Использование информационных технологий на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Головченко Оксана Федоровна

статья содержит информацию об эффективности использования мультимедийных и интерактивных цифровых технологий в преподавании русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка Головченко О.Ф.

Вступление.

Изучение познавательных интересов учащихся показывает, что в большинстве случаев русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке, большой объём произведений в литературе. Повышать мотивацию необходимо за счёт создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. 

Вопрос, как использовать возможности компьютера на уроках, стал для нас, учителей словесности, одним из главных за последние годы. 

  1. Использование цифровых технологий в преподавании русского языка и литературы.

Активные модели ИКТ:

Мультимедийные презентации.

Информационно-обучающие программы.

Компьютерные тесты.

Электронные тренажеры.

Электронные энциклопедии.

Электронные проекты.

На уроках русского языка я часто использую готовые электронные образовательные ресурсы, которые дают возможность не только наглядно объяснить материал урока, но и получить обратную связь. Среди них:

  • диски серии «Уроков Кирилла и Мефодия», которые используются как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
  • 1С: Репетитор. Тесты по Орфографии и Пунктуации.
  • обучающая программа «Фраза»
  • универсальное мультимедийное пособие «Русский язык»

к учебнику Т.А. Ладыженской (Издательство «Экзамен»)

  • электронное приложение к методическому пособию «Уроки русского языка с применением информационных технологий  - Т.А. Захарова и др. - М., Планета, 2011 (Современная школа)
  • универсальный мультимедийный тренажер «Русский язык» (7 класс 8 класс) к любому учебнику (Издательство «Экзамен»)
  • методическое пособие с электронным приложением «Повторение и контроль знаний русский язык (тесты логические задания)» М.. Планета, 2011

Использование мультимедийных и интерактивных цифровых технологий позволяет научить учащихся самостоятельно находить материал в Интернете, составлять презентации, а следовательно, развивает самостоятельность учащихся, умение анализировать и систематизировать информацию.

 

Неоценима роль ЭОР при организации самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся. Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Важно научить детей грамотно использовать компьютер, показать, что он не только для игр и для общения с друзьями. Необходимо научить детей среди обилия информации в Интернете находить нужную, учиться обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей.

Рекомендую учащимся работать со следующими сайтами:

Словари. ру. -  http://slovari.ru/dictsearch,

Учебник грамотыhttp://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/,

Справочная служба http://www.gramota.ru/,

Русские поэты. Краткий портретный тест. http://gramma.ru/LIT/?id=8.201

Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать полученные знания, сформировать навыки самостоятельной работы и самоконтроля. 

Тестовый контроль  с помощью ЭОР дает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации – можно сразу посмотреть результаты опроса. Кроме того, он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности.

Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.

Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

  1. Применение алгоритмов на уроках русского языка.

Известный психолог Л.А.Венгер, исследования которого в области диагностики умственного развития детей стали основой для теории и практики развития познавательных способностей ребенка, утверждал, что алгоритмы, помогают наиболее эффективно преобразовать наглядно-образное мышление в наглядно-схематическое, а также помогают научить планировать свою деятельность. А это уже метапредметный результат, достижению которого сегодня в рамках ФГОС также уделяется большое внимание.

Алгоритмы на уроках можно использовать по-разному:

  1. Работа с готовым алгоритмом

Такая работа помогает обобщить, систематизировать изученный материал, помогает отработать порядок действий при объяснении.

  1. Дополнение алгоритма

Это возможно, когда часть алгоритма уже составлена и появляется новое правило, которым необходимо дополнить уже существующий алгоритм.

  1. Составление алгоритма совместно с учителем

Совместное с учителем составление алгоритма после изучения правила.

  1. Самостоятельное составление алгоритма.

(интерактив с залом)

  1. Технология создания облака.
  2. Создание штрихкодов. Возможность использовать во время урока гаджетов.

Использование гаджетов позволяет продемонстрировать учащимся возможности оперативного нахождения информации (словари и справочники в режиме on – line).

  1. Выводы.

Использование мультимедийных и интерактивных цифровых технологий в ходе преподавания русского языка позволяет решить следующие задачи:

повысить темп урока;

повысить уровень использования наглядности в ходе обучения.

увеличить долю самостоятельной работы учащихся;

проверить усвоение теоретических знаний;

углубить степень отработки практических умений и навыков;

формировать информационную культура учащихся,

вести дифференцированную работу с каждым учеником;

выявить пробелы в грамотности учащихся;

сделать уроки эмоциональными;

расширить духовный, социальный, культурный кругозор детей.

Учитывая все вышесказанное, нельзя не отметить существенное повышение эффективности уроков русского языка и литературы, организуемых с использованием мультимедийных и интерактивных цифровых технологий.

  1. Заключение.

В заключение следует отметить, что компьютер не заменит учителя или учебник. Внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не должно исключать традиционные методы обучения, а гармонично сочетаться. Разумеется, не на каждом уроке есть необходимость  использовать компьютер, но нельзя не согласиться с тем фактом, что его применение позволит эффективно решить множество задач в преподавании русского языка и литературы и значительно повысить эффективность изучения предмета. Овладение умением пользоваться цифровыми образовательными ресурсами позволяет расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения, а главное - реализовать главную цель обучения - сделать процесс обучения непрерывным и повысить познавательные потребности учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным.  Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....

СТАТЬЯ "Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики с...

«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...

«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы поднимает учебный процесс на качественно новый уровень...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы ...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе.Развитие образовательной системы России сопровождается с одной стороны усилением самостоятельност...