Раб. пр-ма факульта по рус. яз. 8 -9 кл.
рабочая программа по русскому языку на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._pr-ma_fakulta_po_rus._yaz._8_-9_kl.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вид программы – модифицированная

Тип программы - развивающий

Направленность программы – культурологическая

Уровень усвоения программы - общекультурный

                     

                     

Структура программы

  1. Пояснительная записка___________________________3

  1. Содержание программы__________________________4 - 7

  1. Тематическое планирование_______________________8 - 9

  1. Литература_____________________________________10

Пояснительная записка

     Рабочая программа факультатива по русскому языку в 8 классе «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа составлена на 35 часов (1 год) в соответствии с учебным планом кадетского корпуса. Обеспечивает осмысление системы знаний

о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку обучающихся к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения экзамена они  должны продемонстрировать положительные результаты владения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цели и задачи обучения:

- систематизация знаний по изученным темам по орфографии и пунктуации,

- повышение грамотности обучающихся и создание прочной базы орфографических и пунктуационных навыков,

- развитие культуры письменной речи.

 Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё обучающихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции.

Предполагаемые результаты

  1. Личностные:

- понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;

- достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе письменного общения;

- повышение успеваемости по предмету.

  1. Межпредметные:

- владение всеми видами речевой деятельности, особенно письмом (способность излагать свои мысли в  письменной форме, умение находить орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки).

  1. Предметные

Продолжение освоения знаний об основных разделах русской орфографии и пунктуации, овладения навыками использования смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания, различия на письме правописания частицы НЕ, НИ и приставок не- и ни-, отличия на письме приставки и предлога, правописания морфем и служебных частей речи.

Методическое обеспечение

     В ходе реализации задач образования обучающихся на факультативных занятиях применяется широкий спектр методов работы: рассказ, беседа, обучающие упражнения, работа с тестами, словарями, с художественными текстами; коллективное, индивидуальное, дифференцированное закрепление изученного и анализ ошибок, обобщение частного.

     Применяются наглядные методы обучения.

     Программа факультатива рассчитана на обучающихся 8 класса (14 – 15 лет), учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности подростка.

Срок реализации программы – 1 учебный год (35 ч.), 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.

Содержание изучаемого курса

Вводное занятие

Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы. Фонетическая фраза. Фонетический анализ слова. Орфоэпическая норма.

  1. Орфография

     Орфография как система правил правописания

     Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

     Некоторые сведения из истории русской орфографии.

     Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.

     Орфографическое правило как разновидность учебно – научного текста.       Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезис, таблица, алгоритм и др.

Правописание морфем

     Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).

     Правописание корней. 

     Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

     Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

     Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы – и после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

     Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас-//-кос-, -лаг-//лож-, -бер-//-бир-, --стел-//-стил- и др.(зависимость от глагольного суфф. –а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-//-скоч-  (зависимость от последующего согласного); 3) –гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//клон-, -пазд-//-позд-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, еле//ле.

     Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).

     Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон  ит.п.).

Правописание приставок.

     Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания:

1) приставки на з//с – фонетический принцип;

2) все остальные

4

Способы обособления приложения.

     Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

     Смысловая и интонационная характеристики предложений с обособленными дополнениями.

     Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Знаки препинания при вводных словах, конструкциях и обращениях

     Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико – грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных,  отрицательных, вопросительно – восклицательных слов (что, что ж, что же, как же).

Знаки препинания при прямой речи

     Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

     Знаки препинания между частями ССП. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся  тире, запятая и тире, точка с запятой.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

     Употребление знаков препинания между частями СПП.

Бессоюзное сложное предложение (ознакомление)

7

Тематическое планирование

№ п/п

Содержание изучаемой темы

Кол-во часов

Примечание

1.

Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы. Фонетическая фраза. Фонетический разбор слова. Орфоэпическая норма.

1

2.

Орфограммы. Употребление гласных букв у-ю, а-я, и-ы после шипящих и ц.

1

3.

Написание букв и - ы после ц в разных морфемах. Употребление о – ё - е после шипящих и ц.

1

Практика

4.

Решение орфографических задач.

1

5.

Правописание гласных после шипящих в глагольных частях речи.

1

6.

