Мастерская "Рождество"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Мастерская по русскому языку для 5 класса по теме "Рождество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvo_5kl_konspekt.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: творческая мастерская «Рождество»
Цель урока:
- познакомить с историей возникновения праздника Рождества;
- создать творческую работу по теме «Рождество».
Задачи:
обучающие:
- познакомить учащихся с историей возникновения праздника Рождества;
- показать технологию создания творческой работы на заданную тему;
- раскрыв красоту слова, учить отбору нужных слов для сочинения;
развивающие:
- развивать ассоциативное мышление, воображение;
- приобретать опыт исследователя;
- расширить словарный запас учащихся;
- развивать устную и письменную речь;
воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувства прекрасного, чувства любви, заботы и уважения к близким людям;
- учить работать в коллективе, воспитывать коммуникативные навыки.
Тип урока: урок развития речи.
Вид урока: практикум.
Оборудование:
- компьютерная презентация;
- музыкальная запись К. Меладзе «Ночь перед Рождеством»;
- листы А4;
- цветные карандаши или фломастеры;
- свеча;
- рождественские подарочки для детей.
Ход урока
- Организационный момент.
- Индукция.
Прослушивание музыкальной записи К. Меладзе «Ночь перед Рождеством».
- Объявление темы урока:
- Сегодня мы откроем творческую мастерскую на тему «Рождество».
4. Самоконструкция.
- Нарисуйте на листе А4, используя цветные карандаши, что вы представляете, когда говорят: «Рождество».
- Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят: «Рождество»? Запишите свои слова-ассоциации в столбик на листе А4.
5. Афиширование
- Прочитайте слова вслух, не повторяя уже прозвучавшие ассоциации. Если вы при прочтении услышали слова, которые вас заинтересовали, то обязательно допишите их себе на листок.
6. Социализация. Просмотр слайдов с №1 по №11. Рассказ о празднике Рождества (данный рассказ по слайдам может сделать как учитель, так и заранее подготовленные ученики).
- А хотели бы вы узнать историю возникновения этого праздника? Давайте же смотреть и слушать.
Слайд №2
Было это давно. В те далёкие времена в стране иудеев жили муж и жена, Мария и Иосиф. Иудеи – это народ, живущий далеко-далеко отсюда, на юге, у Средиземного моря.
Слайд №3
Однажды к Марии явился Ангел и сказал: «Мария, в свой срок ты родишь сына от Святого Духа».
Слайд №4
Так и случилось. Родила Дева Мария сына, и назвали его Иисус.
Слайд №5
Родился Иисус в Вифлееме, в хлеву, на соломе, среди домашних животных.
Слайд №6
С его рождением на небе зажглась яркая звезда. Это звезду увидели волхвы (волхвы – мудрецы).
Слайд №7
А в это время в Иерусалиме правил царь Ирод. И вот к нему приходят волхвы и говорят: «Мы видели, на востоке зажглась новая звезда, она нам говорит, что родился новый царь».
Слайд №8
Испугался царь Ирод и приказал погубить всех младенцев. А волхвы отправились туда, куда им указала путеводная звезда.
Слайд №9
И привела звезда их к младенцу. Поклонились они младенцу и принесли ему в дар золото, ладан и смирну.
Слайд №10
Ладан и смирна – это специальные ароматические вещества, которые охраняют человека от злого духа. Они и защитили Иисуса от расправы царя Ирода.
Слайд №11
С тех пор люди отмечают Рождество. Праздник добра, мира, любви, домашнего тепла и уюта.
7. Работа в малой группе. Составление слов из букв, использованных для написания слова «Рождество». Слайд №12
- Составьте из букв, используемых в слове «Рождество», слова, которые относятся к теме «Рождество» (можно добавить букву ь).
8. Афиширование.
- Прочитайте ваши слова, допишите те слова, которые сами не могли составить.
9. Работа с текстом Ивана Сергеевича Шмелёва. Просмотр слайдов с №13 по №20.
- Послушайте, как об этом празднике рассказывает известный русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. Запишите по ходу чтения слова, которые вас удивили, понравились вам, не оставили равнодушными.
Слайд №13
«Ты хочешь, чтобы я рассказал тебе про Рождество. Ну, что же… Не поймёшь чего – подскажет сердце».
Слайд №14
«Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. Мороз такой, что воздух мёрзнет. Инеем стоит, туманно, дымно».
Слайд №15
«Перед Рождеством, дня за три. На рынках, на площадях, - лес ёлок. А какие ёлки…как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в ёлках – будто волки. Костры горят, погреться.
Сбитенщики ходят, аукаются в ёлках: «Эй, сладкий сбитень! Калачики горячи!»…Сбитень горячий, лучше чая, с мёдом, - душисто, сладко».
Слайд №16
«В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с мёдом: взвар – из чернослива, груши… Ставили под образа, на сено. Почему? А будто – Дар Христу».
Слайд №17
« Бывало, ждёшь звезды, протрёшь все стёкла. На стёклах – лёд, с мороза. Вот, брат, красота-то! Форточку откроешь – резанёт, ожжёт морозом. А какие звёзды!... Усатые, живые, бьются, колют глаз. И вдруг…»
Слайд №18
«…звон услышишь. Морозный, гулкий, - прямо серебро. И всё запело, тысяча церквей играет. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку. – мороз и не щипнёт. Выйдешь – певучий звон. И звёзды».
Слайд №19
« Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. А воздух – синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Берёзы – белые введенья. Звёздный звон, певучий, - плывёт, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, - Рождество.
Слайд №20
« Идёшь из церкви. Всё другое. Снег – святой. И звёзды – святые, новые, рождественские звёзды. Рождество!»
10. Афиширование.
- Понравился ли вам отрывок из произведения И.С. Шмелёва?
- Какое вызвал настроение?
- Что было непонятно в тексте?
- Какие слова выписали в процессе чтения?
11. Пожелания.
- Рождество! Все друг друга поздравляют и желают …, что? Давайте встанем в кружок, зажжём свечу и, передавая её по кругу, выскажем свои пожелания.
- Запишите на свой лист слова, которые для вас были важными и приятными.
12. Разрыв.
- Посмотрите, как мало вы знали о Рождестве, как много узнали сегодня об этом празднике, Подчеркните у себя на листе 10 слов, самых важных для себя. Запишите текст на тему «Рождество», используя эти слова.
13. Запись сочинения.
14. Рефлексия.
Вывешивание работ на доску. Чтение сочинений (по желанию).