Материалы для подготовки обучающихся к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Весь материал имеет практическую направленность: алгоритмы проработки заданий тестовой части ЕГЭ по русскому языку, тренировочные варианты заданий тестовой части ЕГЭ по русскому языку,демонстрационный материал ЕГЭ по русскому языку 2019,комментарий изменений заданий ЕГЭ и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12ege-rus.docx | 0 байтов |
rb24.docx | 0 байтов |
rus-zadanie01teoriyapraktika.pdf | 0 байтов |
z25r.docx | 0 байтов |
ege_zad2liter_p.docx | 0 байтов |
zadanie_1.docx | 0 байтов |
zadanie_25.pdf | 0 байтов |
zadanie_no13.docx | 0 байтов |
zadanie_no24._sredstva_svyazi_predlozheniy.pdf | 0 байтов |
kak_opredelit_temu_teksta_algoritm_vypolneniya_uprazhne.pdf | 0 байтов |
povtoryaem_orfografiyu.ppt | 0 байтов |
3_po_vinokurovu_mozhno_s_uverennostyu_skazat.docx | 19.58 КБ |
28_po_solovey_chik_dazhe_samye_raznye_lyudi.docx | 40.85 КБ |
29_po_kaznacheevu_idyosh_po_ulitse.docx | 27.86 КБ |
32_po_losevu.docx | 19.97 КБ |
ege-rus-demo-2019-fipi2.pdf | 396.74 КБ |
sochinen_11_kl.pdf | 716.02 КБ |
sochinenie_zimnee.pdf | 1.45 МБ |
sredstva_vyrazitelnosti_na_uroke_10-11_kl.pdf | 231.84 КБ |
dlya_11_kl.docx | 65.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Образец работы с текстом для отработки навыков написания сочинения- рассуждения по русскому языку
Текст №3 (По Е. Винокурову). Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов
(1) Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. (2) Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.
(3) Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? (4) Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. (5) Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, который в нём подспудно содержатся.
(6) Есенин — это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7) Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.
(8) Есенин — великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. (9) Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций — они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. (10) Недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивных свет». (11) Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.
(12) Есенин — певец любви. (13) Эта тема тоже близка каждому человеку. (14) Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.
(15) Поэт — это сейсмограф, компас. (16) Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. (17) Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас — точен. (18) А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом — он был обнажённой совестью нации. (По Е. Винокурову)
Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку
1 | Вступление | Не тот поэт, кто рифмы плесть имеет (А.С.Пушкин) Всю жизнь в толпе людей затерян, порой доступен их страстям, поэт, я знаю, суеверен, но редко служит он властям (Ф.И.Тютчев) Стихи – совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков - грешно и стыдно (В.Я.Брюсов) Быть поэтом – это значит то же, если правды жизни не нарушить, рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души (С.А.Есенин) |
2 | Постановка проблемы | Тема назначения поэта и поэзии для русской лирики с момента её зарождения является очень значимой. Это обусловлено особенностями возникновения и развития русской литературы, для которой характерно было особое отношение к Слову. При этом каждая эпоха рождает свои представления о поэте, поэзии, их роли в жизни общества. Стали хрестоматийными знаменитые строчки Рылеева: «Я не поэт, а гражданин», пушкинский призыв: «Глаголом жги сердца людей», горькое лермонтовское обращение к поэту (упрёк или надежда?): «Проснёшься ли опять, осмеянный пророк?», требование Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». |
3 | Комментарий к поставленной проблеме | |
4 | Позиция автора | |
5 | Собственная позиция | |
6 | Аргумент | |
7 | Литературный аргумент | В.Маяковский жил в сложную переломную эпоху. Принято называть его «поэтом революции», а его понимание роли поэта и поэзии особенным: Говоря по-нашему, рифма — бочка. Бочка с динамитом. Строчка — фитиль. Строка додымит, взрывается строчка,— и город на воздух строфой летит. По убеждению Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт - стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце. Об этом он пишет в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Цель солнца - светить людям, давать жизнь всему живому на земле. Таким же неутомимым тружеником должен быть поэт. Свет поэзии для людей - то же, что свет солнца. И поэт, понявший это, радостно несет свою нелегкую ношу: Светить всегда, Светить везде, До дней последних донца, Светить – И никаких гвоздей! Вот лозунг мой – И солнца!
Цель творчества Блок провозглашает в стихотворении «О, я хочу безумно жить …» (1914): Всё сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся - воплотить! |
8 | Заключение |
1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) В стихах Есенина много глубоких, философских мыслей.
2) Творчество Есенина отражает сложные изменения эпохи, в которую он жил.
3) По сравнению с другими русскими поэтами Есенин прост, и понять его стихи несложно.
4) В своём творчестве Есенин затрагивает разнообразные темы, волнующие каждого человека.
2. Какая тема остаётся за пределами внимания автора?
1) взаимоотношения Есенина с другими поэтами начала ХХ века
2) тема любви в творчестве Есенина
3) причина безграничной любви народа к творчеству Есенина
4) Есенин — поэт-мыслитель
3. Определите стиль и тип речи текста.
1) научный стиль, описание
2) публицистический стиль, рассуждение-размышление
3) художественный стиль, описание
4) научный стиль, рассуждение-размышление
4. В каком предложении автор использует языковые (не контекстные) синонимы?
1) 7
2) 11
3) 15
4) 17
5. В каком предложении используется метафора?
1) 8
2) 14
3) 15
4) 4
6. Какое предложение связано с предыдущим с помощью личного местоимения?
1) 13
2) 7
3) 9
4) 4
7. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово НЕДАРОМ (предложение 10).
8. Из предложения 5 выпишите частицу.
9. Из предложения 14 выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ,
10. Из предложений 9—11 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
11. Среди предложений 1—7 найдите простое односоставное предложение. Напишите его номер.
12. Найдите среди предложений 8—18 такие, в которых ставится тире между частями сложного бессоюзного предложения. Напишите номера этих сложных предложений.
13. Среди предложений 1—7 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номер предложения.
Ответы:
1.3
2.1
3.2(наверное)
4-
5.2
6.2
7.наречие
8.бы
9.рыцарски стоял
10.
11.3
12.9,18(наверное)
13.1
Предварительный просмотр:
Текс №28 (по С. Соловейчик). Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью
(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?
(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям.
(11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сéрдца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…(С. Соловейчик)
Задание 24.
«Тон размышлениям автора задаёт _____ (предложение 2). Строки высокой поэзии А.С. Пушкина настраивают читателя на участие в серьёзном разговоре, в котором центральными понятиями являются «духовность», «интеллигентность», «воспитанность». Именно поэтому с особым пафосом звучит _____ («духоподъёмно»). Делясь своими наблюдениями с читателем, автор прибегает к таким приёмам, как _____ (предложения 8, 9) и _____ (предложения 18, 19).»
Список терминов:
1) | литота |
2) | сравнение |
3) | ирония |
4) | синтаксический параллелизм |
5) | эпитеты |
6) | цитирование |
7) | индивидуально-авторское слово |
8) | вопросно-ответная форма изложения |
9) | противопоставление |
10) | риторическое восклицание |
Ответ: 6, 7, 8, 9
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, па месте которых пишется НН?
