Омонимия различных частей речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок обобщения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 32.54 КБ |
kartochka_uchashchegosya.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Омонимия различных частей речи (в рамках смыслового чтения)
Ход урока
1.Орг.момент
Для нашего урока я выбрала следующий эпиграф:
«Дойти можно лишь тогда, когда идёшь; узнать можно лишь тогда, когда учишься».
-Прочитайте выразительно. К какому жанру отнесем это высказывание? (пословица)
(это мудрое изречение)
-Как вы понимаете пословицу? (ничего нового не узнаешь, если не будешь учиться)
-Вот и мы сегодня на уроке будем учиться, а чему вы скажите сами.
2.Актуализация знаний
-Вы знаете, кто такой хамелеон?
-А что такое лингвистика? (наука о языке)
- Может ли хамелеон «дружить» с лингвистикой?
(да, в русском языке есть слова –хамелеоны)
Читаю стихотворение К. Бальмонта:
Слова – хамелеоны,
Они живут спеша.
У них свои законы,
Особая душа.
Они спешат меняться,
Являя все цвета;
Поблекнут – обновятся,
И в том их красота.
- Как называются в русском языке слова-хамелеоны? (омонимы)
-О чем пойдет речь на уроке, сформулируйте тему (омонимия различных частей речи)
-Подумайте и сформулируйте цель урока (научиться различать омонимы, грамотно их употреблять и записывать).
3.Работа над темой
Омонимия | |||
Омонимы Слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но различные по значению | Омоформы Слова разных частей речи, которые совпадают по звучанию только в отдельных формах и различаются значением | Омофоны Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и различаются значением | Омографы Слова, которые совпадают только на письме, но отличаются произношением (ударение на разные слоги) |
Ф.И.
Инструкция
1.Рапределите обязанности между собой (один –учитель, остальные – ученики).
2.Учитель задания не выполняет, а только контролирует их выполнение, проверяет, оценивает.
3.Ученик выполняет все требования учителя.
4.Учитель выставляет баллы в путевой лист всем ученикам.
5.Нужно посетить все четыре станции. Учителем можно быть только один раз.
Путевой лист (ф.и.) | ||||
Теория | Практика | Диктант | Итог | |
1.Омонимы | ||||
2.Омоформы | ||||
3.Омофоны | ||||
4.Омографы | ||||
1 урок. Продолжи предложения 1.Сегодня на уроке для меня было открытием то, что …. 2.Самым трудным я считаю было… 3.Мне понравилось больше всего быть в роли … 4.Свою работу я оценю (отлично, хорошо, удовлетворительно) | ||||
2 урок. Продолжи предложения 1.Сегодня на уроке для меня было открытием то, что …. 2.Самым трудным я считаю было… 3.Мне понравилось больше всего быть в роли … 4.Свою работу я оценю (отлично, хорошо, удовлетворительно) |
Карточка № 1. Омонимы.
1.Теория. 1 балл за правильный ответ.
Устно сформулируйте определение, что такое омонимы.
2.Практика. Записи ведутся в рабочей тетради. 2 балла за каждое правильное толкование выписанного слова.
Прочитайте предложение. Выпишите омонимы, дайте толкование каждому, определите часть речи (запишите).
За песчаной косой косил косой косой косой.
(За песчаной косой) Коса - невысокий песчаный берег, это узкая и длинная полоса земли, отмель.
Коса – с/х инструмент для срезания травы, злаков.
Косой заяц - тот, кто имеет раскосые глаза
Косой – кривой
3.Диктант. 2 балла за правильно выписанное словосочетание, 1 балл за устное объяснение, 4 балла за схему.
Задание: записать под диктовку учителя только те словосочетания, в которых нет омонимов.
- горький лук – лук охотника;
- подземный ключ – ключ от входной двери;
- кисть рябины – кисть для рисования:
- шуба из норки – мышиные норки
Какая пара лишняя? Почему? (Слово «КИСТЬ» многозначное): есть общее в лексическом значении – проверь по словарю.
Записать в виде схемы сходство и отличие омонимов и многозначных слов.
Карточка № 2. Омоформы.
1.Теория. 1 балл за правильный ответ.
Устно сформулируйте определение, что такое омоформы. Приведи пример.
2.Практика. Учитель выразительно читает текст.
Проанализируйте текст, применяя полученные знания, письменно определите его тему, стиль и тип речи. Выполните письменное задание: прямо в тексте обозначьте слитное или раздельное написание выделенных слов знаком / - слитно, z – раздельно; определите части речи.
