Занимательная лингвистика
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1fak_5_kl.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты

Речь и речевое общение

Выпускник научится

  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;

сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,

межличностного и межкультурного общения;

  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения

соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей

речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять

проект, реферат; публично защищать свою позицию;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную

позицию, доказывать еѐ, убеждать;

  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Письмо

Выпускник научится

  • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность,заявление);

  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
  • Соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,

орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться

  • писать рецензии, рефераты;
  • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
  • писать резюме, деловые письма, объявления с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

 

Текст

Выпускник научится

  • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
  • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в

виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учѐтом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться

  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Содержание программы

Организационное занятие.(1ч.)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел 1. Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»

ПРИМЕЧАНИЕ. В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2. Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями

Тема 2.5 Сказочные превращения.

Тема 2.6 Презентация творческой работы.

ПРИМЕЧАНИЕ. Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел 3. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

ПРИМЕЧАНИЕ. Проводятся исследования данных тем, учащиеся.используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4. Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

ПРИМЕЧАНИЕ. Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел 5. Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология.Синтаксис.) (6ч)

Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.

Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.

Тема5.4. Какими бывают предложения.

Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

ПРИМЕЧАНИЕ. Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6. Речевой этикет.(3 ч)

Тема 6.1. Правила речевого этикета.

Тема 6.2. Формулы речевого этикета.

ПРИМЕЧАНИЕ. Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7. Обобщающее занятие. (1ч)

Тема 7.1. Аукцион знаний.

ПРИМЕЧАНИЕ. Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. На занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Календарно-тематическое планирование факультатива по русскому языку «Занимательная лингвистика»

Класс 5б

Учитель

Количество часов 1 час в неделю (всего 35 часов в год)

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Организационное занятие

1

Раздел 1. Секреты устной речи (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

2-3

Разночтение слов в звучании и написании.

2

4-5

Для чего используют звуковые повторы в речи.

2

6-7

Какова роль интонации в устной речи

2

8

Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»

1

Загадки русского словообразования (Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

9

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

1

10

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

1

11

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

1

12

Этимология слов. Работа со словарями

1

13

Сказочные превращения.

1

14-15

Презентация творческой работы.

2

Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

16

Зачем нужно знать алфавит.

1

17

В чём секрет правописания морфем.

1

18

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

1

19

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

1

20

Бенефис знаний.

1

21

На какие группы делится словарный состав русского языка

1

Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (6 ч)

22

Особенности художественного текста.

1

23-24

О чём рассказывают фразеологизмы

2

25

Фразеология в художественных произведениях.

1

26

Практическая работа «Фразеологизмы нашего времени».

1

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология.Синтаксис.) (6ч)

27

Чем отличаются склоняемые части речи  друг от друга.

1

28

В чём секрет глагола и его форм.

1

29

Как отличать грамматические омонимы.

1

30

Виды предложений.

1

31-32

Мониторинг проверки знаний.

2

Речевой этикет.(2 ч)

33

Правила речевого этикета.

1

34

Формулы речевого этикета.

1

35

Обобщающее занятие. Публичное выступление на свободную тему.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа творческого объединения "Занимательная лингвистика"

Занятия позволяют показать воспитанникам, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятел...

Занимательный лингвистика

Своя игра на тему "Занимательная лингвистика"...

конкурсная программа "Занимательная лингвистика"

урок-игра по русскому языку для учащихся 5-7 классов...

Занимательная лингвистика

Дополнительное занятие по русскому языку для 6 класса, расчитанное на 17 часов в год, т.е 0.5 часа в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная лингвистика"

Программа лингвистического клуба позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как о...