Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Иргит Чойганмаа Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_zanimatelnaya_grammatika_1.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.  

        Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.  

      Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.

        Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

       Задачи:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
  • выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
  • поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

   

   Принципы:

     Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи.    

     Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.

Методы:

     Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

  Формы организации:

    Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.

    Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

   Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес  к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес  к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес  к изучению языка;
  • осознание  ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

  • Регулятивные УУД:
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план  решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать  по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:

  • перерабатывать  и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться  словарями, справочниками;
  • осуществлять  анализ и синтез;
  • устанавливать  причинно-следственные связи;
  • строить  рассуждения;

         Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать  речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать  и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать  и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы .

 

  Основные требования к знаниям и умениям

          учащихся к концу 5-го класса учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки основных языковых единиц;

  • основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

  • слова, словосочетания, предложения, текста;

  • основные орфографические   и пунктуационные правила;

  • о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

          учащиеся должны уметь:

  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

  • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

  • различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

  • пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

     Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие   принадлежности:

  • наличие лингвистических словарей;
  • наличие   карточек с играми и заданиями;
  • наличие текстов для работы на занятиях;
  • подборка видеофрагментов и аудиозаписей;
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • набор ЦОР по русскому языку.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Кол.

часов

Дата

Тема

план

факт

1

1

08.09

Введение. Язык мой – друг мой.

2

1

15.09

Словарь – мой добрый друг и верный помощник.

3

1

22.09

Конкурс «Доброе слово сказать – посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки).        

4

1

29.09

Устный журнал «Что в имени тебе моем?»

Собственные имена.        

5

1

06.10

 Звуки не буквы!

6

1

13.10

 Банты и шарфы. Что такое орфоэпия?

7

1

20.10

В царстве смыслов много дорог.

8

1

27.10

Об одном и том же разными словами.

9

1

10.11

«Откуда катится каракатица?»   О словарях, которые рассказывают об истории слов.

10

1

17.11

Они всегда противоречат.

11

1

24.11

Словари «чужих» слов.

12

1

01.12

 Фразеологические обороты.

13

1

08.12

Орфография. Без него нельзя никак – Ь

14

1

15.12

Мягкий знак в конце и середине слова.

15

1

22.12

Его не слышно в этом слове. Мягкий знак после шипящих.

16

1

29.12

Страна Ошибок. Словарик Словознайкина.

17

1

12.01

Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец».

18

1

19.01

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку». Игра “Найди пару”.

19

1

26.01

Непроизносимые согласные.

20

1

02.02

Играем в загадки.

        

21

1

09.12

Как строятся слова?

22

1

16.02

Из чего состоят слова? Слова-родственники.

23

1

02.03

Занимательная викторина «Строители слова»

24

1

09.03

Существительные – слова с предметным значением

25

1

16.03

Местоимения. Достойная замена.

26

1

23.03

Прилагательные – слова, называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное».

27

1

06.04

Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! Слова – части речи.  

28

1

13.04

Игра “Я знаю части речи”.

29

1

20.04

Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как?

30

1

27.04

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

31

1

04.05

Сколько слов Вы знаете?

32

1

11.05

Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.

33

1

18.05

Сколько языков на Земле?

34

1

25.05

Мы говорим его стихами. Афоризмы.

Список литературы

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
  5. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
  6. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
  7. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
  8. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
  9. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
  10. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
  11. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
  12. Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
  13. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
  14. Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...