Программа факультативного курса по русскому языку "Готовимся к ЕГЭ" для 10-11 классов
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Лыткина Татьяна Алексеевна

Представленный элективный курс рассчитан на учащихся 10 – 11 классов,  носит предметный характер  и направлен на системное повторение и обобщение курса русского языка основной и средней (полной)  школы, своевременную корректировку результатов обученности и позволяет учащимся реализовать собственную образовательную траекторию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fk_po_rya_dlya_10-11_klassov.docx50.51 КБ

Предварительный просмотр:

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ЛИДЕР»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________________

_________________

Протокол №1

от 29.08.2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

_________________

Ябко Т. Э.

29.08.2018 г.

«Утверждаю»

Директор

ОЧУ СОШ «Лидер»

__________ Клюзко Д. В.

Приказ от ______ № ___

ПРОГРАММА

факультативного курса  по  русскому языку

«Готовимся к ЕГЭ» для 10-11 классов

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 года

Составитель: Лыткина Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МОСКВА

2018 ГОД

Пояснительная записка

Обновление содержания филологического  образования и изменение форм итоговой аттестации учащихся происходит в условиях модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников.

Это означает:

  • обновление содержания общего образования, совершенствование его структуры,
  • переход от установки на запоминание большого объёма информации к освоению новых видов деятельности (проектных, творческих, исследовательских)  использование в общеобразовательном процессе современных педагогических, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий.

Учебный предмет « Русский язык» выполняет специфические задачи, которые отражают социальные функции русского языка как государственного и национального и определяют его роль в усвоении всех других школьных предметов.

Представленный элективный курс рассчитан на учащихся 10 – 11 классов,  носит предметный характер  и направлен на системное повторение и обобщение курса русского языка основной и средней (полной)  школы, своевременную корректировку результатов обученности и позволяет учащимся реализовать собственную образовательную траекторию.

Таким образом, цели курса:  

  Обучающая: повторение и систематизация и обобщение знаний по русскому языку, совершенствование речевых, орфографических, пунктуационных информационно-коммуникационных компетенций.

Развивающая: развитие способности к самообразованию,  ориентации в изменившейся   социокультурной среде

  Воспитывающяя: формирование системы нравственных и патриотических ценностей средствами языка,  социализация учащихся,

Повторение  теоретических  сведений, система обучающих упражнений и проверочных заданий соответствуют  содержанию образовательного стандарта по русскому языку и позволяет ученику решить следующие образовательные задачи: 

  • обобщить и закрепить знания о языке как о системе
  • овладеть умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения

нормативности, o         работать с текстами  разных стилей, извлекать и интерпретировать необходимую информацию,                                                                 o         достигнуть необходимого уровня развития речевой деятельности,

создавая собственные тексты o         овладеть достаточным словарным запасом.

Данный элективный курс необходим и целесообразен, потому что, как показывает практика, количество учебных часов не позволяет в должном объеме осуществить комплексное повторение курса русского языка с целью подготовки к сдаче единого государственного экзамена, продолжения образования и последующей самореализации.

Особенность данного курса – его практическая направленность, поэтому большинство заданий для работы на уроке предлагается в тестовой форме и  основная часть времени на уроке отводится на практикумы, которые выполняются после повторения теоретических сведений. Теоретические сведения повторяются с использованием учебников,  обобщающих таблици материалов, предложенных учителем.  Обобщающие таблицы, раздаточный материал  собирается в папку по подготовке к ЕГЭ. Такая папка есть у каждого учащегося. Подобная форма работы позволяет оперативно востребовать материал на этапе обобщающего повторения в                11 классе.  

В каждом разделе предусмотрена орфографическая (словарные диктанты) и орфоэпическая работа.Считаю необходимым в начале 10 класса выдать учащимся орфографический и акцентологический минимум. Работа со словарными словами предусматривает не только формирование орфографических навыков, но и расширение кругозора учащихся, пополнение словарного запаса школьников: предусмотрена самостоятельная  работа с лексическим значением слов с использованием словарей,  справочной литературы. В ходе такой работы учащимся предлагается дополнить предложенный список  своими словами. 

