Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Выступление на семинаре "Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_pri_podgotovke_k_ege.docx | 51.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ
учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории Белоусовой Ольги Анатольевны.
ЕГЭ по русскому языку - серьезное испытание для учителей, учащихся и родителей.
Готовя учащихся к работе с тестами, нельзя выпускать из внимания и необходимость отработки навыка грамотного письма.
Те ключевые моменты, на которые в первую очередь обратила внимание в работе:
Первая проблема, с которой пришлось столкнуться, - это учебно–методическое обеспечение, позволяющее организовать качественную подготовку к экзамену и вместе с тем изучение нового материала по программе. Помимо учебника русского языка под редакцией Гольц., пришлось запастись и ещё достаточно большим количеством дополнительной методической литературы, обратиться к справочникам, воспользоваться материалами интернета.
Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Тестирование по русскому языку позволяет проверить все виды компетенции и имеет безусловные преимущества по сравнению с другими формами контроля. Назначение экзаменационной работы определяют ее структуру: в нее входят задания различного уровня сложности.
Способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, так же, как и основные умения:
- анализировать языковые факты;
- оценивать их с точки зрения информативности;
- оценивать языковые единицы (правильность, уместность употребления);
- использовать основные приемы информационной переработки текста;
- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; вести речевой самоконтроль.
Все эти умения вырабатывались в своё время на уроках, поэтому нет необходимости в специальной подготовке к ЕГЭ. Но есть необходимость обобщить и систематизировать эти знания.
ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача: в старших классах целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д.
Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начала с информационного этапа. На этом этапе познакомила учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами.
Второй этап - это диагностирование учащихся, он дает возможность ребятам почувствовать всю сложность ситуации, реально посмотреть на вещи.
Вообще, подготовка к ЕГЭ - трудный и ответственный момент. К сожалению, эту ответственность чувствует в большей мере учитель. Ученики пассивны в основном, за небольшим исключением. А таких учеников готовить очень трудно. Учитель старается, а результата нет. Лишь единицы переживают и беспокоятся. Здесь и поможет диагностика. Именно на этом этапе начинается осознание всей серьезности ситуации. Поэтому, теорию, особенно, в части В предлагаю учить наизусть.
Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года порекомендоаала сборники тестовых заданий , копируем тесты.
Изучила анализ результатов прошлогоднего экзамена. На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. Работе с орфографическими и пунктуационными правилами посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало проведение в начале каждого урока в орфографических или пунктуационных пятиминуток. Обязательна работа и по орфоэпии. По наиболее трудному материалу выдаются домашние задания.
Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Процесс систематизации будет более эффективным, если выпускники постоянно имеют возможность применять уже полученные знания и умения, «прокручивая» их каждый раз в новых ситуациях. Эту возможность мы получаем, работая с онлайн-тестами, когда после выполнения теста, ребята здесь же проверяют задания, видят результат.
Помощником учителя при проведении уроков, нацеленных на подготовку к ЕГЭ, являются наглядные пособия. Компьютер – большой помощник учителя. Он экономит время и значительно упрощает работу с материалом. За урок, при наличии медиа-урока, можно повторить несколько орфограмм, пунктограмм, провести различные разминки. Работа с текстами на экране мобилизирует учащихся, концентрирует их внимание, заставляет рачительнее относиться к своему времени. А это только на пользу.
Тестовые формы контроля я применяю не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.
Но следует помнить, что полной информации о состоянии практической грамотности учащихся тесты не дают, так как проверяют орфографические и пунктуационные умения, но не навыки.
Настоящая же грамотность – это письмо почти автоматическое, без раздумий о том, как и почему надо писать то или иное слово. В данном случае более эффективным способом проверки являются традиционные измерители - диктант, изложение, сочинение. Два последних вида работы (изложение и сочинение) позволяют, помимо грамотности, проверить ещё и речевое развитие учащихся, их коммуникативную компетенцию, предполагающую способность свободно владеть речью в разных условиях общения.
В процессе работы стараемся чаще обращаться к словарям, что позволяет развивать навыки работы со справочной литературой. Я сознательно не даю готовых ответов, а подсказываю, где их можно самостоятельно найти, а потом рассказать об этом классу. Таким образом, развивая зрительную память учащихся.
