикса н от словосочетания пять тонн. На стыке корня и суффикса опускается одна из удвоенных н.
3. Одесский – суффиксальный способ, от основы существительного Одесса при помощи суффикса ск. На стыке корня и суффикса опускается одна из удвоенных с.
4. Они подчиняются общему правилу: в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся.
5. Три гласных буквы подряд в русском языке писаться могут. Например: длинношеее (животное), змееед.
Оценка: 1) за объяснение способа образования и правописания каждого слова – по 1,5 балла, которые складываются из: - 0,5 балла за указание на способ словообразования, указание исходного слова; - 0,5 балла за объяснение выбора буквы с в приставке (рассориться), суффикс -н- (пятитонный), суффикс -ск- (одесский); - 0,5 балла за указание, что на стыке приставки и корня, корня и суффикса опускается одна из удвоенных согласных; всего за три слова – 4,5 балла; 2) за указание на то, что все приведённые слова подчиняются общему правилу (в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся) – 1 балл. 3) за указание на то, что три одинаковые гласные подряд в русском языке писаться могут – 0,5 балла; за любое количество примеров, т.к. в задании требовалось привести пример – 1 балл. Итого: 6 баллов максимум.
*Разделы: словообразование, морфемика, орфография.
Оксюмороном называется сочетание, основанное на антонимическом значении компонентов: живой труп, убогая роскошь, сухое вино и т.п. Почему фразеологизм сгореть от /со стыда с этимологической точки зрения является оксюмороном?
Ответ: Слово стыд восходит к глаголу стыть, стынуть и является однокоренным со словами стужа, студёный, остудить. Значение глаголов стынуть, остудить антонимично значению глаголов гореть, сгореть.
Оценка: 3 балла за объяснение этимологического родства слов стыд и стыть, стынуть; 1 балл за подбор других (дополнительных) однокоренных слов; 1 балл за указание на антонимию глаголов. Итого: 5 баллов.
*Разделы: лексика, этимология.
Прочитайте предложение: Это упражнение лучше выполнять стоя, чем лёжа на спине или в
положении сидя.
Какими частями речи являются подчёркнутые формы? Какими членами предложения они являются? Какие наблюдения, касающиеся истории образования частей речи, вы можете сделать на этом основании?
Ответ: Лёжа в данном предложении – деепричастие, (деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: лежать на спине / лёжа на спине; имеет зависимое слово, сохраняет видовременные характеристики); стоя и сидя – наречия (по происхождению отдеепричастные).
Стоя и лёжа в данном предложении являются обстоятельствами образа действия, а сидя – несогласованным определением. Исторически многие наречия на -а и -я являлись деепричастиями, позже они утратили связь с глагольной семантикой и ныне обозначают лишь признак действия (как наречия), а не добавочное действие (как деепричастия).
Оценка: 1) за верное определение частей речи – по 0,5 балла, всего 1,5 балла; 2) за определение синтаксической роли выделенных слов – по 0,5 балла, всего 1,5 балла; 3) за верный комментарий, касающийся истории образования частей речи, – 2 балла. Итого: 5 баллов.
*Разделы: морфология; история языка.
Во многих языках есть слова, которые возникли путем перехода имен собственных в имена нарицательные. Есть такие слова и в русском языке. Чаще всего это иноязычные заимствования, но есть и примеры такого перехода собственно русских имен. Приведите примеры подобных случаев и объясните первоначальное значение слов (не более 7 слов).
Ответ: Таких слов в русском языке очень много, приведем некоторые примеры: баян (музыкальный инструмент; Баян – древнерусский певец, сказитель), наполеон (пирожное; Наполеон Бонапарт – французский император), меценат (покровитель наук и искусств; Гай Цильний Меценат – римский патриций), ампер, ватт, вольт (единицы измерения и их изобретатели Андре Ампер, Джеймс Ватт, Алессандро Вольта), кипарис (дерево; Кипарис – персонаж античной мифологии, юноша, который случайно убил на охоте своего любимого оленя, а потом попросил у Аполлона вечную скорбь, за что и был превращён в дерево), гиацинт (цветок; Гиацинт – персонаж античной мифологии, сын царя Спарты, погибший во время состязаний в метании диска) и пр.
Могут быть приведены другие примеры, отличные от предлагаемого ответа.
Оценка: по 1 баллу за каждое верно приведенное слово с объяснением. Итого: 7 баллов максимум.
*Разделы: лексикология, словообразование.
