Презентация по разделу "Синтаксис и пунктуация"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
Здесь содержится много материала (словарная работа, схемы предложений и другое) по разделу "Синтаксис и пунктуация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._sl.soch_._i_predlozh.ppt | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пом…гаешь, друг; ч…десный, к…ртина; пр…сить, помощь; идти, малыш(ь); тихая, дождь.
пожалеть друга кого? Строение словосочетания
Вставьте пропущенные буквы б … седовать е с … лют а ж … ри ю посв …тить (стихотворение) я землетр … сение я препод … ватель а д … лина о
Выпишите словосочетания и выполните их разбор По небу голубому проехал грохот грома.
«Помниш…, за м..ю услугу Об..щ..лся мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как св..ю? Под..ри ж ты мне д..вицу, Шамаханскую ц..рицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в гол..ву з..брал? П..пр..си ты от меня Хоть к..зну, хоть чин б..ярский».
«Помниш ь , за м о ю услугу Об е щ а лся мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как св о ю? Под..ри ж ты мне д..вицу, Шамаханскую ц..рицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в гол..ву з..брал? П..пр..си ты от меня Хоть к..зну, хоть чин б..ярский».
«Помниш ь , за м о ю услугу Об е щ а лся мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как св о ю? Под а ри ж ты мне д е вицу, Шамаханскую ц а рицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в гол..ву з..брал? П..пр..си ты от меня Хоть к..зну, хоть чин б..ярский».
«Помниш ь , за м о ю услугу Об е щ а лся мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как св о ю? Под а ри ж ты мне д е вицу, Шамаханскую ц а рицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в гол о ву з а брал? П о пр о си ты от меня Хоть к а зну, хоть чин б о ярский».
«Помнишь, за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою? Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский».
«Помнишь, за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою? Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский».
«Помнишь, за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою? Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский».
«Помнишь, за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою? Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский».
«Помнишь, за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою? Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу». Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский».
Интонация состоит из следующих элементов: повышение голоса понижение голоса пауза внутри предложения пауза в конце предложения
Произнеси правильно 1.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 2.Снова князь у моря ходит с синя моря глаз не сводит. 3. В синем небе звезды блещут в синем море волны хлещут.
Составьте побудительные предложения, используя в качестве сказуемых глаголы: посетите стремитесь слушайте
-вест- весть весточка повествовать повествование повествовательное
аккуратно, писать, бежать, быстро, читать, громко.
г е рой г е роизм б а гровый б а гряный б а грец сум е рки м е рцать Багр - красная краска
Распределите предложения по 2 колонкам Повествовательные Побудительные 1. Перестань сейчас же! 2. От твоей музыки уши болят! 3. Уходи отсюда со своей противной трубой! 4. Я протестую. 5. Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!
Проверь себя! 1.Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным. 1. Веселые отблески огня играли на стекле. 2. На печке два мальчика сладко посапывали. 3. Валентинка вспомнила сказку про Ивашечку. 4. Она вытащила из-под снега охапку хвороста. 5.Сырой туман висел над рекой. 2.Укажите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением. 1.На подоконниках зеленели дедушкины саженцы. 2. Они вывели бычка на улицу. 3. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем. 4. Дед бережно вынул из конверта письмо. 5. Она босиком побежит по свежей траве.
Проверь себя I . 1, 3, 5 II . 2, 5.
-яв- (-явл-): явка явиться являться явление проявиться заявление
чтение книг. Мое любимое занятие Сущ. И.п. Сущ. И.п.
1. Наш класс пойдет в лес. 2. Красив лес в осеннем уборе. Найти в 1 предложении глагольное словосочетание, во 2 - именные
1. Планёр (?) это безмоторный летательный аппарат. 2. Мой отец (?) опытный строитель. Поставьте знаки препинания в предложениях и объясните
1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает. 2. Ранним утром бреду по осеннему лесу.
Мальчик пишет письмо брату карандашом. Что? Кому? Чем?
Дополнение Относится чаще всего к сказуемому. Обозначает предмет. Выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Подчеркивается пунктиром.
Признак предмета или явления Обозначает определение. Чей и Какой – ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты. Определение
Зубастый зверек грызет с визгом дубок.
1. Кустик прекрасен. 2. Два листа держатся почти у самой земли. 3. Три стебля растут прямо вверх. 4. Андерсен – великий датский сказочник. 5. Кай и Герда – герои его сказки «Снежная королева». 6. Воздух сегодня свежий. 7. Город украшает бульвар.
В теплом воздухе плыл шелковый шелест берез. Раздается долгое гудение толстого шмеля. В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины.
Где? Когда? Куда? Откуда? Как? Почему? Зачем?
З а ботл и в о Вн и мательн о Вежл и в о О т о всюд у
Бесшумно трепетали на осинках разноцветные листочки.
? ? ? ? ?
Отвечают на один и тот же вопрос
Относятся к одному и тому же члену предложения
Произносятся с перечислительной интонацией
Являются одним членом предложения
Обычно выражены одной и той же частью речи
[O , O , O] . [O и O] . [O , O , O] .
1) Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. 2) Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! 3) Зазнайство не возвышает, а унижает.
Ответьте на вопросы! Какие члены предложения называются однородными? 2. Какие члены предложения могут быть однородными? 3. Когда при однородных членах предложения ставится запятая? 4. Когда не ставится?
Назовите одним словом . ЖИВОТНЫЕ
Назовите одним словом . птицы
Назовите предметы словосочетанием. Школьные принадлежности
ЗАПОМНИ! При однородных членах могут быть слова, являющиеся общими по значению для стоящих при них однородных членов. Это обобщающие слова
Дуб, береза, , липа дерево В лесу растут разные деревья дубы, березы, липы. :
В лесу растут разные грибы: подосиновики, подберезовики, маслята. Как в схеме обозначено обобщающее слово? [ : , , ] .
1. На озере ребята купались … … . 2. Солнце осветило луг … … . Допишите предложения, дополнив однородными членами. Составьте их схемы.
Составьте распространенные предложения так, чтобы слово СТЕПЬ в 1-ом было подлежащим , во 2-ом – дополнением , в 3-ем – обстоятельством , в 4-ом – обращением.
1) В саду у сторожа росли цветы: гвоздика, лилии, тюльпаны. 2) Звезды тускнеют и тают в синем небе. 3) Конь вышел, вытянул голову и заржал.
Не оставь меня, кум милый!... Кумушка, мне странно это…
Голубушка, как хороша!... Спой, светик, не стыдись !
Смотри-ка, кум милый мой , что это там за рожа? Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума , оборотиться?
Приятель дорогой , здорово! Где ты был? В кунсткамере , мой друг ! Часа там три ходил. Ну , братец , виноват: слона-то я и не приметил! Друзья ! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,- всё ваша музыка плоха!
Ты с басом, Мишенька, садись против альта. [ , О , ] . А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь! [ , о , ] !
1) Как милый Петушок поешь ты громко, важно! 2) А ты Кукушечка мой свет как тянешь плавно и протяжно… 3) Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться? Спишите предложения, расставьте знаки препинания .
Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор. Мой куманёк пришёл ко мне на ужин. Тебя мой куманёк век слушать я готова.
Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями : друг мамочка
1) Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. 2) Не губи меня, девица!
1) Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи… 2) Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. 3) Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!
здра в ствуйте до _ свидани я сп а сиб о бл а г о д а рю изв и ните п о жалу й ста Сестренка, помоги мне , пожалуйста , решить задачу.
Составьте предложение 1.Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями. 2. Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение. 3. Добавить обстоятельство образа действия из предложения Осень щедро одаривает леса краской . 4. Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер . 5. Из предложения Вы куда ведете, дороги? Взять существительное, которое является обращением . 6. Добавить союз и и продолжить предложение однородным членом.
1. Не трещите морозы в заповедном бору. 2. К утру мороз крепчал. 3. Вылезайте муравьи после зимней стужи. 4. Муравьи санитары леса. 5. Догорай костер дотла.
Прос е ка Г о ризонт Потому что Как будто
1. Ночью ветер злится и стучит в окно. 2. Северный ветер несет свинцовые облака, и в воздухе появляются белые снежинки. 1) 2)
[ ] . [ ] , [ ] , [ ] . а 1) 2)
1 Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 2. Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком. 3. Исчезают последние клочки снега и на свет выходит зеленая листва. 4. Я всегда просыпаюсь часа в два ночи до зари и встречаю рассвет. Найдите простые предложения (знаки не проставлены)
1 Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски. 2. Только кое-где вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха. 3. На берегу стоит бобровая хатка и напоминает она стог сена. 4. В лугах печально кричали ночные птицы белая звезда переливалась над рекою. 5. Листья пожухли и шуршат при ветре. Найдите сложные предложения (знаки не проставлены)
1. Утром шел дождь. 2. Уже через час трава высохла.
И А НО Равноправные, независимые части Что Когда Чтобы Потому что Если Как будто Зависимые: главную часть и придаточную
-ближ- ближе близко близкий приближаться приближение приблизительный ближайший (-близ-)
Проверка Строгое ж ю ри, тяжелый рю к зак, хо кк ейный ма т ч, огромный параш ю т, встретиться на во к зале, слышится ото всюду, повернуть налев о , современный комп ь ютер, беседовать со спор тс меном, интересная бр о ш ю ра, заинтересова ть ся книгой, увл е кат ь ся космосом. Оценка: « 5 » – нет ошибок « 4 » -1,2 ошибки « 3 » – 3,4 ошибки « 2 » – 5 и более ошибок
Составьте схемы предложений. 1.Наступила осень, птицы готовятся к отлету. 2.Подъехала карета, и вышла из нее Василиса Премудрая. 3.Ученые считают, что вскоре наступит всемирное потепление.
