Статья на тему: «Методика подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку"
статья по русскому языку (9 класс)

Марченко Анжелика Александровна

Устная часть ОГЭ

За последние несколько лет система оценки качества образования выпускников школ претерпела значительные изменения. Итоговые контрольные работы и школьные экзамены в классическом формате практически отошли в прошлое и им на смену пришли новые методики оценки знаний выпускников 9-х и 11-х классов в форматах ОГЭ 9 и ЕГЭ.

ОГЭ - это первое серьезное испытание для учащихся 9-х классов. От его результатов зависит зачисление в 10-ый класс по выбранному профилю дальнейшего обучения.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устная часть ОГЭ по русскому языку. Марченко Анжелика Александровна

Слайд 2

Цель введения устной части ОГЭ Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении.

Слайд 3

Задачи: • Объективная проверка требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к усвоению всех видов речевой деятельности, включая говорение; • выход на разнообразные социально-экономические , культурологические , социально-психологические тренды , на которые должно адекватно отреагировать образование в целом и государственная итоговая аттестация , которая с точки зрения современных педагогических представлений не должна сводиться только к оцениванию ; • актуализация посредством внедрения в образовательный процесс устной речи как педагогического явления.

Слайд 4

Модель устной части ОГЭ • Ученик – учитель – компьютер • 15 минут на экзаменуемого • 4 задания • Задания представлены на распечатанных карточках 1. Выразительное чтение 2. Пересказ текста с включением приведенного высказывания 3. Монологическое высказывание 4. Диалог

Слайд 5

Задание 1. Чтение текста. Вам, конечно, знаком человек , изображенный на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин –первый космонавт. Выразительно прочитайте текст о Юрии Гагарине вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка никто не мог даже предположить, кому из них предстоит Открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием. 12 преля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» спилотом -космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту<…> (148 слов)

Слайд 6

Задание 2. Пересказ текста Полет Юрия Гагарина по околоземной орбите стал возможен благодаря усилиям Cергея Павловича Королева — выдающегося конструктора и ученого, работавшего в области ракетной и ракетно-космической техники. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1 », доставивший Гагарина на орбиту. Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст , включив в пересказ высказывание С.П. Королева о Юрии Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее ― он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее , смелее…» Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе .

Слайд 7

Задание 3. Монологическое высказывание • Выберите один из предложенных вариантов беседы: 1. Праздник (на основе описания фотографии). 2. Мой поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего ( повествование на основе изненного опыта). Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу) • Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Слайд 8

Не забудьте рассказать, • когда проходит праздник; • чему он посвящён; • кто принимает участие в празднике ; • опишите присутствующих и их настроение. ЧтениеКарточка 1. Описание

Слайд 9

Карточка 2. Повествование Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию ). Не забудьте рассказать, • куда и когда Вы ходили в поход; • с кем Вы ходили в поход (с одноклассниками, друзьями , с родителями); • как Вы готовились к походу (экскурсии); • почему Вам запомнился этот поход (экскурсия ).

Слайд 10

Карточка 3. Рассуждение Тема 3. Всегда ли нужно следовать моде ? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: • Что значит следовать моде? Для Вас важно следовать моде и почему? • Следовать моде можно только в одежде? • Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»? • Слова «модный» и «современный» обозначают одно и то же?

Слайд 11

Задание 4. Диалог Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником . В рамках диалога должны быть заданы три вопроса. К теме 1 «Праздник » • Какие праздники Вам нравятся больше: домашние, праздники в кругу друзей, школьные праздники? • Когда можно сказать, что праздник удался? • Вы любите готовиться к празднику? Как Вы это делаете?



Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Методика подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №420

Марченко А.А.

                                                2018

                       

Устная часть ОГЭ

За последние несколько лет система оценки качества образования выпускников школ претерпела значительные изменения. Итоговые контрольные работы и школьные экзамены в классическом формате практически отошли в прошлое и им на смену пришли новые методики оценки знаний выпускников 9-х и 11-х классов в форматах ОГЭ 9 и ЕГЭ.

ОГЭ - это первое серьезное испытание для учащихся 9-х классов. От его результатов зависит зачисление в 10-ый класс по выбранному профилю дальнейшего обучения.

В следующем году вводится новый экзамен по русскому языку в устной форме. 

СЛАЙД 1

Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении.

СЛАЙД 2

Задачи:

• Объективная проверка требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к усвоению всех видов речевой деятельности, включая говорение;

• выход на разнообразные социально-экономические, культурологические, социально-психологические тренды, на которые должно адекватно отреагировать образование в целом и государственная итоговая аттестация, которая с точки зрения современных педагогических представлений не должна сводиться только к оцениванию;

• актуализация посредством внедрения в образовательный процесс устной речи как педагогического явления.

   Экзамен планируется проводить на базе школ, проверять и оценивать результаты предстоит школьным учителям - экспертам.

В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь.  Будущим выпускникам будет предложен выбор формата экзамена: беседа с учителем, диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера. Демоверсия состоит из 4 заданий.

