Публичное выступление как искусство
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Публичное выступление как искусство
О. Л. Антонова
МБОУ «СОШ № 24»
Предгорного муниципального района
Ставропольского края
«Большинство из нас перед началом публичного выступления испытывают чувство волнения. Главное - не снять это чувство волнения, а использовать его, чтобы показать свою индивидуальность», - сказала Элен Кагип.
Очень часто ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо прочитать доклад, подготовить выступление, произнести речь на большую аудиторию. Для многих это становится серьезным испытанием, стрессовой ситуацией, с которой им необходимо справиться. Для того чтобы психологически подготовить детей, помочь им преодолеть волнение предлагаем провести тьюторский час с целью подготовки участников научного общества к публичной защите проектов.
Задачи тьютора на классном часе:
- формировать понятийные представления о невербальных способах общения;
- формировать чувствительность к невербальным способам общения;
- развивать навыки прочтения состояния другого по невербальным проявлениям;
- воспитывать чувство уверенности при произнесении речи.
Материалы: листы бумаги и цветные маркеры для работы в группах; карточки с темами выступлений; лист наблюдений.
Этапы занятия:
1. Знакомство.
2. Введение в тему через ассоциации на понятие “публичное выступление”.
3. О способах невербального общения.
4. Рефлексия занятия.
На тьюторском часе присутствуют учащиеся из разных классов, поэтому необходимо представить их друг другу.
Существуют разные методики быстрого знакомства детей между собой. Мы предлагаем следующую.
На доске запись: «Имя, класс» и три вопроса:
- Что вы умеете лучше всего?
- Что в вас хорошего?
- Зачем вы тут?
Каждый участник по очереди встает, представляется и отвечает на любой из трех вопросов (только на один, на выбор).
Введение в тему
- Нам интересно ваше мнение - насколько часто вам приходится выступать, произносить речи? И считаете ли вы предложенную тему актуальной для вас? (Ответы детей).
- Начать наше занятие хотелось бы с ваших ассоциаций на понятие “публичное выступление”. Для этого я попрошу двух учеников помочь мне записать все, что вы скажете на доске. Ассоциация - это та мысль, которая первой приходит в голову, когда вы что-либо слышите, или видите, или чувствуете. Начинаем. Ваши ассоциации на понятие “публичное выступление”. (Высказывания детей записываются на доске.)
- Спасибо всем. Мои помощники тоже добавят свои ассоциации. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Все предложенные высказывания можно классифицировать. Предлагаю вам проделать эту операцию в группах по 4 человека. Проанализируйте все ассоциации в течение одной минуты и предложите свой вариант классификации. Оформите решение на листе.
(Работа детей в группах. Выступление).
- Спасибо всем группам. Каждый из предложенных способов классификации имеет право на существование. Предлагаю остановиться на рассмотрении внешних проявлений в выступлении. Ученые, которые занимались исследованием техники публичных выступлений, пришли к выводу, что если весь объем информации, который мы получаем в процессе общения, принять за 100%, то на информацию, передаваемую вербальным способом, т.е. с помощью слов, приходится лишь 7%. А остальные 93% приходятся на невербальные способы общения. Психологи вывели следующий постулат: Поступки и слова могут лгать, но тело обманывает редко!
Хорошего оратора характеризуют не только богатый словарный запас и умение формулировать проблему, но и умение использовать другие средства, которые сигнализируют об эмоциональном состоянии человека, они называются невербальными средствами общения. К ним относятся:
- зрительный контакт;
- мимика;
- жесты;
- поза;
- дистанция;
- месторасположение;
- внешний вид;
- тембр голоса;
- интонации;
- темп речи;
- паузы;
- частота дыхания;
- ширина зрачка.
- Как вы понимаете каждый из перечисленных элементов?
(Фронтальный опрос: один предлагает свою версию, при необходимости ответ дополняется.)
- Спасибо. Ваши ответы, показывают, что у каждого из вас накоплен достаточный опыт выступлений и что вы хорошо ориентируетесь в способах невербального общения. Для того чтобы убедится в этом окончательно, я предлагаю вам прослушать два небольших выступления на тему «Язык мимики и жестов», которые подготовили для вас ваши товарищи. Обратите внимание на способы невербального общения во время выступления.
Выступления учащихся
Обсуждение. Ответы на вопросы:
Кто из выступавших более эмоционален?
Кто держится увереннее?
Как вы это определили?
На что обратили внимание в первую очередь?
- Подведем итог. Внешние проявления не только выражают внутреннее психическое состояние человека, не только от него зависят, но и влияют на него самого. Слово действует не только на того, кому оно адресовано, но и на того, кто его говорит. Освоение невербальных средств общения позволяет с большей полнотой взаимодействовать с аудиторией.
А мы переходим к следующему этапу занятия. Как оценивает эмоциональное состояние тот, кто выступает, и тот, кто слушает.
- Как-то Наполеона попросили назвать самые важные слагаемые успеха. Гениальность? Упорство? Умение увлекать за собой? И получили простой ответ: “Практика, практика, практика!” Давайте и мы перейдём к практической части нашего занятия.