Прочитайте отрывок из книги известного современного лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»:
«Увы, для слов не существует музеев. Мы яростно спорим, хорошо это или плохо, что в русском языке появляется так много новых слов, и совершенно не обращаем внимания на то, что тем временем другие слова постепенно исчезают. Конечно, об исчезновении слов всем известно, и любой мало-мальски образованный человек засыплет меня примерами: смерд, чело, десница, засим, вечерять, токмо, паче… Но это все мертвые слова, которые мы никогда не используем в обычной речи, а в современных словарях, если они туда попадают, им соответствует помета «устаревшее». В несуществующем музее слов их следовало бы поместить в какие-то первые залы. Гораздо интереснее смотреть на слова, уходящие из языка в двадцатом и двадцать первом веках, попросту говоря, на наших глазах».
Далее автор книги предлагает открыть пункт приема уходящих слов, ведь у каждого читателя свой языковой опыт. Какие бы слова вы предложили поместить в музей слов сегодня, в XXI веке? Объясните свой ответ выбор (не более 5 слов с объяснением).
Ответ: Максим Анисимович Кронгауз приводит в качестве примера следующие слова: клякса, промокашка, получка и пр. Учитывая то, что данный список слов является открытым, правильными могут быть признаны ответы, в которых приводятся слова, широко употреблявшиеся в 20 веке, но не входящие сегодня в активный словарь.
Оценка: по 2 балла за каждое приведенное слово. Итого: 10 баллов максимум.
*Разделы: лексика, история языка.
В рассказе А.П. Чехова «Жалобная книга» есть такое предложение: «Кто найдёт кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу». Понятно, что автор намеренно допускает ошибки в речи персонажа, чтобы показать его уровень культуры и представить его как человека безграмотного. Исправьте все возможные ошибки в этой записи и объясните необходимость исправлений.
Ответ: Кто найдёт кожаный портсигар, тот пусть отдаст его в кассу Андрею Егоровичу (ИЛИ: Кто найдёт кожаный портсигар, тот пускай отдаст его в кассу, Андрею Егоровичу). Основания для правки: - части сложноподчинённого предложения должны быть разделены запятой (после слова портсигар); - во второй части предложения при переходном глаголе требуется дополнение; - слово пущай просторечное, требуется замена стилистически нейтральным пусть (пускай); - отчество персонажа дано в разговорной форме, необходима замена стилистически нейтральным вариантом; - после словоформы в кассу может быть поставлена запятая (факультативный знак препинания), если требуется уточнить адресата передачи предмета.
Оценка: 1) за указание на необходимость запятой после слова портсигар – 0,5 балла; за объяснение – 0,5 балла, 2) за указание на необходимость дополнения – 0,5 балла; за объяснение – 0,5 балла; 3) за указание на необходимость замены просторечия пущай литературным вариантом пусть или пускай – 2 балла; 4) за исправление отчества персонажа – 0,5 балла; за объяснение – 0,5 балл; 5) за указание на возможность постановки после слов в кассу факультативной запятой – 1 балл; для уточнения адресата передачи – 1 балл,всего 2 балла. Итого: 7 баллов максимум.
*Разделы: культура речи, пунктуация.
Составьте и запишите предложение таким образом, чтобы при его пунктуационном оформлении были использованы все знаки препинания.
Оценка: за верное использование каждого пунктуационного знака – 1балл; повторяющиеся знаки в разных функциях не учитывать (например, запятая при однородных членах и запятая при обособлении).
Вариант выполнения задания: Россия - страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии; посмотри на карту: «океан» земель (шестая часть света!), держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток (есть ли ещё страна, что могла бы сравниться с её размахом?); она – сверхгосударство, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега; она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных возможностях. (по Н.Рериху) Итого: 10 баллов максимум.
*Разделы: синтаксис, пунктуация.
Задания для 10-11 класса
Орфоэпические словари рекомендуют произносить наречие мастерски с ударением на последнем слоге. Однако в речи эта норма регулярно нарушается, распространённым является неправильное ударение на первом слоге.
Сравните постановку ударения в наречиях, образованных по данной модели: дружески, воровски, шутовски, юношески, товарищески, - и объясните, почему стала возможна эта орфоэпическая ошибка и почему исконным является ударение на последнем слоге.
Ответ: дружеский – дружески, товарищеский – товарищески, юношеский – юношески: при образовании наречий при помощи суффикса -и- от прилагательных на –ский ударение неподвижно, ударным остаётся один и тот же слог, поэтому в наречии мастерски носители языка по аналогии сохраняют ударным первый слог, как и в прилагательном мастерский. Однако если у производящего прилагательного ударение падает на окончание, то в наречии ударным будет суффикс -и-: воровской – воровски, шутовской – шутовски. Существующая норма произношения мастерски обусловлена тем, что в русском языке было прилагательное мастерской, имеющее значение «искусный, хорошо сработанный, к мастерству относящийся», от которого и образовано анализируемое наречие с ударным суффиксом.
Оценка: по 3 балла за объяснение каждой группы слов. Итого: 6 баллов максимум.