Правописание Ь во всех частях речи. Употребление ь и ъ. Фонетический разбор слов

с ь и ъ.

1

7.

Правописание проверяемых, непроверяемых, чередующихся безударных гласных; трудные случаи, исключения.

1

8.

Правописание проверяемых и чередующихся безударных гласных в корне слова.

1

Тренинг

9.

Правописание приставок.

1

Теория и практика

10.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных, кроме н и нн.

1

11.

Н и НН во всех частях речи.

1

Теория и практика

12.

Н и НН в отыменных прилагательных.

1

Практика

13.

Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

1

Практика

14.

Н и НН в наречиях.

1

Тесты

15.

Н и НН в кратких прилагательных и кратких причастиях.

1

Практика

16.

Правописание падежных окончаний имен существительных

1

Практика

17.

Правописание окончаний прилагательных и причастий.

1

Теория и практика

18.

Правописание личных окончаний глаголов.

1

Теория и практика

19.

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Решение грамматических задач.

1

Теория и практика

20.

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Решение грамматических задач.

1

Теория и практика

21.

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

1

Теория

22.

Правописание отрицательных местоимений и наречий.

1

23.

Правописание НЕ и НИ. Решение тестов.

1

24.

Правописание наречий: трудные случаи и исключения.

1

Теория и практика

25.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

1

26.

Слитное, дефисное и раздельное написание.

1

Практика

27.

Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях. Упражнения по составлению словосочетаний с различными видами связи.

1

28.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

1

Теория

29.

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Тренинг по пунктуации.

1

Теория и практика

30

Второстепенные члены предложения. Пунктуация в них.

1

Теория и практика

31.

Распространенные и нераспространенные предложения. Синтаксический разбор предложения.

1

Теория и практика

32.

Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения. Синтаксический разбор предложения.

1

Теория и практика

33.

Осложненное простое предложение. Знаки препинания в нем. Прямая речь. Цитирование.

1

Теория и практика

34.

Пунктуация при обособлении; особые случаи обособления.

1

Теория и практика

9

Литература

  1.  Архименкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом, или  50 занятий с репетитором». Русский язык. 8 класс». М., «Просвещение», 2013.
  2. Бушуева М.М. «Русский язык. Орфография». М., издательский центр учебной литературы «Марк», 2014.
  3. Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

4.         Дейкина   А. Д.   Универсальные   дидактические   материалы   по   русскому     языку:5-8 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.

5. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2005.

  1. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8 – 9 классы: Пособие для учителя. – М., 2000.
  2. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. -  М., 2000.
  3. Львова С.И. Пунктуация:  Пособие для учителя. – М., 2001.
  4.  Пучкова Л.И. Готовимся к государственному экзамену по русскому языку. –М.: Просвещение, 2005.
  5. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии: - М., 1996.
  6.   Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка/Л. К. Скороход. – М., 1990.
  7.  Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5-9  класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2004.
  8.  Фирсов Г.П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе: - М., 1982.

   14. Францман Е. К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы / Е. К. Францмам. –М., 1996.

   15. Шапиро Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. - М.: Первое   сентября, 2002.

  16.  Цыбулько  И.П. Основной государственный экзамен. – М., Просвещение,    2016.

Мультимедийные средства и Интернет – ресурсы

1. Русский язык: Лексика. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Культура речи.    /Справочник школьника. 5 – 11 классы: (Электронный ресурс). – М.: Новый диск, 2005.

2. Страна Лингвиния: Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей: (Электронный ресурс). -  М.: Новый диск, 2005.

10


Вид программы – модифицированная

Тип программы - развивающий

Направленность программы – культурологическая

Уровень усвоения программы - общекультурный

                     

                     

Структура программы

  1. Пояснительная записка___________________________3 - 4

  1. Содержание программы__________________________5

  1. Тематическое планирование_______________________6 - 7

  1. Литература_____________________________________8 - 9

Пояснительная записка

     Рабочая программа по стилистике для 9 – го класса соответствует новым образовательным государственным стандартам по русскому языку. По окончании факультативного курса обучающиеся должны научиться соблюдать основные нормы русского литературного языка, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения правильности, логичности, создавать, совершенствовать и редактировать собственные тексты любого типа, жанра и стиля.

