Сочинение по картине Г.О.Рокчинского "Бабушка с внуком"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Эдлеева Роза Мутаевна

Описание внешности на основе жизненного опыта и наблюдений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_vneshnosti.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Алцынхутинская средняя общеобразовательная школа»

Кетченеровский район Республика Калмыкия

Тема: Описание внешности на основе жизненного опыта и наблюдений.

Сочинение по картине Г.О.Рокчинского «Бабушка с внуком».

Цель: систематизировать знания учащихся об описании внешности; развить умение пользоваться портретной лексикой; познакомить с творчеством народного художника России Г.О.Рокчинского; научить писать сочинение по картине.

Задачи:

Образовательная: дать понятие о портрете, его видах, использовании в разных стилях.

Развивающая: развивать исследовательские и творческие навыки.

Воспитательная: привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор

Наглядность: презентация Microsoft PowerPoint

                                                                                 

                                                                           Эпиграф: Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. (И. Глазунов)

Проект урока

1 Организационный момент. Приветствие учителя.

Цель: вызвать доверие, готовность сотрудничать.

2. Мотивация. Постановка цели и задач.

Цель: побудить к совместной деятельности, погрузить в учебный материал, сформировать информационное поле урока.

Содержание: чтение фрагмента  текста, определение темы, целевые установки.

3. Актуализация опорных знаний.

Цель и содержание этапа: выявить компоненты описания, познакомить с портретным словарем.

4. Постановка учебной задачи.

Цель: соотнести авторский замысел с особенностями портрета, познакомить с видами описания портрета.

5. Творческая работа.

Цель: развить умения включать элементы описания в текст.

6. Межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО.

Цель: формирование культурологической компетенции.

7. Подведение итогов урока .Выявление активных учащихся. Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие учащихся.                                                              На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами готовимся к сочинению-описанию внешности человека.                                                                                                                           2. Мотивация. Постановка цели и задач.                                                                                Запишите сегодняшнее число и тему урока: «Подготовка к сочинению по картине Г.О.Рокчинского »Бабушка с внуком»  и эпиграф: Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. (И. Глазунов).                                                                                                                               3.Актуализация опорных знаний.                                                                                                     На уроках литературы мы знакомились с понятиями «портрет» и «литературный портрет». Вспомним эти определения. (ответы детей) (ученик читает в словаре Ожегова)   Изображение какого-нибудь человека на картине или фотографии. Слайд

  • запись слова портрет в тетрадь.
  • Литературный портрет – художественное описание кого-нибудь
  • Для чего вводит автор описание внешности героев в художественное произведение? (чтобы представить героя, через описание внешности понять внутренний мир, объяснить их поступки).                                                                                     4. Постановка учебной задачи ( познакомить с видами описания портрета)  Учитель:

Описание внешности человека  может быть деловым, научным, художественным. Деловое описание используется, например, при розыске пропавших детей, в судебной практике. Главное в нем — указать особые приметы описываемого лица (упр.81).

Ученик читает описание внешности В.Дубровского (с.37 учебника)

-Чем остался недоволен Троекуров? Каким должно быть описание? (деловым, отметить самое яркое, индивидуальное, выражение глаз, улыбка, как ходит, сидит).

Описание внешности представителя определенной этнической группы, расы, национальности (например, портрет славянина, негра, папуаса в энциклопедии) есть не что иное, как научное описание. Описание внешности литературного героя является примером художественного описания .

 А сейчас прослушайте другое описание. «Это был мальчик лет 10, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными задумчивыми глазами. («Дети подземелья» Валек).

-Что мы узнали о мальчике? (цвет глаз, волос, одежда)

-По описанию внешности можно узнать что-нибудь о его жизни? (бедный, обездоленный, без материнского ухода)

-Как автор относится к герою? (слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом говорят о сочувствии автора к герою)

Вывод: портрет мальчика помогает увидеть не только внешность героя, но и понять переживания (задумчивые глаза), представить его жизнь, увидеть отношение автора к герою.