А)Что(бы) хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Что(бы) ты не делал, старайся делать хорошо.
Прежде всего необходимо стараться (в) течени(е/и) дня выполнять режим. Составьте его (в)начале сентября и старайтесь выполнять (в) продолжени(е/и) всего учебного года. Посоветуйте так(же) поступить и своим товарищам.
(С)начала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. За(то) останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Б)Чтобы (союз) хорошо (наречие) учиться, надо быть организованным человеком. Что бы (мест.+част.) ты не делал, старайся делать хорошо (наречие).
Прежде всего необходимо стараться в течение (предлог) дня выполнять режим. Составьте его в начале (пред.+сущ) сентября и старайтесь выполнять в продолжение (предлог) всего учебного года. Посоветуйте также (союз) поступить и своим товарищам.
Сначала (наречие) лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. Зато (союз) останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Тема: режим дня
Стиль: публицистический
Тип: рассуждение
3.Диктант
Учитель за каждую правильно определенную часть речи начисляет 1 балл. за каждую орфографическую ошибку -1 балл.
Карточка № 3. Омофоны.
1.Теория. 1 балл за правильный ответ.
Устно сформулируйте определение, что такое омофоны. Приведи пример.
2.Практика. За каждый правильный ответ 1 балл.
Найдите в тексте омонимы и отнесите их к соответствующей группе: а) омонимы; б) омоформы; в) омофоны; г)омографы. Запишите цифрами в тетради.
1.И сбежала лиса в леса, схоронили её леса (С.Островой).
2.Чай, налитый наполовину густыми, вкусными сливками, разбудил аппетит (Н.Гоголь). Сухарь-то сверху, чай, поиспортился, так пусть соскоблит его ножом, да крох не бросает, а снесёт в курятник (Н.Гоголь).
3.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками (И.Тургенев).
4.У мальчика был сильнейший ожог руки.
а) омонимы -3
б) омоформы – 1,4
в) омофоны – 2
г)омографы - 4
3.Диктант. Учитель диктует предложения. Ученики записывают. Учитель проверяет.
За ответ без ошибок – 10 баллов
1 ошибка – 8 баллов
2 ошибки – 5 баллов
3 ошибкт – 0 баллов
Учитываются все ошибки (пунктуация и орфография)
Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз.
Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!
Карточка № 4. Омографы.
1.Теория. 1 балл
Устно сформулируйте определение, что такое омографы. Приведи пример.
2.Практика. За каждый правильный ответ 1 балл (разбор по составу)
Найдите и выпишите омографы, объясните их значение (устно), разберите по составу, поставьте ударение.
1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.
2) Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки,
И печенье испеки.
3) Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни,
Не бойся: это окуни.
4) Плывут по озеру пироги –
На остров нет другой дороги.
Любишь кушать пироги –
Печь их маме помоги.
5) В дом войти никто не мог:
На двери висел замок.
Я песок руками рою,
Королевский замок строю.
Ответы
1) Чай пи-л-и в саду. – Пил-и скорей дрова.
2) Белк-и прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам!
Взбей яичные бел-к-и,
И печенье испеки.
3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они.
В ведерко руку о-кун-и, Не бойся: это окун-и.
4) Плывут по озеру пирог-и –
На остров нет другой дороги.
Любишь кушать пирог-и –
Печь их маме помоги.
5) В дом войти никто не мог:
На двери висел замок.
Я песок руками рою,
Королевский замок строю.
3.Диктант. Учитель диктует предложения. Ученики записывают. Учитель проверяет.
За ответ без ошибок – 5 баллов
1 ошибка – 2 балла
Ты этот зонт НЕ МОЙ, так как он НЕ МОЙ, потерял его НЕМОЙ.
Подумайте, можно ли использовать омонимы как средство художественной выразительности. Если да, то где. Ответьте устно. 2 балла.
Часто омонимы, омоформы, омофоны и омографы используются в каламбурах — остроумных выражениях, шутках. Использовать омонимы, омоформы, омофоны и омографы в своей речи надо очень осторожно. Иногда они приводят к нежелательной двусмысленности.
3. Подведение итогов.
-Проверьте, чтобы все баллы в путевом листе были проставлены. Подведите итог.
-Продолжите предложения в путевом листе.
Обсуждение.
