Новое в ЕГЭ 2019
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура КИМ ЕГЭ Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий , различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: – задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа; – задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов. Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 года по сравнению с 2018 годом Все основные характеристики экзаменационной работы в целом сохранены. Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста . Изменён формат заданий 2, 9–12. Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений. Уточнён уровень сложности отдельных заданий. Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27 .
Изменения в заданиях Номер задания Содержание задания Изменён формат задания 2 (1)Фольклорный театр — наиболее точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство, истоки которого уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды. (2)Фольклорный театр представляет собой совокупность театральных явлений в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игру на музыкальных инструментах, пляски и др. (3)Этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого, <…> является увлекательной страницей нашей отечественной культуры. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз. Обратите внимание! Задание 2 (подстановка пропущенного слова в текст) больше не имеет вариантов ответа !!!
Изменения в задании 2 2018 г. 2019 г. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). С другой стороны, Ведь Напротив, Хотя Несмотря на это, Ответ: ___________________________. Самостоятельно подберите подчинительный союз , который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз. Ответ: ___________________________.
Изменения в заданиях Номер задания Содержание задания Изменён формат заданий 9–12. В каждом из этих заданий теперь нужны ВАРИАНТЫ ответов. Количество слов увеличилось: — по 15 вместо 5 и 10 в задании на корни и приставки, — по 10 вместо 5 на суффиксы разных частей речи. 9-ое: Укажите варианты ответов , в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов . 10-е: Укажите варианты ответов , в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква . Запишите номера ответов . 11-12-е: Укажите варианты ответов , в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов .
Задание 11. Были: отдельные суффиксы прилагательных, существительных и глаголов. Добавлены — наречия ( снова ) — О/Ё после шипящих ( ножовка ) — суффиксы прилагательных (-к- и - ск -) ( матросский )
Пунктуационный анализ текста Задание 21
Задание 21 В вариантах единого государственного экзамена для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте.
Обратите внимание! а ) Повторить постановку т ире, двоеточия, з апятых в простых и сложных предложениях! б ) Научиться определять конструкции, в которых стоят эти знаки, чтобы потом найти такие же !
Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом За верное выполнение каждого задания части 1 ( кроме заданий 8, 16 и 26 ) экзаменуемый получает по 1 баллу . За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение задания 8 может быть выставлено от 0 до 5 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
За выполнение задания 16 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения . За выполнение задания 26 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена одна ошибка; 2 балла: допущено две ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение . Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание части 2, – 24.
Критерии оценивания задания 27
Задание 27
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года По критерию К2 (комментирование обозначенной проблемы исходного текста) получили 3 балла только 47,5% выпускников; 2 балла 32%; 1 балл 13,8%. Уровень сформированности у выпускников умения проводить текстовый анализ по-прежнему недостаточно высокий. С одной стороны, в сочинениях выпускники обосновывают актуальность проблемы, раскрывают ее значимость для автора текста, заостряют внимание на текстовых деталях, иллюстрирующих проблему . С другой стороны, экзаменуемые часто углубляются в собственные размышления без опоры на исходный текст или используют просто его пересказ. Многие выпускники не считают необходимым включать в сочинения два обязательных примера-иллюстрации, важные для понимания проблемы исходного текста. Таким образом, при отработке навыков комментирования проблемы исходного текста следует обратить больше внимания на образцовые примеры использования текстуального комментария в трудах классиков отечественной науки и публицистики.
Актуальность комментирования при работе с текстом ОГЭ Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните , как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…» Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование… Итоговое собеседование Задание 2 Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…» Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. ЕГЭ Задание 27 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Баллы Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. 5 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы . Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними, или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. 4 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы , но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 3 Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение 2
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Баллы Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение 1 Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более) , связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема , или вместо комментария дан простой пересказ текста , или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста 0 Определяющими в оценивании комментария к сформулированной проблеме являются следующие позиции оценивания: количество примеров-иллюстраций, наличие пояснений к примерам-иллюстрациям , указание смысловой связи между примерами-иллюстрациями. При этом комментарий должен проводиться с опорой на исходный текст и без фактических ошибок.
