Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zanimatelnaya_grammatika_1.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.
Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.
Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи:
- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
- выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
- поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
Принципы:
Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи.
Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.
Методы:
Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации:
Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
- Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы .
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 5-го класса учащиеся должны знать:
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- слова, словосочетания, предложения, текста;
- основные орфографические и пунктуационные правила;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие принадлежности:
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях;
- подборка видеофрагментов и аудиозаписей;
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по русскому языку.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Кол. часов | Дата | Тема | |
план | факт | |||
1 | 1 | 08.09 | Введение. Язык мой – друг мой. | |
2 | 1 | 15.09 | Словарь – мой добрый друг и верный помощник. | |
3 | 1 | 22.09 | Конкурс «Доброе слово сказать – посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки). | |
4 | 1 | 29.09 | Устный журнал «Что в имени тебе моем?» Собственные имена. | |
5 | 1 | 06.10 | Звуки не буквы! | |
6 | 1 | 13.10 | Банты и шарфы. Что такое орфоэпия? | |
7 | 1 | 20.10 | В царстве смыслов много дорог. | |
8 | 1 | 27.10 | Об одном и том же разными словами. | |
9 | 1 | 10.11 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | |
10 | 1 | 17.11 | Они всегда противоречат. | |
11 | 1 | 24.11 | Словари «чужих» слов. | |
12 | 1 | 01.12 | Фразеологические обороты. | |
13 | 1 | 08.12 | Орфография. Без него нельзя никак – Ь | |
14 | 1 | 15.12 | Мягкий знак в конце и середине слова. | |
15 | 1 | 22.12 | Его не слышно в этом слове. Мягкий знак после шипящих. | |
16 | 1 | 29.12 | Страна Ошибок. Словарик Словознайкина. | |
17 | 1 | 12.01 | Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец». | |
18 | 1 | 19.01 | Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку». Игра “Найди пару”. | |
19 | 1 | 26.01 | Непроизносимые согласные. | |
20 | 1 | 02.02 | Играем в загадки.
| |
21 | 1 | 09.12 | Как строятся слова? | |
22 | 1 | 16.02 | Из чего состоят слова? Слова-родственники. | |
23 | 1 | 02.03 | Занимательная викторина «Строители слова» | |
24 | 1 | 09.03 | Существительные – слова с предметным значением | |
25 | 1 | 16.03 | Местоимения. Достойная замена. | |
26 | 1 | 23.03 | Прилагательные – слова, называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное». | |
27 | 1 | 06.04 | Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! Слова – части речи. | |
28 | 1 | 13.04 | Игра “Я знаю части речи”. | |
29 | 1 | 20.04 | Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как? | |
30 | 1 | 27.04 | Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. | |
31 | 1 | 04.05 | Сколько слов Вы знаете? | |
32 | 1 | 11.05 | Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря. | |
33 | 1 | 18.05 | Сколько языков на Земле? | |
34 | 1 | 25.05 | Мы говорим его стихами. Афоризмы. |
Список литературы
- Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
- Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
- Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
- Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
- Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
- Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...