При подготовке к ЕГЭ немалую роль играет то, что принято называть тренировкой. Небольшая работа на 5-7 минут бывает очень полезной. Разрабатываю небольшие тесты в форме ЕГЭ, включающие задания по орфографии, пунктуации, микротексту, фонетике, орфоэпии, культуре речи. Как правило, такие тесты не занимают много времени, зато позволяют на каждом уроке проверять знания.
Уровень подготовки по русскому языку определяю с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста, тестирования и др.
Тестовые задания использую, главным образом, для проверки знаний учащихся, понимания изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие (или несоответствие языковым нормам)
Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации изученного в школе. Особое внимание обращаю на то, какие пробелы есть в знаниях ученика, продумываю способы их устранения.
Цель подготовки к Единому государственному экзамену – дать возможность старшеклассникам потренироваться в выполнении заданий, которые включены в ЕГЭ, проверить себя по всем темам школьного курса русского языка.
Учитывая специфику контрольно-измерительных материалов, даю комментарий по всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваю наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок.
Акцентирую внимание на тесты, которые проверяют:
1. знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
2.речеведческие знания – текст: основная мысль, средства связи в нём; типы речи; повествование, описание, рассуждение; стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный; использование языковых средств в зависимости от темы текста, стиля и типа речи;
3. специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
4. орфографическую и пунктуационную грамотность;
5. владение нормами литературного языка: орфографическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими;
6. умение анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.
Остановлюсь на конкретных заданиях.
А1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
- Солнечный Сочи;
- Более высшая форма (тоталитаризма);
- Трое юношей;
- У четырёхсот пятидесяти человек
В этом задании, как правило, обращаю внимание детей на сравнительную степень прилагательных или чаще на склонение местоимений.
А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Занимаясь изучением языка,
1. у меня обнаружились способности.
2. мама записала меня на курсы.
3. поможет словарь.
4. ученик пользовался словарём.
и т.д.
При выполнении этого задания, акцент делаю на лицо, субъект, который выполняет действие, т.е. лицо должно быть одно, а между глаголом-сказуемым и деепричастием можно поставить союз И. Например, ученик (субъект) занимался и пользовался. А также уместно употребить глагол в неопределенной форме.
Задание А6 проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: «В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?»
Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли?
Вот как отрабатываю с ребятами это задание:
1) необходимо указать номер предложения, в котором придаточное можно заменить определение, выраженным причастным оборотом. Например: Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица. - Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, заставлявшим забывать некрасивость ее лица.
Замена придаточного предложения причастным оборотом | |
Замена возможна | Замена невозможна |
1. Союзное слово который в именительном падеже: Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. – Три тополя, росшие на краю поля, превратились в огромных великанов. | 1.Союзное слово который в косвенном падеже (кроме винительного падежа без предлога и родительного падежа при глаголе с отрицанием): Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой. |
2. Союзное слово в винительном падеже без предлога: Многие животные, которых истребляет человек, постепенно вымирают. - Многие животные, истребляемые человеком. человек, постепенно вымирают. | 2. Союзное слово который + глагол в будущем времени: Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США. |
3. Союзное слово который в родительном падеже падеже при глаголе с отрицанием: Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось ярким. – Солнце, еще не скрытое тучами, казалось большим и ярким. | 3. Союзное слово который + глагол в условном наклонении: Доверься врачу, который приготовил бы тебе это лекарство. |
4. Союзное слово который соотносится с сочетанием ТОТ (ТА, ТЕ, ТО) + существительное: Дорога привела нас в тот глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной. |
Проводя морфологический практикум, использую карточки.
Карточка 1
Подчеркните прилагательное, перешедшее в существительное.
Прошлого не вернуть; взрослые люди не всегда бывают правы, влюблённые в поэзию, столовая посуда,…
Карточка 2
Укажите разряд местоимений.
Каждый ( ), у меня ( ), передо мной ( ).
Правописные умения и навыки лучше всего вырабатываются в систематических упражнениях, объём которых определяется в зависимости от уровня подготовки старшеклассников.