Смысловые отношения в тексте В тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.
Смысловые отношения между частями информации Средства организации связного текста Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации тем самым, в результате; следовательно, в силу этого, ввиду этого, вследствие этого, в зависимости от этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим, в таком случае, в этом случае Сопоставление и противопоставление частей информации и(все-таки), же; с одной стороны, с другой стороны, наоборот, напротив, но, однако, а, не только, но и; зато, иначе, по-иному, так, точно так, совершенно так, так же; точно так, как; таким образом, таким путем, аналогично, следующим образом, тогда как, в противоположность этому Пояснение-иллюстрация, уточнение, выделение частного случая например; так, например; именно, только, особенно, другими словами, иначе говоря, точнее говоря, в частности, причем Обобщение, вывод, итог предыдущей информации таким образом, итак, вообще, словом, вообще говоря, следовательно, из этого
Работаем с текстом х удожественного стиля
(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (3)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить… (5)Все переменилось в один день. (6)Он вдруг решил, что станет летчиком. (7)В глухой, далекой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шоферами. (9)Ездить по земле — вот удел человека. (10)А тут летать на самолете! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она все расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности. (14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его легкие.
(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в летное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало еще страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стеклам кривые руки, узкие проселки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краев клочьями ободранных туч, фиолетово-черной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты… (24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта — все возвращается назад… (29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждет, когда начнет клевать… ( По С. Мизерову )
Что может стать препятствием к реализации мечты? Над этой проблемой размышляет автор предложенного текста. Чтобы ответить на данный вопрос, автор обращается к судьбе Кольки Велина , мечтавшего стать лётчиком, но так и не воплотившего свою мечту в жизнь. Рассматривая причины, по которым это произошло, писатель неспроста упоминает мнение односельчан Кольки (предл.7,11,26-28) и описывает поведение самого героя. (предл.17-24). Так, односельчане Велина , привыкшие к размеренному укладу жизни, к существованию, свободному от преодоления каких-либо жизненных препятствий, осуждали «чудака», мечту стать лётчиком считали «вздорной идеей», и никто, даже отец, не поддержал подростка. Но и собственный страх, нежелание Кольки преодолевать трудности на пути к осуществлению цели, отсутствие силы воли стали непреодолимой преградой на пути к желанной цели. Именно эти причины - влияние общественного мнения, житейские традиции и привычки, неверие в себя - часто заставляют человека изменять своей мечте, не позволяют ей воплотиться в жизнь. п ричинно- следственная связь
(1)Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2)Мы, это так — остатки разбитых за Доном частей, докатившихся до Сталинграда. (3)Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас; казалось бы, - счастливцы, какой-никакой отдых от окопов. (4)Отдых… два свинцово-тяжелых сухаря на день, мутная водица вместо похлебки, поэтому отправку на фронт все встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку. (7)Через полчаса старшина вернулся. —(8) Ребята! — объявил он вдохновенно. — (9)Удалось вышибить на рыло по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцати граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб?(11)Давай ты! — я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем. (12) У меня вспыхнула мыслишка… о находчивости, трусливая, гаденькая и унылая. (13)Прямо на крыльце я расстелил плащ-палатку, на нее стали падать буханки — семь и еще половина. (14)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо. (15)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (16)К полученному хлебу никто не прикасался, кроме него и меня. (17)Я вор, и сейчас, вот сейчас, через несколько минут это станет известно… (18)Да, тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (19)Как и я! (20)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я наткнулся на чужой перепутанный перемёт, на котором сидел голавль, и снял его с крюка… (21)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание — надо было дочитать книгу, подрался снова - так тот сам полез первый, снял с чужого перемёта голавля — но перемёт-то снесло течением, перепутало, сам хозяин его ни за что бы не нашёл… (22)Теперь я и не искал оправданий. (23)Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!
