Раб. пр-ма факульта по рус. яз. 8 -9 кл.
рабочая программа по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Вид программы – модифицированная
Тип программы - развивающий
Направленность программы – культурологическая
Уровень усвоения программы - общекультурный
Структура программы
- Пояснительная записка___________________________3
- Содержание программы__________________________4 - 7
- Тематическое планирование_______________________8 - 9
- Литература_____________________________________10
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива по русскому языку в 8 классе «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа составлена на 35 часов (1 год) в соответствии с учебным планом кадетского корпуса. Обеспечивает осмысление системы знаний
о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку обучающихся к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения экзамена они должны продемонстрировать положительные результаты владения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цели и задачи обучения:
- систематизация знаний по изученным темам по орфографии и пунктуации,
- повышение грамотности обучающихся и создание прочной базы орфографических и пунктуационных навыков,
- развитие культуры письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё обучающихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции.
Предполагаемые результаты
- Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;
- достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе письменного общения;
- повышение успеваемости по предмету.
- Межпредметные:
- владение всеми видами речевой деятельности, особенно письмом (способность излагать свои мысли в письменной форме, умение находить орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки).
- Предметные
Продолжение освоения знаний об основных разделах русской орфографии и пунктуации, овладения навыками использования смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания, различия на письме правописания частицы НЕ, НИ и приставок не- и ни-, отличия на письме приставки и предлога, правописания морфем и служебных частей речи.
Методическое обеспечение
В ходе реализации задач образования обучающихся на факультативных занятиях применяется широкий спектр методов работы: рассказ, беседа, обучающие упражнения, работа с тестами, словарями, с художественными текстами; коллективное, индивидуальное, дифференцированное закрепление изученного и анализ ошибок, обобщение частного.
Применяются наглядные методы обучения.
Программа факультатива рассчитана на обучающихся 8 класса (14 – 15 лет), учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности подростка.
Срок реализации программы – 1 учебный год (35 ч.), 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Содержание изучаемого курса
Вводное занятие
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы. Фонетическая фраза. Фонетический анализ слова. Орфоэпическая норма.
- Орфография
Орфография как система правил правописания
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно – научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезис, таблица, алгоритм и др.
Правописание морфем
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней.
Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы – и после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас-//-кос-, -лаг-//лож-, -бер-//-бир-, --стел-//-стил- и др.(зависимость от глагольного суфф. –а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) –гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//клон-, -пазд-//-позд-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, еле//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон ит.п.).
Правописание приставок.
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания:
1) приставки на з//с – фонетический принцип;
2) все остальные
4
Способы обособления приложения.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристики предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания при вводных словах, конструкциях и обращениях
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико – грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно – восклицательных слов (что, что ж, что же, как же).
Знаки препинания при прямой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Знаки препинания между частями ССП. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Употребление знаков препинания между частями СПП.
