КВН по русскому языку "Подумай и ответь!
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Собянина Ольга Геннадьевна

Сценарий КВНа по русскому языку "подумай и ответь" для учащихся 5-9 классов в рамках предметной недели русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_russkiy_19.docx53.02 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб весёлых и находчивых «Подумай и ответь»

Цель: расширение кругозора учащихся, развитие познавательных интересов, тренировка логического мышления, развитие широкой эрудиции, увеличение словарного запаса.

Учитель.

   Русский язык - один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности.                                                                                                            Сегодня мы с вами в игровой форме будем говорить о богатстве русского языка. Я приветствую всех на внеклассном мероприятии по русскому языку «Клуб весёлых и находчивых  «Подумай и ответь»»!

Мы начинаем КВН!

Пусть будут интересны всем

Словесной битвы результаты.

Удачи всем! Вперёд, ребята!

Заключительное слово учителя.   Чтение стихотворения  «Родной язык».

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно – певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

   

    Ребята!

   Надеюсь, что вы будете более внимательны к словам, которые произносите,   и к родному языку.       Спасибо за игру!

1. Представление команд.

1. Мы команда «Знатоки»,

Быть в хвосте нам не с руки.

Мы должны дружнее быть,

Чтоб в КВНе победить!

2. У «Лингвистов» нет проблем,

Пусть начнётся КВН,

И мы сможем доказать,

Что нас трудно обыграть!

1 конкурс «Путаница» (за каждое предложение 1 балл – максимально 8б)

Прочитать стихотворение К. Чуковского. Разделить его на предложения, поставить, где надо, точки.

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре  играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова.

2 конкурс «Битва эрудитов»

Каждой команде даётся две задачи, за правильное решение по 1 баллу, кто быстрее выполнит задание и правильно тому +1 балл за быстрое выполнение задания. (максимально – 2 и 3 балла).

  1. Найдите плод и растение

С О Ш И С Н Ш А К А  (сосна и шишка)

  1. Растворите белое в прозрачном

С В О А Д Х А Р А (вода и сахар)

3 конкурс «Доскажи фразеологизм» За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команды отвечают по очереди.

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

(«Водой не разольёшь».)

2. Мы исходили городок

Буквально … (вдоль и поперёк).

3. И так устали мы в дороге,

Что еле …( волочили ноги).

4. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …(медвежью услугу).

5. Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, (кто по дрова)

6. Ребята слушать их не станут:

От этой песни …(уши вянут).

Дополнительное задание «Замени одним словом»– за 1 ответ = 1 балл

Задача учащихся – заменить фразеологизм одним словом.

1. Кот  наплакал – мало

2. Развесить  уши  - слушать

3. Как  снег  на  голову -  неожиданно, внезапно

4. Плевать в потолок – бездельничать  

5. Зарубить  на  носу - запомнить

6. Бить баклуши – бездельничать

7. Обвести вокруг пальца - обмануть

8. Сидеть сложа руки – бездельничать

9. Навострить лыжи – убежать

10. Не ударить в грязь лицом – не осрамиться

4 конкурс «Чёрный ящик» Учитель прячет в чёрном ящике предметы-отгадки. Затем зачитывает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают слова, то получают 3 балла, если после второй подсказки, то 2 балла; если после третьей,  то 1 балл. Если команда-соперница знает ответ, то после всех попыток они отвечают на загадку и могут получить дополнительный 1 балл.

ВОПРОСЫ КОНКУРСА.

1.  Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти.    (Камень)

2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это?     (Хлеб)

3.  Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек  будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на ней сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет?     (Иголка)

4.  Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она была почти на вес золота. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет?      (Соль)

5. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет?    (Шапка)

6. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего – либо. Что же это такое?      (Ключ)

7.  За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из - за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет?     (Яблоко)

8. С её помощью древнегреческий герой Тезей нашёл выход из лабиринта Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду ни одной её сухой не остаётся. Что это за предмет?    (Нить)

5 конкурс  «Анаграмма»

Команда 1. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова, начинающиеся с буквы К.