Работаем над наиболее трудными заданиями:
- разбор слова по составу,
- словообразовательный разбор,
- правописание приставок, правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени,
- правописание не и ни с различными частями речи,
- слитное, раздельное и дефисное написание слов,
- орфографические, морфологические и синтаксические нормы,
- осложнённое предложение,
- анализ выразительных средств языка.
При выполнении сложных заданий советую использовать метод исключения, т.е. исключать те задания, в которых не уверен, либо наоборот их оставлять, если в других примерах нет искомого правила.
Задания по лексике предполагают работу со словом, а, следовательно, проверяют знание не только основных понятий, связанных с лексической системой, но и общий уровень развития учащегося, его кругозор, который проявляется, естественно, в активном словарном запасе учащегося. Поэтому я стараюсь расширять словарный запас учащихся, но, прежде всего, прививаю стремление и вырабатываю умение пользоваться справочной литературой, добывать знания самостоятельно. Ученик должен знать, в каком словаре он может получить необходимую справку. Слова-паронимы, которые чаще остальных встречаются демо-версиях, предлагаю выучить наизусть.
Задание по фонетике, несмотря на кажущуюся простоту, предполагает знание как звуков, так и букв, знание тех фонетических процессов, которые происходят со звуками в потоке связной речи, а также владение основными произносительными нормами. Процент ошибок в этом задании бывает велик, поэтому, чтобы избежать их, необходимо иметь четкое представление о соотношении букв и звуков и не смешивать эти понятия.
Обязательной частью урока считаю орфоэпические разминки. Не секрет, что местный диалект накладывает свой отпечаток на устную речь наших учащихся. Многие слова ребята произносят так, как принято в семье, на улице, нисколько не сомневаясь в правильности их произношения. Поэтому требуется время, чтобы сломать устоявшиеся орфоэпические стереотипы. Орфоразминки можно проводить по-разному. Вначале обращаться к словам из орфоэпического словаря учебника. После 2-3 кратного прочтения можно предложить ребятам орфоэпический диктант. Здесь тоже возможны варианты: записать слова на доске или раздать индивидуальные карточки с разными вариантами слов.
И еще это происходит потому, что ударение в русском языке разноместное и подвижное. Поэтому мы стараемся проработать с учащимися ударение в словах, наиболее часто встречающихся в тестах, а также объяснить основные закономерности постановки ударения в прилагательных, глаголах и причастиях, поскольку именно эти словоформы нередко составляют задание, связанное с постановкой ударения. Для запоминания предлагаю ребятам пары слов по аналогии, в которых ударение запомнить легко, т.е. слова-помощники. (ПРИМЕРЫ) стажеры-договоры
Задания по словообразованию предназначены для проверки знаний по морфемному и словообразовательному анализу, который начинается с определения принадлежности слова к той или иной части речи и выделения в нем окончания. Именно этот первый шаг является самым трудным для большинства учащихся. Здесь необходимо усвоить знания об изменяемых и неизменяемых частях речи. Следующий этап морфемного анализа – вычленение морфем в основе. Трудности в выделении корней кроются в исторических чередованиях звуков, их наличие способно до неузнаваемости видоизменить облик корня. Поэтому необходимо дать список основных исторических чередований звуков в русском языке.
Трудности в определении способа словообразования кроются в неумении учащихся строить словообразовательную цепочку. Ведущим принципом здесь является «принцип матрешки», в которой самая маленькая матрешка – это корень, сразу «достать» который невозможно: надо снять с нее последовательно другие матрешки – служебные морфемы. Ещё применяют такой прием, как «раздевание»: говорю о том, что «снимать» надо по одной морфеме, как одежду после школы, ведь нельзя «скинуть» сразу рубашку и брюки, так и здесь.
Синтаксису и пунктуации в тестах уделяется гораздо больше внимания, чем морфологии. Здесь при повторении также используется форма таблиц для систематизации имеющихся знаний. Особое внимание уделяется таким «ошибкоопасным» темам, как «Обособленные члены предложения», отграничение сравнительных оборотов от придаточных сравнительных предложений.
Сложными для учащихся считаются задания, которые предполагают проверку речеведческих знаний. Это означает, что учащиеся должны владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи, типы текстов, средства и способы связи предложений в тексте и языковые средства выразительности.
