разработка урока "Имя числительное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
методичкская разработка урока "Имя числительное"- 6класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_chislitelnoe.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя числительное как часть речи
Цели: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.
1. Разминка.
— На каких явлениях лексики построено стихотво
рение Н. Иртеньева?
ПРО СЕМЁНА
Есть у нас в квартире дядя, Он известен в доме всем.
У него во лбу семь пядей, На неделе пятниц семь. Семимильными шагами
По квартире ходит он,
За семью живёт замками,
И зовут его Семён.
Учашиеся находят фразеологизмы, объясняют их
2. Вспомните пословицы и поговорки, в которых
встречается слово семь.
— На какой вопрос отвечает слово семь?
Учитель называет тему урока.
— Какие особенности данной части речи отражены в
термине имя числительное"! («Именует», называет
число.)
3. Слово учителя.
Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Наиболее употребительными являются: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять.
Невозможно представить себе языка без слов, которые обозначают число, количество предметов или их порядок при счёте. На уроках математики, истории, географии вы давно пользуетесь числительными, А в быту?» В каком классе вы учитесь?
Имя числительное — уникальная часть речи* Все числительные можно назвать, их 50 с небольшим. (Можно ли перечислить все существительные, прилагательные или глаголы?) В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!
(По материалам «Энциклопедии для детей». — Т. 10. — «Языкознание. Русский язык».)
Попробуем составить определение имени числительного
Послушайте ситуацию.
Учитель: Знаете ли вы, что такое числительные?
Вася: Это числа.
Лиза: Нет, это слова.
Анфиса: Это часть речи.
Учитель: Кто прав?
Учитель: Все ребята по-своему правы.
Учитель: Из этих ключевых слов можно составить определение имени числительного.
Учитель: Попробуй это сделать и получить пятёрку.
Учитель: Вот правильный ответ.
НО числительные могут обозначать не только числа,
Чаще всего вы встречались в математике с числами.
Посмотрите на экран. Примеры.
Числительные могут обозначать не только числа. Посмотрите на экран и скажите : сколько здесь футболистов.
Числительное семь здесь обозначает количество предметов.
Каким по счету стоит капитан? Вратарь?
Числительные седьмой . первый обозначают порядок предметов при счете.
Итак, дополним определение.
Внимание на экран.
определение.
На экране.
Задание на 5: К каким из этих числительных нужно поставить вопрос сколько?, а к каким – вопрос какой? Распределить на две колонки.
одна шестая | шесть дней | шестидесятый год |
Обменяйтесь тетрадями и сверьте ответ с экраном.
Числительные отвечающие на вопрос сколько- количественные,
На вопрос какой- порядковые.
Определение Количественные числительные обозначают числа (пять) и количество предметов при счёте (пять книг). Они отвечают на вопрос сколько? |
Такие числительные, как шестой урок, шестидесятый год, двадцать шестой дом, обозначают порядок предметов при счёте и называются порядковыми.
Определение Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте: пятая страница. Они отвечают на вопрос какой?, который (по счёту)? |
Так как числительные обозначают количество предметов или порядок предметов при счете, то чаще всего оно встречается в словосочетаниях с существительными.
Составьте предложение к рисунку.
Пятеро детей сажают деревья.
Пятый мальчик пошел за водой.
Разберите по членам предложения.
Определите какое это числительное: количественное или порядковое.
Поскольку количественные числительные обозначают количество предметов, то образуют словосочетания, которые являются. одним членом предложения, если убрать существительное предложение теряет смысл. Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения:
Порядковое числительное, как прилагательное, согласуется в роде, падеже с существительными и является определением.
А вот какими еще членами предложения бывают числительные, мы выясним, выполнив упражнение 345.
Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи.
Числительные можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв: 225 – двести двадцать пять, 2009 год – две тысячи пятый год. Этот признак помогает отличать имена числительные от других частей речи, значение которых тоже связано с числом, например, от таких: резвая тройка (сущ.), тройственный (прил.) союз, утроить (гл.) усилия.
Определите: какие это части речи.
Одно из этих слов – существительное, второе – прилагательное, а третье – глагол.
Учитель: Внимание :вопрос?
Лиза: А двойка, тройка, четвёрка и пятёрка? В тетрадях и в дневнике эти отметки ставятся цифрами. Значит, это числительные?