В совреме(1)ом строительстве цементом, смеша(2)ым с песком и водой или водным раствором солей, соединяют кирпичи и бето(3)ые блоки.
1) 1
2) 2
3) 1, 3
4) 1, 2, 3
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) пом_гать, д_кумент, безотл_гательный
2) изл_жение, д_рижировать, д_лёкая
3) в_новатый, пов_р, вбл_зи
4) акв_рельный, з_ря, ук_ротить
А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) от_грали, без_скусный, транс_ранский
2) пр_мечать, пр_ободрился, пр_вратить
3) из_ян, необ_езженный, раз_ярённый
4) и_черпать, бе_ропотно, во_требовать
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) усво_шь, независ_мый
2) брос_шь, подозрева_мый
3) встрет_шь, расходу_мые
4) постав_шь, пригрева_мое
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. приветл_вый
Б. обид_ться
В. ноздр_ватый
Г. благоустра_вать
1) А, Б, Г
2) А, Б, В
3) В, Г
4) А, Г
А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Ляпишев н(1) во что н(2) верил, н(3) признавал н(4)каких авторитетов и при этом н(5) только не был мрачным и скучающим человеком, но легко увлекался новыми идеями.
1) 1, 4
2) 1, 2, 5
3) 2, 3
4) 4, 5
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений(НА)СЧЁТ условий поединка.
2) (В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.
3) (В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.
4) Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски ( ) и он остаётся один со своим благополучием.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.
1) 2, 3
2) 1, 2, 4
3) 2, 4
4) 1, 3, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Анатолий Федорович Кони, почётный академик, знаменитый юрист, был (1) как известно (2) человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости, но (3) по воспоминаниям современников Кони (4) горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 1, 3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
2) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
3) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В портрете воссоздаётся облик человеческой индивидуальности: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духовный мир изображаемого человека.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.
1) 1
2) 1, 2
3) 1, 4
4) 2, 3
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.
1) 1, 4
2) 1, 2, 3, 4
3) 3
4) 2, 3, 4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы.
2) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой.
3) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света.
4) И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
А27. Прочитайте текст.
Иногда в горах отламываются не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обрушившись вниз, они разбиваются на более мелкие части, загромождая долины. Такое явление называется обвалом. Чаще всего так обрушиваются скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эти должны залегать не горизонтально, а под углом к горизонту — по этим слоям и проходят трещины, приводящие к обвалу.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Обвал — это загромождение долин огромными глыбами пород, которые разбились на более мелкие части.
2) К обвалу — обрушению скал и загромождению их обломками долин — обычно приводит появление трещит по слоям осадочных пород, залегающих под углом к горизонту.
3) Скалы, сложенные слоями осадочных пород, всегда обрушиваются в долины и загромождают их огромными каменными глыбами.
4) Обвалом называется явление, возникающее вследствие обрушения в долины мелких обломков осадочных пород.
А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) Духовность — это воспитанность и образованность.
2) Искусство бездуховно тогда, когда в нём нет стремления к правде и добру.
3) Нельзя считать духовным человека, который не хочет выйти за круг бытовых забот.
4) Стремление к добру, жажда правды, голод по красоте не ослабевают со временем.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 6—8 представлено рассуждение.
2) В предложении 10 содержится определение понятия.
3) Предложение 13 содержит описательный фрагмент.
4) В предложениях 20—22 объясняется суждение, высказанное в предложении 19 текста.
А30. Укажите предложение, в котором используются контекстные синонимы.
1) 5
2) 9
3) 10
4) 12
В1. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложений 5—10 выпишите прилагательное в форме простой превосходной степени.
В3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании СПОСОБНЫЕ ЛЮБИТЬ (предложение 14).
В4. Среди предложений 14—22 найдите простое односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 3—13 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 14—22 найдите сложное бессоюзное предложение, состоящее из трёх частей. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 15—22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и антонимов. Напишите номер этого предложения.
Ответы:
А12. 4
А13. 3
А14. 3
А15. 1
А16. 4
А17. 1
А18. 1
А19. 3
А20. 2
А21. 1
А22. 1
А23. 2
А24. 3
А25. 4
А26. 2
А27. 2
А28. 1
А29. 3
А30. 4
В1. собеседника // собеседник
В2. высочайшей // высочайшая
В3. примыкание
В4. 19
А5. 13
В6. 22
В7. 21
Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку
1 | Вступление | В последнее время в нашем обществе особенно много говорится о духовности. При этом очень часто в это понятие вкладывается разный смысл. Что же такое духовность на самом деле, какова ее роль в жизни отдельного человека и всего общества в целом? На чем основывается она и как созидается, необходимо ли опираться на духовные ценности в образовательном процессе? Что, вообще, духовность дает человеку? |
2 | Постановка проблемы | 1.Проблема духовности. // Необходимо ли современному человеку такое понятие? // Что значит "жить духовной жизнью" в современную эпоху? |
3 | Комментарий к поставленной проблеме | Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка. |
4 | Позиция автора | 1. Духовность — то качество, к которому многие стремятся, часто бессознательно; духовность — это сила духа, активное стремление к добру, правде, красоте, поиски идеала, посещение театров и чтение книг может быть и бесполезным для души человека. |
5 | Собственная позиция | По 3 проблеме:
3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства. 4. Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека. |
6 | Аргумент | 14 февраля 2009 г. Патриарх Кирилл обратился с приветственным словом к участникам III Сретенских встреч православной молодежи, которые представляли около сорока православных молодежных организаций России: «Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром». Вспомним фильм П.Лунгина «Остров». Герой его, будучи совсем юным, необстрелянным солдатом, ещё не нюхавшим пороха, был захвачен фашистами. По их приказу он стреляет в пленного моряка. Кто он — этот герой в исполнении П.Мамонова? Что движет им? Растерянность? Внезапность захвата? Страх? Да. И он переступает нравственный закон совести ради сохранения своей жизни. А что дальше? А дальше мучительные годы искупления вины перед Богом и людьми. Не передать словами эти душевные терзания человека: здесь и самоистязание, и полная отрешённость от каких бы то ни было благ, и самая чёрная физическая работа, и бескорыстное излечение больных. Долгий и страшный путь покаяния, который проходит герой. Но всё это не может сравниться, по мнению автора фильма, с тем грехом, который совершил неопытный солдат. И нет ему никакой пощады. И только в конце жизни он узнаёт, что тот моряк выжил, прошёл боевой путь; служил на флоте и после войны, дослужился до адмиральского чина. Эта "случайная встреча” явилась своеобразным отпущением греха. Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, рассказывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему казалось, что эта картина рождена в минуту чуда. Люди верили в поистине магическую силу искусства. Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою сильнейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» или «Мадонну с младенцем и святой Анной», великого Леонардо да Винчи перед осаждающими - и немцы не осмелятся стрелять!, - утверждали они. |
7 | Литературный аргумент | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Петербург Достоевского - это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, человека ожидают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности. Гончаров «Обломов» (Обломов говорит литератору Пенкину, что литература должна не бичевать недостатки человека, а духовно возвышать его ) Чехов «Ионыч». Туркины считались самой талантливой семьей в городе, но на самом деле были бездарны и пошлы. Будет день - и свершится великое, Да скажешь «встань!» душе моей..( Русский поэт Алексей Хомяков «Воскрешение Лазаря») Не позволяй душе лениться! И душа моя - поле безбрежное - |
8 | Заключение | В связи с этим мне вспомнилось выражение… 1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский. русский писатель). В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель). Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор). Искусство - это тень божественного совершенства (Микеланджело, итальянский скульптор и художник). Бездуховность — это равнодушие, ленность мысли, презрение к интеллекту, к глубокому чувству, это верование в то, во что выгодно верить… Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Достоевский Ф.М. Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение. (Лессинг - знаменитый немецкий писатель) Сила духа превосходит силу тела; подобно мечу, держи ее всегда наготове в ножнах благоразумия. Она — щит личности. Немощь духа вреднее немощи телесной. (Грасиан-и-Моралес - испанский писатель) Трудолюбивая душа должна всегда быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для нее столь же живительны, как обычные упражнения для тела. (Суворов А. В.) |
Сочинение-рассуждение
Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями?