- Закройте тетради. В таблице, где мы вписывали термины, остались свободные строки. Впишите примеры. Воспользуйтесь теми парами слов, с которыми работали.
- Проверка.
-Цель достигнута?
Д.з.- составить творческий диктант из омонимов разного вида. 10 слов парами записать в столбик.
Омонимы | Омоформы | Омофоны | Омографы |
Паро́нимы (от др.-греч. παρα- — приставка со значением смежности, ὄνομα — «имя») — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например, адресат — адресант. По аналогии с ложными друзьями переводчика паронимы иногда называются ложными братьями.
Амфиболия – это (греч. amphibolia — двойственность, двусмысленность) неясность выражения, допускающего два различных истолкования.
Предварительный просмотр:
Карточка учащегося
Омонимия | |||
Слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но различные по значению | Слова разных частей речи, которые совпадают по звучанию только в отдельных формах и различаются значением | Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и различаются значением | Слова, которые совпадают только на письме, но отличаются произношением (ударение на разные слоги) |
Ф.И.
Инструкция
1.Рапределите обязанности между собой (один –учитель, остальные – ученики).
2.Учитель задания не выполняет, а только контролирует их выполнение, проверяет, оценивает.
3.Ученик выполняет все требования учителя.
4.Учитель выставляет баллы в путевой лист всем ученикам.
5.Нужно посетить все четыре станции. Учителем можно быть только один раз.
Путевой лист (ф.и.) | ||||
Теория | Практика | Диктант | Итог | |
1.Омонимы | ||||
2.Омоформы | ||||
3.Омофоны | ||||
4.Омографы | ||||
1 урок. Продолжи предложения 1.Сегодня на уроке для меня было открытием то, что …. 2.Самым трудным я считаю было… 3.Мне понравилось больше всего быть в роли … 4.Свою работу я оценю (отлично, хорошо, удовлетворительно) | ||||
2 урок. Продолжи предложения 1.Сегодня на уроке для меня было открытием то, что …. 2.Самым трудным я считаю было… 3.Мне понравилось больше всего быть в роли … 4.Свою работу я оценю (отлично, хорошо, удовлетворительно) |
Задания для учеников
Карточка № 1. Омонимы.
1.Теория. 1 балл за правильный ответ. Устно сформулируйте определение, что такое омонимы.
2.Практика. Записи ведутся в рабочей тетради. 2 балла за каждое правильное толкование выписанного слова. Прочитайте предложение. Выпишите омонимы, дайте толкование каждому, определите часть речи (запишите).
За песчаной косой косил косой косой косой.
3.Диктант. 2 балла за правильно выписанное словосочетание, 1 балл за устное объяснение, 4 балла за схему.
Задание: записать под диктовку учителя только те словосочетания, в которых нет омонимов.
Какая пара лишняя? Почему? Запишите в виде схемы сходство и отличие омонимов и многозначных слов.
Задания для учеников
Карточка № 2. Омоформы.
1.Теория. 1 балл за правильный ответ. Устно сформулируйте определение, что такое омоформы. Приведите пример.
2.Практика. Учитель выразительно читает текст.
Проанализируйте текст, применяя полученные знания, письменно определите его тему, стиль и тип речи. Выполните письменное задание: прямо в тексте обозначьте слитное или раздельное написание выделенных слов знаком / - слитно, z – раздельно; определите части речи.
Что(бы) хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Что(бы) ты не делал, старайся делать хорошо.
Прежде всего необходимо стараться (в) течени(е/и) дня выполнять режим. Составьте его (в)начале сентября и старайтесь выполнять (в) продолжени(е/и) всего учебного года. Посоветуйте так(же) поступить и своим товарищам.
(С)начала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. За(то) останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Тема:
Стиль:
Тип:
3.Диктант
Учитель за каждую правильно определенную часть речи начисляет 1 балл. за каждую орфографическую ошибку -1 балл.
Задания для учеников
Карточка № 3. Омофоны.
1.Теория. 1 балл за правильный ответ. Устно сформулируйте определение, что такое омофоны. Приведите пример.
2.Практика. За каждый правильный ответ 1 балл.
Найдите в тексте омонимы и отнесите их к соответствующей группе: а) омонимы; б) омоформы; в) омофоны; г)омографы. Запишите цифрами в тетради.
1.И сбежала лиса в леса, схоронили её леса (С.Островой).
