Рабочие программы
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)

Березовская Анастасия Николаевна

Рабочие программы по  русскому языку по  УМК Т.В.Рыжкова, Г.Л.Вырина и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx93.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тогучинского района

«Тогучинская средняя общеобразовательная школа №3»

ПРИНЯТО

Решением методического объединения учителей______________________________________

протокол от ___._____.__2015__  № ______

ПРИНЯТО методическим объединением учителей

______________________________________________

протокол от ____._____.________№ _______

ПРИНЯТО методическим объединением учителей

______________________________________________

протокол от ____._____.________№ _______

ПРИНЯТО методическим объединением учителей

______________________________________________

протокол от ____._____.________№ _______

ПРИНЯТО методическим объединением учителей

______________________________________________

протокол от ____._____.________№ _______

ПРИНЯТО методическим объединением учителей

______________________________________________

протокол от ____._____.________№ _______

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________ С. Г. Кайль

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________ _____________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________ _____________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________ _____________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________ _____________

Рабочая программа

учебного предмета «Литература»

для основного общего образования

срок освоения программы: 5 лет(с 5 по 9 класс)

Составитель:

Учитель русского языка и литературы

А.Н. Березовская

Ι. Пояснительная записка

Данная рабочая программа (далее – Программа) разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон  «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Методических документов:

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
  • Учебный план образовательной организации.

Цель изучения предмета

Обеспечение достижения планируемых результатов выпускником основной общеобразовательной школы по предмету «Литература»: целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка подросткового возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья в условиях специфики школы.

Задачи изучения предмета

        • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

        • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

        • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

        • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Используемые в образовательном процессе учебники:

УМК по литературе [Т.В.Рыжкова, Г.Л.Вырина и др.] под ред. И.Н.Сухих (М.: Издательский дом «Академия»)

Место предмета в учебном плане:

        Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане).

Данная рабочая программа составлена  с учетом изменений, предусмотренных базисным планом школы.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

2

70

6

2

70

7

2

70

8

3

102

9

3

102

Итого

13

414

Описание организации и содержания оценивания:

Виды и формы текущего контроля:

устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной / заданной теме, декламация стихов, чтение текста, пересказ текста, аудирование);

  • письменные (сочинения, письменная проверочная работа,);
  • выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников).

 Формы тематического контроля: 

  • контрольная работа;
  • сочинение;
  • зачётная работа;
  • собеседование;
  • комбинированная проверка знаний (сочетание устного и письменного ответов);
  • защита проекта.

Оценивание результатов:

При  оценивании ученических работ, выполненных в рамках тематического, периодического контроля и промежуточной аттестации, придерживаюсь следующей шкалы перевода процента правильно выполненных заданий в отметку: 

  • на уровне основного общего образования:

отметка

Процент правильно выполненных заданий на базовом уровне (БУ)

Процент правильно выполненных заданий на уровне выше базового (ВБ)

«5»

 85 – 100%

65 – 100%

«4»

75 – 84%

50 – 100%

«3»

50 – 74%

-

«2»

менее 50%

-

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение предметной области «Филология» должно обеспечить:

получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой  культуры и достижениям цивилизации;

формирование основы для   понимания особенностей разных культур и  воспитания уважения к ним;

осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков,  c установкой на билингвизм;

обогащение  активного и потенциального словарного запаса для  достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
        • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
        • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
        • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
        • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
        • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
        • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
        3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
        • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств языка в создании художественных образов литературных произведений.


Предметные результаты (по годам обучения)

Обучающийся  научится:

Обучающийся  получит возможность научиться:

5 класс

Устное народное творчество

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала русского народа;

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке,   обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице),   и/или придумывать сюжетные линии;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками.

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять   авторскую позицию, определяя своё к ней отношение;

• работать с разными источниками информации.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию.

6 класс

Устное народное творчество

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала русского народа;

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке,   обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице),   и/или придумывать сюжетные линии;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию.

7 класс

Устное народное творчество

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; обращаться к фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,

  • сопоставлять былину и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

•   выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• выявлять   характерные художественные особенности былины;

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале  русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских   былин.

• рассказывать о самостоятельно прочитанной былине,   обосновывая свой выбор;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками.