- Утверждение о том, что тот, кто умеет хорошо говорить, тот легче решает свои проблемы, не требует доказательств. В повседневной жизни постоянно возникают ситуации, когда важно найти нужные слова. Одни считают, что это достаточно просто, другие приходят в смятение, когда узнают о необходимости выступать перед аудиторией. Для проведения практического этапа нужны два добровольца, готовые испытать себя на уверенное владение собой во время выступления. Выбираются добровольцы. Вам предлагается за три минуты подготовить монолог на некоторую тему и выступить перед аудиторией. Время на выступление – одна минута. (Предлагаются карточки с названиями тем). Добровольцы выходят для подготовки выступления.
А мы с вами пока познакомимся с листом наблюдений, который вы должны будете заполнить. Работать с листом очень просто. Во время выступления или сразу после него вы проставляете какой-либо знак в соответствующей графе, например, плюс. Помните, мы очень доброжелательная аудитория.
Выступления
(Анализ: задаются вопросы выступавшим и их ответы сравниваются с тем, что получилось в результате наблюдения.)
Попросим наших ораторов ответить на несколько вопросов:
Что вы чувствовали во время подготовки к выступлению, в начале выступления и в конце выступления?
Чувствовали ли вы себя уверенно или тревожно?
Что помогало, а что мешало во время выступления?
Сейчас я должна пояснить, что ваше выступление аудитория наблюдала с позиции внешних проявлений уверенности и неуверенности во время выступления.
- Посмотрите на свои листы наблюдений. Совпадают ли ощущения выступавших с тем, что увидели вы?
- Почему возможно расхождение?
- Какой вывод из этого упражнения можно сделать?
(При расхождении ответов выступавших и результатов наблюдения аудитории следует вывод, что мы не всегда можем оценить и осознать внешние проявления нашего внутреннего состояния)
- Наше занятие подошло к концу. Как бы вы обозначили итог занятия? Было ли оно полезным, важным, интересным и насколько?
- Ваши личные ощущения от занятия оцените по десятибалльной шкале и по моей команде выбросьте вверх руки с открытым количеством баллов.
- Спасибо всем. Завершая занятие, вернёмся к его началу. Сегодня мы затронули только одну часть публичного выступления – невербальные способы передачи информации. Чтобы успешно выступать перед аудиторией, нельзя забывать об эмоциональной окраске речи и особенностях воздействия на слушателей.
Традиционные формы и методы обучения, ведущие ученика по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, обращают его к пассивному усвоению знаний, требуя от него усидчивости, убивая в нем стремление к активности и самореализации.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, организация такой учебной и внеучебной деятельности, в которой они полнее раскрыли бы свой внутренний мир, были бы свободны, достигли бы успеха и чувствовали бы себя комфортно.
Приложение
Лист наблюдения за внешними проявлениями уверенности во время выступления
Зрительный контакт | поддерживает зрительный контакт с одним из слушателей | меняет объект зрительного контакта по всей аудитории | поднимает глаза, обращаясь ко всей аудитории | вступает в зрительный контакт при высказывании полной мысли | уделяет большую часть “контактного” времени одному из присутствующих | опускает глаза на пол или поднимает на потолок | смотрит в окно, окидывает взглядом стены | бросает взгляд поверх аудитории | не отрывает взгляд от текста | |
1 уч-к | ||||||||||
2 уч-к | ||||||||||
Жесты | держит руки свободно по бокам | фиксирует жест в течении нескольких секунд | жестикуляция добавляет внутреннюю силу словам | жестами подчеркивает главную мысль | меняет уровень жестикуляции | держит руки за спиной | держит руки в карманах | держится за посторонние предметы | скрещивает руки на груди | сжимает кулаки |
1 уч-к | ||||||||||
2 уч-к | ||||||||||
Голосовые параметры | меняет высоту тона голоса и скорости подачи информации | выравнивает голос, чтобы подчеркнуть мысли | голосовые параметры соответствуют высказываемой мысли | использует паузу при переходе от одной мысли к другой | использует паузу для повышения выразительности | использует паузу, чтобы дать время аудитории воспринять мысль | использует слова “паразиты” | понижает голос в конце предложения | повышает голос в конце предложения | излишне громкий или излишне тихий голос |
1 уч-к | ||||||||||
2 уч-к | ||||||||||
Местоположение | Стоит на обеих ногах, перед началом выступления | Равномерно передвигается в пределах отведенного пространства | Равномерно распределяет вес туловища | Начинает выступление в центральной передней части помещения | Передвигается среди присутствующих | Хаотично двигается | Ходит мелкими шагами, покачивает корпусом | Ходит назад- вперед по аудитории | Встает спиной к части аудитории | |
1 уч-к | ||||||||||
2 уч-к |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Искусство публичного выступления"
Конкурентоспособность становится преобладающим качеством человека в мире жёстких социальных условий. Век коммуникации требует от каждого умения общаться. Коммуникативная компетентность, в отличи...
Искусство публичных выступлений
Подготовка речи, признаки уверенности в себе...
Классный час "Искусство публичных выступлений"
«В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящегозаключено не меньше красноречия, чем в словах»....
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...