2.Чай, налитый наполовину густыми, вкусными сливками, разбудил аппетит (Н.Гоголь). Сухарь-то сверху, чай, поиспортился, так пусть соскоблит его ножом, да крох не бросает, а снесёт в курятник (Н.Гоголь).
3.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками (И.Тургенев).
4.У мальчика был сильнейший ожог руки.
3.Диктант. Учитель диктует предложения. Ученики записывают. Учитель проверяет.
Учитываются все ошибки (пунктуация и орфография)
Задания для учеников
Карточка № 4. Омографы.
1.Теория. 1 балл. Устно сформулируйте определение, что такое омографы. Приведите пример.
2.Практика. За каждый правильный ответ 1 балл (разбор по составу).
Найдите и выпишите омографы, объясните их значение (устно), разберите по составу, поставьте ударение.
1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.
2) Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки,
И печенье испеки.
3) Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни,
Не бойся: это окуни.
3.Диктант. Учитель диктует предложения. Ученики записывают. Учитель проверяет.
За ответ без ошибок – 5 баллов
1 ошибка – 2 балла
Подумайте, можно ли использовать омонимы как средство художественной выразительности. Если да, то где. Ответьте устно. 2 балла.
4) Плывут по озеру пироги –
На остров нет другой дороги.
Любишь кушать пироги –
Печь их маме помоги.
5) В дом войти никто не мог:
На двери висел замок.
Я песок руками рою,
Королевский замок строю.
.
Омонимия | |||
Омонимы Слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но различные по значению | Омоформы Слова разных частей речи, которые совпадают по звучанию только в отдельных формах и различаются значением | Омофоны Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и различаются значением | Омографы Слова, которые совпадают только на письме, но отличаются произношением (ударение на разные слоги) |
Карточка ответов для учителя
Карточка № 1. Омонимы.
1.Теория. 1 балл за правильный ответ. Устно сформулируйте определение, что такое омонимы.
2.Практика. Записи ведутся в рабочей тетради. 2 балла за каждое правильное толкование выписанного слова. Прочитайте предложение. Выпишите омонимы, дайте толкование каждому, определите часть речи (запишите).
За песчаной косой косил косой косой косой.
Песчаная Коса - невысокий песчаный берег, это узкая и длинная полоса земли, отмель.
Коса – с/х инструмент для срезания травы, злаков.
Косой заяц - тот, кто имеет раскосые глаза
Косой – кривой
3.Диктант. 2 балла за правильно выписанное словосочетание, 1 балл за устное объяснение, 4 балла за схему.
Задание: записать под диктовку учителя только те словосочетания, в которых нет омонимов.
- горький лук – лук охотника;
- подземный ключ – ключ от входной двери;
- кисть рябины – кисть для рисования:
- шуба из норки – мышиные норки
Какая пара лишняя? Почему? (Слово «КИСТЬ» многозначное): есть общее в лексическом значении – проверь по словарю.
Записать в виде схемы сходство и отличие омонимов и многозначных слов.
Омонимы Слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но различные по значению | Омоформы Слова разных частей речи, которые совпадают по звучанию только в отдельных формах и различаются значением | Омофоны Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и различаются значением | Омографы Слова, которые совпадают только на письме, но отличаются произношением (ударение на разные слоги) |
Карточка ответов для учителя
Карточка № 2. Омоформы.
1.Теория. 1 балл за правильный ответ. Устно сформулируйте определение, что такое омоформы. Приведи пример.
2.Практика. Учитель выразительно читает текст.
Проанализируйте текст, применяя полученные знания, письменно определите его тему, стиль и тип речи. Выполните письменное задание: прямо в тексте обозначьте слитное или раздельное написание выделенных слов знаком / - слитно, z – раздельно; определите части речи.
Чтобы хорошо учиться, надо быть организованным человеком. Что бы ты не делал, старайся делать хорошо.
Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять режим. Составьте его в начале сентября и старайтесь выполнять в продолжение всего учебного года. Посоветуйте также поступить и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Ответы:
Чтобы (союз) хорошо (наречие) учиться, надо быть организованным человеком. Что бы (мест.+част.) ты не делал, старайся делать хорошо (наречие).
Прежде всего необходимо стараться в течение (предлог) дня выполнять режим. Составьте его в начале (пред.+сущ) сентября и старайтесь выполнять в продолжение (предлог) всего учебного года. Посоветуйте также (союз) поступить и своим товарищам.