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя);

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

8 класс

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

9 класс

Устное народное творчество

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Год обучения

Названия тем

Краткое содержание

 5 класс

Мир человека и его изображение
в фольклоре

Миф как исток фольклора.

Обрядовая поэзия.

малые жанры фольклора.

сказка как жанр фольклора.

Мой дом — мой мир

  1. А. С. Пушкин. «Зимний вечер», «Няне»
  2. А. П. Чехов. «Гриша»
  3. Н. М. Рубцов. «В горнице»

Природа — мир, окружающий дом

Мир природы в эпических
произведениях.

  1. И. С. Тургенев. «Бежин луг»
  2. М. М. Пришвин. «Кладовая солнца»
  3. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Мир природы в лирических
произведениях.

  1. Ф. И. Тютчев. «Летний вечер» — А. А. Фет. «Летний
    вечер тих и ясен…»
  2. С. А. Есенин. «Там, где капустные грядки…»
  3. Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» —
    А. А. Фет. «Какая ночь! Как воздух чист…»
  4. С. А. Есенин. «Прячет месяц за овинами…»

Человек и животные в литературных произведениях.

  1. А. И. Куприн. «Сапсан»
  2. Дж. Лондон. «Бурый Волк»

Дороги, связующие мир человека и мир природы.

  1. И. В. Гёте. «Лесной царь»
  2. А. С. Пушкин. «Зимняя дорога», «Бесы»
  3. М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

Дороги к счастью

  1. Братья Я. и В. Гримм. «Шиповничек», «Снегурочка».
  2. Ш. Перро. «Спящая красавица».

3. В. А. Жуковский. «Спящая царевна».
4.
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

        5.Х. К. Андерсен. «Снежная королева»

       6. Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»

       7. Ю. К. Олеша. «Три Толстяка»

       

Мир — сообщество людей

Тема защиты родины в литературе.

  1. М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
  2. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

Отношения людей.

  1. И. А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Квартет»
  2. Ф. Шиллер. «Перчатка» (в переводах М. Ю. Лермонтова
    и В. А. Жуковского).
  3. А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»

Идеалы и ценности.

  1. В. Г. Короленко. «Мгновение»
  2. К. Г. Паустовский. «Парусный мастер»

6 класс

Герой в мифах

Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях
(Геракл, Ахилл, Орфей).

  1. Мифы о Геракле.
  2. Мифы об Ахилле.

3. Миф об Орфее и легенда об Арионе

Герой и человек в фольклоре

  1. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
  2. Баллада «Авдотья Рязаночка»

Былины Киевского цикла.

Герой и человек в литературе

Человек в историческом времени.

  1. Летопись «Повесть временных лет» («Сказание о походе
    князя Олега на Царьград», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе»)
  2. А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
  3. А. К. Толстой. «Курган», «Василий Шибанов»
  4. И. А. Крылов. «Волк на псарне»

Человек в эпоху крепостного права.

  1. А. В. Кольцов. «      Песня пахаря», «Горькая доля»
  2. И. С. Тургенев. «Муму»
  3. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Железная дорога»
  4. Н. С. Лесков. «Левша»

Человеческие недостатки.

  1. И. А. Крылов. «Свинья под Дубом»
  2. А. П. Чехов. «Хамелеон»
  3. М. М. Зощенко. «Аристократка», «Галоша»

Человек, цивилизация и природа.

  1. Д. Дефо. «Робинзон Крузо»
  2. А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них —
    у дуба, у березы…»
  3. Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан»
  4. С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…»
  5. Б. Л. Пастернак. «Июль»
  6. Н. А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи» («Под дождем»,
    «Осеннее утро», «Последние канны»)
  7. Ч. Т. Айтматов. «Белый пароход»

Человек в поисках счастья.

  1. Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»
  2. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
  3. А. Грин. «Алые паруса»
  4. Е. Л. Шварц. «Обыкновенное чудо»

Дружба в жизни человека.

  1. А. С. Пушкин. «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой
    друг бесценный!..»)
  2. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»
  3. В. Г. Распутин. «Уроки французского»

Человек в экстремальной ситуации.

  1. А. С. Пушкин. «Выстрел»

2. П. Мериме. «Маттео Фальконе»

7 класс

Героизм и патриотизм

Героический эпос
в мировой литературе
.