(24)С обочины дороги навстречу нам с усилием — ноет каждая косточка — стали подыматься солдаты. (25)Хмурые, темные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (26)Старшина распахнул плащ-палатку, и куча хлеба была встречена почтительным молчанием. (27)В этой-то почтительной тишине и раздалось недоуменное: — (28)А где?.. (29)Тут полбуханка была! (30)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон — глаза, глаза, жуткая настороженность в них. — (31)Эй ты! (32)Где?! (33)Тебя спрашиваю! (34)Я молчал. (35)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щеки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы: — (36) Лучше, парень, будет, коли признаешься. (37)В голосе пожилого солдата — крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (38)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление. — (39)Да что с ним разговаривать! — один из парней вскинул руку. (40)И я невольно дернулся. (41)А парень просто поправил на голове пилотку. — (41)Не бойся! — с презрением проговорил он. — (42)Бить тебя…(43) Руки пачкать. (44)И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы — тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (45)Среди красивых людей — я уродлив. (46)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (47)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (48)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение: лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей, если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (49)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали — нормально. (50) А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других. (51)Больше в жизни я не воровал. (52)Как-то не приходилось. (По В.Ф. Тендрякову)
Что чувствует человек, совершивший проступок, заведомо понимая, что его поведение безнравственно? Над этой проблемой размышляет автор предложенного текста. Чтобы ответить на этот вопрос, В.Ф. Тендряков рассказывает историю военных лет, герой которой ради собственного благополучия крадет полбуханки драгоценного хлеба. Писателя интересует не столько факт воровства, сколько последствия совершенного : мысли и переживания героя. Он чувствует презрение окружающих его однополчан, «неправдоподобное сочувствие» старого солдата, которое «нестерпимее, чем ругань», ощущает душевное «уродство» и осознает потерянное самоуважение. Совершенный «позор» не дает ему покоя, терзает душу, и, не найдя оправданий своему поступку, герой сожалеет: «Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!» Осуждение людей и муки совести приводят героя к признанию своей вины, искреннему раскаянию и желанию во что бы то ни стало «завоевать себе самоуважение» и доброе имя. причинно- следственная и условно- следственная связи
Работаем с текстом п ублицистического стиля
( 1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни? (3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь. (7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти. (11) Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига , Кюхельбекера и Соболевского. (18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.
(21) Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22) Иногда — любопытные. (23) Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24) Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26) Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27) Дальше — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне. А повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30) И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы ХХ века. (31) Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32) Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю? (33) Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34) А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35) Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36) Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37) Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38) Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40) Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину », просто не сможет писать плохо. (41) А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера. (42) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (45) А человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четыре четверти. (47) На все сто процентов. ( По Л. Жуховицкому )
Комментарий Автор пытается понять , чем предопределена судьба каждого человека. С одной стороны, ему трудно не согласиться с утверждением , что «наша судьба на три четверти зависит от генов". С другой стороны, Л . Жуховицкий говорит и о свободе выбора, которая есть у каждого (предл.10). Эту мысль публицист наглядно иллюстрирует примерами из биографий А. С. Пушкина (предл.11-17) и А.В. Суворова (предл.18-20), доказавших, что человек сам создаёт свою судьбу. Первый пример и пояснение к нему Почему, вопреки генам, А. С. Пушкин не избрал судьбу военного, хотя предок его был знаменитым генералом? По мнению автора, решающее влияние на судьбу поэта оказали «либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники ». В общении с ними и в атмосфере творчества происходило становление будущего поэта. Второй пример и пояснение к нему Но человек и сам может изменить свою жизнь, как это сделал А.В.Суворов , силой воли и физическими упражнениями преодолевший болезни и ставший знаменитым полководцем. В самом деле, е сли у человека возникает желание изменить свою судьбу, то гены оказываются в этом случае бессильны. Смысловая связь между примерами Этими примерами Л.Жуховицкий опровергает утверждение учёных, что « судьба на три четверти зависит от генов».