Бессоюзное сложное предложение (ознакомление)
7
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание изучаемой темы | Кол-во часов | Примечание |
1. | Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы. Фонетическая фраза. Фонетический разбор слова. Орфоэпическая норма. | 1 | |
2. | Орфограммы. Употребление гласных букв у-ю, а-я, и-ы после шипящих и ц. | 1 | |
3. | Написание букв и - ы после ц в разных морфемах. Употребление о – ё - е после шипящих и ц. | 1 | Практика |
4. | Решение орфографических задач. | 1 | |
5. | Правописание гласных после шипящих в глагольных частях речи. | 1 | |
6. | Правописание Ь во всех частях речи. Употребление ь и ъ. Фонетический разбор слов с ь и ъ. | 1 | |
7. | Правописание проверяемых, непроверяемых, чередующихся безударных гласных; трудные случаи, исключения. | 1 | |
8. | Правописание проверяемых и чередующихся безударных гласных в корне слова. | 1 | Тренинг |
9. | Правописание приставок. | 1 | Теория и практика |
10. | Правописание суффиксов существительных и прилагательных, кроме н и нн. | 1 | |
11. | Н и НН во всех частях речи. | 1 | Теория и практика |
12. | Н и НН в отыменных прилагательных. | 1 | Практика |
13. | Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях. | 1 | Практика |
14. | Н и НН в наречиях. | 1 | Тесты |
15. | Н и НН в кратких прилагательных и кратких причастиях. | 1 | Практика |
16. | Правописание падежных окончаний имен существительных | 1 | Практика |
17. | Правописание окончаний прилагательных и причастий. | 1 | Теория и практика |
18. | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | Теория и практика |
19. | Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Решение грамматических задач. | 1 | Теория и практика |
20. | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Решение грамматических задач. | 1 | Теория и практика |
21. | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. | 1 | Теория |
22. | Правописание отрицательных местоимений и наречий. | 1 | |
23. | Правописание НЕ и НИ. Решение тестов. | 1 | |
24. | Правописание наречий: трудные случаи и исключения. | 1 | Теория и практика |
25. | Правописание предлогов, союзов, частиц. | 1 | |
26. | Слитное, дефисное и раздельное написание. | 1 | Практика |
27. | Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях. Упражнения по составлению словосочетаний с различными видами связи. | 1 | |
28. | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. | 1 | Теория |
29. | Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Тренинг по пунктуации. | 1 | Теория и практика |
30 | Второстепенные члены предложения. Пунктуация в них. | 1 | Теория и практика |
31. | Распространенные и нераспространенные предложения. Синтаксический разбор предложения. | 1 | Теория и практика |
32. | Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения. Синтаксический разбор предложения. | 1 | Теория и практика |
33. | Осложненное простое предложение. Знаки препинания в нем. Прямая речь. Цитирование. | 1 | Теория и практика |
34. | Пунктуация при обособлении; особые случаи обособления. | 1 | Теория и практика |
9
Литература
- Архименкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором». Русский язык. 8 класс». М., «Просвещение», 2013.
- Бушуева М.М. «Русский язык. Орфография». М., издательский центр учебной литературы «Марк», 2014.
- Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
4. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку:5-8 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
5. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2005.
- Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8 – 9 классы: Пособие для учителя. – М., 2000.
- Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. - М., 2000.
- Львова С.И. Пунктуация: Пособие для учителя. – М., 2001.
- Пучкова Л.И. Готовимся к государственному экзамену по русскому языку. –М.: Просвещение, 2005.
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии: - М., 1996.
- Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка/Л. К. Скороход. – М., 1990.
- Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5-9 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2004.
- Фирсов Г.П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе: - М., 1982.
14. Францман Е. К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы / Е. К. Францмам. –М., 1996.
15. Шапиро Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. - М.: Первое сентября, 2002.
16. Цыбулько И.П. Основной государственный экзамен. – М., Просвещение, 2016.
Мультимедийные средства и Интернет – ресурсы
1. Русский язык: Лексика. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Культура речи. /Справочник школьника. 5 – 11 классы: (Электронный ресурс). – М.: Новый диск, 2005.
2. Страна Лингвиния: Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей: (Электронный ресурс). - М.: Новый диск, 2005.
10
Вид программы – модифицированная
Тип программы - развивающий
Направленность программы – культурологическая
Уровень усвоения программы - общекультурный
Структура программы
- Пояснительная записка___________________________3 - 4
- Содержание программы__________________________5
- Тематическое планирование_______________________6 - 7
- Литература_____________________________________8 - 9
Пояснительная записка
Рабочая программа по стилистике для 9 – го класса соответствует новым образовательным государственным стандартам по русскому языку. По окончании факультативного курса обучающиеся должны научиться соблюдать основные нормы русского литературного языка, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения правильности, логичности, создавать, совершенствовать и редактировать собственные тексты любого типа, жанра и стиля.
Данный факультатив рассчитан на успешное прохождение обучающимися итоговой аттестации, на верную стилистическую ориентацию при работе с различными документами, при выборе профессии. Большое внимание в программе уделено не только созданию текстов по ключевым фразам, на лингвистические, свободные темы, но и различным приемам сжатия текста, выделения в нем главной темы и микротем.
