Кружок "Школьная газета".
учебно-методический материал по русскому языку
Программа кружка «Школьная газета» предполагает осуществить общее знакомство учащихся с основами журналистики и умение использовать полученные знания на практике. Она рассчитана на учащихся среднего и старшего звена, которые интересуются профессией журналиста и которые являются членами редколлегий классных коллективов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_zhurnalist.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Школьная газета»
Пояснительная записка
Программа кружка «Школьная газета» предполагает осуществить общее знакомство учащихся с основами журналистики и умение использовать полученные знания на практике. Она рассчитана на учащихся среднего и старшего звена, которые интересуются профессией журналиста и которые являются членами редколлегий классных коллективов.
Цель курса – наладить информационную работу в школе. Эта цель обуславливает следующие задачи:
- дать общие понятия о функциях журналистики;
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать эстетический вкус и активную гражданскую позицию школьников;
- организовать ежемесячный выпуск газеты «Школьная жизнь»;
- публиковать заметки учащихся в районной газете «Танды-Уула»;
- поддерживать связь с общественностью сельского поселения.
Программа рассчитана на один час в неделю. Всего 34 часа в год.
Содержание программы
Данная программа в основном предусматривает развитие практических навыков, поэтому теоретических сведений в ней даётся немного. В связи с этим программа предусматривает следующие разделы:
Тема 1. Введение в журналистику. Понятие журналистики.
Знакомство с функциями журналистики. Журналистика. СМК – средства массовой коммуникации. СМИ – средства массовой информации.
Учащиеся должны:
- иметь четкое представление о журналистике, ее целях и задачах.
Краткий экскурс в историю журналистики. Способы передачи актуальной, общественно-значимой информации. Знаковая система: индейцы – звуками тамтамов, древние инки – пламенем костров. Каменные скрижали, папирусные свитки, глиняные и натертые воском дощечки, на которых писали острой палочкой (стило), гипсовые доски с сообщениями, бумага. Ораторское искусство – риторика. Демосфен (Греция, 3 в. до н.э.), Цицерон (Рим, 1 в. до н.э.), Александр Невский, Василий Буслаев. Распространители политической информации в Европе – глашатаи, герольды, курьеры и вестники.
Учащиеся должны:
- иметь представление об истории возникновения и развития журналистики
Тема 2. Жанры и виды журналистики.
Знакомство с самыми распространёнными жанрами. Хроника. Информация. Зарисовка. Интервью. Отчет. Путевые заметки. Репортаж. Статья. Обзор. Рецензия.
Учащиеся должны:
- знать разные жанры: хронику, заметки, репортажи, интервью, статьи, обзоры, очерки и т.д.;
- узнавать в публикациях признаки того или иного жанра;
-научиться писать в любом жанре;
- знать, что условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.
Тема 3. Содержание и форма журналистских произведений.
Жизненный материал. Литературная основа. Тема. Идея. Сюжет. Драматургия.
Журналист должен писать о том, в чем он разбирается (в какой области он компетентен).
Учащиеся должны знать:
-что содержание журналистского произведения должно содержать ответы на вопросы:
1. кто? (люди, инициировавшие или вовлеченные в события);
2. что? (подробности, детали события);
3. когда? (о
Тема 3. Стилевые особенности газетных жанров.
Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Стиль художественной
литературы.
Тема 4. Изобразительные средства языка.
Роль тропов в создании заметок. Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
Научная и деловая лексика.
Тема 5. Правила оформления газеты.
Порядок расположения материала. Работа корреспондента, художника, корректора.
Тема 6. Средства массовой информации.
Периодическая печать. Радио. Телевидение. Интернет.
Тема 7. Использование полученных знаний и навыков.