Задание В8 вызывает определенные трудности, поэтому советую ученикам вначале прочитать все данные фигуры и тропы, вспомнить их определения, подобрать примеры, потом проанализировать предложения из задания. Для подготовки к экзамену заводим папки с полным перечнем изобразительно-выразительных средств, закрепляя их примерами. При подготовке к экзамену дети сдают определения наизусть, эту работу начинаем проводить целенаправленно в первом полугодии 9 класса, чтобы дальше они учились только оперировать этими понятиями.
Особое внимание уделяю подготовке к написанию части С. Это сочинение-рассуждение, которое создаётся на основе текста. Ставлю цель урока:
1. подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;
2. совершенствование навыков анализа текста;
3. воспитания уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Проводим лингвистический анализ публицистических, разговорных и художественных текстов, оцениваем высказывание с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, стараемся извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Учимся применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Особое внимание уделяем специфике рассуждения как типа речи, совершенствуем умение анализировать текст.
С помощью этого задания проверяется речевое развитие учащегося. Нацеливаю учащихся на их способность самостоятельно уточнить тему, определить основную мысль и подчинить ей высказывание, выстраивать композицию текста, выбрать нужный для данного случая стиль и тип речи, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдать нормы литературного языка. Самостоятельно составленный учащимися текст даёт возможность судить об уровне развития, о его общей культуре, имеет ли личностную позицию и умеет ли её выразить, корректно вступая в диалог с автором текста, особенно, если их позиции не совпадают.
Что же необходимо знать, понимать и уметь выпускнику, чтобы успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку?
При работе над частью С подробно прорабатываем критерии оценки этого задания. Именно там кроется план работы над сочинением. Анализируя текст, учащиеся должны рассматривать его в 4-х аспектах:
1. Проблема, поставленная в исходном тексте.
2. Комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания о чем-либо).
3. Авторская позиция.
4. Собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами.
При выполнении части С учащиеся должны четко помнить составляющие части любого сочинения:
1. Вступление (Обозначение темы, круга проблем, затронутых в исходном тексте; выражение отношения автора сочинения к данным проблемам, их общественной значимости).
2. Основная часть (Отражение и комментирование основных суждений автора исходного текста; приведение аргументов, подкрепляющих эти суждения и связанные с ними собственные соображения автора сочинения; анализ средств выразительности, которые помогли автору исходного текста сделать свою позицию более убедительной. Приведение возможных возражений оппонентов автора и аргументированный ответ на эти возражения, в котором могут быть использованы как аргументы автора исходного текста, так и собственные доводы экзаменуемого. Выражение мнения, не совпадающего с мнением автора (в отношении того или иного конкретного вопроса или нескольких вопросов, затронутых в тексте) или уточняющего, развивающего его мысль).
3. Заключение (Итог рассуждения с выражением личного мнения о тексте и проблеме).
Из опыта.
Проходим основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения части С.
Начинаю с разминки. Ответьте на вопросы:
- Что такое сочинение-рассуждение? (Это тип текста, в котором выдвигается и доказывается тезис)
- Из каких частей всегда состоит сочинение-рассуждение? (Тезис, доказательства, иллюстрации и вывод)
- Что такое тезис? (Это положение, мысль, которую требуется доказать)
- Сколько доказательств должно быть в рассуждении? (два и более)
Не путайте доказательства с иллюстрациями. Доказательства – это ответ на вопрос, почему. Например, ваш тезис «Надо читать книги». Доказательства отвечают на вопрос «зачем?»
- Так зачем же надо читать книги? (Чтобы быть образованным, эрудированным, много знать; чтобы речь была развита; читая книги, мы становимся более грамотными, так как зрительно запоминаем, как пишутся слова)
- Откуда у вас могут быть иллюстрации, что является источником их? (личный опыт, материалы СМИ, из художественной литературы, из истории)
Первое – надо сформулировать проблему.
- Что такое проблема? (Это вопрос, который решает автор)
Проблем может быть несколько. Найдите их в данном тексте и сформулируйте. Кто больше найдёт и точнее сформулирует? Вам даётся 3 минуты. Запишите проблемы на листок.
Например:
Основные проблемы:
1) проблема взаимоотношения «отцов» и «детей» (какова взаимная ответственность старшего и молодого поколений?)
