Конспект урока "Определение" 5класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шмелёва Марина Ивановна

Урок изучения новой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_5.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме "Определение"


Цели урока:  создать условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме “Определение”

Задачи: развитие умений находить определения в тексте, правильно задавать к ним вопросы, использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе, развитию творческих способностей.

Планируемые результаты

Предметные

Знать определение понятия «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях, верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями, использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

Метапредметные

Уметь осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные

Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, гордиться им; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры

Средства обучения: М.М.Разумовская. Русский язык. 5 класс: учебник для общеоб. учрежд. – М.: Дрофа, 2007. Интерактивная доска, презентация, наглядный материал в виде ромашки.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

На уроке используется ИКТ.

Продолжительность урока: академический час (45 мин)

Ход урока.

1.Организационный этап.

- Здравствуйте! Присаживайтесь.

-Ребята, мы с вами встретились впервые, я рада этой встрече, Надеюсь, у вас останутся только положительные впечатления.  

- Как редко мы обращаем внимание на красоту природы, её совершенство. Сегодня мы совершим путешествие в природу. Встретимся с разными обитателями природы, посетим живописные места.  

2.Этап проверки домашнего задания.

-Ребята, первое живописное место, куда мы попали  - это ромашковая поляна.

- На этой полянке живёт одна любознательная ромашка, и она очень хочет задать нам несколько вопросов. ( на доске ромашка, на лепестках вопросы, ученики по одному отвечают)

- Что такое грамматическая основа предложения?

- Что такое подлежащее?

- Что такое сказуемое?

- Какие члены предложения называются второстепенными?

 - Какие предложения называются распространенными?

- Какие предложения называются нераспространенными?

- Что такое дополнение?

-Я думаю, любопытная ромашка осталась довольна.

3. Этап целеполагания.

1) Проблемная ситуация.

- Итак, отправляемся дальше. Сейчас мы оказались на опушке загадок.

Жители опушки совсем недавно познакомились с текстом, но что – то в этом тексте их не устраивает. Давайте поможем бельчатам.

Наступила осень. В лесу деревья давно облетели. Только березки сохранили

листочки.  Изредка лучи солнца озаряют лес. 

- Можно ли эти предложения назвать текстом?

– Красивый текст? Почему?

– Ваша задача – подобрать к существительным прилагательные. 

Наступила золотая осень. В лесу  лиственные деревья давно облетели. Только маленькие  березки сохранили последние  листочки. Яркие лучи вечернего солнца озаряют осенний  лес.

- Какими членами предложения являются подобранные прилагательные? (определения)

- Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.

2) Постановка учебных задач.

 - Что вам необходимо узнать об определении в ходе нашего урока?

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

После того, как дети проговорят самостоятельно задачи, подвожу итог. (Слайд № 4)

4. Этап усвоения нового материала.

- Друзья, следуем дальше.  Мы оказались в зимнем бору знаний. Здесь мы поговорим об определении. Чтобы добыть знание, мы будем работать в группе. Для этого я вас разделила  на 3 группы. Но мне нужен помощник?????????????????

-Каждая группа получит текст, и, исследовав его, ответит на поставленный вопрос.

КАРТОЧКИ

  1. Группа. Изучите текст.
  2. Скажите, главным или второстепенным членом являются прилагательные в тексте?

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё покрылось белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной.

  1. Группа. Изучите текст.
  2. Скажите, Какой частью речи чаще выражаются определения? На какие вопросы отвечают определения в тексте?

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё покрылось белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной.

  1. Группа. Изучите текст.
  2. Скажите, как подчёркиваются определения в тексте? Что обозначают определения?
  3. Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё покрылось белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной.

Представитель от группы помещает карточку на доску.

Значит, определение – это второстепенный член предложения. (На доску прикрепляю напечатанные слова “второстепенный член предложения”)

- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?

- Как вы понимаете значение слова “определять”?

- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?

- Определение отвечает на вопросы: какой? чей? который? (На доску прикрепляю напечатанные слова “какой? чей? который?”) Назовите определения.

 - А теперь обозначим, какой частью речи выражены определения? (Прилагательное)

 и ответим на вопрос, что они обозначают?  (После ответов учащихся прикрепляю на доску слова “признак предмета”)

2. Подведение итога.

- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод)

- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения? (Отвечают)

- Мы узнали, что такое определение?

 5. Релаксация. Итак, мы пришли на музыкальную полянку. Сядьте удобнее и послушайте музыку.

- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?

6. Закрепление изученного материала.

1. Творческое задание.

Мы с вами стоим у подножия горы творчества. Сейчас будем взбираться на эту гору.

  1. - Прочитайте текст. Есенин Сергей «Белая береза»

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Прочитайте стих С.Есенина, исключив определения.

- Что потеряло стихотворение?

- Какова роль определений в речи? Определения помогают сделать нашу речь яркой, образной, выразительной, поэтичной, живописной. Без них наша речь бедна, не выразительна.

Как называются образные определения? (эпитеты) (В группе)

Чтобы покорить гору, нам нужно научиться украшать свою речь. Наш первый шаг - поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь.

 Подберите определения, которые называют признаки указанных предметов. Составьте словосочетания.

Листопад, дождь, осень, ветер, рябина, листья, иней, снег.

( Мелкий дождь, осенний листопад, золотая осень, сильный ветер, красная рябина, иней серебристый, жёлтые листья, пушистый снег)

  1. Задание «Вставь слово»

–А теперь попробуем украсить определениями текст. (на карточке)

Стоит _____________ погода. Третий день дует ___________ ветер. Закружились в ____________ воздухе____________ листья. Вот с берёзы падают___________ листочки.  На дорожке лежат __________ листья осинки, _____________ листья тополя.  Улетают  в ___________ края __________ птицы.

7. Итоги урока.

2) Рефлексия.

Вопросы

Да

Нет

1.

Все задания показались мне лёгкими

2.

Все задания показались мне трудными

3.

На уроке были и легкие, и трудные задания

4.

Я легко справился со всеми заданиями

5.

Некоторые задания вызвали у меня затруднения

6.

Я выполнил все задания правильно

8) Домашнее задание упражнение учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...