Тайна чисел (история и этимология имен числительных)
статья по русскому языку (6 класс)
В статье речь идет о возникновении некоторых числительных и их употребление в русском и бурятском языках. Число воспринимается не только как единица счёта, оно у разных народов становится символом, выразителем своеобразия их культуры, этноса. Отражением, прежде всего, глубинной сути мироздания в его связях и целостности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тайна чисел
(история и этимология имен числительных)
Автор: Мельникова Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ №15» г.Улан-Удэ
Среди огромного количества слов вызывают интерес «имена» чисел. Без числа немыслима наука и сама жизнь. Названия чисел привычны, автоматичны в использовании, но что таят в себе их названия – один, два, пять, сто и т.д.? Ещё Фридрих Энгельс говорил: « Понятия числа и фигуры взяты не откуда-нибудь, а из действительного мира».
Как самостоятельная часть речи, числительное сложилось намного позже всех остальных грамматических классов слов. В древности они вели себя как существительные. «Другая пять пришла», - могли бы мы услышать на Руси в IX веке. В ряду слов на десять: шестьдесят, семьдесят, восемьдесят – чужаком стоит числительное сорок. Вроде бы надо «четырьдесять», но как не вслушивайся в слово «сорок», ничего общего на «четырьдесять» не найдёшь. Оказывается, «сорок» в глубокой древности было существительным мужского рода и означало особую меру счёта дорогих мехов, например, норковых шкурок. Из сорока драгоценных шкурок можно было сшить одно из тогдашних мужских меховых платьев, по-видимому, длинный пиджак наподобие пальто. Четыре десятка шкурок входило в мешок, которых назывался «сорОк»; и вот постепенно слово оторвалось от своего исходного значения, стало значить просто число.
Когда мы произносим «семь», то тут же память связывает название цифры семь с пословицами:
- семь раз отмерь, а один – отрежь;
- семеро одного не ждут;
- семи пядей во лбу;
- семь пятниц на неделе;
- у семи нянек дитя без глаза;
- семь бед – один ответ… и т.д.
Семь популярно не только в русской системе чисел, в глобальном смысле оно является выражением устройства вселенной.
В древние времена на Ближнем Востоке и Риме число семь считалось священным. Ему придавалось магическое, и даже символическое значение. Так, Вавилонская башня имела семь этажей, Рим построен на семи холмах, Будда сидит под священной смоковницей с семью плодами, семь чудес света, в Библии говорится о сотворении мира за семь дней, в радугу семь цветов, семь планет Солнечной системы.
У бурят с числом семь связаны представления об их первопорядках и их покровителях: семи старцах (Долоон, Убгэд), под которым подразумевается созвездие Большой Медведицы. Их происхождение славянская мифология связывает с семью небесными кузнецами. Семь стен бурятской деревенской юрты для зимнего проживания, семь именных частей туши животного, семь заездов на семи лошадях с семилетними наездниками на народных праздниках.
Интересно с позиции внутренней формы числительное «тысяча», первоначальное значение «толстое число». В современном употреблении обращает на себя внимание творительный падеж, который имеет две формы: тысячей, тысячью. Первая (тысячей) выражает прямое количественное значение, вторая (тысячью) употребляется в предметно-собирательном значении множества (человек с тысячью лиц, магазин с тысячью мелочей).
Миллион, миллиард – эти названия пришли к нам недавно. У слова миллион есть автор. Его придумал знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший Индию и Китай в XIII веке. Его поразили несметные богатства. Марко Поло выразил изумление перед увиденным итальянским словом «милле», что значит по-русски тысяча, а «оне» соответствует русскому увеличительному суффиксу –ище (домище, волчище). Отсюда миллион значит «тысячище».
Произведенный небольшой анализ говорит о том, что число воспринималось не только как единица счёта, оно у разных народов становилось символом, выразителем своеобразия их культуры, этноса. Отражением, прежде всего, глубинной сути мироздания в его связях и целостности.
Литература:
1. Бабуева Б.Д. Материальная и духовная культура бурят. – Улан-Удэ, 2004.
2. Михайлов В.А. Числовая символика бурят и монголов. – Улан-Удэ, 2008.
3. Мифы народов Мира. Том 2 (глава «Числа»). – 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История происхождения имен числительных
Комбинации счетных чисел. История числительных: пять, семь, сорок, девяносто.Метафоричность и описательность счетных слов.Морфологические признаки прилагательных и существительных у сч...
История происхождения имен числительных
Комбинации счетных чисел. История числительных: пять, семь, сорок, девяносто.Метафоричность и описательность счетных слов.Морфологические признаки прилагательных и существительных у сч...
История происхождения имен числительных
Комбинации счетных чисел. История числительных: пять, семь, сорок, девяносто.Метафоричность и описательность счетных слов.Морфологические признаки прилагательных и существительных у сч...
История происхождения имен числительных
Комбинации счетных чисел. История числительных: пять, семь, сорок, девяносто.Метафоричность и описательность счетных слов.Морфологические признаки прилагательных и существительных у сч...
История происхождения имен числительных
Комбинации счетных чисел. История числительных: пять, семь, сорок, девяносто.Метафоричность и описательность счетных слов.Морфологические признаки прилагательных и существительных у сч...
История происхождения имен числительных
Комбинации счетных чисел. История числительных: пять, семь, сорок, девяносто.Метафоричность и описательность счетных слов.Морфологические признаки прилагательных и существительных у сч...
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....