  1. Гомер. «Илиада» (в переводе Н. И. Гнедича), «Одиссея»
    (в переводе В. А. Жуковского)
  2. Национальный карело-финский эпос. «Калевала» — обзорное изучение

Героическое и патриотическое
в литературе древней Руси
.

           «Поучение» Владимира Мономаха.

Героический характер и подвиг в новой русской литературе.

  1. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
  2. Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос»

3. М. Горький. «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе»

Мир литературных героев.

«Маленький человек»
в русской литературе.

  1. А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»
  2. Н. В. Гоголь. «Шинель»
  3. А. П. Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска»

Герой в лирике.

  1. М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Тучи»
  2. В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Народный характер.

  1. И. С. Тургенев. «Бирюк» (из цикла «Записки охотника»)
  2. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Нищий», «Воробей», «Два богача», «Щи», «Русский язык», «Житейское правило», «Разговор»

3. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый
пескарь»

Герой и нравственный выбор.

Взросление героя. Становление души

  1. Л. Н. Толстой. «Детство»
  2. М. Горький. «Детство»
  3. А. Н. Толстой. «Детство Никиты»
  4. Ф. Искандер. «Чик и Пушкин» (из книги «Детство Чика»)

Испытание героев любовью.

  1. Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии»
  2. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
  3. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»
  4. А. С. Пушкин. «Дубровский»

Личность и власть:
вечное противостояние
.

  1. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
    молодого опричника и удалого купца Калашникова»
  2. А. К. Толстой. «Князь Серебряный»

Человек и война.

  1. Поэты- фронтовики. Д. С. Самойлов. «Сороковые»;
    А. Т. Твардовский. «О войне» (глава из поэмы «Василий Теркин»); К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; Ю. В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный…»
  2. М. А. Шолохов. «Судьба человека»

3. В. Быков. «Обелиск»

«Странный человек» в движении времени

  1. М. де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон
    Кихот Ламанчский» — обзорное изучение
  2. В. М. Гаршин. «Красный цветок»
  3. А. П. Платонов. «Юшка»

4. В. М. Шукшин. «Чудик»

8 класс

О любви

О любви — в лирике.

  1. Данте Алигьери. «Новая жизнь». Фрагмент гл. XXVI
  2. Ф. Петрарка. Сонет 160
  3. У. Шекспир. Сонет 130
  4. А. С. Пушкин. «Мадона»
  5. А. С. Пушкин. «Я вас любил…»
  6.  М. Ю. Лермонтов. «Я не унижусь пред тобою…»
  7. А. С. Пушкин. «Сожженное письмо»
  8.  Н. А. Некрасов. «Горящие письма»
  9. А. С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…»
  10.  А. А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе…»

О любви — в эпосе.

  1. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
  2. Ф. М. Достоевский. «Униженные и оскорбленные»
  3. И. С. Тургенев. «Ася»
  4. И. А. Бунин. «Темные аллеи», «Холодная осень»

О любви — в драме.

             А. Н. Островский. «Снегурочка»

О  Родине

О родине — в лирике.

  1. М. Ю. Лермонтов. «Родина»
  2. Ф. И. Тютчев. «Эти бедные селенья…»
  3. А. А. Блок. «Россия»
  4. С. А. Есенин. «Русь»
  5. И. А. Бродский. «Стансы городу»
  6. Н. М. Рубцов. «Звезда полей»
  7. А. А. Ахматова. «Мужество»
  8. Р. Г. Гамзатов. «Мой Дагестан»
  9. К. Ш. Кулиев. «Стихи о Родине»

О родине — в эпосе.

  1. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» —
    обзорное изучение
  2. И. С. Шмелев. «Лето Господне» — обзорное изучение

3. А. И. Солженицын. «Матренин двор»

О страшном и страхе.

О страшном и страхе —
в лиро-эпических произведениях.

       В. А. Жуковский. «Светлана»

О страшном и страхе —
в эпических произведениях.

  1. А. С. Пушкин. «Гробовщик»

2. Э. А. По. «Падение дома Ашеров»

Об обманах и искушениях.

Об обманах и искушениях — в драме.

  1. Ж. Б. Мольер. «Тартюф»
  2. Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Об обманах и искушениях — в эпосе.