     Данный факультатив рассчитан на успешное прохождение обучающимися итоговой аттестации, на верную стилистическую ориентацию при работе с различными документами, при выборе профессии. Большое внимание в программе уделено не только созданию текстов по ключевым фразам,  на лингвистические, свободные  темы, но и различным приемам сжатия текста, выделения в нем главной темы и микротем.

Цели и задачи обучения:

- повышение уровня  коммуникативной компетенции обучающихся, что предполагает формирование умения максимально использовать средства  языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях;

- развитие культуры устной и письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё обучающихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции.

Предполагаемые результаты

Личностные:

- уважительное и бережное отношение к родному языку, понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;

- формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции; - повышение успеваемости по предмету.

Межпредметные:

- владение всеми видами речевой деятельности (способность излагать свои мысли в  устной и письменной форме логично, в соответствии с жанром, стилем речи, умение находить лексические, фактические, речевые, грамматические ошибки).

Предметные:

- продолжение освоения знаний о речи, ее качествах, нормах современного русского литературного языка.

- обучение свободному использованию разнообразных языковых средств

в собственной речи;

- формирование способности определять структуру текста, выделять в нем значимые части;

- формирование умения анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы;

- формирование умения создавать собственные тексты.

3

Методическое обеспечение

     В ходе реализации задач образования обучающихся на факультативных занятиях применяется широкий спектр методов работы: элементы лекции, рассказ, беседа, обучающие упражнения, тренинги, работа с тестами, словарями, с художественными текстами; коллективное и индивидуальное закрепление изученного и анализ образцов, определение ошибок в речи и тексте, редактирование текста, обобщение частного.

     Применяются наглядные и аудио - методы обучения.

     Программа факультатива рассчитана на обучающихся 9 класса (15 – 16 лет), учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности подростка.

Срок реализации программы – 1 учебный год (34 ч.), 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.

4

Тематическое планирование

№ п/п

Содержание изучаемой темы

Кол-во часов

Примечание

1.

Введение. Цели и задачи факультатива по практической стилистике.

1

2.

Понятие о тексте

Понятие о тексте.

2

3.

Цельность и связность речи.

4.

Способы выражения темы.

1

5.

Заглавие

Тема и заглавие.

2

6.

Анализ лирического текста.

7.

Начало и конец текста (рамка текста)

Рамка текста.

4

8.

Рамка текста.

9.

Практическое занятие.

10.

Практическое занятие.

11.

Ключевые слова

Ключевые (опорные ) слова.

2

12.

Практическое занятие.

13.

Синтаксис текста

Связность текста.

3

14.

Предложения в составе текста.

15.

Практическое занятие.

16.

Способы связи предложений в тексте

Структура цепной и параллельной связи предложений в тексте.

2

17.

Практическое занятие.

18.

Средства связи предложений в тексте

Лексические средства связи.

2

19.

Грамматические средства связи.

20.

Местоимения и союзы в связующей функции

1

21.

Понятие о типах речи

Повествование. Языковые средства выражения повествования.

4

22.

Описание. Языковые средства выражения описания.

23.

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

24.

Практическое занятие.

25.

Тексты разных стилей

Языковое наполнение публицистического стиля.

4

26.

Языковое наполнение научного стиля.

27.

Языковое наполнение официально - делового стиля.

28.

Языковое наполнение художественного стиля.

29.

Стилистические фигуры и художественные приемы в тексте

Стилистические фигуры в тексте.

3

30

Художественные приемы в тексте.

31.

Практическое занятие.

32.

Комплексный анализ текста

Практическое занятие.

2

33.

Комплексный анализ текста.

Практическое занятие.

34.

Создание текстов разных стилей.

1

7

  1. Барлас Л.Г. Русский язык: Стилистика. – М., 1978.
  2. Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.. 1989.
  3. Васильева А.Н. Курс лекций по стиличстике русского языка. Научный стиль речи. – М.. 1976.
  4. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1976.
  5. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. – М..1981.
  6.  Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 1980.
  7.  Солганик  Т.Я. Синтаксическая стилистика. – М.. 1973.
  8.  Шанский  Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.- М.,1987.

9