"Чередование букв е/и в корнях"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шахова Анна Ивановна

На уроке применяется технология кейс-стадии. Решение кейсов на уроке одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее. При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:

"Чередование букв е/и в корнях"

Учитель русского языка илитературы

МОУ «Большелычакская СШ»

Шахова Анна Ивановна

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели и задачи урока:

 1) Сформировать представление о правописании гласной в корнях с чередованием - бер - бир - , - дер - дир - , - мер - мир - , - пер - пир - , - тер - тир - , учить графически обозначать орфограмму.

 2) Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.

 3) Совершенствовать навыки анализа и синтеза.

 4) Развивать рефлексивные умения и навыки.

 Планируемые результаты

 Личностные результаты:

  - Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.

  - Формировать самооценку школьника на основе успешности,

 адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 Метапредметные результаты:

 Познавательные результаты:

 Умение:

  - сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

  - обобщать полученную информацию,

  - прогнозировать учебную ситуацию,

  - выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

 Регулятивные результаты:

 Умение:

  - выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

  - формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

  - осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

 Коммуникативные результаты:

 Умение:

  - участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

  - организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

  - аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога.


Предметные результаты:

  - формирование навыка "видеть" корни с чередованием Е - И,

  - знание условий выбора гласных Е - И в корнях с чередованием,

  - умение графически обозначать изученную орфограмму,

  - формирование умения аргументировать и высказывать своё мнение с достаточной полнотой и точностью.

Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные

Оборудование: компьютер,  проектор.

Методическое обеспечение урока:

           * презентация  к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

    * раздаточный материал: тест, кейсы

    * сигнальные карточки

          * учебники, тетради.

Литература, использованная при подготовке урока:

            1) Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: Просвещение,  2014.

  2)  Русский язык: 5 класс. Рабочая тетрадь. Сост.РыбченковаЛ.М., Роговик Т.Н. – М.: Просвещение, 2015.

            3)Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2 ч. Под ред Рыбченковой Л.М.  

            Просвещение, 2014.

 Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

 1.Организаци-онный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

 Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке

 Запишите в тетради дату и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы ее запишем позднее.

Делают записи в тетради

Личностные УУД:

 Внимание.

Уважение к окружающим.

 Эмоциональный настрой на урок.

2.Мотивация к учебной деятельности.

 - Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите на рисунке?

  - Все вы знаете из каких частей состоят растения и деревья. А какая из частей самая главная? С чего начинается рост любого цветка, дерева, травы?

- Что же общего между растениями и словами?

- Растение

- Корень

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

 

3.Актуализация знаний и фиксирование индивидуально-го затруднения в пробном действии.

-Ребята, я приготовила для вас сл-едующее задание. Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика: в 1-й — корни с  буквой е в корне; во 2-й — с и.

Замирать от восторга, натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу, замер на месте, запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.

 - Какие орфограммы - гласные в корнях слов нам встретились?

 - Что мы называем чередованием звуков? От чего зависит написание гласных в этих корнях?

- Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?

 

- Почему?

 

Заполняют таблицу в тетрадях, работая  в парах

Чередующиеся

Изменение одного звука на другой или одной буквы на другую в пределах одной морфемы называется чередованием

- Нет.

- Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

 

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного

4. Формулиро-вание темы и целей урока

- Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

- Сформулируем тему урока.

- Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

- Буквы Е-И в корнях с чередованием .

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

 2. Формулировать тему урока, проблему;

5. Построение проекта выхода из затруднения 

-  Поскольку подобные темы вы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания.  Будете работать с раздаточным материалом в парах. Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И, составьте опорный конспект в грамматической тетради

Учащиеся делятся на 3 группы и получают кейсы с учебным  и дополнительным материалом для работы.  Каждая группа представляет свой опорный конспект (схему, рисунок), объясняя правило выбора букв е-и

Регулятивные УУД:

1.Самостоятельно планировать деятель-ность.

 Познавательные УУД:

 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизи-ровать.

 

Коммуникативные УУД:

 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

6.Реализация построенного проекта

  -  Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

 Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание «Закончи предложение».

 

 

- Как графически будем выделять орфограмму?

- Составим алгоритм действий

Алгоритм

 1. Выделяю в слове (корень).

 2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)

 3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

 4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)

 Ученик выходит к доске, записывает слова замирать  - замер, объясняет графическое выделение

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

2.Договариваясь, проекти-ровать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

 1.Искать пути решения проблемы.

7.Первичное закрепление  (динамическая пауза)

Физминутка (1 минута)

 Раз, два, три, четыре, пять!

Ох, как весело играть!

Руки вверх подними,

На пальчики посмотри,

Шире руки разведи!

А потом их опусти

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И на место все уселись.

Глаза крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

1) Выполнение упр. учебника

2) Работа с сигнальными карточками

 Устная работа  с сигнальными карточками.

- Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с чередованием  и поднять сигнальную карточку  с буквой, которая пишется в корне этого слова.

1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ. 2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИ.

3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.  

4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.

5)  РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА ПРОДИРАЕТ.

6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.

7)  МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.

8)  ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.

Учащиеся выполняют несложные действия

Ученики выполняют

-упражнения 214 из учебни-ка (устно), комментируя выбор гласных ;

-самостоятельное выполне-ние упр.215 (взаимопроверка в парах); -один ученик выполняет упр.216 у доски .

Устно работают с сигнальными карточками

  Личностные УУД:


1.Снять напряжение и утомление на уроке

Познавательные УУД:


1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;


2.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;


3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:


1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;


2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

Регулятивные УУД:


1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;


2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.


8.Самостоятель-ная работа и самооценка.

