Конспект урока "Стили речи" 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Материал содержит конспект урока, презентацию и раздаточный материал на повторительный урок в 9 классе "Стили речи". В разработке применяется элемент кейс-технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 72.5 КБ |
презентация | 946.5 КБ |
раздаточный материал | 83.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Стили речи» 9 класс, повторение.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Цели урока:
- Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
- Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки и применять эти знания на практике.
- Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
- Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Ход урока.
- Вводно-мотивационный этап.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока.
Вопрос к учащимся об актуальности темы:
Учащиеся: Знание стилей нужно для написания текстов. Нужно знать, какой стиль выбрать в конкретной речевой ситуации.
Вопрос к учащимся о целях урока:
Учащиеся: вспомнить, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научиться различать их.
2. Фронтальный опрос.
Учитель:
-Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре (работа с толковыми словарями).
Какое из перечисленных значений нам подходит?
(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)
-Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)
-Проверьте, все ли стили вы назвали? Посмотрите на схему.
Разговорный
Научный
Стили речи Официально-деловой
Публицистический
Художественный
3. Проверка д/з:
(Были подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля.)
Учитель: У вас на столах таблицы: цель, сфера применения, особенности стилей. Там пустая 2 графа. Во время сообщений вы будете заполнять эту графу.
-Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:
С кем? Где?
Зачем? Говорим
На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:
Разговорный | Научный | Официально- деловой | Публицистический | Художественный | |
Цель (зачем?) | Обмен мыслями, впечатлениями, общение | Сообщение, передача научной информации | Точная передача деловой информации | Сообщение, воздействие на слушателей или читателей | Воздействие на мысли и чувства |
Сфера применения (где?) | Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания | Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги | Официальная обстановка; деловые бумаги | Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях | Художественная литература |
Особен-ности | Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты | Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств | Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность | Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности | Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей |
Доклады учащихся:
Разговорный стиль
Основная функция разговорного стиля- общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету «разг.»В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая- столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, «бить баклуши»-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...
Научный стиль
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля- доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.
Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
Деловой стиль.
Основная функция делового стиля- точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг.
Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении
Публицистический стиль.
Публицистический стиль используется в газетах, журналах(то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля- функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;
разговорная: молодчик, шумиха;
термины: .атмосфера, деликатничать...
Часто используются иноязычные слова: шоу- спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.
Стиль художественной литературы.
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля- воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ , и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка.
Фронтальный опрос: (Работа с презентацией).
Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.
Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.
-Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)
-Передача научной информации, термины (научный)
-Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)
-Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)
-Художественная литература (художественный)
4. Работа с кейсом (Метод разбора деловой корреспонденции)
Учитель: Мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы,
которыми вы можете пользоваться при выполнении задания в группах.
Задание №1: Вам нужно рассортировать корреспонденцию на рабочем столе директора школы.
Принцип сортировки вы определите сами.
После рассортировки бумаг на группы вы получите следующие инструкции.
Учащиеся приступают к выполнению задания. На столах представлены различные бумаги: приказы, доверенности, заявления; открытки, записки; газетные статьи; учебники, справочники; произведения художественной литературы.
Правильный принцип сортировки – соответствие определенному стилю речи.
Вопрос учителя: какие стили здесь представлены? (научный, художественный, разговорный, публицистический, официально-деловой).
Задание №2: С каким стилем речи преимущественно приходится работать директору школы?
(Это официально-деловой стиль)
Задание №3: Расскажите о жанрах официально-делового стиля, используя примеры документов.
Учащиеся перечисляют жанры (объяснительная, заявление, приказ, доверенность, договор, информационное письмо, характеристика, резюме)
Задание №4:
Какие сложности в употреблении официально-делового стиля вы можете назвать? Как можно решить эти проблемы?
Учащиеся: Многие бумаги написаны с ошибками, поэтому не могут быть приняты как официальные документы. Ошибки затрудняют понимание содержания.
Помочь в решении данной проблемы могут образцы, а также обучение созданию высказывания в официально-деловом стиле в школе.
5. Анализ текста
Прочитайте предложенные тексты и определите, в каком стиле написан каждый из них, приведите примеры для доказательства:
№ 1:
«Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай - увидишь».
№ 2:
Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.
В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.
№ 3:
Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.
Само слово «Коломна» относится к финно – угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало «место около кладбища».
Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет «географическое» происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.
Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.
№ 4:
Коломна - город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно – угорской группы языков в названии этого города.
Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.
Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.
Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.
№ 5:
Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.
Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.
Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.
6. Творческое задание:
Создайте небольшие тексты о посёлке Снежный, используя следующие стили:
-Разговорный
-Художественный
-Публицистический
7. Подведение итогов.
Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.
Сколько всего стилей в русском языке? Для чего нужно знать стили языка?
8. Домашнее задание (на выбор):
А) Творческое задание: составьте резюме.