Проверьте схемы предложений. , 1) , и 2) , что 3)
Составьте предложение 1.Из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить его в И.п ед.ч. 2. Из предложения Мороз разрумянил щеки взять сказуемое, употребив его без приставки в 3-м лице ед.ч. настоящего времени 3. Из предложения Кисти винограда свисали до земли взять слово, являющееся подлежащим, употребив его как дополнение . 4. Из предложения Рябины украшают наши леса взять сущ., выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в Р.п. 5. Полученное предложение сделать сложным, добавив к нему вторую часть . Запишите сложное предложение, разберите его .
Чем отличаются предложения друг от друга? 1. «Язык есть вековой труд целого поколения», - сказал Владимир Иванович Даль. 2. Владимир Иванович Даль сказал, что язык есть вековой труд целого поколения.
Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс или написал.
Предложения с прямой речью состоят из слов автора и собственно прямой речи.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. На письме прямая речь заключается в кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы. Если слова автора стоят после прямой речи, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы, а вместо точки после прямой речи ставится запятая.
Схемы предложений с прямой речью. А: «П». «П», - а. А: «П?» «П!» - а. А: «П!» «П?» - а.
Авторские слова, вводящие прямую речь: сказал, подумал, попросил, написал, прочитал, шепнул, воскликнул, произнёс, проговорил, ответил, крикнул, объявил, объяснил, заметил, проворчал, буркнул.
Карлсон предложил мальчику Малыш полетели со мной на крышу. Карлсон предложил мальчику: ,,М алыш , полетели со мной на крышу ” .
Заяц спросил друзей вы в гости ко мне придете Заяц спросил друзей : ,,В ы в гости ко мне придете ? ”
Бегите от пчел заорал Винни Пух ,, Бегите от пчел ! ” – з аорал Винни Пух .
Где заяц строго спросил волк ,, Где заяц ?”- с трого спросил волк .
Кто-то хвостик потерял тихо сказал Винни Пух ,, Кто-то хвостик потерял , ” - т ихо сказал Винни Пух .
Угощайся апельсином ёжик предложил волк ,, Угощайся апельсином , ёжик , ” - п редложил волк.
Поздравляю тебя с днем рождения Винни Пух весело крикнул Пятачок ,, Поздравляю тебя с днем рождения , Винни Пух !” - в есело крикнул Пятачок .
Чей это домик удивленно спросил Винни Пух ,, Чей это домик ?”- у дивленно спросил Винни Пух .
Кролик спросил кто там Кролик спросил : ,, Кто там ? ”
Винни Пух спросил добавка будет Винни Пух спросил : ,,Д обавка будет ? ”
Составьте сами предложение с прямой речью
П о жалу й ста Буд ь те любезны Буд ь те добры
Составьте схемы предложений, расставляя знаки препинания. 1. Склонились ветки деревьев спрятали молодые грибки. 2. Девочка сняла серебряные башмачки смахнула с них пыль и спрятала в сумку.
Синтаксический разбор предложений 1. Мы поклялись поймать кота и вздуть за его проделки. 2. Ребята, охраняйте зеленые насаждения.
Способы выражения сказуемого глагол имя существительное имя прилагательное 1. Гроза постепенно удалялась. 2. Этот край очень скромен. 3. Птицы – наши друзья. 4. Первые листики зеленые. 5. Вкусна черника!
Прочтите текст. Наступила осень. В лесу деревья давно облетели. Только березки сохранили листочки. Изредка лучи солнца озаряют лес.
Прочитайте выразительно В лагере. - Ребята! Что тут происходит? - У нас сегодня соревнование за чистоту в спальне! - Почему же вы так кричите? -По тишине мы вчера соревновались!
Перестройте предложения, сделав их побудительными 1. Школьники принимают активное участие в озеленении улиц. 2. Ребята старательно изучают грамматику. 3. Юннаты охраняют птиц.
Расставить знаки препинания при диалоге, начиная каждую реплику с новой строки Ты умеешь держать тайну на ухо спросил Ваня. Спрашиваешь. Поклянись. Клянусь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме:" Страна синтаксиса и пунктуации"
Повторить разделы русского языка: "Синтаксис и пунктуация"...
Урок в 11 классе по теме "Основные принципы русской пунктуации" (презентация)
Материал к уроку в 11 классе...
Подготовка к ЕГЭ. Презентация. Тесты по теме Синтаксис и пунктуация.
Данная презентация включает задания для отработки выполнения заданий А19-А26 ЕГЭ по русскому языку. Содержит задания и ответы на них. Может быть использована как для фронтальной, так и для ...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Синтаксис и пунктуация"
Тема урока: «Синтаксис и пунктуация».Цель урока: познакомить учащихся с основными единицами синтаксиса - словосочетанием, предложением, текстом.Тип урока: вводный урок по синтаксису и пунктуации...
Презентация. Подготовка к ЕГЭ по теме"Пунктуация" (А20-А26)
В данной презентации знакомлювыпускников сособенностями постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях...
Краткая презентация для обобщения темы"Пунктуация.Запятая"
Эта презентация поможет учащимся подготовиться к написанию письма и эссе, используя основные правила пунктуации,связанные с запятой....
презентация к теме "Повторение пунктуации".
презентация к уроку русского языка в 6 классе....