*Разделы: орфоэпия, словообразование.
В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему такие слова иногда называют «губками», «джокерами»?
Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье – вещь сложная.
Приведите свои два примера подобных слов, включив их в предложения.
Ответ: 1. Выделенные слова являются информативно недостаточными. Для реализации значения им требуются зависимые слова (чаще определительного характера), которые восполняют недостающее значение. При включении в предложение такие информативно недостаточные слова и их зависимые слова создают синтаксически цельные словосочетания, являющие одним членом предложения (в приведённых примерах – составные именные сказуемые).
2. Информативно недостаточные слова называют «губками», т.к. они вбирают в себя (впитывают, как губки) несколько смыслов, которые раскрываются только в предложении. Джокер – (англ. joker – «шутник») в карточной игре особая дополнительная карта в колоде, которой можно заменить любую другую карту. По аналогии «джокерами» называют слова, значение которых определяется ситуацией или контекстом.
Оценка: за указание на информативную недостаточность слов – 1 балл; необходимость сочетаемости со словами-определителями – 1 балл; за указание на цельность словосочетания – 1 балл; за объяснения смысла названия «слова-губки» – 1 балл, «слова-джокеры» – 1 балл. За каждый свой пример – по 1 баллу (слова явление, вопрос, мужчина, женщина, род и др.). Итого: 7 баллов максимум.
*Разделы: лексика, синтаксис.
Прочитайте список глагольных форм:
Организую, организовавший, организовывающий, организуемый, организованный, организующий, организовав, организуй, организуя, организовывая.
Укажите инфинитивы, от которых образованы данные формы. Сгруппируйте приведённые формы в соответствии с названными инфинитивами. Какие грамматические особенности анализируемых инфинитивов влияют на возможность образованиях той или иной формы глагола?
Ответ: Представлены формы двух инфинитивов. Организовать: организую, организуй, организующий, организовавший, организуемый, организованный, организовав, организуя. Организовывать: организовывающий, организовывая. Организовать: глагол, формы которого могут выражать значение сов. и несов. в. (в прош. вр. только сов. в.), поэтому образует все формы причастий и деепричастия сов. и несов. в. Организовывать: глагол несов. в., поэтому не образует форм простого буд. времени и причастий прош. вр.
Оценка: 1) за верное определение инфинитивов – по 0,5 балла, всего 1 балл; 2) за верное распределение форм в соответствии с инфинитивом – по 0,5 балла за форму, всего 5 баллов; 3) за комментарий, раскрывающий особенности каждого инфинитива, – по 1 баллу, всего 2 балла. Итого: 8 баллов максимум.
*Раздел: грамматика.
Определите, какими частями речи являются выделенные слова.
1. Он тебе и копейки не даст. 2. А, попался! – воскликнул он. 3. Друг уехал, я ж остался. 4. Я уже год живу у родителей.
Каким частями речи они могут быть в других контекстах? Приведите примеры.
Ответ: 1. И – частица, А – междометие, ЖЕ – противительный союз, У – предлог. 2. Могут быть и другими частями речи: И – соединительный союз (Он молод и горяч), междометие (И, полно!); А – противительный союз (Красив, а не умён), частица (Пойдем гулять, а?); Же – частица (Я же тебе говорил); У – междометие (У, безобразники!).
Оценка: за определение части речи – по 0,5 балла за слово; 2 балла; за указание на то, какими частями речи могут быть в других контекстах, – по 0,5 балла за каждую часть речи (до 3 баллов). За примеры – по 0,5 балла (до 3 баллов). Итого: 8 баллов максимум.
*Раздел: морфология.
Прочитайте слова: турне, контур, турнир, агентура, туризм, турок, турникет, архитектура, антураж. Какие из приведённых слов этимологически родственны заимствованному в XVIII веке из французского языка слову тур – «круговое движение» (фр. tour – «движение с возвратом на место отправления»)? Объясните свой ответ.
Ответ: турне – путешествие по круговому маршруту; контур – внешние очертания, обведение вокруг чего-либо; турнир – первоначально «рыцарские игры – движения в круге», затем «военные состязания рыцарей», современное употребление слова – «соревнования по круговой системе»; туризм – путешествия, поездки, походы; турникет – специальное вращающееся устройство, устанавливаемое в проходах, для пропуска публики по очереди, по одному; антураж – окружение, окружающая среда, обстановка.
Оценка: по 1 баллу за каждое верное объяснение. Итого: 6 баллов.
*Разделы: лексика, этимология.
Составьте сложноподчинённые предложения, в которых союзное слово что присоединяет разные типы придаточных частей.
Ответ: Дом, что стоит на горе, принадлежит леснику: придаточная часть определительная. Цени то, что даётся судьбой: придаточная часть местоименно-определительная. Посоветуй, что мне почитать: придаточная часть изъяснительная. У него ничего не получалось, что бы он ни предпринимал: придаточная часть обстоятельственная уступительная (уступки).