Б) Творческое задание: составьте несколько текстов в разных стилях, объединенных одной темой (по аналогии с текстами о г. Коломне ).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стиль – это выбор языковых средств, связанный с определенной сферой общественной деятельности, целью речевого общения и составом его носителей. Что такое стиль?
СТИЛИ РЕЧИ КНИЖНЫЕ РАЗГОВОРНЫЙ НАУЧНЫЙ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
Предварительный просмотр:
ГОЛОГРАФИЯ
особый фотографический метод, при котором с помощью лазера регистрируются, а затем восстанавливаютсяизображения трехмерных объектов, в высшей степени похожие на реальные. Такая фотографическая записьназывается голограммой. При освещении лазером голограмма формирует изображение, которое представляетсобой точную копию исходного трехмерного объекта и обнаруживает все свойства таких объектов, напримеризменение перспективы при перемещении наблюдателя. Метод голографии, применяемый в основном длярегистрации информации, которую несет свет, отражающийся от некоего объекта или проходящий сквозь него, пригоден отнюдь не только для видимого света. Теоретически этот метод приложим ко всем другим волновымявлениям - звуковым волнам, сверхвысокочастотному, инфракрасному, рентгеновскому и электронномуизлучению. Этим и объясняется тот интерес, который вызывает голография; однако изза практическихтрудностей ее пока не удалось применить к электронам и в рентгеновской области спектра.
Суть метода голографии. Пучок света, создаваемый лазером, отличается от света, испускаемого обычнымиисточниками, например электролампой, в двух отношениях. Во-первых, он монохроматичен, т.е. характеризуется только одной длиной волны. Во-вторых, он когерентен, т.е. гребни и впадины каждой еговолны согласуются с гребнями и впадинами каждой другой волны. Если рассматривать пучок света какпоследовательность волновых фронтов, лазерный луч представляет собой такой луч, в котором все точкиволнового фронта согласованы по фазе. При взаимном наложении двух когерентных волновых фронтов (вместе пересечения двух когерентных пучков) происходит т.н. интерференция: волновые фронты усиливаютдруг друга, если совпадают по фазе, и ослабляют, если не согласуются по фазе. На интерференции иоснована голография. Одна из возможных схем регистрации голограмм трехмерных объектов представленана рисунке. Здесь когерентный свет лазера разделяется на два пучка. Одним пучком освещается объект, который необходимо зарегистрировать; свет, отражающийся от объекта, падает на фотографическуюпластинку или другую фоточувствительную регистрирующую среду.
Другой пучок, называемый опорным, направляется зеркалом под некоторым углом на ту же фотографическуюпластинку, где его волновой фронт налагается на волновой фронт, пришедший от объекта. В результатевзаимного наложения двух когерентных волновых фронтов возникает интерференционная картина, которая ирегистрируется на фотографической пластинке как изменения плотности почернения - увеличение плотностипочернения в тех местах, где волновые фронты совпадают по фазе, и уменьшение плотности почернения там, где они пришли не в фазе. Эта запись интерференционной картины и называется голограммой.
Директору МБОУ СОШ Снежненского с.п.
Андреевой Т.П.
учителя Иванцовой Я.В.
заявление.
Прошу предоставить материальную помощь в размере одного должностного оклада.
11.06.2018 Иванцова Я.В.
Директору МБОУ СОШ Снежненского с.п.
Андреевой Т.П.
учителя Крузиной И.А.
заявление.
Прошу предоставить отгулы во время весенних каникул 26, 27, 28.03 для поездки в больницу с ребенком
23.03.2018 Кузькина И.А.
Директору Андреевой Т.П.
от сторожа Иванова
Доверенность.
Выдайте мою зарплату за август Петрову Н. Он вроде человек надежный и денег моих не потратит.
15.08.18 Иванов
Образец резюме
на должность педагога
Яровая Илона Викторовна
Дата рождения: 12.07.1987 г.
Адрес проживания: г. Москва, ул. Верхоянская, 52, кв. 58
Телефон: моб. (903) 102-58-89
e-mail: yarovaya_i@mail.ru
Цель: получение работы учителя английского языка.
Опыт работы:
сентябрь 2011 г.– настоящее время | ГОУ СОШ № 126, г. Москва. Должность: учитель английского языка - обучение школьников английскому языку; - проведение консультаций, факультативов по английскому языку; - классное руководство; - участие в школьных мероприятиях; - организация и проведение учебных экскурсий. |
сентябрь 2009 г.– август 2011 г. | ЧОШ «Лотос», г. Москва. Должность: учитель английского языка - преподавание английского языка; - сопровождение учеников в Великобританию на каникулах. |
Образование:
2004-2009 гг. | Московский Государственный Открытый Педагогический Университет им. Шолохова, факультет «Иностранных языков», специальность «Учитель иностранного языка», диплом с отличием. |
Дополнительное образование:
июнь-август 2012 г. июль 2011 г. | курс «Английский для учителей» в Course for Overseas Teachers of English, колледж St. Giles, г. Лондон. |
Профессиональные навыки: знание основ детской психологии и педагогической теории.
