Конкурс знатоков русского языка
план-конспект занятия по русскому языку (7, 8, 9 класс)

Ходотаева Ольга Владимировна

Конспект мероприятия по рускому языку. Прививает любовь к русскому языку и проверяет знания учащихся по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_znatokov_russkogo_yazyka.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Соболевская основная школа имени А.Н. Попова

Внеклассное мероприятие

для обучающихся 5,7,9 классов

«Конкурс на лучшего  знатока русского языка»

Учитель: Ходотаева Ольга Владимировна

Цели проведения:

- проверить знания учащихся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
- способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: бумага, карандаши, карточки с заданиями, грамоты для награждения, электронная презентация.

Ход игры

«Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный,

где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой». 

А. Н. Толстой (на доске)

Вступительное слово учителя:

- Добрый день, дорогие ребята! От всей души приветствуем всех Вас, пытливых, находчивых, знающих, остроумных, желающих проникнуть в необычайно интересные, близкие и далёкие уголки «Страны русского языка». Сегодня, в рамках проведения недели русского языка и литературы,  мы с вами собрались на «Конкурс знатоков русского языка”.

- Представляем наши команды. (представление команд(2), все обучающиеся делятся поровну от каждого класса, придумываем название командам)

- Объективное жюри будет следить за ходом нашего турнира. (представление жюри)

- Наш турнир будет состоять из нескольких туров. За каждый правильный ответ вы будете получать  баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.

 «Разминка»

  • Его вешают, его задирают, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
  • Он в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги
  • Её заваривают, а потом расхлебывают; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников.
  • Её толкут в ступе или носят в решете; её набирают в рот; ею нельзя разлить неразлучных друзей.
  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают
  •  Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман.

  1. «Слово – змейка».

(Представителю от каждой команды предлагается за две минуты на доске записать в таком порядке слова, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: адрес, салют, тетрадь …..)

2) «Фразеологический»

Назовите фразеологизмы со словами:

НОС (водить за нос, клевать носом, зарубить на носу, задирать нос и др.)

ГЛАЗ (мозолить глаза, хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи др.)

ЯЗЫК (язык проглотил, тянуть за язык, прикусить язык, найти общий язык)

НОГА (сбиться с ног, встать на ноги, унести ноги)

ЗУБ (ни в зуб ногой, зубы заговаривать, зуб на зуб не попадает, положить зубы на полку)

Подберите фразеологизмы, начинающиеся глаголами.

Встать (с левой ноги, поперек горла, в тупик, поперёк дороги).

Выйти (сухим из воды, из терпения, в люди, из себя).

Держать (в ежовых рукавицах, себя в руках, порох сухим, ухо востро).

Дать (слово, голову на отсечение, по шапке, жару, задний ход).

Взять (себя в руки, быка за рога, за горло, в оборот)

3) «Орфоэпический»

Игра «Ударение – волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение. Командам предлагается задание: правильно прочитайте предложения.

Семена гвоздики похожи на гвоздики.

Купи соли и соли капусту.

На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.

Солнце село за село.

Замок был закрыт на замок.

Огородное пугало всех пугало.

4)«Наборщик слов».

Из букв данного слова в течение 1 минуты составьте новые слова.

                                     Контрабас.

5)«Конкурс редакторов».

Командам предлагается отредактировать речевые недочёты.

При Петре 1 было восстание стрелков.

Вернувшись с работы, мы сыто пообедали.

Мальчику очень понравился рыбий суп.

Это была памятливая для меня поездка.

Он так мало знает! Какой он невежа!

Собака была злостная, всех кусала.

Эта девушка была большая юмореска по натуре.

Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.

Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.

Выглянув в окно, шум привлёк моё внимание.

6)«Словообразовательный»

Из двух слов одно. К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.