Практическая работа членов кружка.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№ темы | Содержание программы | Кол-во часов |
1. | Понятие журналистики | 5 |
2. | Жанры журналистики | 5 |
3. | Стилевые особенности газетных жанров | 4 |
4. | Изобразительные средства языка | 5 |
5. | Правила оформления газеты | 5 |
6. | Средства массовой информации | 5 |
7. | Использование полученных знаний и навыков | 11 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Школьная газета»
Дата | № занят | Содержание занятия | Кол. час. | Примечание |
|
| Понятие журналистики | 5 |
|
| 1. | Понятие журналистики. Знакомство с планом работы. | 1 |
|
| 2. | Функции журналистики. | 1 |
|
| 3. | История журналистики. | 1 |
|
| 4. | Подборка информации для газеты | 1 |
|
| 5. | Выпуск газеты, посвящённой Дню учителя | 1 |
|
|
| Жанры журналистики | 5 |
|
| 6. | Знакомство с газетными жанрами. | 1 |
|
| 7. | Основные правила взятия интервью. | 1 |
|
| 8. | Написание заметок для «Танды-Уула». | 1 |
|
| 9. | Понятие о юморе, сатире. Выпуск сатирической газеты | 1 |
|
| 10. | Фельетон. Юмореска. Выпуск газеты | 1 |
|
|
| Стилевые особенности газетных жанров | 4 |
|
| 11. | Стилевые особенности газеты. Оформление объявления | 1 |
|
| 12. | Официально-деловой стиль. | 1 |
|
| 13. | Публицистический стиль. Выпуск «Молнии». Подготовка информации для «Танды-Уула» | 1 |
|
| 14. | Художественный стиль. Выпуск газеты «Школьная жизнь» | 1 |
|
|
| Изобразительные средства языка | 5 |
|
| 15. | Роль тропов в создании заметок. | 1 |
|
| 16. | Использование эпитетов, метафор. | 1 |
|
| 17. | Использование сравнений, олицетворений. Написание заметок для районной газеты. | 1 |
|
| 18. | Научная лексика. Заметки об интересных уроках. | 1 |
|
| 19. | Деловая лексика. Правила оформления классных уголков. | 1 |
|
|
| Правила оформления газеты | 5 |
|
| 20. | Порядок расположения материала в газете. | 1 |
|
| 21. | Работа фотокорреспондента. Выпуск газеты «Школьная жизнь» в фотографиях. | 1 |
|
| 22. | Роль художника – оформителя. | 1 |
|
| 23. | Работа корректора. Подготовка информации для газеты «Танды-Уула» | 1 |
|
| 24. | Знакомство со словарями – помощниками. | 1 |
|
|
| Средства массовой информации | 5 |
|
| 25. | Журналистика как система средств массовой информации. Экскурсия на почту. Выпуск «Молнии» | 1 |
|
| 26. | Периодическая печать. Итоги экскурсии на почту. Выпуск «Молнии». | 1 |
|
| 27. | Телевидение. Анализ телевизионных информационных программ. Выпуск «Молнии». Подготовка материалов для «Сельской нови». | 1 |
|
| 28. | Радио. Выпуск «Молнии». | 1 |
|
| 29. | Интернет. Повышение интереса к новым информационным технологиям. Работа в кабинете информатики. Выпуск «Молнии» | 1 |
|
|
| Использование полученных знаний и навыков | 11 |
|
| 30. | Выпуск первоапрельской газеты | 1 |
|
| 31. | Рейд по проверке действенности классных уголков | 1 |
|
| 32. | Выпуск «Молнии». Подбор и оформление информации для «Сельской нови» | 1 |
|
| 33. | Учимся писать стихи. | 1 |
|
| 34. | Подбор стихов к Дню Победы. Отправка в «Сельскую новь» | 1 |
|
| 35. | Интервью у участников Великой Отечественной войны | 1 |
|
| 36. | Выпуск газеты «Они сражались за Родину» | 1 |
|
| 37. | Выпуск поздравительной газеты к Последнему звонку. | 1 |
|
| 38. | Освещение работы оздоровительной площадки, трудовой практики, итоговой аттестации выпускников. | 1 |
|
| 39. | Освещение работы оздоровительной площадки, трудовой практики, итоговой аттестации выпускников | 1 |
|
| 40. | Анализ работы кружка | 1 |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Паркер П. Как сделать красиво на бумаге. Серия «Библиотека дизайна». «Символ – Плюс». Санкт – Петербург, 1998
- Чередниченко В.И. Основы журналистики: курс лекций. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Кр.: КубГУ, 1998
- Сборник программ элективных курсов по выбору. – Краснодар,2004
Экспертная группа:
- Н.П. Шматкова
- Т.И.Глебова
- Р.А.Слесаренко
Рассмотрена на заседании ШМО педагогов дополнительного образования
протокол № 1 от 31 августа 2007 года
Руководитель ШМО заместитель директора по ВР Р.А.Слесаренко
Утверждена на педагогическом совете школы
протокол № 1 от 31 августа 2007 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои статьи в газету "Горьковский вестник"
Периодически даём информацию в нашу местную газету "Горьковский вестник" о наших делах, о том как мы живём!...
Tumblr une annonce sur les animaux из газеты "Le Monde" работа с газетами
Работа для 7-10 классов по теме "Животные. Об отношении к животным" из газеты "Le Monde"....
Публикация стихотворения "Сөйләшик без бары татарча" в газете "Чистай хәбәрләре", в газете "Көмеш кыңгырау"
Стихотворение собственного сочинения, призывающее к любви родного языка....
школьная газета "Наша газета" - "Игла - жестокая игра"
проект школной газеты...
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (на примере школьной газеты «Overheard»)
Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Поэтому во внеурочной деятельности мы говорим о медиаобразовательных умениях работы с информацие...
Публикации в районной газете "Селенга" и школьной газете "Загустай NEWS"
Здесь представлены публикации, посвященные 100-летнему юбилею Загустайской СОШ...
Школьная газета "Школьные ведомости". Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: shkolnyye_vedomosti https://www.instagram.com/shkolnyye_vedomosti?r=nametag.Главный редактор газеты : Бахарчиева Л.Д.
Школьная газета “Школьные ведомости"Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходится без выпуска собственной газеты, журнала. Дети и подро...