"Чередование букв е/и в корнях"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
На уроке применяется технология кейс-стадии. Решение кейсов на уроке одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее. При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:
"Чередование букв е/и в корнях"
Учитель русского языка илитературы
МОУ «Большелычакская СШ»
Шахова Анна Ивановна
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели и задачи урока:
1) Сформировать представление о правописании гласной в корнях с чередованием - бер - бир - , - дер - дир - , - мер - мир - , - пер - пир - , - тер - тир - , учить графически обозначать орфограмму.
2) Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.
3) Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
4) Развивать рефлексивные умения и навыки.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.
- Формировать самооценку школьника на основе успешности,
адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные результаты:
Умение:
- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,
- обобщать полученную информацию,
- прогнозировать учебную ситуацию,
- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
Регулятивные результаты:
Умение:
- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,
- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,
- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
Коммуникативные результаты:
Умение:
- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),
- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога.
Предметные результаты:
- формирование навыка "видеть" корни с чередованием Е - И,
- знание условий выбора гласных Е - И в корнях с чередованием,
- умение графически обозначать изученную орфограмму,
- формирование умения аргументировать и высказывать своё мнение с достаточной полнотой и точностью.
Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные
Оборудование: компьютер, проектор.
Методическое обеспечение урока:
* презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;
* раздаточный материал: тест, кейсы
* сигнальные карточки
* учебники, тетради.
Литература, использованная при подготовке урока:
1) Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.
2) Русский язык: 5 класс. Рабочая тетрадь. Сост.РыбченковаЛ.М., Роговик Т.Н. – М.: Просвещение, 2015.
3)Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2 ч. Под ред Рыбченковой Л.М.
Просвещение, 2014.
Технологическая карта урока
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
КЕЙС-СТАДИИ
Группа 1 1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 96 пар.28. 2. Весёлые стихи: А) Следует запомнить Внимание! Внимание! В корнях с чередованием Пишем И, взглянув сперва, Есть ли после корня -А-. Если нет, твоё решенье? Пишем Е без промедленья! В) Если после корня – А, В корне будет И всегда! (Вот пример запоминай: «Ноги вытер? Вытирай!» 3. Какое правило вам больше нравится? 4. Составьте опорную схему рисунок написания чередующихся корней с е-и. Со | Группа 2 1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 96 пар.28. Интересные вопросы: Как говорит ослик? «И-а». Ослик нам сегодня поможет выучить правило правописания и – е в корнях с чередованием. Каким образом? А вот смотрите: в слове собирал в корне -бир- пишется и потому, что далее идет суффикс -а-, а в слове соберешь пишется е, потому что суффикса -а- нет. Получается, что если есть и – а, то пишем в корне безударную и, а если ослик молчит (нет и – а), то пишем е. То же самое происходит и с другими словами с подобными корнями. Прочитайте веселую песенку ослика и выпишите в столбик пары слов, подобных примеру: Ослик говорит: «И-а!» 2. Какое правило вам больше нравится? 3. Составьте опорную схему рисунок написания чередующихся корней с е-и. | Группа 3 1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 96 пар.28. Интересные вопросы: 1. В ряде слов еще «спряталось» имя девочки. Найдете его? 2. Лингвистическая сказка. Мы с вами попали на сказочную планету. Здесь нам предлагают послушать интересную сказку. (Слайды № 4 -9). Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной». Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга». Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья. И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А. «Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие. Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными. 2. Какое правило вам больше нравится? 3. Составьте опорную схему рисунок написания чередующихся корней с е-и. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чередование букв е-и в корнях бер-бира, дер-дира и др."
В данных перфокартах даны слова для проверки знаний в 5 классе, 2 варианта....
Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»
Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....
Здоровьесберегающие технологии. Чередование букв а-о в корнях
Цели: познакомить учащихся с чередованием букв а-о в корнях -раст- (-ращ-) -рос-; формировать и совершенствовать их умения и навыки находить корни с чередованием; объяснять правописание сл...
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...
Методическая разработка урока "Чередование букв А//О в корнях"
Урок позволяет создать условия для формирования умений по теме «Чередование букв А//О в корнях», развивает мыслительную деятельность школьников и навыки самоконтроля....
- Мне нравится (1)