Итоговое сочинение 2019
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Мурзиненко Елена Сергеевна

Итоговое сочинение 2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Итоговое сочинение 2019142.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тематические направления ИС-2019

Слайд 2

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте еѐ на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечѐнных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарѐм ). Сочинение пишите чѐтко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Слайд 3

Опора на художественное произведение: обращение к литературному тексту на уровне аргументации, использование примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д. Художественные произведения Дневники , мемуары Публицистика Произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров) Недостаточно простого упоминания!

Слайд 4

Отцы и дети Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Слайд 5

Возможные темы: Спор поколений — вечный или временный? В чем заключается конфликт между поколениями? Нужно ли учитывать опыт старших поколений? Быть родителями – это счастье или обязанность? Что такое преемственность поколений? Почему отцы всегда поучают детей? Почему разные поколения не понимают друг друга? Почему нужно уважать старших ? Согласны ли Вы с утверждением героя И. С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»? Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодѐжью ? Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? Какие добродетели и пороки у детей взращиваются любовью родителей?

Слайд 6

Грибоедов А. С. «Горе от ума» Гоголь Н. В. «Тарас Бульба ». «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель », А.С. Пушкин « Гроза», А.Н. Островский « Обломов», И.А. Гончаров « Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин «Вишневый сад», А.П. Чехов «В дурном обществе», В.Г. Короленко «Детство», А.М. Горький Толстой Л. Н. «Детство», «Война и мир». Гончаров И. А. «Обыкновенная история», «Обломов». Тургенев И. С. «Отцы и дети». Шолохов М. А. «Тихий Дон». « Расплата», В. Тендряков «Завтра была война», Б. Васильев "Безумная Евдокия", "Шаги", А. Алексин "Ночь исцеления", "Пара осенней обуви", Б. Екимов Паустовский К. Г. «Телеграмма». Распутин В. Г. «Прощание с Матѐрой », « Уроки французского», «Последний срок», Алексин А. А. «А тем временем где-то…», «Раздел имущества», « Безумная Евдокия ». Яковлев Ю. Я. «Сыновья Пешеходова », «Сердце земли». Екимов Б. П. «Ночь исцеления», «Говори, мама, говори…», «Не ругай меня», «Беженка»

Слайд 7

2 . Мечта и реальность Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Слайд 8

Какую роль мечта играет в жизни человека? Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью? Мечта ведѐт человека к цели или уводит его от реальности? Как вы понимаете высказывание В. Гюго «Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям»? В чѐм различие между мечтой и жизненной целью? Может ли мечта изменить реальность? Может ли реальность разрушить мечту? О чѐм мечтают литературные герои? Почему опасно отрываться от реальности? Согласны ли вы с утверждением о том, что мечтать – это пустое занятие?

Слайд 9

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени »; «Мцыри »; Н.В . Гоголь, «Шинель ». Л.Н . Толстой, «Война и мир»; Ф.М . Достоевский, «Преступление и наказание»; А.Н. Островский, «Гроза»; И.А. Гончаров, «Обломов»; А.П . Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», « Ионыч »; « Вишнѐвый сад», «Чайка »; И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско »; М.Горький «На дне »; Замятин Е.И. «Мы» Грин А.С. «Алые паруса», « Зелѐная лампа» Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» Каверин В.А. «Два капитана» Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»

Слайд 10

3. Месть и великодушие В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Слайд 11

Что такое великодушие? Какого человека можно назвать великодушным? Почему важно уметь прощать? Умение прощать – это сила или слабость? Как вы понимаете высказывание Бенедикта Спинозы «Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием»? Что толкает человека на месть? Что побуждает человека отказаться от мести? Можно ли оправдать месть? Восстанавливает ли месть справедливость? Согласны ли вы с утверждением, что месть разъедает душу? Может ли месть сделать человека счастливым? Могут ли любовь и прощение изменить человека?

Слайд 12

Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «Дубровский», «Моцарт и Сальери», «Выстрел», «Евгений Онегин» Грибоедов А.С. «Горе от ума» Гоголь Н.В. «Тарас Бульба» Лермонтов М.Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Герой нашего времени», «Маскарад» Толстой Л.Н. «Война и мир» Лесков Н.С. «Леди Макбет Мценского уезда» Горький А.М. «Старуха Изергиль », « Челкаш », «На дне» Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» Каверин В.А. «Два капитана» Закруткин В.А. «Матерь человеческая» Екимов Б.П. «Не ругай меня» Шекспир У. «Гамлет», «Отелло»

Слайд 13

4. Искусство и ремесло Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Слайд 14

Что такое подлинное искусство? В чѐм заключается главная цель искусства? Какова роль искусства в жизни человека и общества? В чѐм различие между ремеслом и искусством? Чем подлинное искусство привлекает человека? Кого можно назвать настоящим художником? В чѐм различие между ремесленником и художником? Согласны ли вы высказывания Р. Роллана: «Живет лишь тот, кто творит »? Легко ли быть талантливым человеком? Когда в человеке гибнет талант? Как вы понимаете высказывание И.А. Гончарова «Для того, чтобы добиться высот в искусстве, нужно подарить ему целую жизнь»?

