Материал для ШМО
электронный образовательный ресурс по русскому языку

Мингалеева Рамзия Салимовна

Разработка приемов и методов для развития читательской компетентности на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon shmo_chitatelskaya_gramotnost.ppt417.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Приёмы формирования читательской грамотности» “ Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”. Э.Тоффлер

Слайд 2

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Задачи: - продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом; - прокомментировать эффективность применения данных приемов; - отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

Слайд 3

К сплошным текстам относятся: описание (художественное и техническое) , повествование (рассказ, отчёт, репортаж), объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация) , аргументация (комментарий, научное обоснование),инструкция (указание к выполнению работы, правило, уставы, законы). К несплошным- графики, диаграммы, таблицы, карты, формы (налоговые, визовые, анкеты и др.), информационные листы и объявления.

Слайд 4

ПРИЁМЫ «Верите ли вы….» «Мозаика. Реконструкция текста» Кластер «Тонкий» «толстый» вопрос «Лингвистическая сказка» Реставрация текста. «Письмо с дырками» Опорный конспект или «конкурс шпаргалок» Концептуальная таблица Комплексный анализ текста Синквейн

Слайд 5

« Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Слайд 6

Цель: -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). ЗАДАЧИ: - научить осознанно, правильно, выразительно читать; -извлекать из текстов интересную и полезную информацию; - самостоятельно выбирать книги для чтения; - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Слайд 7

Приём «Верите ли вы…» Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Слайд 8

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ 1 . Прием «Мозаика». «Реконструкция текста». Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Слайд 9

КЛАСТЕР

Слайд 10

4 . Лингвистическая сказка. Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки. Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том: «Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».

Слайд 11

5 . Реконструкция текста . «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс) 1) Имя существительное обозначает…  Отвечает на вопросы…  Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.  2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:  … или ….  … или …  Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.  Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….  Существительные изменяются по … и … .  3. В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .  Имя существительное не является членом предложения , если… .

Слайд 12

7 . Прием «Феномен» Об этом озере не пишут и громко не говорят. КружиШЬ по лесу молчаливому, ищеШЬ, как просочиться к озеру – не найдёШЬ, и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает. И только вслед глуховатому коровьему колокольчику проберёШЬся к нему в час полуденный, в день дождливый. И лишь блеснёт оно, громадное, меж стволов, а уж знаеШЬ: это местечко на земле полюбил ты на весь свой век. (А. Солженицын)

Слайд 13

7 . Концептуальная таблица Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. привести конкретный пример

Слайд 14

Помещик Окружающая обстановка Портрет Характер Отношение к просьбе Чичикова Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению) Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно- синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян Коробочка (попал случайно во время дождя) Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций Ноздрев (познакомился в городе, встретился в трактире в пути к Собакевичу) Конюшня, где 2 лошади; пруд; псарня в отличном состоянии: был среди псов как отец семейства; плохие земли; в кабинете висели сабли и ружья, кинжалы, шарманка, трубки Среднего роста, черные густые волосы, румяные щеки, белые зубы, черные бакенбарды, свеж Играет в карты, лихач, кутила, любит погулять; дома больше дня не может усидеть; исторический человек, рассказывает небылицы, врёт «Зачем они тебе? Верно, что-нибудь затеял? Пока не скажешь, не сделаю»; не верит объяснениям Чичикова, называет его мошенником, предлагает купить в придачу коня, собак, шарманку; затеял драку, Чичиков еле-еле убежал от него

Слайд 15

В заключении любой учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с детьми: Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными. Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз. Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития! Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время. На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения. Почаще ставьте себя на место ребенка. Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков. Не забывайте, что на уроке продолжается жизнь ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал к классному часу посвященный Дню матери

В работе предлагается наглядный материал посвященный Дню матери....

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню матери "Сердце матери"

Сценарий литературно-музыуальной композиции в рамках "Встречи в литературной гостинной" "Сердце матери"....

Мои родные (материал на конкурс): Чтобы помнили:рядовые Великой Победы, материал с фольклорной практики

Представленный материал повествует о военных годах и довоенной жизни. В основу материала положены воспоминания и рассказы моих родителей....

материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных``

материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных` `...

Рай там, где ступает нога матери. День Матери, 5В

Сердечки признаний, облачка пожеланий, танцы маминого детства, любимое мам в детстве, о чем мечтали мамы, о мамах в искусстве. ...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Внеклассное мероприятие "Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение", посвященное Дню матери

Главная задача учителей пенитенциарных школ  - помочь осужденным «открыть в себе человека», обогатить их духовный мир, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, идеалами ...