      1. А. С. Пушкин. «Пиковая Дама»

  1. Н. В. Гоголь. «Портрет»

Об обманах и искушениях — в лирике.

     А. А. Блок. «Фабрика», «Ты смотришь в очи ясным зорям…»

О нравственном выборе.

О нравственном выборе — в драме.

      М. А. Булгаков. «Кабала святош» («Мольер»)

О нравственном выборе —
в лиро-эпических произведениях.

  1. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»
  2. Н. С. Гумилев. «Старый конквистадор»

О нравственном выборе — в эпосе.

  1. Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»
  2. А. П. Чехов. «Пари»
  3. М. А. Булгаков. «Собачье сердце»

4. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

9 класс

Вечные образы: словарь культуры

  1. Софокл. «Эдип-царь»
  2. «Божественная комедия» Данте: «смелость изобретения».
  3. У. Шекспир «Гамлет». М. де Сервантес «Дон Кихот». Гамлет и Дон Кихот — вечные образы.
  4. Дон Жуан как вечный образ. «Севильский озорник, или Каменный
    гость» Тирсо де Молины: Дон Жуан — женщина-вдова — ожившая статуя. Версии Ж. Б. Мольера, Э. Т. А. Гофмана, В. А. Моцарта, Д. Г. Байрона: Дон Жуан как обольститель, философ-экспериментатор, скептический наблюдатель жизни. «Каменный
    гость» А. С. Пушкина: трагедия истинной любви.

5. Фауст как вечный образ. И. В. Гёте «Фауст».

Русская история и литература:
от древней Руси до золотого века.

  1. Русское русло: Рюриковичи.
  2. Русское русло: Романовы.
  3. Древнерусская литература: жанры и принципы. «Житие Сергия Радонежского».
  4. «Слово о полку Игореве».
  5. Литература Петровской эпохи: перерыв и начало нового
    движения.
  6.  Русский сентиментализм: общеевропейское и национальное.
  7. Золотой век: концы и начала.

Русская литература ХVIII —
начала ХIХ века.

  1. М. В. Ломоносов. Оды.
  2. Д. И. Фонвизин. «Недоросль».
  3. Г. Р. Державин. Оды.
  4. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза».

5. В. А. Жуковский. Стихотворения и баллады

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

И. А. Гончаров о «Горе от ума». «Горе от ума» в театре. Грибоедовские герои
как вечные образы (произведения Е. П. Растопчиной, М. Е. Сал-
тыкова-Щедрина и др.).

А. С. Пушкин. Лирика. «Цыганы».
«Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери).
«Евгений Онегин»

Ю. М. Лотман. «Пушкин»; В. С. Непомнящий. «Пушкин.
Русская картина мира»; Онегинская энциклопедия (т. 1—2);
«“Моцарт и Сальери”, трагедия Пушкина.

М. Ю. Лермонтов. Лирика.
«Герой нашего времени»

В. Г. Белинский. «“Герой нашего времени”, сочинение М. Ю. Лермонтова»; Э. Г. Герштейн. «Роман
М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”»

Н. В. Гоголь. «Мертвые души»

«Мертвые души» (1842). Поэма как малый род эпопеи.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Дидактические единицы

Количество часов

По

прим.пр.

5

6

7

          8

              9

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

7 часов

9

Малые жанры фольклора

2

Сказки

 

7

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

8часов

0

«Слово о полку Игореве»

«Житие Сергия Радонежского» (фрагменты)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    XVIII в.

10 часов

0

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» (фрагменты)

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    XIX в.

(первая половина)

120

часов

11

И. А. Крылов. Басни «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

2

В. А. Жуковский. Баллада «Светлана» Стихотворения «Море», «Невыразимое» 

А. С. Грибоедов.  Комедия «Горе от ума»

А. С. Пушкин.

Стихотворения «Няне», «И. И. Пущину», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «К ***» «Я помню чудное мгновенье...», «Анчар», «Туча», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Осень», «Два чувства дивно близки нам...»

Баллада «Песнь о вещем Олеге»

Роман «Дубровский»

Роман «Капитанская дочка»

Повесть «Станционный смотритель»

Роман в стихах «Евгений Онегин» 

Трагедия «Моцарт и Сальери»

4

М. Ю. Лермонтов.