 

СЛАЙД 3

1. Выразительное чтение

2. Пересказ текста с включением

приведенного высказывания

3. Монологическое

высказывание

4. Диалог

Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Учащимся будут предложены тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт, Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка).  На первый взгляд это задание кажется простым, но при детальном рассмотрении оно уже таким не покажется. При оценке выразительного чтения будут оценивать Интонационное членение и темп речи. Что это подразумевает? Девятиклассник должен продемонстрировать знание синтагматического членения фразы, восходящие и нисходящие интонационные конструкции и пр. Обучить этому достаточно сложно, девятикласснику потребуется потренировать навыки чтения. На подготовку к этому заданию дается всего 1,5-2 минуты. Задача не из простых.  

СЛАЙД 4

Задание 1. Чтение текста. Вам, конечно, знаком человек, изображенный на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт. Выразительно прочитайте текст о Юрии Гагарине вслух.

У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с

космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту<…>

(148 слов)

Задание 2 -  Выразительно прочитанный текст теперь необходимо будет пересказать с привлечением дополнительных материалов. На подготовку к данному заданию даётся всего 1 минута. За это время требуется прочитать текст, составить план пересказа и включить в свой пересказ дополнительный материал в виде афоризма известной личности. Для успешного выполнения этого задания потребуется знать основные правила устного цитирования и отсылки к мнению авторитетов. При оценке пересказа учитываются способности по сохранению микротем (параллель с изложением), а также умение цитировать (параллель с сочинением).  

СЛАЙД 5

   Задание 2. Пересказ текста Полет Юрия Гагарина по околоземной орбите стал возможен благодаря усилиям Cергея Павловича Королева — выдающегося конструктора и ученого, работавшего в области ракетной и ракетно-космической техники. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль «Восток -1», доставивший Гагарина на орбиту.

Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1текст, включив в пересказ высказывание С.П.Королева о Юрии Гагарине:

«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее ― он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»

Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.

задание 3

Тематическое монологическое высказывание – это задание с выбором. Необходимо будет выбрать определенную тему:

Монолог-описание по предложенной фотографии.

Монолог-рассказ на основе жизненного опыта.

Монолог-ответ на поставленный вопрос.

 На подготовку всего 1 минута, а сам монолог должен длиться не более 3 минут. Причем по каждой теме выпускнику будет дан перечень вопросов (мини-план), на которые необходимо ответить предельно ясно и точно, а также все ответы объединить втекст. Создание монологического высказывания потребует от сдающего предельной сосредоточенности, потому что проверять будут выполнение коммуникативной задачи (ответы на вопрос, логику связи ответов, отсутствие фактических ошибок), а также речевое оформление (следование нормам устной речи).  

СЛАЙД 6

Задание 3. Монологическое высказывание

• Выберите один из предложенных вариантов беседы:

1.  Праздник (на основе описания фотографии).

2.  Мой поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).

3.  Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)

• Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно

занимать не более 3 минут.

СЛАЙД 7

Карточка 1. Описание

Не забудьте рассказать,

• когда проходит праздник;

• чему он посвящён;

• кто принимает участие в празднике;

• опишите присутствующих и их настроение.

СЛАЙД 8

Карточка 2. Повествование

Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).

Не забудьте рассказать,

• куда и когда  Вы ходили в поход;

• с кем Вы ходили в поход (с одноклассниками, друзьями, с родителями);

• как Вы готовились к походу (экскурсии);

• почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).

СЛАЙД 9

Карточка 3. Рассуждение

Тема 3. Всегда ли нужно следовать моде?

В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы:

• Что значит следовать моде? Для Вас важно следовать моде и почему?

• Следовать моде можно только в одежде?

• Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?

• Слова «модный» и «современный» обозначают одно и то же?

Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.

СЛАЙД 10

Задание 4. Диалог

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

В рамках диалога должны быть заданы три вопроса.

К теме 1 «Праздник»

• Какие праздники Вам нравятся больше: домашние,

праздники в кругу друзей, школьные праздники?

• Когда можно сказать, что праздник удался?

• Вы любите готовиться к празднику? Как Вы это делаете?

   Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.

   Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.

  Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки к устной части ЕГЭ по русскому языку

Методика подготовки к устной части ЕГЭ по русскому языку...

Материал для подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку

В 2018 году будет апробация устной части ОГЭ по русскому языку. В данном материале даны упражнения для третьей части: описание фотографии. ЛитератураФИПИ. Демонстрационный вариант устного собесед...

Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку.

В материале представлены ссылки для подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку, дан образец задания и критерии оценивания....

Статья «Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку».

Статья «Обобщение опыта по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку». Цель данной статьи - распространение опыта по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку. В статье ук...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ПОДГОТОВКА К УСТНОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 9 КЛАСС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа по электиному курсу "Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку...

Статья на тему "Стратегии подготовки к устной части ОГЭ

    Данная статья посвящена актуальному вопросу современного образования, а именно: подготовке обучающихся к устной части экзамена по иностранному языку. С опорой на методическую лите...

Выступление по теме : «Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время».

Выступление по теме :" Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время"....