-Какое это описание? Какое описание выберем мы с вами? В художественном тексте портрет является средством характеристики героя. Он органично включается в текст произведения и составляет с ним единое целое Цель – раскрыть внутренние качества (доброта, ласка, хозяйственность).

Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

Учитель: Назовите автора и произведение? (“Кладовая солнца” М.М.Пришвин) Какова задача этого описания? (Раскрыть внутренние качества) )  Что помогло вам ярко представить героев Пришвина?  (описание внешности) Это тема нашего урока.    Какие задачи мы с вами должны сегодня решить?                                                                                  Наша задача заключается в том, чтобы на основе художественных текстов, картин, рецензирования работ товарищей по классу научиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.
Сегодня мы с вами познакомились с описанием портрета в литературе, но и в изобразительном искусстве немало мастеров портретного жанра.                                                  Презентация по творчеству Г.О.Рокчинского. Просмотр.

Прежде чем обратиться к описанию картины «Бабушка с внуком», познакомимся кратко с жизнью  Г.О.Рокчинского. Слайд 1,2

Народный художник России родился в 1923г в урочище Алцынхута. В 1937г окончил среднюю школу в Элисте.     Слайд 3

Г.О.Рокчинский окончил театрально- художественное училище в Алма-Ате .Но до Казахстана была Сибирь, Широклаг ,куда художник попал после окончания  Батайского  летного училища. Г.О.Рокчинский  полностью разделил драматическую судьбу своего народа. Художник вернулся в Калмыкию в 1961 году. Первое крупное произведение, созданное в Калмыкии, историческое полотно «Рядовой Отечественной войны 1812 года Цо-Манджи» 1963г  – о героическом прошлом народа, о братской дружбе русского и калмыцкого народов, о любви к Родине.   Слайд

1964 «Мать-земля родная». Это произведение-символ жизнестойкости, самобытной культуры народа. Оно родилось под трепетной кистью живописца, пережившего вместе с народом драматический период его судьбы .Это сама мать- земля, олицетворяемая в образе жизни.» Земля, как живое существо ,она имеет свою душу,»-говорил художник. И это ему удалось претворить на полотне.        

1969 «Джангарчи Овла Эляев». Как и картина «Мать-земля родная» с момента появления стала широко популярным у зрителя .Общественностью отмечается как художественное явление большой значимости. Этот  портрет выдающегося джангарчи создан на основе фотоматериалов, архивных документов и опыта художественного прочтения «Джангариады».

В произведениях живописи мы тоже видим отношение автора к героям. Все, кого пишет Г.О.Рокчинский, дороги ему.

Портрет « Ээж .Бабушка с внуком» написан в 1967г (маслом). Слайд Эта картина-камерное продолжение монументальной темы «Мать-земля родная»  ,высокий патриотический пафос которой уступает место бытовой тональности произведения.

—Ваши  впечатления о картине. Что вы видите? Кого изобразил художник?

Считается, что хорошо написанный портрет показывает не только физические, но и духовные черты человека:


Запись на доске:  

1 Кого именно я буду описывать? Какое изображение на картине является центральным?

2 Какую задачу ставлю? (поделиться впечатлением, сообщить об отличительных признаках, «нарисовать» внешность).

Составление плана описания внешности человека.      Слайд  10

3 Что может рассказать о бабушке её лицо?

4 Мое впечатление  от картины (гармоническое сочетание красок – колорит (лат. Color-цвет). Художники тщательно подбирают краски для своих картин. Часто сочетание цвета помогает нам понять отношение автора картины к тому, что он изображает. Какие цвета выбрал художник?  Какого цвета больше?

Выборка портретной лексики: (запись в тетрадях)  Слайд

Лицо - форма, цвет, выражение (спокойное, умиротворенное, со следами прожитой жизни, доброе, мудрое)

Глаза - взгляд, взор (дружеский, ласковый, пристальный)   Слайд 12

Брови – короткие, черные

Улыбка – чуть заметная

Лоб – открытый    Слайд 13

Волосы – седые, длинные прямые заплетены в косы, уложены в черные ленты-шиврлг знак оберег замужней женщины.