Стихотворения «Парус», «Листок», «Тучи», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк», «На севере диком стоит одиноко...», «Ангел», «Три пальмы»

Стихотворение «Бородино»

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Поэма «Мцыри»

Роман «Герой нашего времени»

5

Н. В. Гоголь.  Повесть «Ночь перед Рождеством»

Повесть «Тарас Бульба»

Повесть «Шинель»

Комедия «Ревизор»

Поэма «Мертвые души»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    XIX в.

(вторая  половина)

26часов

5

Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...», «С поляны коршун поднялся...», «Фонтан»

1

А.А. Фет. Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них – у дуба, у березы…»

И. С. Тургенев.

Повесть «Муму»

Рассказ «Певцы»

Стихотворение в прозе «Русский язык», «Два богача»

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети»

Л. Н. Толстой.  Рассказ «Кавказский пленник»

3

А. П. Чехов.

Рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника»

1

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    XX в.

(первая половина)

40 часов

3

И. А. Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...».   Рассказ «Подснежник»

А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор»

2

М. Горький. Рассказ «Челкаш»

И. С. Шмелев. Роман «Лето Господне» (фрагменты)

А. А. Блок. Стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Родина»

В. В. Маяковский. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

С. А. Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...», «Нивы сжаты, рощи голы...»

А. А. Ахматова. Стихотворения «Перед весной бывают...», «Родная земля»

А. П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»

1

А.С. Грин. Повесть «Алые паруса» (фрагменты).

М. А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    XIX в.

(вторая  половина)

24 часа

4

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца»)

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

Н. М. Рубцов. Стихотворения «Звезда полей», «В горнице».  

1

В. М. Шукшин. Рассказ «Чудик»

В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского»

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

3

А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

10 часов

0

Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга»

Мустай Карим. Поэма «Бессмертие» (фрагменты)

Расул Гамзатов. Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало...»

Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...»

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

34 часа

1

Гомер. Поэма «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»)

1

Данте. Поэма «Божественная комедия» (фрагменты)

У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (сцены) 

Сонет № 130 «Ее глаза на звезды не похожи...»

М. Сервантес. Роман «Дон Кихот» (фрагменты)

И. В. Гете. Трагедия «Фауст» (фрагменты

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты).

Ж. Б: Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (сцены)

Дж. Г. Байрон. Стихотворение «Душа моя мрачна...»

А. де Сент-Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц» (фрагменты)

Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день»

ОБЗОР

60 часов

29

Героический эпос

Карело-финский эпос «Калевала» (фрагменты).

«Песнь о Роланде» (фрагменты).

«Песнь о нибелунгах» (фрагменты)

Литературная сказка

X. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева»

А. Погорельский. Сказка «Черная курица или Подземные жители».

 А. Н. Островский. «Снегурочка» (сцены).

М. Е. Салтыков-Щедрин Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

5

Жанр басни

Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей».

Ж. Лафонтен. Басня «Желудь и Тыква».

 Г. Э. Лессинг. Басня «Свинья и Дуб»

2

Жанр баллады  И. В. Гете. Баллада «Лесной царь». Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

В. Скотт. Баллада «Клятва Мойны»

4

Жанр новеллы

П. Мериме. Новелла «Видение Карла XI».

Э. А. По. Новелла «Низвержение в Маль- стрем». О. Генри. Новелла «Дары волхвов»

Жанр рассказа

Ф. М. Достоевский. Рассказ «Мальчик у Христа на елке».

А. П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия».

М. М. Зощенко. Рассказ «Галоша».

1

Сказовое повествование

И. С. Лесков. Сказ «Левша».

П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка».

Тема детства в русской и зарубежной литературе.

А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики».

М. М. Пришвин. Повесть «Кладовая солнца».

М. Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты).

 О. Генри. Новелла «Вождь краснокожих».

8

Русские и зарубежные писатели о животных .

Ю. П. Казаков. Рассказ «Арктур — гончий пес». В. П. Астафьев. Рассказ «Жизнь Трезора».

Дж. Лондон. Повесть «Белый Клык».

Э.        Сетон-Томпсон. Рассказ «Королевская аналостанка»

4

Тема природы в русской поэзии

А. К. Толстой. Стихотворение «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...».