Сначала (наречие) лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. Зато (союз) останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Тема: режим дня
Стиль: публицистический
Тип: рассуждение
3.Диктант. Учитель за каждую правильно определенную часть речи начисляет 1 балл. за каждую орфографическую ошибку -1 балл.
Омонимы Слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но различные по значению | Омоформы Слова разных частей речи, которые совпадают по звучанию только в отдельных формах и различаются значением | Омофоны Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и различаются значением | Омографы Слова, которые совпадают только на письме, но отличаются произношением (ударение на разные слоги) |
Карточка ответов для учителя
Карточка № 3. Омофоны.
1.Теория. 1 балл за правильный ответ. Устно сформулируйте определение, что такое омофоны. Приведи пример.
2.Практика. За каждый правильный ответ 1 балл.
Найдите в тексте омонимы и отнесите их к соответствующей группе: а) омонимы; б) омоформы; в) омофоны; г)омографы. Запишите цифрами в тетради.
1.И сбежала лиса в леса, схоронили её леса (С.Островой).
2.Чай, налитый наполовину густыми, вкусными сливками, разбудил аппетит (Н.Гоголь). Сухарь-то сверху, чай, поиспортился, так пусть соскоблит его ножом, да крох не бросает, а снесёт в курятник (Н.Гоголь).
3.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками (И.Тургенев).
4.У мальчика был сильнейший ожог руки.
а) омонимы -3
б) омоформы – 1,4
в) омофоны – 2
г)омографы - 4
3.Диктант. Учитель диктует предложения. Ученики записывают. Учитель проверяет.
За ответ без ошибок – 10 баллов
1 ошибка – 8 баллов
2 ошибки – 5 баллов
3 ошибкт – 0 баллов
Учитываются все ошибки (пунктуация и орфография)
Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз.
Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!
Омонимы Слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но различные по значению | Омоформы Слова разных частей речи, которые совпадают по звучанию только в отдельных формах и различаются значением | Омофоны Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и различаются значением | Омографы Слова, которые совпадают только на письме, но отличаются произношением (ударение на разные слоги) |
Карточка ответов для учителя
Карточка № 4. Омографы.
1.Теория. 1 балл. Устно сформулируйте определение, что такое омографы. Приведи пример.
2.Практика. За каждый правильный ответ 1 балл (разбор по составу).
Найдите и выпишите омографы, объясните их значение (устно), разберите по составу, поставьте ударение.
Ответы
1) Чай пи-л-и в саду. – Пил-и скорей дрова.
2) Белк-и прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам!
Взбей яичные бел-к-и,
И печенье испеки.
3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они.
В ведерко руку о-кун-и, Не бойся: это окун-и.
4) Плывут по озеру пирог-и –
На остров нет другой дороги.
Любишь кушать пирог-и –
Печь их маме помоги.
5) В дом войти никто не мог:
На двери висел замок.
Я песок руками рою,
Королевский замок строю.
3.Диктант. Учитель диктует предложения. Ученики записывают. Учитель проверяет.
За ответ без ошибок – 5 баллов
1 ошибка – 2 балла
Ты этот зонт НЕ МОЙ, так как он НЕ МОЙ, потерял его НЕМОЙ.
Подумайте, можно ли использовать омонимы как средство художественной выразительности. Если да, то где. Ответьте устно. 2 балла.
Часто омонимы, омоформы, омофоны и омографы используются в каламбурах — остроумных выражениях, шутках. Использовать омонимы, омоформы, омофоны и омографы в своей речи надо очень осторожно. Иногда они приводят к нежелательной двусмысленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для 10 класса "Н, НН в различных частях речи"
Правописание Н, НН с различными частями речи...
Тест для 10 класса "Не с различными частями речи"
Правописание НЕ с различными частями речи...
Тренажёр и проверочный тест "Правописание НЕ и НИ с различными частями речи"
Данный ресурс поможет проверить и усовершенствовать знания и умения учащихся по теме "Правописание НЕ и НИ с различными частями речи"...
"Россия, Родина, Отечество" (правописание не и ни с различными частями речи)
Обобщающий урок русского языка в 7 классе "Россия, Родина, Отечество" (правописание не и ни с различными частями речи)....
Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи
Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи. Тренировочный материал....
Проверочная работа по омонимии разных частей речи
Проверочная работа по омонимии разных частей речи...
Презентация на тему: "Омонимия разных частей речи"
Комбинированный урок по теме" Омонимия разных частей речи" подразумевает под собой изучение происхождения слова омонимия, работу с группами омонимов....