Осанка, фигура  статная, величавая, в ушах серьги-цаган монгн сиик

Одежда, поза – сидит прямо, длинное красное калмыцкое платье-берз, с большим вырезом вместо ворота. Снизу белая рубашка – дотр киилг.

Руки  на пальце бильцык-кольцо, натруженные, рабочие.

-Можно определить ее национальность?

Национальное своеобразие должно преломляться в личности художника.

-Какова основная мысль картины?

Картина жизнеутверждающая, говорит о вечности жизни, жизнь бабушки продолжается в ее внуках.

Женщина-хранительница очага, культуры, традиций, на ней было воспитание детей. Как все женщины ее поколения, она прошла Сибирь, не только сама выжила, но и детей спасла, сберегла.

Стихотворение Д.Н.Кугультинова как раз об этих людях

Случалось мне старцев-калмыков

Не раз и не два изучать,

Но тщетно на бронзе их ликов

Искал я былого печать.

Ничто не пробилось наружу,

Молчат письмена их морщин…

Что видели – спрятали в душу

С достоинством истых мужчин.

Сквозь муки, сквозь голод и жажду

Прошли и не кляли судьбы.

В сражениях были отважны,

Не зная пустой похвальбы.

Награды свои и невзгоды

Они принимали равно,

Характер степного народа

Надежно хранить им дано.

Мне кажется, что эти строки в равной степени относятся и к женщинам-калмычкам, и, конечно, к героине картины Г.О.Рокчинского «Бабушка с внуком». Такие, как она, надежно «хранили характер степного народа».

-Понравилась ли вам эта картина? При описании выразите свое отношение к ней.

         Работа над планом сочинения:

Теперь нам предстоит обдумать план сочинения. У каждого из вас этот план может быть свой. (свобода творчества). «С чего начать? Чем продолжить? Как закончить?» - вот вопросы, на которые вам предстоит ответить.

—Сколько частей должно включать в себя сочинение?

Составление плана сочинения-описания.  Слайд

I. Вступление. Общие сведения о картине. и художнике , ее создавшем.

II. Основная часть. Образ бабушки с внуком в картине Рокчинского.

Внешний облик:

а) черты лица;

б) поза;

в) одежда;

г) фон картины.

III. Заключение. Мое отношение к картине.                                                                                   5. Творческая работа.  Устное описание картины 2-3 учащимися

.Итог урока. Рефлексия:

           —О чем вы задумались, глядя на картину?

             —Какая мысль художнику была     важнее?

            —В чем заключается идея картины? (ответы детей)Контраст и взаимодополнение двух характеров: старой женщины с открытым морщинистым лицом и ее внука, упругого молодого ростка жизни , старость и юность, прошлое и будущее ,мудрая неизбывная доброта и детская непосредственность взаимосвязаны в полотне Р. Это философское раздумье о жизни.

  • Внешность бабушки раскрыла нам её внутренний мир. Она прожила долгую, трудную жизнь, но сохранила в своём сердце доброту и любовь к людям.  И я хочу сказать в конце: «Будьте внимательны друг к другу, наблюдательны, отзывчивы по отношению к своим близким!»
  • Оценки, комментарии .Письменное описание бабушки в черновиках и в тетрадях по развитию речи.

Образ народа в творчестве Г.О. Рокчинского был центральным. Воспетый им в «Джангариаде» не оставляет на протяжении всей его творческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"

Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....

Сочинение по картине

презентация с детскими работами...

Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"

Презентация к уроку развития речи...

Урок: сочинение по картине С.А. Григорьева “Вратарь”( 7-й класс)

Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играют уроки развития речи. В ходе их проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются их творческие способности.Традиционно на уроках...

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...

Сочинение по картине (структура сочинения)

Презентация предназначена для учащихся 5-6 классов как образец написания сочинения по картине...