А. А. Фет. Стихотворение «Чудная картина...».

И. А. Бунин. Стихотворение «Листопад» (фрагмент «Лес, точно терем расписной...»).

Н. А. Заболоцкий. Стихотворение «Гроза идет»

2

Тема родины в русской поэзии

И. С. Никитин. Стихотворение «Русь».

А.        К. Толстой. Стихотворение «Край ты мой, родимый край...».

И. А. Бунин. Стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».

И. Северянин. Стихотворение «Запевка»

1

Военная тема в русской литературе

В. П. Катаев. Повесть «Сын полка» (фрагменты). А. Т. Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста». Д. С. Самойлов. Стихотворение «Сороковые». В. В. Быков. Повесть «Обелиск»

2

Автобиографические произведения русских писателей

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (фрагменты). М. Горький. Повесть «Детство» (фрагменты).

А. Н. Толстой. Повесть «Детство Никиты» (фрагменты)

СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

21 час

8

Литература как искусство словесного образа

2

Художественный образ. Персонаж

1

Художественный мир

Сюжет и композиция. Конфликт

1

Авторская позиция

Тематика и проблематика.

1

Художественная речь.

3

Литературные роды и жанры

Литературный процесс

Древнерусская литература

Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX в.

Русская литература XX в.

12.

Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

14 часов

2

3

3

3

3

Всего

414

102

102

68

68

 102

Календарно – тематическое планирование по литературе  в

8 классе

№ урока

№ в теме

Тема урока

Планируемая

дата

8 «А»

8 «Б»

8 «В»

1

Тема 1.О любви  (1 урок)

Раздел 1. О любви — в лирике

Вводный урок. Образ – символ, или символический образ

04.09

1

Раздел 1. О любви — в лирике (8 уроков)

Любовная лирика Предвозрождения и Возрождения

07.09

2

А. С. Пушкин. «Мадонна» Смысл названия стихотворения

11.09

3

М. Ю. Лермонтов.

«Я не унижусь пред тобою…»

Прощание с любовью как одна из вариаций темы любви

14.09

4

Любовная лирика XIX и XX веков. А.С.Пушкин «Сожженное письмо»,

18.09

5

Н.А. Некрасов «Горящие письма»

21.09

6

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье»

А.А. Блок «О подвигах, о доблести, о славе»

25.09

7

Любовь в жизни А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока.

28.09

8

Диагностическая

работа. В. Скотт. «Клятва Норы».

.

02.10

1

Раздел 2. О любви — в эпосе (11 уроков)

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Роман Пушкина как семейная хроника и как исторический роман

05.10

1

Три встречи Гринева и Пугачева

9.10

2

Характер Гринева

12.10

3

Гринев и Швабрин. Гринев и Маша

16.10

4

Образы Пугачева и Екатерины II как исторических деятелей и частных

лиц. Две правды — дворянская и крестьянская— и невозможность компромисса между ними.

19.10

5

Ф. М. Достоевский. «Униженные и оскорбленные».

Проблема отцов и детей

23.10

6

Сопоставление героев романа Достоевского с героями Пушкина и Гоголя

26.10

7

Основные образы героев в романе

06.11

8

Петербург Достоевского.

Заочная экскурсия по городу

09.11

9

И. С. Тургенев. «Ася»

13.11

10

Особенности характеров героев

16.11

11

И. А. Бунин. «Темные аллеи», «Холодная осень»

Фабула и сюжет в рассказах И. А. Бунина

20.11

1

Раздел 3. О любви — в драме (2 урока)

Специфика драматического рода литературы. А. Н. Островский. «Снегурочка»

23.11

2

«Снегурочка» .Образы героев пьесы и их особенности К/р

27.11

1

Тема 2. О Родине

Раздел 1. О Родине — в лирике (6 уроков)

Тема Родины как вечная тема в искусстве

Отношение русских поэтов к Родине М. Ю. Лермонтов. «Родина»

«Странная любовь» к Родине

30.11

2

Ф. И. Тютчев. «Эти бедные селенья…»

Выразительное чтение и анализ стихотворения. А. А. Блок. «Россия»

04.12

3

С. А. Есенин. «Русь»

Чтение и анализ стихотворения

07.12

4

И. А. Бродский. «Стансы городу»

Чтение и анализ стихотворения

11.12

5

Н. М. Рубцов. «Звезда полей»

Чтение и анализ стихотворения. А. А. Ахматова. «Мужество»

Выразительное чтение и анализ стихотворения

14.12

6

Р. Г. Гамзатов. «Мой Дагестан»

Выразительное чтение и анализ стихотворения

18.12

1

Раздел 2. О Родине — в эпосе (7 уроков)

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» — обзорное изучение

Анализ отдельных глав

21.12

2

Ода «Вольности» и ее роль в произведении.