В данном тексте автор поднимает проблему человеческой духовности.
Несомненно, эта проблема высоконравственная. В 21 век, век информационных технологий, она актуальна, как никогда. Цитируя А.С.Пушкина, С.Соловейчик пытается настроить читателя на серьёзный разговор, чтобы доходчиво и последовательно объяснить истинное значение понятия «духовная жизнь».
Автор считает, что синонимом духовности является в некоторой степени интеллигентность – не уровень образованности, а богатство внутреннего мира человека. С.Соловейчик доказывает нам: посещение театров и выставок, чтение книг не есть духовная жизнь. Духовность – это стремление к чему-то высокому, выходящему за рамки обыденной жизни.
Я согласна с автором в его определении «духовности». По-моему, сила духа - это и есть основа духовной жизни. «Духовный человек» находится в постоянном поиске истины и красоты, правды и справедливости… Образование и искусство для него – лишь способ укрепить собственную веру в вечные ценности, Тяга к знаниям – ответ его духовным стремлениям. Люди же, лишённые этого нравственного стержня (силы духа), видят в книгах, театре, кино только способ весело провести время, к чему-то большему они не стремятся. А зачем?
В подтверждение своих слов хочу упомянуть героев романа Е.Замятина «Мы». «Нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый нумер», по сути своей, являлся математиком. Но умом всё и ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она их пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной?
А вот Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.
Пока существуют вот такие Алёшки в книгах и в реальной жизни, человечество будет тянуться за ними к истине, добру, вере… Нужно только попытаться выйти за круг бытовых забот и подумать о чём-то большем…
Сочинение
Проблема духовности — из тех, которые встают перед человечеством вновь и вновь. Казалось бы, все давно решено. Но в том и заключается особенность нравственных вопросов, что ответы на них каждый человек находит сам, даже если другим все ясно и понятно.
Так и С. Соловейчик обратился к «вечной» проблеме духовности. Раскрывая суть этого понятия, он вначале проанализировал те явления, которые с духовностью нередко путают. А ведь ее следует отличать от культуры поведения или образованности, с одной стороны, и от трудолюбия, незлобивости характера — с другой. Критерием духовности для С. Соловейчика является не посещение театров или музеев, даже не соблюдение моральных норм и не желание работать, а то, что человека к этому побуждает. Позиция автора такова: жизнь людей одухотворяется «бесконечным» стремлением к добру, правде и красоте.
Мне близка точка зрения, высказанная в данном тексте. По моему мнению, духовность или бездуховность человека определяется тем, ради чего он совершает поступки, какие желания руководят им. Об этом свидетельствуют многие жизненные факты, в правильности такой позиции убеждает и читательский опыт.
Одно из доказательств верности данного суждения можно обнаружить в «вечной книге» — Библии. У Екклесиаста написано: «Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается». Следовательно, уже тысячелетия назад люди осознавали важность «бесконечных стремлений» в духовной жизни.
Другой пример, сразу вспомнившийся мне при чтении текста С. Соловейчика, — легенда о Шартрском соборе. Как известно, трем строителям этого удивительного архитектурного сооружения задали один и тот же вопрос: что они делают? Ответы были разными: один считал, что таскает «проклятые камни», другой — что зарабатывает на жизнь себе и своей семье, третий — что строит прекрасный собор. Только последнего можно, на мой взгляд, назвать духовным человеком.
И наконец, аргумент, подтверждающий мою точку зрения, подсказывает история. В фашистской Германии, как мы знаем, на военных предприятиях добросовестно трудились рабочие и инженеры, в концлагерях — врачи и медсестры, а среди нацистов было немало ценителей красоты, грабивших музеи на завоеванных территориях и увозивших домой шедевры искусства. Бездуховность этих людей становится понятной после анализа их стремлений.
Безусловно, жизнь еще не раз поставит перед нами вопрос о том, что такое подлинная духовность, в чем она проявляется в новую эпоху. Мнение С. Соловейчика кажется мне точным и емким, вобравшим в себя многовековую мудрость человечества.
Задания
1. Определите коммуникативный замысел данного сочинения и его композиционные части. Найдите в сочинении фрагменты, в которых: а) определяется, формулируется и комментируется основная проблема текста; б) рассматривается позиция автора по данной проблеме; в) выражается позиция пишущего и приводится ее аргументация.
2. Определите, к какому типу вступлений и заключений относятся части сочинения, соответствующие первому и последнему абзацам.
Предварительный просмотр:
Текст №29 По С. Казначееву. Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша
(1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». (2)Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (3)Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь – на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5)Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6)В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.
(7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям – вопрос непростой и неоднозначный. (8)Языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.
(10)Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.
(13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее – их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. (16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное – становится банальным.
(18)Варианты Zемфира (равно как и Глюк’OZA) и «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.
(21)Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».(По С. Казначееву)
Задание 24.
«_____ («выпендрёж», «раскрутка»), _____ (предложение 8), а также _____ («обогащается – портится» в предложении 7) воздействуют на эмоции читателя, убеждая его в правильности точки зрения автора. Такое синтаксическое средство, как ____ («поверхностным, примитивным, … банальным» в предложении 17), помогает более полно выразить позицию автора текста.»
Список терминов:
1) | развёрнутая метафора |
2) | гипербола |
3) | парцелляция |
4) | ряд однородных членов |
5) | сравнительный оборот |
6) | контекстные антонимы |
7) | просторечные слова |
8) | вопросно-ответная форма изложения |
9) | диалектизмы |
10) | риторический вопрос |
Ответы:__________
Сочинение-рассуждение
Формулировка проблемы | «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»- такое завещание оставил нам великий русский писатель И.С.Тургенев. Проблема бережного отношения к русскому языку звучит и в тексте С.Казначеева. |
Комментарий | Вопрос, волнующий автора, безусловно, актуален. В течение нескольких веков проблема развития и сохранения языка находится в центре внимания писателей, критиков, общественных деятелей - всех, кому небезразлична судьба родного языка, русской культуры, письменности. С.Казначеев рассматривает данную проблему на примере вторжения в русские слова латинских и иных графических символов. Он приводит примеры присутствия чужеродных букв в обычных словах: «Аllигатор», кур$, Zемфира, бiблiотека и др. |
Позиция автора | Позиция автора понятна. Он считает, что «слепое» использование заимствований сегодня приводит к искажению алфавита, порче языка, нарушению функционирования языка, утрате культурных традиций. |
Мое мнение. Аргумент1 | Трудно не согласиться с мнением автора. Использование иноязычных элементов должно быть разумным, обоснованным, должно служить обогащению языка. Основу любого языка составляют исконные компоненты, но развитие и обогащение языка и культуры в целом происходит за счёт разных факторов, в том числе и за счёт заимствований. Я считаю, что использование иностранных слов в родном языке оправданно только в том случае, если нет эквивалента. С засорением русского языка заимствованиями боролись многие наши писатели. М.Горький указывал: «Затрудняет нашего читателя втыкание в русскую фразу иностранных слов. Нет смысла писать концентрация, когда мы имеем свое хорошее слово – сгущение». |
Мое мнение. Аргумент2. | Однако не всегда замена заимствований исконными словами выигрышна для языка. Например, в пушкинскую эпоху иностранные слова были запрещены. Адмирал А.С.Шишков, занимавший какое-то время пост министра просвещения, предлагал заменить слово фонтан придуманным им неуклюжим синонимом – водомет. Упражняясь в словотворчестве, он изобретал замены заимствованных слов: предлагал говорить вместо аллея - просад, бильярд – шарокат, кий заменял шаротыком, а библиотеку называл книжницей. Для замены не понравившегося ему слова калоши он придумал другое – мокроступы. Такая забота о чистоте языка не может ничего вызвать, кроме смеха и раздражения современников. |
Заключение | Как бы мы ни относились к словам - иностранцам, ясно одно: они не должны портить язык. Использование заимствований в языке неизбежно. Этого требует научный и технический прогресс, политика, искусство. Если новые иноязычные слова необходимы русскому языку, то они займут своё место в нём, как заняли его слова телефон, школа, тетрадь и многие другие. Если они не нужны, то мода на них скоро пройдёт, как проходят болезни. В противном случае – что выбрать – имидж или образ, саммит или встреча в верхах, римейк или переделка, консенсус или согласие – зависит от каждого человека в отдельности, от уровня его образованности, рода деятельности и многих других факторов. При этом человек, заботящийся о сохранности языка, должен помнить слова А.Н.Толстого: «Там, где можно найти коренное русское слово, - нужно его находить» |
Проблемы
- Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь?
- Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами.
- Проблема сохранения и развития русского языка. Как сохранить чистоту речи (борьба за язык есть борьба за сохранение культуры)?
- Соблюдение норм литературного языка (язык нужно бережно сохранять как высшую ценность).
Аргументы
А.С.Грибоедов «Горе от ума»: автор смеется над теми представителями дворянства, кто искажает родной язык, говорит на «смеси французского с нижегородским».
Гоголь «Мертвые души»: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».
Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями»: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок»
И. С. Тургенев «Русский язык»: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу»
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И.С.Тургенев
А.Ахматова «Мужество»: самое главное – сохранить русскую речь, ради этого «не страшно под пулями мертвыми лечь».
«Да будет же честь и слава нашему языку…» Н. М. Карамзин
М.Кронгауз «Русский язык на грани срыва» исследует состояние современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды. Название книги – авторская точка зрения на этот вопрос.
Проблему сохранения и развития русского языка затрагивает известная переводчица Н. Галь в своей книге «Слово живое и мертвое». В ней она рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью, о заимствованиях, искажающих нашу речь, о канцеляризмах, убивающих живую речь, о бережном отношении к великому нашему наследию – русскому языку.
В книге «Живой как жизнь» Корней Чуковский видит семь основных проблем русского языка, волнующих его читателей: иностранщина, вульгаризмы, засоренность диалектами и наоборот изгнание их из своей речи, ханжеские вкусы, канцелярит и сложносоставные слова.
Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.
В своей иронической публикации «О великий и могучий русский язык!»
журналист А. Кнышев высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная ими: «Сегодня день индепендности эврибади. Пейджер президента выразил фрустрацию и регрет, что электоратчики Костромского Прованса выступают за индепендизацию ареала».
«По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.)
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
(И.С. Тургенев)
«Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.» (В. Белинский)
«...Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире.» (В. Распутин)
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н.Толстой
Русский язык является одним из самых распространённых на земном шаре, самых развитых языков мира, на котором написана богатейшая литература и в котором полностью отражён исторический опыт русского народа. В течение нескольких веков проблема развития и сохранения языка находится в центре внимания писателей, критиков, общественных деятелей-всех, кому небезразлична судьба русской культуры, письменности.
Многие писатели восхищались величием и красотой русского языка и посвятили ему немало своих произведений. Несомненно, каждому из нас знакомо одноименное стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева, в котором он воспевает "великий, могучий, правдивый и свободный русский язык". Для писателя язык и народ - неразделимые понятия: "но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан
великому народу!"
Неразделимы эти два понятия и для Анны Ахматовой: будущность родины напрямую зависит от целостности языка. "Не страшно под пулями мертвыми лечь, не горько остаться без крова. И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово", - писала поэтесса в стихотворении "Мужество" в годы Великой Отечественной войны.
В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев говорит о необходимости бережного отношения к родному языку, так как по-настоящему сильный и здоровый человек не будет употреблять жаргонных слов.
Подводя итог вышесказанному, хочется сказать , что русский язык красив, богат, многозначен и способен к видоизменениям. Это утверждение принимается без возражений. Но можно ли считать, что его потенциал неистощим? К сожалению, состояние современного русского языка с каждым днем вызывает все больше беспокойства. Сохранение языка, забота о его распространении и обогащении — гарантия сохранения национальной культуры. Любите русский язык и оберегайте его от искажений, помните, что этот могучий язык был дан великому народу.
Источник
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/06/problema-razvitiya-i-sokhraneniya-russkogo-yazyka
Предварительный просмотр:
(1)Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2)Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3)Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4)Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, – идеал образованного человека.
(5)Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6)Имея свои убеждения, мы формируем определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7)Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.
(8)Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11)Раз человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования.
(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:
(16) Грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана!
(17)Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18)Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19)Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год. (По А.Ф. Лосеву)
21.В каком предложении текста выражена мысль автора о том, что полноценная личность может сформироваться только в процессе изучения наук?
1) 5 2) 8 3) 9 4) 11
Ответ: 1
22. В каком предложении употреблены контекстные синонимы?
1) 7 2) 9 3) 13 4) 19
Ответ: 2
23. Среди предложений 12—15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Ответ:13
24. «Тропы, например, __1__ (“«сладкий плод» учения” в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как __3__ (“формирование в нас личности, именно личности…” в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструкции, в частности __4__ (“в отношении к людям, обществу, государству” в предложении 6), а также __8__ (“погубив много жизни на разные забавы” в предложении 15, предложение 16) делают речь автора эмоциональной и убедительной».
Список терминов:
1)метафора
2)диалектизмы
3)лексический повтор
4)ряд однородных членов
5)литота
6)парцелляция
7)просторечное слово
8)цитирование
9)риторическое обращение
Ответ: 1348
Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку
1 | Вступление | Что такое образование? Какую роль оно играет в нашей жизни? Насколько оно востребовано? |
2 | Постановка проблемы | Именно проблему образования поднимает автор текста А.Ф. Лосев. |
3 | Комментарий к поставленной проблеме | Эта проблема особенно актуальна в наше время. В современном обществе очень важно иметь разносторонние знания. Без образования трудной задачей становится не только поиск работы, но и анализ событий, происходящих вокруг человека, касающихся его самого. Нужны ли России образованные люди? На мой взгляд, во все времена умнейшие люди страны однозначно отвечали «да». Еще М. В. Ломоносов в 18 веке писал о пользе наук и необходимости воспитания отечественных талантов на пользу России. |
4 | Позиция автора | Автор превозносит науку и просвещение, рассуждает о том, какие преимущества образование дает человеку. В современном обществе очень важно иметь разносторонние знания. Без образования трудной задачей становится не только поиск работы, но и анализ событий, происходящих вокруг человека, касающихся его самого. В данном тексте А. Ф. Лосев акцентирует внимание читателя не на необходимости образования, а именно на духовном аспекте той выгоды, которую мы получаем от обучения. По его мнению, образование, как мотивированное стремлением к воспитанию в себе личности, так и обусловленное материальными потребностями, в любом случае приносит человеку «сладкие плоды» – моральное удовлетворение. В данном тексте А. Ф. Лосев акцентирует внимание читателя не на необходимости образования, а именно на духовном аспекте той выгоды, которую мы получаем от обучения. По его мнению, образование, как мотивированное стремлением к воспитанию в себе личности, так и обусловленное материальными потребностями, в любом случае приносит человеку «сладкие плоды» – моральное удовлетворение.
|
5 | Собственная позиция | Я полностью разделяю позицию автора текста в том, что изучение наук формирует в нас личность, образованный человек чувствует себя нужным обществу. Для меня образованность - это не только большое количество знаний, великолепное владение своей профессией, творческий подход ко всему, широкий кругозор, интеллигентность. Образованный человек – это глубоко нравственный человек, это патриот, считающий святым долгом служить отечеству и своему народу, работать на их благо. Мне кажется, сейчас наша страна понимает это в полной мере. Престиж образования вырос в огромной степени. В новых условиях существования, когда Россия является частью мира, мирового сообщества, ей жизненно необходимы образованные люди. Причем люди, постоянно повышающие свой уровень знаний и умений, люди, готовые всю жизнь учиться чему-то новому. И это неслучайно. Сейчас мы живем в мире информации, которая обновляется с гигантской скоростью. Только обладая мобильными, творческими, интеллектуальными людьми, Россия сможет существовать и процветать на мировом рынке. |
6 | Аргумент | |
7 | Литературный аргумент | Моя точка зрения находит подтверждение в рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья». Один из главных героев этого произведения, Дымов, врач по призванию, был по-настоящему предан своей профессии. Он спасал людей, рискуя своей жизнью, применяя те знания, которые приобрел еще в молодости. И на протяжении всего периода своей научной деятельности Дымов формировал свою личность, развивался духовно, поэтому оказался востребованным. Еще одним наглядным примером может стать образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Жизненные принципы Базарова складывались в результате его увлечения науками. Он становился личностью, занимаясь медициной, проводя различные опыты. Он считает, что «человек сам себя воспитать должен». |
8 | Заключение | Образование играет огромную роль в жизни каждого человека. Оно приносит нам «сладкие плоды» духовного удовлетворения и иногда материальный достаток. Но самое главное преимущество, которое дает человеку образование, – это, безусловно, фундамент для формирования личности, становления жизненных целей и принципов, развития духовной составляющей человека. |
Основные проблемы
1. Проблема образования (нужно ли человеку получать образование, изучать науки?).
2. Проблема своевременного получения образования (насколько важно для человека получить образование в молодости?).
3. Проблема духовного совершенствования человека (как образование связано с духовным развитием человека?).
Позиция автора
1.Выгода от образования осознаётся постепенно, по мере вступления человека в самостоятельную, взрослую жизнь.
2.Чем раньше осознана ценность образования, тем раньше к человеку придёт успех в жизни; если человек опоздал получить образование в молодости, то часто он старается восполнить пробелы уже в зрелом возрасте.
3.Духовное совершенство человека, формирование его личности напрямую связано с уровнем его образованности.
Источник:
- http://5fan.info/otryfsjgeqasotrpol.html
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВЫМ ИЛИ ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Е.В. ЖУКОВСКАЯ
ПЛАН
I. Вводные занятия
1. Тестирование (итоговый тест за 9–11-е классы). Проверочный диктант (слова и словосочетания на основные правила орфографии). Проверочный диктант (предложения на основные правила пунктуации).
2. Состав слова. Разбор слова по составу. Части речи. Морфологический разбор частей речи. Члены предложения. Синтаксический разбор предложения.
II. Блок № 1. Орфография
1. Безударные гласные в корне. Проверяемые ударением. Не проверяемые ударением. В корнях с чередованием.
2. Согласные в корне. Глухие – звонкие. Непроизносимые. Двойные. Корни с чередованием.
3. Гласные после шипящих (ж, ш, ч, щ) и ц. Буквы ы– и после ц. Буквы о–е после шипящих и ц.
4. Буквы ь и ъ. Правописание приставок. Буква ы после приставок.
5. Правописание суффиксов (суффиксы существительных -ек- – -ик-, -чик- – -щик-, -ичк- – -ячк-,
-иц- – -ец-, -изн-, -от-, -ушк- – -ышк- – -юшк-, суффиксы прилагательных -к- – -ск-, -лив-, -чив-, -чат-; суффиксы глаголов -ова- – -ева, -ыва- – -ива-; суффиксы причастий -ущ- – -ющ-, -ащ- – -ящ-, -ем- – -им-). Спряжение глаголов.
6. Личные окончания глаголов. Прошедшее время глаголов. Образование и правописание причастий прошедшего времени.
7. Падежи. Склонения имен существительных. Существительные на ия (ие, ий). Разносклоняемые имена существительные. Падежные окончания имен существительных.
8. Падежные окончания имен прилагательных. Падежные окончания причастий. Имя числительное и его склонение.
9. Н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий на о, е.
10. Не с различными частями речи.
11. Не и ни.
12. Правописание сложных слов. Правописание имен собственных.
13. Правописание наречий. Образование наречий от местоимений, прилагательных, существительных, числительных и сочетанием слов.
14. Правописание предлогов. Предлог и приставка. Простые предлоги. Именные предлоги. Глагольные предлоги.
15. Правописание союзов. Правописание частиц. Итоговая и повторительная работа.
III. Блок № 2. Пунктуация
1. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставное предложение. Неполное предложение.
2. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах.
3. Обращение. Вводные слова и вводные предложения.
4. Уточняющие члены предложения. Обособленные приложения.
5. Обособленные определения. Обособленные обстоятельства.
6. Сложное предложение. Бессоюзное. Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении.
7. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.
8. Трудные случаи пунктуации в простом предложении (сравнительный оборот и т.п.) и сложном предложении (с несколькими придаточными и т.п.). Предложения с прямой речью.
IV. Повторительные и итоговые занятия (от одного до десяти, в зависимости от достигнутого результата)
НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ
Названия тем не всегда соответствуют привычным. Однако в предложенных формулировках яснее выражена суть изучаемого на занятии.
Большинство тем перекликается или даже повторяет друг друга. Это сделано сознательно. Например, «Правописание наречий» – тема 13 в блоке № 1. Известно, что это одна из наиболее сложных тем, так как к началу занятий большинство учеников не могут дать определение наречия как части речи, найти его в тексте, отличить от краткого прилагательного, местоимения и т.д. Поэтому программа строится таким образом, чтобы до того, как приступить к изучению правописания наречий, не раз с ними столкнуться. Во-первых, на вводном занятии, когда говорим о частях речи вообще, потом в теме 3 «О–е после шипящих» (на конце наречий), теме 4 «Буквы ь и ъ» (ь после шипящих на конце наречий), в теме 10 «Н и нн» (в суффиксах наречий), в теме 11 «Не» (с наречиями на о, е) и т.д.
Есть темы, которые вовсе не выделены для отдельного изучения, но программа построена так, что в процессе обучения эти темы все равно не будут обделены вниманием. Например, «Правописание местоимений» изучается в темах: «Части речи», «Личные окончания глаголов» (личные местоимения), «Правописание наречий» (наречия, образованные от отрицательных, неопределенных, указательных и вопросительных местоимений), «Правописание предлогов» (предлоги перед личными местоимениями), «Правописание частиц» (-то, -либо, -нибудь, кое-).
Объем материала, предлагаемый для изучения (повторения) на каждом занятии, рассчитан на учеников, имеющих оценки «3» и «4», и предполагает интенсивную работу.
Каждое занятие строится следующим образом:
Блок № 1
1. Повторение пройденного на предыдущих занятиях. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание. Дается ученику в конце каждого занятия либо по учебнику, либо на карточках. Проверяется учителем вне временных рамок занятия, возвращается ученику на следующем занятии с указанными ошибками. Ученик выполняет работу над ошибками в основной тетради, которая проверяется учителем не реже пяти раз за время обучения. Иногда возможна групповая проверка домашнего задания на занятии.
2. Объяснительный диктант по пройденным темам (15–30 слов).
3. Орфографическое чтение (текст из 1–3 абзацев). Орфографическое чтение, то есть «читаем, как написано»: читаем вслух 5–10 минут текст, правильно подобранный по сложности для данной группы, причем каждое предложение читаем 3 раза. После усвоения учениками методики орфографического чтения на занятии можно дать его в форме задания на дом, предлагая тексты из учебника или из общедоступной книги (например, «Записок охотника» И.Тургенева). Потом можно написать диктант на занятии, использовав отработанный текст.
Данный вид работы очень важен, так как в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется никаким правилам либо подчиняется тем правилам, которые не могут быть глубоко изучены в рамках школьной программы. Зрительная и слуховая память помогает вспомнить и повторить их написание.
4. Теоретический материал. Составление плана-конспекта (таблицы). План-конспект, таблица – теоретическая основа занятия. Смысл работы заключается в том, чтобы систематизировать материал, изученный в разные годы и в разных темах, иметь его всегда под рукой в одной тетради и при необходимости повторять. Кроме того, такой вид работы способствует запоминанию теоретического материала.
5. Практические задания: 1–2 упражнения (устно).
6. Практические задания: 2–3 упражнения (письменно).
7. Словарная работа. Рекомендуемые слова: кобура, грамотность, желатин, семафор, администрация, эксперимент, перрон, аккордеон, экспедиция, температура, агрегат, абориген, бандероль, дельтаплан, крокодил, контрабанда, джентльмен, граммофон, акварель, оригинал, пассивный, коррозия, стюардесса, массаж, кавалер, репрессия, эстакада, кастрюля, галерея, колонна, спартакиада, иммунитет, иллюстрация, бриллиант, керосин, инженер, эффект, моллюск, коридор, аппетит, коллега, абажур, абонемент, вегетарианец, агрессия, режиссер, капилляр, баррикада, иллюминатор, иллюзия, вентиляция, делегат, дезертир, адмирал, абсолют, адаптация и др.
Обязательно объяснение лексического значения слов. Словарные слова на карточках (8–10 слов). На каждом пятом занятии – словарный диктант.
8. Контрольный диктант (40–60 слов) – по мере необходимости.
Блок № 2
1. Объяснительный диктант (орфографический, 20–40 слов).
2. Повторение пройденного на предыдущих занятиях блока.
3. Объяснительный диктант (пунктуационный, 5–7 предложений).
4. Теоретический материал. Составление плана-конспекта (таблицы).
5. Практические занятия: 1–2 упражнения (устно).
6. Практические занятия: 1–2 упражнения (письменно).
7. Словарная работа. Словарные слова на карточках (8–10 слов). На последнем занятии словарный диктант.
8. Занятия по лексике, стилистике, развитию речи (5–7 минут).
9. Контрольный диктант (80–140 слов) на каждом втором занятии или по мере необходимости.
ПРИМЕРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Вводные занятия
Занятие № 1
1. Тестирование. Любой итоговый тест. Например, Е.А. Кузьмина. Тестирование в 11-м классе // Русский язык № 16/2000, апрель. С. 15–16.
2. Проверочный диктант (орфографический).
Двухъярусный, цыганка, необъятная ширь, щурится от солнца, цитата, связной, просвещение, поджигать, уровень, щелка, адъютант, жилет, провинция, полоскать белье, упла-тить долги, медальон, жюри, долина реки, развивается росток, замереть, циферблат, пригореть, чопорный, озарять, промокает сапог, равняться, умышленный поджог, выплавка, жонглер, овражек, жестяная фляжка, захолустный, жженый кофе, сберечь, расчет, взбить, приумолкнуть, жесткий диван, бесчестный, прервался, предыстория, нужно заботиться об увеличении, преследовать, присутствовать на ассамблее, борьба с саранчой, послышался плач, речонка, желтизна, перевозчик, серебряное кольцо, сигнальщик, костяная ручка, кое в чем согласен, звериный след, низкая изгородь, они стелют покрывало, выстроишь, выстоишь, каменная ограда, реял, проповедовал, никогда не думайте о плохом, веет ветер, прочитанный, скомандовал, дремлющий, смеркается, сеявший, освещаемый, балованный ребенок, рубящий, охраняемый, оклеенный, о строящемся доме, печеный картофель, пришел ниоткуда, не усвоив правило, по-прежнему, вязаное одеяло, встать пораньше, откуда-нибудь позвони, полстакана, барабанный грохот, полутона, сражен пулей насмерть, от того села до дороги недалеко, пол чайной ложки, уходи подобру-поздорову, вылез из-под дерева, это вовсе не легко, сделал неправильно, неширокая дорога, нет ни часу свободного времени, он повторил свои угрозы слабым, зато смелым голосом, во время отпуска, как насчет поездки к морю, несмотря на болезнь, я приступил к работе, работал в течение года, кораблестроительный, сорокаметровый, огненно-красный.
Как показывает практика, ученик делает в этом диктанте в среднем от 8 до 25 ошибок, на итоговом занятии в аналогичном диктанте – до 4 ошибок.
3. Проверочный диктант (пунктуационный).
С часу ночи на дворе льет упорный осенний дождь.
Он совершает непрестанные кочевки, бродит среди дрейфующих льдов как зимой, так и летом.
Все вокруг: затуманенный лес, озеро, небо – было серое.
Недавно мы слушали оперу-сказку композитора Римского-Корсакова «Снегурочка».
Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною.
Ночью весь мир огромный кажется много проще.
Море, казалось, не успокоится никогда.
Еще глубже, на дне пропасти, ворчал и плескался многоводный поток.
Все знают Семенова как хорошего слесаря.
Крейсеры, вследствие недостатка мест в бухте, держались в открытом море.
Укорял он меня за то, что мы ничего не делаем, работаем спустя рукава.
Мы, помимо судовых работ, занимались еще погрузкой угля.
Изумленный, он не сразу нашел подходящий ответ.
Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Дувший со всех сторон ветер усилился.
«Ты с нею танцуешь мазурку? – спросил он торжественным голосом. – Она мне призналась».
Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.
Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло небо.
Настанет утро – двинемся в путь.
Блок № 1
Занятие № 2
Безударные гласные в корне. Проверяемые ударением, не проверяемые ударением. В корнях с чередованием.
1. Повторение пройденного на предыдущем занятии. Устный опрос. Проверка домашнего задания.
Было задано: 1) Разобрать слова по составу: перевозка, заоблачный, зимушка, освещение, умоешь, приготовят, рассчитывала. 2) Сделать синтаксический разбор предложения. Сделать морфологический разбор частей речи. Русские писатели любовно и красочно показали природу родного края.
2. Вместо объяснительного диктанта по изученным темам (так как еще ничего не изучено) можно провести опережающий объяснительный диктант.
Метла, гряда, войска, ремесло, косить, бродить, манить, ценить, полоть, тянуть, вязать;
замирать, соберет, стереть, зажигать, блистать;
поплавок, приложить, прикоснуться, загореть, озарять, выровнять дорожки, промокательная бумага.
Во время диктанта вспоминаются и формулируются правила.
3. Орфографическое чтение. Учитель объясняет принцип и цель работы. Предлагает любой текст. (Желательно каждому ученику иметь экземпляр.) Например:
С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозцем, полотнище палатки, покрытое толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисает, и трава седеет от первого утренника.
Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря, уже видны на небе огромные очертания ив, уже меркнут звезды. Я спускаюсь к реке, моюсь с лодки. Вода теплая, она даже кажется слегка подогретой.
Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются темными от росы.
(К.Паустовский)
4. Теоретический материал. Составление плана-конспекта, таблицы.
Учитель объясняет принцип и цель работы. Чертит на доске или показывает составленную заранее таблицу. Объясняет правила ее составления, делает необходимые технические пояснения.
Далее объясняется теория. Каждый пример подтверждается записями в таблице. В дальнейшем составление таблиц (или планов-конспектов) может стать домашним заданием.
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ
5. Практические задания. 1–2 упражнения по темам из любого учебника (устно).
6. Практические задания. 2–3 упражнения по темам из любого учебника (письменно).
7. Словарная работа. Учитель объясняет принцип и смысл работы. Слова на карточках: те же, что и в третьей графе таблицы.
8. Контрольный диктант на этом занятии не предусмотрен.
Домашнее задание. Упражнения по теме из любого учебника или задание на карточках.
Вставьте пропущенные буквы:
Заж_гать, бл_стеть, приг_реть, прил_гать, непром_каемый, прик_саться, выпл_вка, накл_ниться, выб_рать, пор_сль, р_внина, обм_кнуть, зар_стать, вы-ск_чить, пл_вец.
Упл_тить, ж_леть, сгр_бать, выч_слить, д_лина, расщ_пить, уд_ление, п_тнистый, п_тачок.
Блок № 2
Занятие № 3
Обращение. Вводные слова и вводные предложения.
1. Объяснительный диктант (орфографический).
Бьется, парашют, мотоцикл, щелочь, запряженный, властный, прикосновение, расписка, безыдейный, безголосый, килограмм груш, волчонок, заново, законное требование, чей-то, пилящий, со мной, слышимый, строящимися домами, чуть-чуть, они прячутся, подойти вплотную, в течение трех лет, вовсе не друг, резьба по дереву, неяркое солнце, четырехэтажный, он постелет, настежь, пол-Европы.
2. Повторение пройденного на предыдущих занятиях блока. Устный опрос – выборочно. Домашнее задание сдается на проверку (если оно было выполнено на карточках) или проверяется непосредственно на занятии. Было задано:
Расставьте знаки препинания:
Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред.
Как в первом так и во втором году первыми вестниками весны явились лебеди.
Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их.
Только ветер злится да стучит в окно.
Иногда мертвой змеей проплывет жердь или бревно.
Мыло серо да моет бело.
Квартира Александра хотя и просторна но не изящна и сумрачна.
Все это и река и прутья верболаза и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства.
Повсюду в клубе на улицах на скамейках у ворот в домах происходили шумные разговоры.
Шли в самое различное время и на рассвете и вечером и ночью.
Всюду вверху и внизу пели жаворонки.
3. Объяснительный диктант (пунктуационный).
Горы как пышные складки на богатой одежде земли.
Разжечь костер – для меня всегда наслаждение.
Ласковое слово что весенний день.
Длина комнаты – одиннадцать метров.
Летом светает рано а зимой – поздно.
Весною на озеро прилетали водоплавающие птицы: лебеди, гуси и утки.
Мастер долго и внимательно осматривал станок и беседовал с токарем и его учениками.
4. Теоретический материал. Составление планов-конспектов (таблиц) по темам занятия.
Обращение
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией.
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВВОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.
Вводные слова и предложения, выражающие дополнительные значения или пояснения, выделяются скобками, реже – тире.
Однажды вечером (это было в начале октября) сидел я дома один.
Междометия и слова да и нет выделяются запятыми.
Нет, жизнь меня не обделила, добром своим не обошла.
Ох, не забыл старинных я проказ.
Вводные слова, междометия и слова да и нет могут употребляться в качестве самостоятельных предложений.
5. Устные практические задания по теме. 1–2 упражнения из любого учебника.
6. Письменные практические задания по теме. 1–2 упражнения из любого учебника.
7. Словарная работа. Слова на карточках из предложенного выше списка слов или любые другие из орфографического словаря.
8. Занятия по лексике, стилистике, развитию речи. Любые упражнения из методической копилки учителя.
9. Контрольный диктант на этом занятии не предусмотрен. Однако, если остается время, можно провести диктант, соответствующий по уровню сложности изученному материалу, взятый из любого сборника диктантов. Или диктант по итогам орфографического чтения.
Домашнее задание
1) Орфографическое чтение.
2) Упражнение по теме из любого учебника или задание на карточках.
Расставьте пропущенные знаки препинания:
Говорят в старину в нашем маленьком городе висел сторожевой колокол.
Сама глубина России дремучие смоленские леса родина его удивительного таланта.
На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные легкие нити осенних паутин.
Я больше всего люблю ходить в лес в тихие пасмурные дни даже если временами начинает сеять мелкий нешумный дождь.
Предложения с прямой речью
Предложения, в которые включена прямая речь, состоят из двух частей: слов автора и прямой речи. Прямая речь непосредственно передается от лица того индивида, которому она принадлежит.
Например: Татьяна увидела Евгения и сказала ему: «Давно не видела тебя, мой милый. Как дела?» или «Давно не видела тебя, мой милый. Как дела?» - спросила Татьяна Евгения.
Предложения с чужой речью не относятся к категории и сложных предложений. Слова автора и непосредственно прямая речь, не смотря на то, что они соединены пунктуацией, должны рассматриваться как два отдельных простых предложения.
Предложениям с прямой речью присущи такие особенности:
1. Местоимения и глаголы принадлежат тому лицу, с уст которого исходит прямая речь.
2. В прямую речь могут быть включены междометия обращения и частицы. Например: Наталья всплеснула руками и закричала: «Ах, Сергей Александрович, как это мило видеть вас в нашем доме!»
3. Слова автора обязательно содержат глаголы, которые объясняют прямую речь – возразил, сказал, воскликнул, спросил, услышал.
Прямая речь может оформляться в диалог или реплику, в таком случае слова автора отсутствуют.
Предложения с косвенной речью
Предложения, в которые вводится косвенная речь, оформляются в виде сложноподчиненных предложений. Слова автора – это главное предложение, чужая речь выступает в роли придаточного.
Например: Я сказал жителям деревни, что заблудился, и подсел к ним на скамейку.
Косвенная речь никогда не сохраняет особенности речи человека, которому она принадлежит. Давайте сравним насыщенность предложений с косвенной и прямой речью.
Она бросила взор сияющих очей вверх, и восторженно проговорила: «Какая прекрасная луна нынче вечером! » - Она бросила взор сияющих очей вверх, и восторженно проговорила, что луна нынче вечером прекрасна.
Косвенная речь располагается в предложении всегда только после слов автора.
Цитата
Цитата представляет собой дословную, оригинальную выдержку со слов другого человека, либо фрагмента текста. Цитата может оформляться как прямая речь, либо как часть простого или сложного авторского предложения.
Например: Как говорил Ленин, «учиться, учиться и учиться». Вспомнил я недавно оного музыканта и его слова об искусстве «Искусство вечно, как Вселенная».
При введении цитаты, обязательно нужно указывать ее первоначальный источник и не изменять порядок слов в ней.
Понятие простого осложненного предложения
Зачастую простое осложненное предложение по своей семантике весьма напоминает сложное, однако таким не является. Для того чтобы выяснить, является предложение сложным или простым осложненным, необходимо определить грамматическую основу этого предложения.
В простом осложненном предложении, осложняющий компонент никогда не имеет грамматической основы, а представляет собой дополнительное высказывание, которое зависит от основного предложения.
Например: Антон Олегович, позвольте нам нарисовать стенгазету.
В этом простом осложненном предложении, усложненная конструкция обращение взаимосвязана с основным предложением и выступает в качестве дополнения к нему.
Осложняющие компоненты простого осложненного предложения
Чаще всего, осложняющим компонентом таких предложений выступают однородные члены предложения.
Например: Ни новые игрушки, ни вкусный торт, ни веселые игры – ничто не радовало именинницу. Мы видим, что однородные члены этого предложения – игрушки, торт, игры – не выступают частью грамматической основы. Осложняют простое предложение также вводные слова.
Например: Наташа, по всей вероятности, будет смотреть сегодня фильм. Среди осложняющих компонентов – обращения.
Например: О, Петр, Иванович, позвольте мне быть сегодня откровенным. Осложняют простое предложение уточняющие члены предложения.
Например: Возле дома, на груде старых осок, уже ждали Вася и Петя.
Обособленные определения как усложняющие элементы
Простые предложения очень часто усложняются обособлениями. В русской филологии выделяют четыре основных группы обособлений, которые включаются в состав простого предложения, тем самым усложняя его. Среди них:
1. Обособленные определения. Пример: Тропинка, мощенная мелким гравием, поднималась вверх.
2. Обособленные дополнения. Пример: Весь коллектив, исключая Павла Петровича, был в сборе.
3. Обособленные приложения. Пример: Мы, юристы, знаем ценность закона.
4. Обособленные обстоятельства. Пример: Кирилл, несмотря на вмешательство отца, устроил все по своему усмотрению.
Усложняющие элементы в простом осложненном предложении на письме выделяются запятыми.
Сложное предложение: примеры из ЕГЭ
Сложное предложение – это предложение, которое имеет в своем составе две или более грамматические основы, которые представляют собой грамматическое и смысловое единство, и взаимосвязаны интонацией.
Например: Впереди нас отлого спускался глинистый, коричневый берег, а сзади темнела густая зеленая роща.
Простые предложения, которые входят в совокупности в состав сложного предложения не имеют смысловой и интонационной законченности. Они носят название предикативных частей сложного предложения.
Виды сложных предложений
Все сложные предложения, в зависимости от того, какой связью связанны части, то есть простые предложения, делятся на два основных вида: союзные и бессоюзные.
В бессоюзных сложных предложениях связь между простыми предложениями осуществляется исключительно за счет интонации.
Пример бессоюзного предложения: Она спала крепко – разбудить ее было невозможно. Между частями, которые составляют бессоюзное предложение, можно ставить точку, точку с запятой, тире или двоеточие.
В союзных предложениях такую функцию исполняют союзные слова и союзы.
Союзные предложения бывают двух видов: сложноподчиненные и сложносочиненные. Простые предложения в сложноподчиненных предложениях связываются между собой при помощи подчинительных союзов: так как, что, если, как, хотя, а также союзными словами чей, где, который.
Простое предложение, которое согласно смысловому наполнению подчиняет другое, называется главным, а зависимое предложение – придаточным.
Пример сложноподчиненного предложения: Я вновь посетила тот дикий уголок, где долгие года провела в добровольном отшельничестве.
В сложносочиненных предложениях, союзами которые связывают простые предложения, выступают и, то…то, или, но, а. Части сложносочиненного предложения равны между собой: здесь нет ни придаточного, ни главного предложения.
Пример сложносочиненного предложения с союзом: В саду колхозницы собирали плоды, а маленькие дети усердно помогали им.
Сложное предложение с разными видами связи. Сложное предложение с разными видами связи представляют собой синтаксические конструкции, в которых присутствуют предложения со смешанными видами связи.
Существует четыре разновидности таких предложений:
1. с подчинительной и сочинительной связью
2. бессоюзной и сочинительной
3. бессоюзной и подчинительной
4. подчинительной, сочинительной и бессоюзной.