ПРИКАЗ (каприз), ШНУРОК (коршун), НАКАТ (канат), КУЛАК (кукла), КОРМА (комар), МЫШКА (камыш), УКЛОН (кулон), РАКЕТА (карета), СОКОЛ (колос), ПЛАНКА (клапан), ЦОКОЛЬ (кольцо).

Команда 2. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова, начинающиеся с буквы М.

СМОЛА (масло), ШРАМ (марш), РАМКА (Макар), КАМЫШ (мышка), ЗАМОК (мазок), КАЙМА (майка), НЕМОТА (монета), ЯМКА (маяк).

6 конкурс «Объяснялки» (аналогично 4 конкурсу).

1. 1) У женщины гораздо старше средних лет существовали до биологической смерти два представителя водоплавающей птицы подотряда килегрудых  с явным проявлением сангвинического темперамента.

2) Пожилая женщина обладала правом владения, пользования и распоряжения домашней водоплавающей птицей в количестве двух голов.

3) У деда умерли две грустных курицы (подберите слова - наоборот).

Ответ: жили у бабуси два весёлых гуся.

2. 1) Однажды Всевышний птице средней величины из отряда воробьиных сделал презент в виде небольшого количества пищевого продукта полутвёрдой массы, приготовленного из заквашенного особым способом молока.

2) Всеядная птица с серо-чёрным оперением при невыясненных обстоятельствах получила от небесного прародителя вознаграждение натуральным продуктом.

3)  У орла раз чёрт украл крошку творога.

Ответ: Вороне как-то Бог послал кусочек сыра.

7. Конкурс «МОРФОЛОГИЯ»

Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Задание командам: восстановить предложенный текст.

Посчитать сколько в тексте существительных, прилагательных и глаголов.

За каждую часть речи 1 балл.

Максимальный балл: 16, т.к. 10 б – за сущ., 1б – за прилаг., 5б – за глаг..

ОТЕЛ.

Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.

ЛЕТО.

Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.  

ОТВЕТ:  10 существительных, 1 прилагательное, 5 глаголов.

8. Конкурс «Перевёртыши»

5б Поменяй значение каждого слова на противоположное. Что получилось?

ОГРОМНОМУ ДУБУ ЖАРКО ЛЕТОМ

 (Маленькой ёлочке холодно зимой)

5б Поменяй значение каждого слова на противоположное. Что получилось?

ГРОМЧЕ, КОШКИ, ПЁС В ПОДВАЛЕ

(Тише, мыши, кот на крыше)

10б Поменяй значение каждого слова на противоположное. Что получилось?

НЕНАВИСТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА

(Любовь с первого взгляда)

10б  Поменяй значение каждого слова на противоположное. Что получилось?

ДЖОН ДОБРЫЙ ВОСКРЕШАЕТ ЧУЖУЮ ДОЧЬ

(Иван Грозный убивает своего сына)

9 конкурс  «Гонка за лидером, или дальше, дальше, дальше»         

1 команда

1. Сколько звуков в слове лью? (три)

2. Антоним к слову высокий (низкий)

3. У меня зазвонил телефон. Кто говорит?  (слон)

4.  Прилагательное с корнем мороз (морозный)

5.  Объясните значение выражения «работать спустя рукава» (плохо)

6.  Как проверить написание словарного слова? (по словарю)

 7. Часть слова без окончания  (основа).

 8.  Проверочное слово к слову кормушка (корм)

9.  Слово не воробей …  (вылетит – не поймёшь) .

2 команда:

1. Сколько звуков в слове ель? (три)

2. Синоним к слову отважный (храбрый)

3. Кто спас Муху – Цокотуху? (комар)

 4. Прилагательное со словом дом (домашний)

5. Объясните значение выражения «ворон считать» (отвлекаться)

6. Часть слова, стоящая перед корнем (приставка)

7. Проверочное слово к слову трава (травы)

8. Не спеши языком,…  (спеши делом)

 9. Слово с приставкой под-…  

10 конкурс «Устаревшие слова» 
Недаром Даль отмечал, что язык - явление живое. Это на самом деле развивающийся организм. Команды отвечают по очереди.