Личные качества: гуманизм, любовь к детям, обязательность, скромность, ответственность, сдержанность, оптимизм, трудолюбие, справедливость.
Рекомендации будут предоставлены по требованию
Уважаемые жители посёлка!
В субботу 15 сентября состоится общепоселковый субботник.
Начало в 11.00.
Призываем всех вас принять активное участие в уборке территории.
Уборке подлежат:
-дворовые территории многоквартирных домов,
-территории организаций,
-поселковая площадь,
-стадион,
-центральные улицы.
Необходимый инвентарь принести с собой.
Просим вас не оставаться равнодушными и вместе сделать наш поселок чище!
Администрация
Уважаемые коллеги!
Срочное сообщение о проведении олимпиады 12.09.18 в селе Хурба.
По данным МЧС 12.09.18 в крае ожидается штормовое предупреждение. Доставка детей к месту проведения олимпиады может быть небезопасной. В связи с этим принято решение о проведении заочного этапа олимпиады в образовательных организациях.
Подробности о процедуре проведения заочного этапа будут направлены в школы в течение рабочего дня.
О.А. Иванова
Елизавета Александровна Холманских | |
Краткие сведения | |
Город: | Комсомольск-на-Амуре |
Дата рождения: | 18 06 1988 |
Семейное положение: | не замужем |
Гражданство: | РФ |
Образование / Квалификация: | 2005 - 2010: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. Теория и методика преподавания иностранных языков и культур |
Языки: | Русский - родной |
Должность: | Jack's School |
Опыт работы | |
|
|
Преподавание английского языка взрослым уровней Elementary, Pre-Intermediate. Повышение уровня владения грамматикой (времена Present Simple, Past Simple, Present Continuous), отработка лексического материала, выведение знаний в речь. | |
|
|
Преподавание английского языка студентам разных возрастов и уровней (с Beginner до Upper-Intermediate). Преподавание общего, разговорного и бизнес английского. Развитие навыков говорения, аудирования, чтения, письма. Подготовка студентов к ЕГЭ, международному экзамену FCE. Обогащение лексического запаса, углубленное изучение грамматики. | |
|
|
Преподавание английского языка ВСЕМ классам школьников ( 2-11 кл.) Планомерная и структурная работа по поднятию уровня знаний с 1+ до 3. Расширение лексического запаса, улучшение знаний грамматики и оттачивание фонетических навыков. Тренировка навыка аудирования. Развитие навыка речи. Улучшение уверенности ведения диалога. Углубление общих знаний в лингвистике, повышение уверенности владения языком на уровне носителя. Придание чувства языка и выработка любви к нему. | |
|
|
Преподавала общий английский подросткам и взрослым с уровня Elementary до Upper-Intermediate. | |
|
|
Преподавала английский взрослым разных уровней, от Beginner до Upper-Intermediate, общий и деловой. |
Характеристика ученицы 9 класса
Иванова Ольга обучается МБОУ СОШ с.п. Снежный с 2011 г. по основной общеобразовательной программе.
На протяжении обучения зарекомендовала себя как ученица со средними способностями, но благодаря старанию и упорству программный материал усваивает хорошо. В учебной деятельности нуждается в помощи и поддержке, положительном стимулировании.
Работоспособность девочки на учебных занятиях средняя, обладает неустойчивым вниманием, иногда отвлекается на посторонние вещи. Любит отвечать и быть в центре внимания. Любимые предметы – химия и литература.
По характеру Ольга добрая и отзывчивая. Всегда готова прийти на помощь учителям, одноклассникам. Она быстро адаптируется в новой обстановке, легко вступает в контакты, но поддается негативному влиянию, может отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Ольга активно участвует в общественной жизни класса и школы, инициативна в выполнении общественных поручений.
Во внеурочное время Ольга посещает спортивную секцию.
Отношения с одноклассниками ровные, но близких друзей в классе не имеет. Предпочитает общение со старшими ребятами вне школы.
К взрослым относится уважительно, но на замечания реагирует не всегда адекватно, в некоторых ситуациях может нагрубить, дерзко ответить. Позже признаёт свою вину, приносит извинения.
Навыками самообслуживания владеет. Девочка всегда опрятна, следит за своим внешним видом.
Ольга воспитывается в полной семье, окружена любовью, вниманием и заботой. Родители принимают активное участие в воспитании дочери, поддерживают постоянную связь со школой, знают обо всех её школьных делах, оказывают школе посильную помощь, регулярно посещают школу и родительские собрания.
Общее поведение является адекватным.
Характеристика дана по месту требования.
20.05.2018 г.
Директор школы:
Классный руководитель:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса
Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...
Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы
Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....
Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса
Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....
Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса
Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...
Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс
Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. "Деление чисел с одинаковыми и разными знаками"
quot;Деление чисел с одинаковыми и разными знаками"...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. "Обобщение по темам деление и умножение"
quot;Обобщение по темам деление и умножение"...