Учитель: Очень интересный вопрос. В данном случае получилось всё наоборот. 2, 3, 4, 5 у вас в дневнике – это не числа 2, 3, 4, 5, а оценки... 2 балла, 3 балла, 4 балла, 5 баллов, записанные сокращённо.
Учитель: Значит, пятёрка, например, – это название оценки в пять баллов.
Внимание! Оценки, которые получают ученики, это не числительные, запись их в виде цифр – сокращение от 5 баллов (пятёрка), 4 балла (четвёрка) и т. д. Наиболее употребительные словосочетания числительного с существительным часто заменяются существительными: пять баллов – пятёрка, три лошади – тройка, десять рублей – десятка.
Внимание на экран:
Определение Числительные следует отличать от других частей речи со значением числа: резвая тройка (сущ.), тройственный союз (прилаг.), утроить усилия (глаг.). |
Есть еще одно отличие по морфологическим признакам.
Какие морфологические признаки имеет имя числительное?
Слово учителя.
Сопоставьте слова пять — пятёрка, три — тройка, двенадцать ■— дюжина, тысяча, миллион, миллиард. {Запись на доске.)
Если числительные похожи на существительные, то они должны иметь категорию рода, числа и склоняться.
— Проанализируйте следующие примеры и сделайте вывод об особенностях имени числительного.
Пятёрка — пятёрки
И. п. пять —
Р. п. пяти —
Д. п. пяти —
В. п. пять —
Т. и. пятью —
П. п. (о) пяти —
Учащиеся делают вывод, числительные, в отличие от других именных частей речи, не имеют категории рода и числа (кроме числительного один), но изменяются по падежам.
Следует пояснить, что тысяча, миллион, миллиард —: существительные (хотя отвечают на вопрос сколько?), так как изменяются по числам.
6. Объяснительный диктант.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Народные названия второго месяца зимы — бокогрей, лютый, снежень. Пятнадцатого февраля празднуют Сретенье (Встретенье). На «Сретенье зима весну встречает, заморозить красную хочет», — гласит пословица.
С этим днём связывали много примет. Если солнце перед закатом покажется, то сильных морозов уже не будет. Капель на Сретенье сулит богатый хлеб, а вьюга предвещает неурожай.
( «Месяцеслов».)
Дополн и т ельные задания.
- Расскажите о происхождении слова Сретенье. (Слово образовалось в результате фонетических изменений — выпадение звука.)
- Укажите слова именных частей речи.
- Определите разряды имён числительных.
- Объясните выбор гласных в окончаниях слов различных частей речи.
7. Упражнение 348 — образец текста делового стиля.
— В каких стилях речи чаще всего употребляются
числительные?
— Назовите виды деловых бумаг.
Учащиеся делают вывод, что чаще всего числительные, употребляются в текстах научного и делового стиля и называют известные им деловые бумаги: доверенность, объявление, акт, протокол, докладная, автобиография и др.
Учитель обращает внимание на обязательные элементы расписки: сообщение имени лица, дающего расписку; указание того, что и от кого получено, дата выдачи расписки и подпись. Числительные, записанные цифрами, дублируются прописью.
— Составьте расписку по заданию упражнения 848.Домашнее задание: упражнение 347.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Имя числительное" 6 класс
1. Урок русского языка в 6 классе «Имя числительное». В процессе работы над учебными элементами учащиеся должны получить знания об имени числительном....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение по теме "Имя числительное"
Данный урок представляет собой заочную экскурсию по Санкт-Петербургу. Путешествуя по городу, учащиеся повторяют основные правила, связанные с темой "Имя числительное"....
Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)
Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...
Методическая разработка " Порядковые числительные" с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.
Порядковые отвечают на вопрос: какой по порядку?Видеоурок :Количественные и порядковые числительные в английском языкеhttps://www.youtube.com/watch?v=-JnOyiiTaAsПорядковые числительные по-английски. П...
Методическая разработка "Английские числительные: Календарные даты"
Методическая разработка "Английские числительные: Календарные даты"Года (Years)В отличие от русского языка, где год выражен порядковым числительным, в английском для этой цели используют кол...
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....
Методическая разработка "Количественные числительные" с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.
Методическая разработка "Количественные числительные" с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps. Числительные в английском языке: количественные и порядковые. Количес...