Вол              рак                                                      призрак

Приз            овод                                                   виноград

Вино            рис                                                    садовод

Сено            окно                                                  сеновал

Сад              град                                                    полоса

Кипа            вал                                                     китель

Пол              ель                                                      парус

След            ус                                                      пленум

Пар              ум                                                       пленум

Кит              опыт                                                  следопыт

Плен            оса                                                   волокно

Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:

Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

[ж] звонкий или глухой? (звонкий)

Гласных букв 10, а гласных звуков (6)

Чем кончается день и ночь? (ь)

Знак для обозначения звуков на письме. (Буква)

В каком слове сорок “а”? (Сорока)

В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, сток)

Как можно превратить слово семя в слово семья?

В названии какого дня надели есть удвоенная согласная?

В каком глаголе “нет” слышится 100 раз? (стонет)

Что находится между рекой и берегом? (Союз “и”)

Какой русский город летает по воздуху? (Орёл)

Что стоит посредине Земли (Буква “М”)

Какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имён? (Севастополь)

Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, Красное, Желтое, Белое)

Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим)

2. Отгадайте загадки.

Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса)

Какой год продолжается один день? (Новый)

Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна)

Шли рядком: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? (Трое)

Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет да растёт (Дождь, земля, рожь)

Земля белая, а птицы на ней чёрные. (Бумага и буквы)

Чёрные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят. (Буквы )

Какие два местоимения мешают транспорту? (Я - Мы)

Точка с хвостиком. (Запятая)

Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Прошитую на машинке)

            Каким ключом нельзя открыть замок?

            Стоит дом. Кто в него войдёт, тот ум приобретёт.

            Одной рукой всех встречаю, другой провожаю.

Что означает …

  • Кожа да кости (худой)
  • Дырявая память (плохая)
  • На всех парусах (быстро)
  • Перемывать косточки (сплетничать)
  • Хоть кровь из носу (обязательно)
  • Сбить с толку (запутать)
  • Кот наплакал (мало)
  • Комар носа не подточит (идеально)
  • Клевать носом (дремать)
  • Пускать пыль в глаза (обманывать)
  • Как снег на голову (неожиданно)
  • Человек с головой (умный)
  • Набить оскомину (надоесть)

           Задать стрекача (удрать)

7)«Скороговорочный».

Задание: каждая команда хором произносит скороговорку.

1 команда:

Вёз корабль карамель,

наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

карамель на мели ели.

2 команда:

Знают Рома и Егор

Не съедобен мухомор.

Не смотря на красоту

Не годится он в еде.

8) «Эстафета восторга»

 Используя данные глаголы чувства, составьте словосочетания и предложения.

ГЛАГОЛЫ

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Любить

 

 

Нравиться

 

 

Восхищаться

 

 

Восторгаться

 

 

Изумляться

 

 

Обожать

 

 

9)«Конкурс капитанов». 

Закончите строфу, назовите  автора

  • “Славная осень...”
  • “Волк ночью, думая залезть в овчарню…”
  • “Под голубыми небесами…”
  • “Играют волны, ветер свищет…”
  • “Скажи – ка, дядя, ведь недаром… ”
  • “Белая береза под моим окном…”

10)“Поэтический”  Прочитать выразительно.

Выучи русский язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,- Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание кручи-
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый рудник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!

Итак, игра закончена. Пришло время подводить итоги.

Уважаемое жюри подсчитывает результаты.

Объявление победителей и награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс знатоков русского языка и литературы

Игра для учащихся 7 класса. Проводится в начале 2 полугодия. Содержит в себе задания по русскому языку и литературе. После каждого задания на слайде следует ответ. Продолжительность 40 минут. ...

План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов   в рамках недели русского языка и литературы....

Конкурс знатоков русского языка

Презентация к разработке мероприятия "Конкурс знатоков русского языка"...

«Конкурс знатоков русского языка и литературы»

План-конспектоткрытого мероприятия «Конкурс знатоков русского языка и литературы»,проведенного среди 9-ых  классов в рамках Недели русского языка и литературы...

"Знай и люби русский язык" (конкурс знатоков русского языка)

В помощь словесникам и классным руководителям при проведении мероприятий, посвященных русскому языку...