Презентация по теме "Деепричастие"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
В данной презентации предоставлена полная информация о деепричастии. Обозначены признаки глагола и наречия, дан план разбора и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastie.ppt | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деепричастие – самостоятельная часть речи или является особой формой глагола? Одни языковеды считают деепричастия особой формой глагола, другие – самостоятельной частью речи. Современная школьная программа придерживается последней точки зрения.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.
Деепричастие отвечает на вопросы: что делая? что сделав? Возможны также вопросы: как? почему? каким образом? когда? и др. Например: уехав, дожидаясь, увидев.
Деепричастный оборот Деепричастие с зависимыми от него словами азывается деепричастным оборотом . Например: уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.
Основные признаки деепричастия Общее грамматическое значение Это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого. Пример: Стоя у окна, он внимательно читал поданную ему записку. Он читал (КАКИМ ОБРАЗОМ?) стоя у окна .
Морфологические признаки деепричастия
Сочетание в одном слове признаков глагола и наречия. Глагола: Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов: вид, переходность, возвратность. Наречия деепричастия – неизменяемые слова; деепричастие зависит от глагола-сказуемого.
Синтаксические признаки В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого. В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства.
Образование деепричастий Образование деепричастий – деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов – -а, -я, -в, -вши, -ши :
деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я : молчать : молч ат → молч а ; решать : реша ют → реша я ; деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши : замолчать : замолча ть → замолча в ; решить : реши ть → реши в ; заняться : заня ть ся → заня вши сь ; принести : принес ти → принес ши .
Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.
Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза. Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ). Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие – слушала ).
План разбора деепричастий I. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. II. Начальная форма. Морфологические признаки: A. Постоянные морфологические признаки: 1. вид; 2. возвратность. Б. Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово). III. Роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении).
Он ушибся, упав с лошади (Тургенев). Упав Деепричастие , так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав? Н. ф. – упав . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) совершенный вид; 2) невозвратное. Б) Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово). Образует деепричастный оборот с формой существительного с лошади ; в предложении деепричастный оборот – обстоятельство времени.
Спасибо за внимание ! В данной презентации использован сайт: https://licey.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "
Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....
Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"
В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....
Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией
Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...
Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"
§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...
Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"
Урок – деловая игра «Работа с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...
Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.
Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях для пров...
Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация
Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...