Оценка: За каждое правильно составленное предложение – по 1 баллу. За определение вида каждой придаточной части – по 1 баллу. Итого: 8 баллов максимум.
*Раздел: синтаксис.
В каком из приведённых ниже предложений возможна разная постановка знаков препинания? Объясните свой выбор.
А. Горные вершины покрытые снегом пламенели в лучах восходящего солнца.
Б. Я взглянул в окно на догорающем небе начали зажигаться звёзды.
В. Отец прочитал письмо молча отошёл к окну.
Г. Вверху над вершинами дубов собирались тёмные облака.
Каким термином называется совпадение лексического состава предложений, имеющих различные синтаксические связи?
Ответ: 1. Предложение В: Отец прочитал письмо молча отошёл к окну. Слово молча может быть отнесено к группе сказуемого прочитал, тогда запятая стоит перед сказуемым отошёл. А может быть отнесено к группе сказуемого отошёл, тогда запятая стоит после слова письмо.
2. Это явление синтаксической омонимии.
Оценка: за правильно выбранное предложение – 1 балл; за аргументацию – до 3 баллов в зависимости от полноты ответа; за указание на явление синтаксической омонимии – 1 балл. Итого: 5 баллов максимум.
*Разделы: синтаксис, пунктуация.
Составьте и запишите предложение таким образом, чтобы при его пунктуационном оформлении были использованы все знаки препинания.
Оценка: за верное использование каждого пунктуационного знака – 1балл; повторяющиеся знаки в разных функциях не учитывать (например, запятая при однородных членах и запятая при обособлении).
Вариант выполнения задания:
Россия - страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии; посмотри на карту: «океан» земель (шестая часть света!), держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток (есть ли ещё страна, что могла бы сравниться с её размахом?); она – сверхгосударство, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега; она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных возможностях. (по Н.Рериху) Итого: 10 баллов максимум.
*Разделы: синтаксис, пунктуация.
Увеличение количества заданий возможно за счёт создания комплексных лингвистических задач по типу вопросов регионального и заключительного этапов (с определенным упрощением). В качестве образца для переработки можно привести следующее задание.
Что обозначает каждое из приведённых ниже выражений? Что их объединяет? Какое из них является в этом ряду лишним? Объясните свой выбор.
Страна ацтеков, страна викингов, страна восходящего солнца, страна гейзеров, страна детства, страна кенгуру, страна кленового листа, страна пирамид, страна тюльпанов, страна фьордов.
Ответ: Все сочетания являются перифразами (или описательными оборотами), т.е. описательными обозначениями предмета, явления, лица, предполагающими косвенное (непрямое) называние путём выделения какой-либо стороны, признака, атрибута и других частных особенностей именуемого предмета. В качестве опорного слова во всех сочетаниях выступает слово страна. Все перифразы, за исключением одного выражения, обозначают государства (страны), называя предметы, выступающие их эмблемой или визитной карточкой: страна ацтеков (Мексика), страна викингов (Швеция), страна восходящего солнца (Япония), страна гейзеров (Исландия), страна кенгуру (Австралия), страна кленового листа (Канада), страна пирамид (Египет), страна тюльпанов (Голландия), страна фьордов (Норвегия).
Выражение страна детства в этом ряду лишнее, оно может быть истолковано а) как перифраза названия Диснейленда – парка аттракционов, построенного в виде страны с городами, железной дорогой и др. (что только формально позволяет включать его в этот ряд), б) как индивидуально-авторская перифраза названия страны, в которой прошли детские годы конкретного человека, в) как метафора беззаботной детской жизни, наполненной играми и развлечениями. Страна детства, в отличие от других выражений, включает в качестве зависимого компонента абстрактное существительное. Слово страна в сочетании страна детства может быть рассмотрено как употреблённое в переносном значении.
Оценка: 1 балл за указание на то, что все сочетания являются описательными обозначениями названия страны, предмета, явления + 1 балл за использование термина перифраза; всего 2 балл; по 0,5 балла за указание на значение каждой перифразы, всего 5 баллов; 1 балл за верное определение «лишнего» выражения и 1 балл за объяснение выбора (принимается любой из указанных вариантов ответа), +1 балл, если дано 2-3 (больше 1) значения перифразы страна детства. Итого: 10 баллов максимум.
*Разделы: лексика, синтаксис; средства выразительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)...
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 6 класса)
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 6 класса)...
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 7 класса)
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 7 класса)...
Школьный тур олимпиада по русскому языку 10 класс
Олимпиада по русскому языку, 2011 год...
Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для 6 класса
Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для 6 класса...
Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе
Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе...