Подготовка к ОГЭ
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Подготовка к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon podgotovka_k_oge.zip2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Инструкция

Подготовка к сочинению по заданию 15.3

  1. Что значит сочинение на морально-этическую тему?

Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Э́тика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность.

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали. Это система правил поведения человека, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. 

Нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Список  морально-этических понятий

Бескорыстие

Верность

Взаимовыручка

Внешний мир человека

Внутренний мир человека

Выбор

Героизм

Детство  

Доброта

Драгоценные книги

Дружба

Жизненные ценности

Зависть

Красота

Любовь

Материнская любовь

Милосердие

Мужество

Надежда

Настоящее искусство

Неуверенность в себе

Нравственный выбор

Ответственность

Преданность

Призвание

Природа

Равнодушие

Радость

Родина

Самовоспитание

Сила духа

 Смелость

Справедливость

Совесть

Сострадание

Счастье

Талант

Товарищество

Человечность

Честь

Учитель

Эгоизм

  1. Задание 15.3.

      Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

      Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

     Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

     Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

     Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  1. Как строится сочинение-рассуждение?

(См.: приложение «15.3. Композиция сочинения», «Структура сочинения-рассуждения»)

  1. Как начать сочинение-рассуждение?

! Выбираю один из вариантов начала сочинения.

  •  Даю определение (толкование слова):

Человечность – гуманность, человеческое отношение к людям, окружающему миру.

Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.

(Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка в 4т.,

Философский словарь / Под ред.8 И.Т. Фролова.)

  • Начинаю с вопроса и ответа на этот вопрос:

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

  • Начинаю с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия:

Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому человечность, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужна сегодня.

  • Начинаю с чьего-либо высказывания и  его комментария:

Что такое человечность? На этот вопрос очень точно ответил немецкий философ Иммануил Кант: «Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей». Думаю, человек не может называться человеком, если не способен на добрые поступки, на сочувствие.

Мудрые мысли о ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Самое великое в человеке - человечность. Силован Рамишвили.

Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей. Иммануил Кант.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Д. И. Фонвизин.

Берегите в себе человека. А. П. Чехов.

Пока рядом есть хотя бы один добрый человек, не потеряешь веру в человечность.                

                                                                                                                     Тагуи Семирджян.

Каждый человек настолько человек, насколько человечен. Тагуи Семирджян.

Коль горе чужое тебя не заставит страдать, возможно ль тебя человеком тогда называть?

Саади

Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку. Руссо.

Старайся всякому делать добро, а не себе одному. Григорий Богослов

Познав несчастье, я научился помогать страдальцам. Вергилий.

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. Саади.

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. Достоевский Ф. М.

  1. Как связать вступление и аргументы?

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями:

Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и  примерам, взятым из жизни.

  1. Как ввести в сочинение аргументы?

Есть несколько вариантов:

Аргумент 1:В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…)

Аргумент 2:В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность (или что-то другое),  мне хотелось бы привести пример из жизни.

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что такое «человечность», хочу рассказать о случае из своей жизни.

Аргумент 1: В предложении №… говорится о том, что…

Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «человечность», приведу пример из жизни.

Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста.

Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь  на собственный опыт.

! Что такое аргумент, основанный на  жизненном опыте?

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

-  жизненная история, произошедшая с тобой;

 -  жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе  теме. В таком случае, его необходимо процитировать.

7.  Как завершить сочинение?

Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы.

Думаю, мы убедились, что человечность – это, прежде всего, добрые поступки, которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, человечнее,  чтобы мир вокруг нас стал лучше.

Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что добрые поступки, как та маленькая капля, что точит камень, могут служить делу добра и милосердия.

Всё сказанное убеждает нас в том, что …

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: человечность необходима в современном мире, потому что…

Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.

Речевые сигналы (заключение):

  • Вводные слова:

Таким образом,

 Итак,

 В заключение,

 Как видим,

Следовательно, 

Значит,

 

  • Синтаксические конструкции:

Итак,  можно увидеть,что...

В  результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того,что...

Можно сделать вывод,что…

Из сказанного выше следует…

Из сказанного выше можно заключить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...