Важное значение имеет мониторинг результатов обученности. На каждом уроке предусмотрены различные виды опроса: фронтальный, индивидуальный, дифференцированный. Выполнение тестовых заданий на уроке завершается самопроверкой или проверяется учителем на этапе закрепления материала. Мониторинг усвоения каждого раздела программы проходит в форме проверочной работы. Контрольные работы проводятся  трижды в год (входной, промежуточный и итоговый  контроль) в тестовой форме. Структура тестов и типология заданий соответствует тестам ЕГЭ. В конце 11-го класса предусмотрен репетиционный ЕГЭ.  

Работу с разделом "Орфография" считаем целесообразным вести с помощью материалов из сборника  тренировочных упражнений открытого сегмента ФИПИ, так как именно этот сборник наиболее полно отражает набор орфограмм, представленных в  тестах ЕГЭ. Кроме того, помимо выполнения тестовых заданий каждого из разделов,  нам представляется необходимым включать в содержание  каждого урока диктанты небольшого объёма или работу с перфорированным текстом с последующим комментарием. Систематическая организация подобной  работы помогает поддерживать орфографические и пунктуационные навыки на хорошем уровне.  

На основе научно популярных и публицистических текстов небольшого объёма из учебно-тренировочных сборников прошлых лет нами разработан блок заданий, включающих помимо задания, проверяющего  умение        адекватно понимать информацию (явную и скрытую) письменного сообщения, использовать приёмы сжатия текста, работу с заданиями на определение стиля текста, функциональносмыслового типа речи, анализ грамматических явлений. Подобная группировка заданий способствует как экономии учебного времени, так и восприятию текста как речевого явления в целом.

Особое место в курсе занимает обучение написанию сочинению-рассуждению. Отбор текстов для написания сочинения-рассуждения способствует духовно-нравственному становлению личности, создает условия для реализации творческих возможностей каждого ученика, содействует воспитанию любви и интереса к русскому языку как «явлению уникальному», «средству хранения и усвоения знаний, средоточению духовной культуры народа…»

Таким образом, реализуются общедидактические принципы научности, систематичности и последовательности, наглядности, прочности знаний, развивающего и воспитывающего характера обучения.

Необходимо  отметить, что содержание курса, отражающее все разделы школьной программы, позволит не только повторить, обобщить, систематизировать материал, подготовиться к экзаменам, но и расширить границы языковой компетенции. Например, стоит остановиться на омонимии частей речи, морфем, на синонимии синтаксических конструкций.

Цель программы: 

Систематизировать и обобщить знания по курсу основной (полной) школы; повысить качество знаний, обеспечить целенаправленную и качественную подготовку учащихся к экзамену в форме ЕГЭ.  

Задачи программы: 

 Иметь представление:

  • о содержании и типах заданий ЕГЭ по русскому языку.

 Знать:

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официальноделового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные).

 Уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.  

Иметь опыт:

  • создания текстов разных стилей и жанров;
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владения различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение);
  • свободного, правильного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, соблюдения норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватного выражения своего отношения  к фактам и  явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдения в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
  • нахождения грамматических и речевых ошибок, недочетов; совершенствования и редактирования собственных текстов.

Решать поставленные задачи нужно с учетом программ по русскому языку и литературе, дополнять и углублять сообщаемые в них сведения.  

Основные методические принципы и приемы, используемые автором в работе:

  1. Лингвистический материал предъявляется учащимся в лекционной форме в сопровождении большого количества иллюстративного материала, что позволяет легко осваивать непростые понятия.  
  2. Тестовые формы контроля.
  3. Упор на письменные формы работы позволяет: а) получить регулярную обратную связь;    б) закрепить все необходимые навыки за счет постоянной практики.
  4. Активное использование творческих работ позволяет стимулировать творческое мышление учеников.  

Содержание программы

Содержание программы элективного курса для 10-11 классов разрабатывалось в соот-ветствии с кодификатором элементов содержания для составления экзаменационных материалов ЕГЭ, Программой по русскому языку для 10 – 11 классов общеобразователь-ных учреждений.

  1. Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку.
  2. Фонетика. Количество звуков в словах. Согласные твердые, мягкие и глухие, звонкие (оглушение, озвончение).  Непарные согласные.  Произношение  некоторых сочетаний согласных. Фонетический разбор.
  3. Орфоэпические нормы. Подвижное ударение.  Произношение существительных, глаголов, кратких прилагательных.
  4. Морфемика. Морфемы. Нулевое окончание. Суффиксы наречия и деепричастия. Как разобрать слово по составу. Морфемный разбор.
  5. Словообразование. Словообразовательная цепочка.  Способы словообразования. Словообразовательный разбор.
  6. Морфология. Части речи. Отличие прилагательного от причастия, причастия от деепричастия.   Разряды прилагательных. Род имен существительных. Число имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Разряды имен числительных.  

Разряды местоимений.   Служебные части речи. Омонимичные слова. Морфологический разбор.

  1. Морфологические нормы. Употребление имени существительного, имени прилагательного. Степени сравнения прилагательных. Употребление числительных, местоимений, форм глагола.
  2. Лексика. Значение слова. Устаревшие слова (историзмы, архаизмы). Переносное значение слова. Синонимы, антонимы, паронимы.  
  3. Фразеология. Синонимичные фразеологизмы. Фразеологизмы-антонимы.  
  4. Лексические нормы. Лексическое значение слова. Употребление слов в соответствии с их значением. Владение нормами литературного языка. Различение паронимов.
  5. Орфограмма. Орфографическое правило.

Правописание букв после шипящих и –Ц.

-Н- и -НН- в прилагательных и причастиях.

Правописание гласных в корне слова. Корни с чередованием.

Правописание согласных в корне слова.

Правописание приставок. Правописание букв Ы-И после приставок. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Употребление Ъ и Ь знаков.

Правописание личных окончаний глаголов и  суффиксов причастий настоящего времени.

Правописание суффиксов  глагольной основы прошедшего времени.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных. Падежные и родовые окончания.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.  

Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ- и НИ-.

Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание.  

  1. Типы речевых ошибок. Типы грамматических ошибок.
  2. Выполнение варианта работы по русскому языку в форме ЕГЭ. 

 

 

 

Календарно тематическое планирование по факультативному курсу в 10 классе «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»  на  2018-2019 учебный год

занятия

Наименование тем изучения

Количество часов

Дата  

План  

Факт.

1

Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку.

1 ч.

 

 

2

Орфоэпические нормы.  

1 ч.

 

 

3

Морфемика.  

1 ч.

 

 

4

Словообразование.  

1 ч.

 

 

5

Морфология.  

1

 

 

6

Морфологические нормы.  

1 ч.

 

 

7

Лексика.  

1 ч.

 

 

8

Фразеология.  

1 ч.

 

 

9

 Лексические нормы.  

1 ч.

 

 

10

Орфограмма. Орфографическое правило

1 ч.

 

 

11

Правописание букв после шипящих и –Ц.

1 ч.

 

 

12

Тест.

1 ч.

 

 

13

-Н- и -НН- в прилагательных и причастиях.

1 ч.

 

 

14

Правописание гласных в корне слова. Корни с чередованием.

 

1 ч.

 

 

15

Правописание согласных в корне слова.

1 ч.

 

 

16

Правописание приставок. Правописание букв Ы-И после приставок.  

1 ч.

 

 

 

17

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

1 ч.

 

 

18

Тест.

1 ч.

 

 

19

Употребление Ъ и Ь знаков. Тест.

1 ч.

 

 

20

Правописание личных окончаний глаголов и  суффиксов причастий настоящего времени.  

1 ч.

 

 

21

Правописание суффиксов  глагольной основы прошедшего времени.

1 ч.