- Ребята, пришло время проверить, как вы усвоили сегодня тему и выполнить  ТЕСТ с последующей самооценкой

 Вопрос № 1

 В корнях с чередованием е-и пишется буква и:

 А) если она находится под ударением

 Б)если она находится в безударном положении

 В) если после корня стоит суффикс а

 Вопрос № 2

 В каком слове на месте пропуска нужно писать букву е?

 А)зам...рать

 Б)зап...рать

 В)зат...рать

 Г)зам...реть

 Вопрос № 3

 В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву е?

 А)зам...реть

 Б)зат...реть

 В)зап...реть

 Г)соб...рать

 Вопрос № 4

 В каком слове на месте пропуска нужно писать букву и?

 А)перет...рпеть

 Б)раст...рать

 В)заст...лить

 Г)выт...реть

 Вопрос № 5

 В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву и?

 А) заб...рать

 Б)расст...лать

 В)расст...лить

 Г)доб...раться

 Вопрос № 6

 Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву и:

 А) забл...стать, изб...рать

 Б)заб...раю, выт...реть

 В)пост...лить, проб...раться

 Г) приб...рёт, оп...раться

 Вопрос № 7

 Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву е:

 А)уп...раться, зам...рло

 Б)зам...рало, заст...лить

 В)разд...ру, забл...стел

 Г)бл...стательный, заж...гательный

 Вопрос № 8

 Укажите лишнее слово:

 А)вытирать

 Б)собирать

 В)зажигать

 Г)вытеретЬ

 На доске табличка с переводом баллов в оценку:

           8 б.    – «5»

           7-6 б. – «4»

           5-4 б. – «3»

Ученики выполняют и самостоятельно оценивают свою работу

Регулятивные УУД:

1. Соотносить способ действия и его результатов

2. Адекватно оценивать уровень успешности

Познавательные УУД:


1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1.Фронтальный опрос.

- Подведём итог.  С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

- Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

  • От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

- Какую цель мы ставили перед собой?

 

- Мы достигли цель?

     

 2. Работа с диагностической картой.

- Оцените свою работу по диагностической карте

Моё умение

Моя метка

?

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как  отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?

+  -

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу   увидеть   все слова на это правило в предложенном тексте

+

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием   и смогу самостоятельно применять его на письме

  • Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Ученики перечисляют.

  • От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е
  • Научиться правильно писать  буквы Е-И в корнях с чередованием.

Ученики отвечают

Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности

2. Определять степень успешности работы согласно критериям

Коммуникативные УУД:


1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;


2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание

Познавательные УУД:


1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы

10.Инструктаж домашнего задания.

Домашнее задание (дифференцированный подход):

1. Упр. 217, стр. 97(для слабых уч-ся ),

2.Самодиктант из слов с чере-дующимися гласными Е-И (20 слов) для успевающих  уч-ся

3. Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату»    для сильных учеников

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

КЕЙС-СТАДИИ

Группа 1

1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 96 пар.28.

2. Весёлые стихи:

А) Следует запомнить

 Внимание! Внимание!

 В корнях с чередованием

 Пишем И, взглянув сперва,

 Есть ли после корня -А-.

 Если нет, твоё решенье?

Пишем Е без промедленья!

В) Если после корня – А,

В корне будет И всегда!

(Вот пример запоминай:

«Ноги вытер? Вытирай!»

3.  Какое правило вам больше нравится?

4. Составьте опорную схему рисунок написания чередующихся корней с е-и.

Со

Группа 2

1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 96 пар.28.

Интересные вопросы:

   Как говорит ослик? «И-а».

Ослик нам сегодня поможет выучить правило правописания и – е в корнях с чередованием. Каким образом? А вот смотрите: в слове собирал в корне -бир- пишется и потому, что далее идет суффикс -а-, а в слове  соберешь пишется е, потому что суффикса -а- нет. Получается, что если есть и – а, то пишем в корне безударную и, а если ослик молчит (нет и – а), то пишем е. То же самое происходит и с другими словами с подобными корнями. Прочитайте веселую песенку ослика   и выпишите в столбик пары слов, подобных  примеру:

Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но собирал,
Замереть, но замирал,
Затереть, но затирал,
Запереть, но запирал,
Расстелить, но расстилал,
Разжечь, но разжигал,
Заблестеть, но заблистал,
Выдеру, но выдирал.
На приставку не гляди,
Крики ослика ищи.

2.  Какое правило вам больше нравится?

3. Составьте опорную схему рисунок написания чередующихся корней с е-и.

Группа 3

1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 96 пар.28.

      Интересные вопросы:

1. В ряде слов еще «спряталось» имя девочки. Найдете его?

2. Лингвистическая  сказка.

Мы с вами попали на сказочную планету. Здесь нам предлагают послушать интересную сказку. (Слайды № 4 -9).

Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».

Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.

Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.

А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».

Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.

И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.

«Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.

Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.

2.  Какое правило вам больше нравится?

3. Составьте опорную схему рисунок написания чередующихся корней с е-и.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чередование букв е-и в корнях бер-бира, дер-дира и др."

В данных перфокартах даны слова для проверки знаний в 5 классе, 2 варианта....

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

Здоровьесберегающие технологии. Чередование букв а-о в корнях

Цели: познакомить учащихся с чередованием букв а-о в корнях   -раст- (-ращ-) -рос-; формировать и совершенствовать их умения и навыки находить корни с чередованием; объяснять правописание сл...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...

Методическая разработка урока "Чередование букв А//О в корнях"

Урок позволяет создать условия для формирования умений по теме «Чередование букв А//О в корнях», развивает мыслительную деятельность школьников и навыки самоконтроля....