2) готовность к жизни современной молодёжи (готова ли к жизни современная молодёжь?)
3) проблема достижения поставленных целей (как добиваться своей мечты?)
При подготовке использую речевые клише, которые помогают детям на экзамене.
Основная проблема - это та,
- которая стала объектом раздумий автора;
- над которой автор в основном размышляет;
- к которой он неоднократно возвращается;
- по которой отчётливо заявлена авторская позиция.
Автором проблема:
- поставлена
- изложена
- рассмотрена
- выдвинута
- затронута
- поднята
- сформулирована
Следующий этап – формулировка позиции автора по поставленной проблеме, то есть, как он отвечает на поставленный вопрос. Ответ может содержаться в самом тексте, вы его можете процитировать, а можете сформулировать самостоятельно. Причём по каждой проблеме в тексте есть позиция автора. Соотнесите их: вот проблема-вопрос, а вот позиция автора, то есть ответ на этот вопрос.
Итак, первая проблема – взаимоотношения «отцов» и «детей». Сформулируйте авторскую позицию по этой проблеме. (Старшее поколение несёт ответственность за судьбу своих детей)
Вторая проблема - готова ли к жизни современная молодёжь? Сформулируйте авторскую позицию по этой проблеме. (У современной молодёжи наблюдается разрыв между умозрительными представлениями и практической деятельностью, что мешает осуществлению намеченных целей)
Третья проблема - проблема достижения поставленных целей. Сформулируйте авторскую позицию по данной проблеме. (Надо развивать свои душевные качества, надо учиться терпеть и трудиться, чтобы добиться исполнения своей мечты.)
Из всех проблем надо выбрать ту одну, на которой вы и сосредоточите своё внимание. Запомните: писать надо только по одной проблеме! И позиция должна быть только по этой проблеме, а не по другой. Желательно, чтобы проблема была сформулирована в форме вопроса. Помочь сформулировать вопрос поможет пункт А-29. Найти проблему можно, отталкиваясь от позиции автора. Найди абзац, в котором сформулирована основная мысль текста (основной тезис). Задай вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема.
Без ОЦЕНОЧНЫХ слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!
- с удовольствием прочитал…
- нельзя остаться равнодушным…
- к сожалению…
- интересно то, как автор…
- разделяя негодование (мнение) автора, хочу сказать, что…
- к немалому удивлению узнал, что…
- автор считает, что…
- автор убеждён, что…
- автор подводит читателя к мысли о том, что…
- решая проблему, автор приходит к следующему выводу...
- вот основная идея (мысль) текста…
- всё это позволило автору выразить мысль о том, что…
- вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы…
- нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что…
Как надо выбирать проблему? Конечно, надо выбирать ту проблему, которая больше «зацепила». Во-вторых, надо выбирать ту проблему, по которой вы можете подобрать 2 аргумента.
Теперь ваша задача – подобрать аргументы (доказательства) и иллюстрации (примеры), накидайте себе в виде плана доказательства и примеры.
Аргументами могут быть:
- ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильм
- ссылки на признанные авторитеты и их произведения
- свидетельства очевидцев
- даты
- собственные наблюдения
- положения официальных документов
- народная мудрость (пословицы, приметы, поговорки и т.д.)
- различные общественные законы
- статистические данные
- научные данные
- примеры из художественной литературы, научно-популярной, исторической
- примеры из жизни окружающих.
.
Есть ещё одна сложность в сочинении – это комментарий к проблеме. Когда он пишется? (После формулировки проблемы) То есть во втором абзаце, до позиции автора, до аргументов.
Что же такое комментарий? Это пояснения, разъяснения, как бы расшифровка. Здесь вы должны сказать, насколько эта проблема актуальна, современна. Подумать, каков тип проблемы: социальная она, философская, морально-нравственная, этическая, эстетическая. Также здесь надо чуть-чуть проанализировать текст, то есть проследить, как развивается мысль автора, с чего он начинает, какие примеры приводит, к какому выводу приходит. Вывод – это и есть позиция автора.
Комментарий должен содержать рассуждение, пояснительные замечания, толкование проблемы. Самое главное - чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.