Цели и задачи обучения:
- повышение уровня коммуникативной компетенции обучающихся, что предполагает формирование умения максимально использовать средства языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях;
- развитие культуры устной и письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё обучающихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции.
Предполагаемые результаты
Личностные:
- уважительное и бережное отношение к родному языку, понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;
- формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции; - повышение успеваемости по предмету.
Межпредметные:
- владение всеми видами речевой деятельности (способность излагать свои мысли в устной и письменной форме логично, в соответствии с жанром, стилем речи, умение находить лексические, фактические, речевые, грамматические ошибки).
Предметные:
- продолжение освоения знаний о речи, ее качествах, нормах современного русского литературного языка.
- обучение свободному использованию разнообразных языковых средств
в собственной речи;
- формирование способности определять структуру текста, выделять в нем значимые части;
- формирование умения анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы;
- формирование умения создавать собственные тексты.
3
Методическое обеспечение
В ходе реализации задач образования обучающихся на факультативных занятиях применяется широкий спектр методов работы: элементы лекции, рассказ, беседа, обучающие упражнения, тренинги, работа с тестами, словарями, с художественными текстами; коллективное и индивидуальное закрепление изученного и анализ образцов, определение ошибок в речи и тексте, редактирование текста, обобщение частного.
Применяются наглядные и аудио - методы обучения.
Программа факультатива рассчитана на обучающихся 9 класса (15 – 16 лет), учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности подростка.
Срок реализации программы – 1 учебный год (34 ч.), 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
4
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание изучаемой темы | Кол-во часов | Примечание |
1. | Введение. Цели и задачи факультатива по практической стилистике. | 1 | |
2. | Понятие о тексте Понятие о тексте. | 2 | |
3. | Цельность и связность речи. | ||
4. | Способы выражения темы. | 1 | |
5. | Заглавие Тема и заглавие. | 2 | |
6. | Анализ лирического текста. | ||
7. | Начало и конец текста (рамка текста) Рамка текста. | 4 | |
8. | Рамка текста. | ||
9. | Практическое занятие. | ||
10. | Практическое занятие. | ||
11. | Ключевые слова Ключевые (опорные ) слова. | 2 | |
12. | Практическое занятие. | ||
13. | Синтаксис текста Связность текста. | 3 | |
14. | Предложения в составе текста. | ||
15. | Практическое занятие. | ||
16. | Способы связи предложений в тексте Структура цепной и параллельной связи предложений в тексте. | 2 | |
17. | Практическое занятие. | ||
18. | Средства связи предложений в тексте Лексические средства связи. | 2 | |
19. | Грамматические средства связи. | ||
20. | Местоимения и союзы в связующей функции | 1 | |
21. | Понятие о типах речи Повествование. Языковые средства выражения повествования. | 4 | |
22. | Описание. Языковые средства выражения описания. | ||
23. | Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. | ||
24. | Практическое занятие. | ||
25. | Тексты разных стилей Языковое наполнение публицистического стиля. | 4 | |
26. | Языковое наполнение научного стиля. | ||
27. | Языковое наполнение официально - делового стиля. | ||
28. | Языковое наполнение художественного стиля. | ||
29. | Стилистические фигуры и художественные приемы в тексте Стилистические фигуры в тексте. | 3 | |
30 | Художественные приемы в тексте. | ||
31. | Практическое занятие. | ||
32. | Комплексный анализ текста Практическое занятие. | 2 | |
33. | Комплексный анализ текста. Практическое занятие. | ||
34. | Создание текстов разных стилей. | 1 |
7
- Барлас Л.Г. Русский язык: Стилистика. – М., 1978.
- Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.. 1989.
- Васильева А.Н. Курс лекций по стиличстике русского языка. Научный стиль речи. – М.. 1976.
- Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1976.
- Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. – М..1981.
- Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 1980.
- Солганик Т.Я. Синтаксическая стилистика. – М.. 1973.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.- М.,1987.
9