Слайд 15

Пушкин А.С. «Моцарт и Сальери», «Пророк», «Поэт и толпа», «Разговор книгопродавца с поэтом» Гоголь Н.В. «Портрет» Тургенев И.С. «Отцы и дети », «Певцы» Лесков Н.С. «Тупейный художник» Чехов А.П. «Скрипка Ротшильда» Замятин Е.И. «Мы» Короленко В.Г. «Слепой музыкант» Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» Набоков В.В. «Музыка» Пастернак Б.Л. «Доктор Живаго» Паустовский К.Г. «Акварельные краски» Кривин Ф.Д. «Художник» Рубина Д.И. «Концерт по путѐвке ―Общества книголюбов―»

Слайд 16

5. Доброта и жестокость Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Слайд 17

Что такое истинная доброта? Почему люди считают доброту одним из важнейших качеств личности? Какими качествами обладает добрый человек? Как связаны понятия «доброта» и «отзывчивость»? Что может сделать человека жестоким? Как воспитать доброго человека? Можно ли оправдать жестокость? Как вы понимаете слова Т.Карлейля «Без доброты невозможна истинная радость»? Согласны ли вы со словами Конфуция «Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми»? Как вы понимаете смысл выражения «Добро должно быть с кулаками»?

Слайд 18

Карамзин А.Н. «Бедная Лиза» Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», «Маскарад» Гоголь Н.В. «Тарас Бульба» Лесков Н.С. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот» Толстой Л.Н. «После бала», «Кавказский пленник», «Война и мир» Горький А.М. «Старуха Изергиль », « Челкаш », «На дне» Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» Платонов А.П. «Юшка» Васильев Б.Л. «Не стреляйте в белых лебедей» Солженицын А.И. «Матренин двор» Кондратьев В.Л. «Сашка» Железников В.К. «Чучело» Екимов Б.П. «Ночь исцеления», «Не ругай», «Беженка» Булычѐв Кир «Поломка на линии»

Слайд 19

Алгоритм написания итогового сочинения Рекомендации для учащихся

Слайд 20

Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)» Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Слайд 21

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Слайд 22

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Слайд 23

Шаг I . Выбор темы 1. Задать вопросы : — Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем) — На каком материале можно раскрыть данные темы? — Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?

Слайд 24

2. Выбрать тему При выборе темы надо помнить, что этот выбор должен определяться не симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала. Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы Тема выбрана! Что делать дальше? 1.Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.

Слайд 25

Что писать? Зачем писать? Как писать? 1. Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план. 1. Определяю основную мысль сочинения. 1. Пишу вступление, включив в него тезис 2. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема. Об думываю аргументацию. 2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения 2. Доказываю тезис, подобрав произведения для аргументации 3. Обдумываю композицию и форму сочинения 3. Пишу заключение

Слайд 26

Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть — высказывание своего взгляда на тему; — вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору; — обоснование причин обращения к этой теме; — эмоционально ввод в тему сочинения; — использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю или читателю; — проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы; — проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи) и т.д.

Слайд 27

Обдумать заключение Это может быть: — обобщение сказанного . Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанные мысли, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.

Слайд 28

— возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания»). — взгляд вперёд. Можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится).

Слайд 29

— обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно. — обращение к оригинальной цитате

Слайд 30

композиционные части содержание Вступление (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения) Обоснование темы + главный тезис (можно написать об актуальности темы)

Слайд 31

композиционные части содержание 2. Основная часть Аргументация (не менее одного литературного аргумента) 3. Заключение (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения) Выводы (обобщение)

Слайд 32

Шаг 3. Тактика работы над сочинением 1. Пишу сочинение на черновике. 2. Пересчитываю количество слов (не менее 250 слов, рекомендованное количество - 350 слов). 3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего отвечаю на следующие вопросы: — Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис? ( Это критерий 1 , обязательный для получения зачёта )

Слайд 33

— Доказан ли тезис? Подчинены ли все части работы доказательству тезиса? — Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? ( Это критерий 2, обязательный для получения зачёта )

Слайд 34

— Соблюдены ли правила построения сочинения? — Не нарушена ли пропорциональность частей? — Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы? — Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? (Это критерий 3)

Слайд 35

— Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? — Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (Это критерий 4) — Насколько грамотно написана работа? (Это критерий 5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое сочинение 2019

Материал к итоговому сочинению по литературе...

Комплекты тем для работы "Итоговое сочинение - 2019"

Для организации работы по подготовке старшеклассников использую комплекты тем, собранные из вариантов формулировок по направлениям, найденым в сети Интернет. 8 комплектов.  Темы скомплектованы по...

Как писать итоговое сочинение 2019 - 2020. Рекомендации.

Как писать итоговое сочинение 2019 - 2020.  Общие рекомендации для написания итогового сочинения....

Мастер-класс по теме " Итоговое сочинение", 2019-2020

Мастер-класс по теме " Итоговое сочинение", 2019. Направления, список художественной литературы, примеры сочинений...

Материалы для итогового сочинения - 2019 по направлению Гордость и смирение"

Материалы для 11-классников, которые готовятся 4 декабря писать итоговое сочинение по направлению "Гордость и смирение". Данный  материал можно использовать учителям литературы для конс...

Итоговое сочинение 2019-2020 год

Направления  итогового сочинения 2019-2020  Война и мирНадежда и отчаяниеДобро и злоГордость и смирениеОн и она...