  1.  Око – глаз
  2.  Выя – шея
  3. Перст – палец
  4.  Ланиты – щеки
  5. Длань – ладонь
  6. Пясть – ладонь с пальцами
  1.  Чело – лоб
  2.  Чрево – живот
  3. Вежды – веки
  4. Уста – губы
  5. Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста)
  6. Рыло – нос

1. Представление команд.

1. Мы команда «Знатоки»,

Быть в хвосте нам не с руки.

Мы должны дружнее быть,

Чтоб в КВНе победить! 

1. Представление команд

2. У «Лингвистов» нет проблем,

Пусть начнётся КВН,

И мы сможем доказать,

Что нас трудно обыграть! 

1 конкурс «Путаница» (за каждое предложение 1 балл – максимально 8б)

Прочитать стихотворение К. Чуковского. Разделить его на предложения, поставить, где надо, точки.

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре  играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова.

1 конкурс «Путаница» (за каждое предложение 1 балл – максимально 8б)

Прочитать стихотворение К. Чуковского. Разделить его на предложения, поставить, где надо, точки.

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре  играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова.

2 конкурс «Битва эрудитов»

  1. Найдите плод и растение

С О Ш И С Н Ш А К А  (сосна и шишка)

  1. Растворите белое в прозрачном

С В О А Д Х А Р А (вода и сахар)

2 конкурс «Битва эрудитов»

  1. Найдите плод и растение

С О Ш И С Н Ш А К А  (сосна и шишка)

  1. Растворите белое в прозрачном

С В О А Д Х А Р А (вода и сахар)

5 конкурс  «Анаграмма»

Команда 1. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова, начинающиеся с буквы К.

ПРИКАЗ   (                       ), ШНУРОК (                        ), НАКАТ (                 ), КУЛАК (                    ), КОРМА (                 ), МЫШКА (                  ), УКЛОН (                    ), РАКЕТА (                    ), СОКОЛ (                   ), ПЛАНКА (                        ), ЦОКОЛЬ (                       ).

5 конкурс  «Анаграмма»

Команда 2. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова, начинающиеся с буквы М.

СМОЛА (                    ), ШРАМ (                 ), РАМКА (                ), КАМЫШ (                  ), ЗАМОК (                     ), КАЙМА (                     ),          НЕМОТА (                        ), ЯМКА (                   ).

7. Конкурс «МОРФОЛОГИЯ»

Задание командам: восстановить предложенный текст.

Посчитать сколько в тексте существительных, прилагательных и глаголов.

За каждую часть речи 1 балл. Максимальный балл: 16

ОТЕЛ.

Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.

7. Конкурс «МОРФОЛОГИЯ»

Задание командам: восстановить предложенный текст.

Посчитать сколько в тексте существительных, прилагательных и глаголов.

За каждую часть речи 1 балл. Максимальный балл: 16

ОТЕЛ.

Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подумай и ответь презентация

Подумай и ответь дополнительный материал по русскому языку....

Сценарий КВН для учащихся средних классов "Подумай и ответь"

КВН - одна из наиболее популярных и полезных форм работы. Во время игры любой учащийся может раскрыться, он не боится неудач. У учащихся формируется чувство коллективизма, развиваются умения  быс...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5, 6, 7 классе Сценарий КВН для учащихся средних классов "Подумай и ответь"

КВН - одна из наиболее популярных и полезных форм работы. Во время игры любой учащийся может раскрыться, он не боится неудач. У учащихся формируется чувство коллективизма, развиваются умения  быстро о...

Викторина по русскому языку "Подумай и ответь"

Викторина разработана для внеклассной работы по русскому языку для учащихся 8 классов коррекционной школы. (можно использовать и в 5-6 классах общеобразовательных школ). В игре 4 раздела, в каждом по ...

Математическая игра «Подумай и ответь»

Игра «Подумай и ответь» разработана в рамках предметной недели как внеклассное мероприятие для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) 7 класса. В игре представлены задания по темам...

Интерактивная игра «Ответь, если сможешь» по курсу Всеобщей истории. 6 класс

Данная игра предназначена для 6 класса по учебному предмету "История" для повторения раздела "Всеобщей истории"....

Внеклассное мероприятие "КВН.Подумай и ответь"

Мероприятие по русскому языку в игровой форме способствует развитию интереса к изучению русского языка...