2018 2019 К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста Баллы Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его 1 Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, или размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме , или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором») 0 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Баллы Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) 3 ЭТО ВАЖНО! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Из задания с развернутым ответом (задание 26 КИМ 2018 г. и 27 в экзаменационной модели 2019 г.) исключена аргументация экзаменуемым собственного мнения с опорой на жизненный и литературный опыт . Это изменение обусловлено естественным ходом развития контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации, а также нацеленностью измерителя на развитие филологического мышления, связанного с умением анализировать текст. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года
Логическое обоснование Отношение к позиции автора – мнение, написанное в утвердительной форме и высказывающее суждение об этой позиции. Обосновать отношение к позиции автора - значит привести убедительные или достаточные основания (суждения), в силу которых оно должно быть принято .
Критерий 4 (текст В.Тендрякова ) Автор уверен, что осознание своей вины и раскаяние , «невозможность оправдать себя перед самим собой» - путь к переосмыслению себя и своей жизни. Действительно, только через муки совести приходит человек к ясному осознанию своего проступка. Вряд ли воровство буханки хлеба стоило того позора и презрения, которые пришлось пережить герою и впоследствии «мелкими шагами» завоёвывать самоуважение. Доброе имя можно легко потерять, но расплачиваться за эту утрату приходится ценой душевных мук, по крупицам восстанавливая репутацию честного и порядочного человека.
Критерий 4 (текст С.Мизерова ) Автор текста уверен: надо оставаться верным своей мечте. В самом деле, осуществление задуманного коренным образом может изменить жизнь человека, сделать её ярче, насыщеннее, но для этого нужна работа над собой. Мы не можем знать, как сложилась бы судьба Кольки Велина , если бы он осуществил свою мечту, но одно можно сказать точно: на одного счастливого человека стало бы больше. Однако он как был в детстве Колькой Велиным , так Колькой (не Николаем!) и остался, даже став отцом двух дочерей; кроме того, нереализованная мечта стала его болью.
Автор уверен, что человеческие судьбы формирует не «диктатура гена», а « призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения». Действительно, от самого человека зависит, как сложится его жизнь. Вера в собственные силы, преданность мечте, желание осуществить задуманное, постоянное развитие и самосовершенствование – вот слагаемые успешной личности. Природа только создаёт человека с набором определённых генов, а творческая атмосфера единомыслия, помноженная на огромное желание реализовать себя, делает его жизнь яркой и осмысленной. Критерий 4 (текст Л .Жуховицкого )
100 100 100 Высоких баллов на экзамене! Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии АНО НЦИО, Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания по орфографии из ЕГЭ-2019 (новый формат!)
Данный материал поможет учителю и учащимся получить представление об изменениях некоторых тестовых заданий ЕГЭ -2019 по русскому языку, а также подготовиться к контрольной работе по орфографии в форма...
ЕГЭ-2019. Готовимся к сочинению в новом формате.
А.Г. Нарушевич. Основные рекомендации по написанию сочинения на ЕГЭ-2019 по русскому языку....
Учимся аргументировать (сочинение в новом формате на ЕГЭ-2019)
Рекомендации А.Г.Нарушевич по подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ-2019...
Целевая программа перехода в эффективный режим работы для школ с низкими результатами и работающих в сложных социально-экономических условиях "Новой школе - новое качество образования" 2019 год
Решение проблемы перехода школы в эффективный режим работы связывается с оптимизацией условий организации образовательного процесса на основе раскрытия внутреннего потенциала ресурсов школы и кооперац...
Продуктивное использование новых образовательных технологий 2019-2024 г.г.
Копии сертификатов...
Продуктивное использование новых образовательных технологий 2019-2024 г.г.
Копии дипломов, сертификатов...