25.12

3

И. С. Шмелев. «Лето Господне» — обзорное изучение

Автобиографическая проза

09.01

4

А. И. Солженицын. «Матренин двор»

Образ Матрены в рассказе

11.01

5

Роль описания в рассказе

15.01

6

Символическое звучание образа Матрены и образа ее дома.

18.01

7

Присутствие автора в рассказе

22.01

1

Тема 3. О страшном и страхе в лиро – эпических произведениях (2 урока)

Раздел 1. О страшном и страхе

В. А. Жуковский. «Светлана»

Оригинальная баллада В. А. Жуковского

25.01

2

Художественное своеобразие баллады как лироэпического жанра

29.01

1

Раздел 2. О страшном и страхе – в эпических произведениях (2 урока)

А. С. Пушкин. «Гробовщик»

Сборник рассказов «Повести Белкина».

01.02

2

Э. А. По. «Падение дома Ашеров»

Мотивы тоски и печали, их значение

05.02

1

Тема 4. Об обманах и искушениях – в драме (11 уроков)

Раздел 1. Об обманах и искушениях

Ж. Б. Мольер. «Тартюф»

Проблематика комедии

08.02

2

Художественная идея произведения. Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»

12.02

3

Проблематика комедии

15.02

4

Ж. Б. Мольер. «Мизантроп»

Система образов.

19.02

5

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Проблематика комедии

22.02

6

Конфликты в пьесе

26.02

8

Композиция построения пьесы.

Образы чиновников

01.03

7

Женские образы в комедии и их роли

05.03

8

Образ Хлестакова.

12.03

9

Хлестаков и Хлестаковщина,

как явление русской жизни

15.03

10

Идея пьесы и ее воплощение на сцене.

19.03

11

Образ Хлестакова на сцене и в кино

22.03

1

Раздел 2. Об обманах и искушениях  - в эпосе( 4 урока)

А. С. Пушкин. «Пиковая Дама

Выбор героем судьбы — ведущая тема повести

02.04

2

Образы повести и их создание

05.04

3

Н. В. Гоголь. «Портрет»

История падения человеческой души в повести Н. В. Гоголя.

09.04

4

Гоголь о назначении

искусства и предназначении художника.

12.04

1

Об обманах и искушениях  - в лирике (1 урок)

А. А. Блок. «Фабрика».

Фабрика как символ зла в стихотворении. А. А. Блок. «Ты смотришь в очи ясным зорям…»

Мотив обмана и разочарования в стихотворении.

16.04

1

Тема 5. О нравственном выборе Раздел 1. О нравственном выборе — в драме (2 урока)

М. А. Булгаков. «Кабала святош» («Мольер»)

19.04

2

Решение проблемы свободы человека в выборе жизненного пути

23.04

1

Раздел 2. О нравственном выборе —в лиро - эпических произведениях ( 5 уроков)

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»

Безымянный герой поэмы Лермонтова.

26.04

2

Характер мцыри. Мцыри как романтический герой

30.04

3

О нравственном выборе человека

03.05

4

Культура народов Кавказа.

07.05

5

. Н. С. Гумилев. «Старый конквистадор»

Романтика приключений, вызов судьбе

10.05

1

Раздел 3.О нравственном выборе – в эпосе (8 уроков)

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»

Нравственная проблематика произведения.

14.05

2

А. П. Чехов. «Пари»

Проблематика рассказов Чехова

17.05

3

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»

Проблематика повести

21.05

4

Система образов персонажей.

24.05

5

Этический выбор героев

28.05

6

А. де Сент- Экзюпери. «Маленький принц».

31.05

7

Сказка - притча.

Проблематика.

04.06

8

Итоговый урок

07.06


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...