 

 

22

Правописание суффиксов существительных и прилагательных. Падежные и родовые окончания.

1 ч.

 

 

 

 

23

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.  

1 ч.

 

 

 

24

Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ- и НИ-

1 ч.

 

 

 

25

Правописание служебных слов

1 ч.

 

 

26-27

Слитное, дефисное, раздельное написание.  Тест.

2 ч.

 

 

 

28-29

Типы речевых ошибок. Типы грамматических ошибок.

2 ч.

 

 

 

30-31

Выполнение варианта работы по русскому языку в форме ЕГЭ.

2 ч.

 

 

32-34

Анализ допущенных ошибок.

3 ч.

 

 

 

 

Календарно тематическое планирование по факультативному курсу в 11 классе «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»   на 2019-2020 учебный год

занятия

Наименование тем изучения

Кол-во часов

Дата

План

Факт.

1

Синтаксис и пунктуация. Простое и сложное предложение с союзом И.

1 ч.

 

 

2

Синтаксический разбор простого предложения.  

1 ч.

 

 

3

Предложения с обособленными членами. Причастный оборот. Тестовая работа.

1 ч.

 

 

 

4

Предложения с обособленными членами. Деепричастный оборот

1 ч.

 

 

5

Синонимика простых предложений с обособленными определениями и с придаточными определительными.

1 ч.

 

 

 

6

Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.

1 ч.

 

 

7

Предложения с однородными членами

1 ч.

 

 

8

Тире  в простом  и сложном предложении.

1 ч.

 

 

9

Двоеточие в простом  и сложном предложении.

1 ч.

 

 

10

Прямая речь и цитирование. Диалог.

1 ч.

 

 

11

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

1 ч.

 

 

 

12

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, в предложениях с разными видами связи.

1 ч.

 

 

 

13

Синтаксический разбор сложного предложения. Многочленные сложноподчиненные предложения.

1 ч.

 

 

 

14

Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании.

1 ч.

 

 

15

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом).

1 ч.

 

 

16

Синтаксические нормы (нормы согласования и управления; построение предложений с однородными членами).

1 ч.

 

 

17

Разбор заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами и культурой речи.

1 ч.

 

 

18

Текст. Последовательность предложений в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте.

1 ч.

 

 

19

Разбор зданий ЕГЭ, связанных с анализом текста. Часть “С” (типы речи, стили речи).

1  ч

 

 

20

Работа с основной мыслью текста.

1 ч.

 

 

21

Определение основной мысли текста в публицистических и научных текстах (разбор заданий “С” из ЕГЭ).

1 ч.

 

 

22

Определение основной мысли текста в художественном и разговорном стилях речи (разбор заданий “С” из ЕГЭ).

1 ч.

 

 

23

Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли.

2 ч.

 

 

24

Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста.

1 ч.

 

 

25-26

Выразительные средства в тексте.

Анализ изобразительно-выразительных средств (разбор задания 8 из части “В”).

2 ч.

 

 

 

 

27

Порядок анализа текста.  

1 ч.

 

 

28

Написание рецензии на научный стиль речи, разговорный.

1 ч.

 

 

29

Написание рецензии на публицистический стиль речи.

1 ч.

 

 

30

Написание рецензии на художественный стиль речи.

1 ч.

 

 

31- 32

Выполнение варианта работы по русскому языку в форме ЕГЭ.

2 ч.

 

 

33

Анализ ошибок.

1ч.

 

 

34

Памятка сдающему ЕГЭ

1 ч.

 

 

Использованная литература: 

 Литература для учителя

1.Современный русский язык: Пособие для студ. ссузовпед. профиля / П.А. Лекант, Е.В. Клобуков, Т.В. Маркелова и др.; под редакцией П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012.

2.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке /  Под ред. И.Б. Голуб. – 8-е изд., истр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2008

3. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка.10 – 11 кл.; Учеб.пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 2008.

4.Розенталь Д.Э. Русский язык: сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы.  – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015

5.Краткий словарь трудностей русского языка: грамматические нормы, ударение: ок.12 000 слов современного русского языка / Н.А.Еськова. – 6-е изд-е., испр. – М.: Астрель: АСТ, 2005.

6.Методические рекомендации к учебнику "Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 – 11 классы": книга для учителя / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 4-е изд. доработ.  – М.: Просвещение, 2013

7.Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика.  Текст. Стили   речи» : 10 – 11 кл. : / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.    – М.: Просвещение, 2018  

8.Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю.Москвин. – М.: ЗАО  Центрполиграф, 2005

9.Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007

10.ЦОРы: -1С: Репетитор «Русский язык» (2005 и 2007г.) -обучающая программа-тренажёр «Фраза»

 

Литература для учащихся:

1.Русский язык : грамматика. Текст. Стили речи : учеб.для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 14-е изд. – М.: Просвещение. 2017.

2.Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. / Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьева Т.В.; под ред. Цыбулько И.П. – 3-е изд., испр. И доп. – Челябинск: Взгдяд, 2018  

3.ЕГЭ -2019. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авторы-сост. И.П. Цыбулько,В.И. Капинос,   Л.И. Пучкова,      А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов,  И.Б.Маслова, Н.В. Соколова. – М.: Эксмо, 2018.

4.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1018.

Интернет-ресурсы:

  1. «Федеральный институт педагогических измерений». Новости, касающиеся ЕГЭ, ОГЭ, итогового сочинения по литературе для выпускников 9-11 классов, демоверсии и открытый банк заданий ЕГЭ и ОГЭ — http://www.fipi.ru/
  2. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена. Документы, новости, мероприятия. http://www.ege.edu.ru/
  3. Русский язык для всех – справочно-информационный портал. Интерактивные диктанты, тренажеры, учебники, олимпиады, видео и пр. http://www.gramota.ru/
  4. Для удобства пользователей открыто Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Размещенное по адресу http://window.edu.ru/ оно позволяет свободно перемещаться по образовательным сайтам и порталам, содержащим информацию и материалы как для профессионального, так и для общего образования.
  5. Виртуальная библиотека по предмету «Литература», предназначенная в помощь школьникам и учителям. Универсальный учебник или справочник, полностью соответствующий всем действующим программам и нормативным документам, еще не создан, поэтому принцип подбора материала — широта охвата и объективность. Так, в биографическом разделе собраны тексты о писателе не только разного объема, но и написанные в разное время с разных точек зрения и иногда даже противоречащие друг другу, то же относится к словарю литературоведческих терминов; иллюстрации подбираются независимо от их художественных качеств и т.д. http://www.a4format.ru/
  6. В помощь вам в подготовке к экзаменационному сочинению. http://sochinenie11.ru/
  7. Образовательный портал для подготовки к экзаменам: http://rus.reshuege.ru/
  8. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы (онлайн тесты к урокам и экзаменам по русскому языку и литературе). http://www.saharina.ru/
  9. Всё о ЕГЭ и для ЕГЭ. http://4ege.ru/
  10. Подготовка к ЕГЭ по литературе онлайн. http://5litra.ru/
  11. Образовательный блог учителя русского языка и литературы. Всё о литературе и немного о русском. Очень интересно и познавательно. http://vrezonanse.blogspot.com/
  12. Русский на «5» — невероятно полезный блог для учеников, родителей и для всех, кого беспокоит низкий уровень грамотности общества сегодня. Словари, диктанты, подготовка к ЕГЭ по русскому языку и прочая важная информация. http://russkiy-na-5.ru/
  13. Образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. http://uchimcauchitca.blogspot.ru/
  14. Документы, теория, тесты и другое для подготовки к экзаменам по русскому языку и литературе.   http://neznaika.pro/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Урок русского языка в 6 классе по теме: " Морфологические признаки глагола" по учебнику «Русский язык» М.М. Разумовская 6 класс.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:подготовительный — стадия вызова; восприятие нового — смысловая стадия;присвоение информации — стадия рефле...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...