Следующий этап - попробуйте написать комментарий к проблеме. Буквально несколько предложений 3-5.
Итак, мы прошли основными этапами написания черновика сочинения: сформулировали проблемы, позиции автора по поставленным проблемам, прокомментировали проблему, подобрали аргументы. Вам надо только собрать это всё воедино и написать своё сочинение.
Одной из важнейших задач обучения школьников в условиях текстового подхода становится формирование умений сворачивать текст до ключевых слов и разворачивать текст на базе ключевых слов. Ключевые слова, выступая в качестве единиц внутренней речи, обеспечивают информационный поиск. Заголовок, содержащий ключевое слово, становится пусковым механизмом восприятия текста.
Работа с текстом может проходить в следующих формах:
1. Речеведческий анализ текста, связанный с развитием речи учащихся и способствующий повышению их коммуникативной компетенции.
2. Лингвистический анализ текста, основанный на знаниях и умениях учащихся в различных областях родного языка и способствующий повышению их лингвистической и языковой компетенции.
3. Творческие упражнения на развитие языкового чутья, интерпретация текста изложения, написание своего сочинения.
Диапазон приемов, связанных с использованием текста, достаточно широк. В первую очередь он предполагает беседу с учащимися. Вопросы по тексту могут задаваться не только учителем, но и самими учащимися.
Неотъемлемой частью на каждом уроке должна стать словарная работа. Следует продумать работу по анализу лексики, характерной для языка и стиля того или иного писателя. Особое место в данном случае будут занимать вопросы типа:
В каком предложении все слова употреблены в прямом значении?
Укажите предложения, где употреблены контекстуальные синонимы?
В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм? и т.п.
На уроках русского языка больше внимания следует уделять использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи – помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи. Традиционными на уроке должны стать задания типа:
В каком предложении используется метафора?
В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, актуализации значения того или иного слова?
Какое средство выразительности является ведущим в этом тексте? и т.п.
Систематическое проведение на уроках тренингов следующего типа поможет учащимся красочно и выразительно сформулировать свою точку зрения по данному тексту:
Прочитайте текст и пример сочинения к нему. Отметьте в сочинении удачные, с вашей точки зрения, приемы краткого пересказа и анализа предложенного текста. Оцените степень глубины и точности анализа средств выразительности, логику изложения материала, уместность вступления и заключения. Напишите свое сочинение по предложенному тексту.
Очень хороши такие задания, как «Составляем план», «Записываем свои мысли», «Дописываем текст».
В основе методики лежит принцип «от простого к сложному», разнообразные задания и упражнения рассчитаны на последовательную, поэтапную подготовку к написанию Части С: от анализа исходных текстов – к успешному ответу на задания Частей А и В, где присутствует такой анализ, от записи своих размышлений – к сочинению-рассуждению.
Чтобы подготовиться к написанию сочинения-рассуждения, нужно решить следующие задачи:
- вспомнить, что такое сочинение-рассуждение и в чем его особенности,
- определить последовательность анализа исходного текста,
- представить, какие требования предъявляются к сочинению-рассуждению на основе исходного текста,
- познакомиться с основными темами и проблемами, которые рассматривают авторы текстов,
- пополнить свой словарный запас словами и выражениями, необходимыми для успешного написания сочинения-рассуждения,
- научиться анализировать исходные тексты и писать собственные сочинения
- познакомиться с основными видами ошибок, которые допускают выпускники в сочинениях, и узнать способы их исправления
Первая памятка о требованиях к сочинению-рассуждению находится в КИМах по русскому языку, которую надо тщательно проработать.
Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый педагог сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.
Для учеников готовлю компьютерные папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказано, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.
Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.
Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку ...
Из опыта работы спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку...
Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Материал содержит информацию о формах и методах работы по подготовке к заданию 25 по русскому языку, о последних изменениях в формулировках заданий ЕГЭ в 2017 году, об ошибках при решении заданий....
Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).
Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...
Из опыта работы по подготовке к ГИА по русскому языку
Каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки выпускников к итоговой аттестации, но объединяет нас одно – результат. Основная цель подготовки – создание условий для успешной сдачи эк...
Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
Опыт работы по подготовке к экзамену по русскому языку...
Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе
Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе...