Материалы для подготовки ЕГЭ по русскому языку
консультация по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Гришина Ольга Юрьевна

Представлены материалы для подготовки к Егэ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание 26, наряду с заданием 8, считается самым сложным. Это, действительно, так.

Найдем ответы на два вопроса.

Вопрос первый: какие это подсказки? Давайте внимательно прочитаем задание, обратившись к варианту 1 из книги И.П. Цыбулько:

24.   «Стремясь отразить в своём произведении страшные картины войны, автор использует разнообразные выразительные средства, среди которых тропы: (А)_____ ("багровое клубящееся небо" в предложении 6, "в тяжёлых, клубящихся фантастических облаках свинцово-красного дыма" в предложении 14) и (Б) ________("точно выпиленный лобзиком" в предложении 6, "точно кровь" в предложении 11). Описывая изображающую ужасы войны картину, которая произвела на него в детстве незабываемое впечатление, В. Некрасов использует синтаксическое средство — (В) _________(предложение 19). Противопоставляя этому впечатлению ощущения человека, оказавшегося на войне, видящего её воочию, автор использует приём — (Г) _________ ("никакими" в предложении 25)».

Список терминов:

  1. контекстные синонимы

4) сравнения

7) ряд однородных членов

  1. эпитеты

5) риторический вопрос

8) вопросно-ответная форма изложения

  1. фразеологизм

6) лексический повтор

9) восклицательное предложение

Мною специально были выделены подсказки, на которые надо обратить внимание выпускников должны: тропы, синтаксическое средство, приём.  Решая с учениками тестовые задачи, мы из перечня терминов выбираем те, на которые указывают данные  подсказки:

Тропы – эпитеты (2), сравнение (4).

Синтаксические средства – ряд однородных членов (7), восклицательные предложения (9).

Приёмы – риторический вопрос (5), лексический повтор (6),  вопросно-ответная форма изложения (8).

Если ученики проделают такую работу на экзамене, то легко найдут ответы.

Вопрос второй: как научить их видеть эти подсказки? Я предлагаю пошаговую работу.

Во-первых, пользуясь специальной таблицей (она предложена ниже), выучить или зрительно помнить, к какому разделу относится то или иное средство.

Во-вторых, систематически выполнять различные виды тестов по теме «Средства выразительности».

В-третьих, решать тестовые задачи на каждом уроке.

Итак, первое – это таблица. Она – перед Вами.

Средства выразительности

ЛЕКСИКА

СИНТАКСИС

«Неспециальные» лексические средства

1. Синонимы,

антонимы,

омонимы,

паронимы.

2. Фразеологизмы.

3. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления:

-просторечные слова,

-разговорная лексика,

эмоционально-экспрессивная лексика,

- высокая лексика,

- профессионализмы,

- историзмы,

- архаизмы,

- неологизмы,

- окказионализмы (авторские неологизмы)

- диалектизмы, 

-термины

4. Тематические группы:

- общественно-политическая лексика,

- военная терминология и т.п. 

- лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии,

____________________________________

«Специальные» средства

ТРОПЫ

эпитет (образное определение),

сравнение (сопоставление одного явления или понятия с другим),

метафора (переносное значение на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку),

олицетворение (перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия),

метонимия (перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности),

синекдоха (перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними),

перифраз (описательное выражение, которое употребляется вместо какого-то слова или словосочетания),

гипербола (преувеличение),

литота (преуменьшение),

ирония (употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. За внешне положительной оценкой скрывается насмешка),

сарказм (едкая ирония)

1. «специальные» выразительные средства

(стилистические ПРИЁМЫ = риторические ФИГУРЫ):

риторический вопрос (выражение утверждения в вопросительной форме),

риторическое восклицание (выражение утверждения в восклицательной форме),

риторическое обращение (служит не столько для называния адресата, сколько для выражения отношения к тому, о чём говорится в тексте),

анафора (единоначатие)

эпифора (повторение слова или группы слов в конце строк, строф или предложений),

подхват (повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи: Серпилин молчал. Молчал и думал…),

синтаксический параллелизм (сходное построение предложений),

многосоюзие (полисиндетон),

бессоюзие (асиндетон),

эллипсис (намеренный пропуск какого-либо члена предложения или части предложения: В твоих садах – цветы, в моих – печаль),

инверсия (обратный порядок слов в предложении),

парцелляция (вычленение),

градация (расположение слов, предложений в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака),

антитеза (противопоставление понятий, положений, образов),

оксюморон (соединение несовместимых понятий, как правило, противоречащих друг другу: горькая радость, шумит тишина),

именительный темы (Москва! как много в этом звуке…),

умолчание (автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль),

вопросно-ответное единство (автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает),

Примечание:

Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) – это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

Разновидностями повтора являются анафора, эпифора, подхват.

«Неспециальные» синтаксические средства:

1. синтаксическая структура предложений

(однородные члены предложения, односоставные предложения, неполные предложения, распространенные или нераспространенные предложения, вводные слова и словосочетания, обособленные члены предложения),

2. восклицательные предложения,

3. вопросительные предложения,

4. сравнительные придаточные,

5. цитирование,

6. разные ФОРМЫ РЕЧИ: диалог, полилог, монолог, “скрытый” диалог,  прямая речь

Фонетические средства:

ассонанс (повторение гласных)

и аллитерация (повторение согласных)

Морфологические средства:  употребление частей речи в большом количестве, например, глаголов или существительных

Вариант 1

1. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами

1) парцелляция

4) вводные слова          

7) восклицательные предложения      

2) метафора

5) лексический повтор        

8) ряды однородных членов предложения

3) фразеологизм

6) диалог

9) сравнение

2. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) стилистическими приёмами (риторическими фигурами)

1) парцелляция

4) вводные слова

7) восклицательные предложения  

2) метафора

5) лексический повтор        

8) ряды однородных членов предложения

3) фразеологизм

6) диалог

9) сравнение

3. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности

1) парцелляция

4) вводные слова  

7) восклицательные предложения      

2) метафора

5) лексический повтор    

8) ряды однородных членов предложения

3) фразеологизм

6) диалог

9) сравнение

4. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к форме речи

1) парцелляция

4) вводные слова          

7) восклицательные предложения      

2) метафора

5) лексический повтор  

8) ряды однородных членов предложения

3) фразеологизм

6) диалог

9) сравнение

Если отрабатывать навык нахождения средств выразительности, решая такие тесты, то, думаю, многие из Ваших учеников смогут через несколько занятий отличать тропы от приёмов.

Продолжаем решать вариант 1. Следующие тестовые задания включают в себя небольшой тест, в котором ученикам нужно найти названные средства выразительности.

5. Прочитайте предложение «Музыка может быть тихой и громкой, медленной и быстрой, грустной и весёлой, спокойной и тревожной». Среди предложенных терминов найдите те средства выразительности, которые использованы автором. Укажите их номера.

1) парцелляция

4) антонимы

7) эллипсис

2) восклицательные предложения

5) лексический повтор

8) метафоры

3) парное соединение однородных членов

6) диалог

9) сравнение

6. Прочитайте текст. Среди предложенных терминов найдите синтаксические средства выразительности, в том числе и стилистический приём (риторическую фигуру), которые использованы автором.  Укажите их номера.

И всё находилось в движении, медленном, равномерном. Текла река. Ей навстречу шла дорога. По дороге шагал доктор. В одном направлении с ним тянулись облака.

1) инверсия

4) антонимы

7) эллипсис

2) однородные определения

5) лексический повтор

8) метафоры

3) парное соединение однородных членов

6) диалог

9) сравнение

7. Прочитайте текст. Среди  предложенных терминов найдите троп, который использован автором. Укажите его номер.

И всё находилось в движении, медленном, равномерном. Текла река. Ей навстречу шла дорога. По дороге шагал доктор. В одном направлении с ним тянулись облака.

1) инверсия

4) олицетворение

7) эллипсис

2) восклицательные предложения

5) лексический повтор

8) перифраз

3) анафора

6) диалог

9) сравнение

8. Прочитайте текст. Среди предложенных терминов найдите морфологическое  средство выразительности, которое использовано автором. Укажите его номера.

И всё находилось в движении, медленном, равномерном. Текла река. Ей навстречу шла дорога. По дороге шагал доктор. В одном направлении с ним тянулись облака.

1) олицетворение

4) антонимы

7) эллипсис

2) восклицательные предложения

5) лексический повтор

8) метафоры

3) большое количество глаголов

6) диалог

9) сравнение

9. Прочитайте предложение «Лес молчал, будто слушал песню». Среди предложенных терминов найдите  те средства выразительности, которые использованы автором. Укажите их номера.

1) олицетворение

4) антонимы

7) эллипсис

2) сравнительное придаточное

5) неполное предложение

8) метафоры

3) парное соединение однородных членов

6) диалог

9) эпифора

10. Прочитайте предложение «Горит восток зарёю новой...». Среди предложенных терминов найдите  те средства выразительности, которые использованы автором. Укажите их номера.

1) олицетворение

4) метафора

7) эллипсис

2) сравнительное придаточное

5) неполное предложение

8) инверсия

3) парное соединение однородных членов

6) диалог

9) эпифора

Вместе с учениками проверьте решенный вариант 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

29

15

3

6

34

12

4

3

125

48

Вариант 6

1. Установите соответствие между терминами - названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) парцелляция

1) стилистический приём. Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном

Б) градация

2) нарочитое сочетание противоречивых понятий

В) оксюморон

3) это сопоставление слов или словосочетаний, резко различных или противоположных по смыслу

Г) антитеза

4) это ряд однородных слов или выражений (образов, сравнений, метафор и т. п.), последовательно нагнетающих, наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость передаваемых чувств, излагаемой мысли или описываемого события

Д) умолчание

5)стилистический приём (фигура), состоящий в таком расчленении единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, то есть фразах

2. Установите соответствие между названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) парцелляция

1) Смотри, ей весело грустить

Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова)

Б) градация

2) «Да как вы смеете? Да вот я я служу в Петербурге. Я, я, я» («Ревизор»)

В) оксюморон

3) В заботе сладостно туманной

Не час, не день, не год уйдет. (Е.Баратынский)

Г) антитеза

4) Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! – не понимая, сказал Никитин (Ю.Бондарев)

Д) умолчание

5) Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем. (М.Лермонтов).

3. Установите соответствие между названиями тропов  и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) эпитет

1) перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных

Б) метафора

2) выражение, которое в описательной форме передает смысл другого выражения или слова

В) метонимия

3) образное определение предмета, действия, процесса, события

Г) олицетворение

4) это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Она  основана на подобии или сходстве

Д) перифраз

5) при использовании этого тропа автор производит замену одного понятия другим на основе сходства между ними. Близкими по смыслу в этом случае являются причина и следствие, материал и сделанная из него вещь, действие и орудие, автор и название произведения

4. Установите соответствие между названиями тропов  и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) эпитет

1) Полдень пылал так, что,  казалось, сейчас расплавится асфальт.

Б) метафора

2) На поляну величественно вышел царь зверей, а высоко в небе парил царь птиц.

В) метонимия

3) «И стала лисица пуховыми лапками мыться.

      Взвивши кверху огненный парус хвоста» (В. Хлебников).

Г) олицетворение

4) Все флаги в гости будут к нам (А.С.Пушкин)

Д) перифраз

5) Мы проснулись рано и увидели, что мороз разрисовал все окна удивительными узорами.

5. Установите соответствие между названиями тропов и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)  ирония

1) замена названия предмета или явления названием части этого предмета или явления.

  1. Единственное число вместо множественного
  2. Множественное число вместо единственного
  3. Часть вместо целого.
  4. Целое вместо части.
  5. Родовое название вместо видового.
  6. Видовое название вместо родового.

Б) литота

2) сильное выразительное средство, имеющее оттенок насмешки, иногда легкой издевки. При употреблении этого тропа  автор использует слова с противоположным по смыслу значением так, чтобы читатель сам догадался об истинных свойствах описываемого объекта, предмета или действия

В) сравнение

3) противоположность гиперболе, образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления

Г) синекдоха

4) троп, с помощью которого явно и намеренно преувеличивают свойства предметов или явлений с целью усиления воздействия на читателей

Д) гипербола

5) троп, при употреблении которого определенные, наиболее характерные для предмета или процесса свойства раскрываются через аналогичные качества другого предмета или процесса

6. Установите соответствие между названиями тропов и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) ирония

1) Ярким солнцем в саду пламенеет костер. (А.А.Фет)

Б) литота

2) «…и слышно было до рассвета, как ликовал француз...»   (М.Ю.Лермонтов)

В) сравнение

3) «Люблю тебя, Петра творенье!» (т.е. Петербург)  (А.С.Пушкин)

Г) синекдоха

4) «Моё лицо, если только оно меня слушалось, выражало сочувствие и понимание»   (Рекс Стаут)  

Д) перифраз

5) Лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А.Некрасов)

7. Установите соответствие между терминами и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) анафора

1) тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф

Б) эпифора

2) намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения и легко восстанавливаемый в данном контексте или ситуации

В) синтаксический параллелизм

3) стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда

Г) эллипсис

4) изменение порядка в расположении частей предложения

Д) инверсия

5) стилистическая фигура - повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи, одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций

8. Установите соответствие между названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) анафора

1) В синем море волны плещут,

    В синем небе звезды блещут. (А. С.Пушкин)

Б) эпифора

2) Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом... (М.Ю.Лермонтов)

В) синтаксический параллелизм

3) Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!             (А. Блок)

Г) эллипсис

4) «Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место...,

как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней...» (Л.Н.Толстой)

Д) инверсия

5) Мы села — в пепел, грады — в прах,

    В мечи — серпы и плуги.    (В.Жуковский)

9. Прочитайте текст. Среди предложенных терминов найдите синтаксические средства выразительности, включающие в себя и стилистические приёмы (риторические фигуры),  которые использованы автором. Укажите их номера.

В его сердце опять толкнулась непрошеная боль. Жалость. Любовь, слегка забытая.

 - Вообразите, сижу, - рассказывала, трясясь от волнения, Анна Ричардовна, снова вцепившись в рукав бухгалтера, - и входит кот. Чёрный, здоровый, как бегемот.  

(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

1) односоставные предложения

4) оксюморон

7) инверсия

2) обособленное обстоятельство

5) сравнение

8) парцелляция

3) эллипсис

6) диалектизмы

9) однородные члены предложения

10. Прочитайте текст. Среди предложенных терминов найдите тропы, которые использованы автором. Укажите их номера.

В его сердце опять толкнулась непрошеная боль. Жалость. Любовь, слегка забытая.

 - Вообразите, сижу, - рассказывала, трясясь от волнения, Анна Ричардовна, снова вцепившись в рукав бухгалтера, - и входит кот. Чёрный, здоровый, как бегемот.

(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

1) метафора

4) эпитет

7) инверсия

2) обособленное обстоятельство

5) сравнение

8) парцелляция

3) односоставные предложения

6) диалектизмы

9) однородные члены предложения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

54231

43152

34512

31452

23514

45123

35124

43152

12789

145

Можно усложнить задание:

Вариант 8

1. Установите соответствие между названиями средств выразительности и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)  парцелляция

1) Прорытые временем лабиринты — исчезли.

Пустыня — осталась.

Несмолчное сердце — источник желаний — иссякло.

Пустыня — осталась.

Закатное марево и поцелуи пропали.

Пустыня — осталась.

Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло.

Пустыня — осталась.  (Ф.Г. Лорка «Пустыня» в переводе М. Цветаевой)

Б) градация

2) Прорытые временем лабиринты — исчезли.

Пустыня — осталась.

Несмолчное сердце — источник желаний — иссякло.

Пустыня — осталась.

Закатное марево и поцелуи пропали.

Пустыня — осталась.

Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло.

Пустыня — осталась.  (Ф.Г. Лорка «Пустыня» в переводе М. Цветаевой)

В) оксюморон

3) Кнозоров долгим полусвистом выпустил воздух через сжатые зубы. Положил руку на трубку. Взял ее. Сел.  (А.Солженицын)

Г) эпитет

4) Офицер из пистолета,

Теркин в мягкое штыком.   (А.Твардовский)

Д) эллипсис

5) Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! (Н.В. Гоголь)

6) Я был при ней, убитый, но живой. (Ф.И.Тютчев)

7) «Покорный Перуну старик  одному...» (А.С.Пушкин).

2. Установите соответствие между названиями средств выразительности и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) синекдоха

1) …Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете  копейкой.

 (Н.В.Гоголь)

Б) градация

2) …Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой

(Н.В.Гоголь)

В) противопоставление

3) Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени Мумбо-Юмбо составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. 

(И.А.Ильф и Е.П.Петров)

Г) гипербола

4) Ярким солнцем в лесу пламенеет костер. (А.А.Фет)

Д) ирония

5) Первое слово он произнёс весьма внятно, второе промямлил, третье просипел едва слышно, а потом вконец смутился и замолчал.

6) Снега высокие сойдут, и солнце выпьет влажный след.

7) …Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой.

 (Н.В.Гоголь)

И снова проверяем вместе с детьми, разбирая ошибки.

тест 1- 31624

тест 2 - 75123

Когда все эти практические работы будут детьми отработаны, то контрольную, которую Вы им предложите, они выполнят на «5». И на экзамене легко справятся с заданием 24.

Удачи Вам и Вашим ученикам на ЕГЭ.



Предварительный просмотр:

СЕКРЕТЫ ОДНОГО ЗАДАНИЯ

(О задании  № 8 на ЕГЭ по русскому языку)

Грамматические синтаксические ошибки – это ошибки в построении словосочетания и предложения.

 В задании №8  дано 9 предложений, в 5 из которых содержится грамматическая ошибка. Ученику необходимо найти ошибку и установить соответствие с типом её.

 Прочитайте все предложения, так как грамматическая ошибка слышна при чтении.  Найдите в предложениях грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Это действие поможет найти следующую ошибку:

I. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1.Чаще в тестах это ошибка дана в сложном предложении.

Ищем сложноподчиненное предложение со словами «те, кто…», «все, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…», «каждый из тех, кто», «многие из тех, кто…»

Неправильный вариант

Правильный вариант

Те, кто побывал в этом санатории, стремится приехать сюда еще раз.

Те, кто побывал в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз.

 Неправильное согласование подлежащего «те» и глагола – сказуемого, которое должно стоять во множественном числе.

Неправильный вариант

Правильный вариант

Те, кто побывали в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз.

Те, кто побывал в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз.

Неправильное согласование подлежащего «кто» и глагола – сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.

Запомните:

те (все, многие из тех) + глагол – сказуемое во множественном числе

кто (тот, каждый из тех) + глагол – сказуемое в единственном числе

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым может наблюдаться и в простом предложении:

Неправильный вариант

Правильный вариант

Студенчество выступили против решения администрации университета.

Студенчество выступило против решения администрации университета.

Неправильное согласование подлежащего, выраженного собирательным именем существительным, и сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.

Неправильный вариант

Правильный вариант

Газета «Аргументы и факты» опубликовали интересный материал.

Газета «Аргументы и факты» опубликовала интересный материал.

Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название газеты, журнала, произведения и др.

Неправильный вариант

Правильный вариант

МГТУ открыло новый факультет.

МГТУ открыл новый факультет.

Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, которое является несклоняемым сложносокращенным словом. Сказуемое согласуется с основным словом, входящим в наименование (в данном случае со словом «университет»).

Неправильный вариант

Правильный вариант

Ничто, даже проливные дожди, не могли помешать соревнованиям.

Ничто, даже проливные дожди, не могло помешать соревнованиям.

Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимением кто, никто, что, ничто, и сказуемого.

II. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1. Ищем производные предлоги, которые произошли от других частей речи:

благодаря, согласно, вопреки, наперекор, наперерез, подобно

эти предлоги употребляются  с существительными в дательном падеже

Употребление в подобных конструкциях родительного падежа вместо  дательного – распространенная ошибка.

Неправильный вариант

Правильный вариант

Согласно  распоряжения

согласно (чему?) распоряжению

Благодаря лечения

благодаря (чему?) лечению

2. Ищем непроизводный предлог «по» в значении завершенного действия:

Неправильный вариант

Правильный вариант

по приезду в столицу

по приезде в столицу (после приезда)

по окончанию школы

по окончании школы (после окончания)

по завершению работы

по завершении работы

Предлог «по» в значении «после чего – либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа.

III. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Большинство приложений согласовано с определяемым словом (то есть, стоит в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное).

Например: река (какая?) Волга

                   реки (какой?) Волги

        Имена собственные, заключенные в кавычки и представляющие собой название литературных произведений, газет, журналов, кинофильмов и т.д., нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, если перед ними стоит родовое понятие – нарицательное существительное «роман», «повесть», «рассказ», «стихотворение», «газета», «журнал» и т.д. Эти собственные имена называются несогласованными приложениями.

Например: газета (какая?) «Правда»

                 газеты (какой?) «Правда»

                 газете (какой?) «Правда»

      Неправильный вариант

Правильный вариант

В романе «Войне и мире»

В романе «Война и мир»

В рассказе «Судьбе человека»

В рассказе «Судьба человека»

В стихотворении «Незнакомке»

В стихотворении «Незнакомка»

 IV. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Однородные члены предложения – это главные и второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, выполняют одинаковую синтаксическую функцию (являются одними и теми же членами предложения) и произносятся с интонацией перечисления.

1. Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными повторяющимися союзами «не только…, но и…», «как…, так и…»:

      Неправильный вариант

Правильный вариант

В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, а также девочки.

В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но и девочки.

В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но девочки.

В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но и девочки.

Части двойных союзов «не только…, но и…», «как…, так и…» являются постоянными. Нельзя выпускать и заменять слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только…, а также…» (вместо  «не только…, но и…»), «как…, а также…» (вместо «как…, так и…»).

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.

2. Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными соединительным союзом «И».

      Неправильный вариант

Правильный вариант

В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю.

В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и о любви к нему.

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.

Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом «И».

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Сестры любили (что?) и увлекались (чем?) музыкой.

Сестры любили музыку и увлекались ею.

Недопустимо, чтобы от глаголов – сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Люди собирались повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Люди собирались повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги, разные предлоги опускать нельзя.

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Больному принесли какао, фрукты, бульон и апельсины.

Больному принесли какао, фрукты, бульон или какао, апельсины, бульон.

Нельзя в ряд однородных членов ставить обобщающее слово.

V. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Ошибки появляются при смешении прямой и косвенной речи.

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Раскольников сказал Соне, что это я убил процентщицу.

Раскольников сказал Соне, что это он убил процентщицу.

Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».

Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему».

При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передается.

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Чичиков спросил у Коробочки, что куда они заехали.

Чичиков спросил у Коробочки, куда он заехал.

VI. Нарушение в построении предложений с деепричастным оборотом

 Деепричастие – неизменяемая форма глагола, которая обозначает         добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Вырубая леса, гибнут реки (деепричастие не связано по смыслу со сказуемым как добавочное действие: реки не могут вырубать леса).

Вырубая леса, люди не думают о будущем (действия, выраженные глаголом – сказуемым не думают и деепричастием вырубая, относятся к подлежащему люди).

Приехав в Москву, ему стало грустно (безличное предложение).

Приехав в Москву, он загрустил.

Деепричастный оборот может быть употреблен в безличном предложении с инфинитивом:

Готовясь к экзамену, нужно повторить все темы курса русского языка.

VII. Нарушение в построении предложений с причастным оборотом

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Школьники помогали группе археологов, приехавшим из Москвы.

Школьники помогали группе археологов (каких?), приехавших из Москвы.

Несогласование определяемого слова и причастного оборота

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Листья тихо шуршали, осыпавшиеся с деревьев.

Листья, осыпавшиеся с деревьев, тихо шуршали.

Отрыв причастного оборота от определяемого слова

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Осыпавшиеся листья с деревьев тихо шуршали.

Осыпавшиеся с деревьев листья тихо шуршали.

Разрыв причастного оборота определяемым словом

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Направляемые молодые специалисты быстро осваиваются на местах.

Направляемые (кем?) министерством молодые специалисты быстро осваиваются на местах.

Употребление причастия без необходимых зависимых слов

VIII. Нарушение в построении сложноподчиненных предложений

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Он пишет то, что возмущен этим случаем.

Он пишет, что возмущен этим случаем.

Употребление избыточных соотносительных слов (указательного местоимения, наречия) в главной части СПП.

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Автор пишет, что будто бы…

что как он добился своей цели.

Автор пишет, будто бы…

 как он добился своей цели.

Употребление рядом двух однозначных союзов (что будто бы…, но однако)

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Преданность Гринева Маше Мироновой проявилась в том, когда девушка была в руках злодеев, он спас её.

Преданность Гринева Маше Мироновой проявилась в том, что, когда девушка была в руках злодеев, он спас её.

Пропуск союза.

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди них не было Андрия.

Когда утром казаки встали, Тарас удивился,  увидев, что среди них не было Андрия.

Загромождение сложного предложения одинаковыми союзами.

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве.

Эта книга, которую я прочитал ещё в детстве, научила меня ценить и уважать друзей.

Отрыв придаточного предложения от определяемого слова в главной части сложной конструкции.

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Чиновник разъяснил о том, что клиент нарушил инструкцию.

Чиновник разъяснил, что клиент нарушил инструкцию.

Неуместное употребление указательного слова при построении СПП и нарушение правильного глагольного управления: разъяснил (что?).

IX. Ошибки, связанные с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм.

      Неправильный вариант

Правильный вариант

А.С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию – «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

А.С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию – «испытанию любовью» - и этим раскрывает истинную сущность своего героя.

Глагол «подвергает» употреблен в настоящем времени; глагол «раскрыл» употреблен в прошедшем времени.

      Неправильный вариант

Правильный вариант

Дети, делая скворечники и разместив их на деревьях, помогают птицам.

Дети, делая скворечники и размещая их на деревьях, помогают птицам.

Деепричастие «делая» относится к несовершенному виду, а деепричастие «разместив» к совершенному виду.

Необходимо соблюдать видовременную соотнесённость глаголов – сказуемых и деепричастий  в связном тексте.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 24. Лексические средства выразительности

Возможные формулировки задания 22:

Прочитайте текст Н. Коршуновой. Из предложений 1-14 выпишите фразеологизм.

Правильный ответ: падали духом (этот фразеологизм употреблён в 12 предложении и имеет значение «отчаиваться, унывать»).

Из предложений 23-24 выпишите слово со значением: «Тот, кто стремится сделать все идеально, образцово, без малейших ошибок, поэтому постоянно недоволен итогами сделанного как собой, так и другими».

Правильный ответ: перфекционист.

В задании востребовано умение проводить лексический анализ слова в контексте, умение соотносить языковое явление с тем значением, которое оно получает в тексте.

Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: значения слов, лексические средства выразительности речи (синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, просторечия).

Синонимы - близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).

Антонимы - слова с противоположным лексическим значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русъ! (Н. А. Некрасов)

Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте: Милъоны вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок).

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.

Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Возьмем, например, фразеологизм строить воздушные замки. Общий смысл этого оборота «придумывать нереальные, невыполнимые планы» не вытекает из значения слов, входящих в его состав: строить = «создавать какое-либо сооружение», воздушные = «то, что состоит из воздуха», замок = «жилища феодала».

Фразеологизмы не создаются в речи каждый раз заново, а используются как уже готовые, закреплённые в памяти речевые единицы. Мы не придумываем фразеологизмы сами, а извлекаем из памяти в готовом виде. Они требуют запоминания.

В фразеологизмах нельзя заменять одни слова другими по собственному желанию. Есть фразеологизм зарубить себе на носу, который означает «основательно запомнить». И только в таком виде он существует. Употребление этого фразеологизма как зарубить себе на лбу является ошибочным.

Устаревшие слова - слова, вышедшие из активного употребления.

В зависимости от причин, по которым то или иное слово относится к разряду устаревших, выделяют:

историзмы - слова, служившие наименованием исчезнувших в наши дни явлений или предметов (камзол, опричник, городовой и т.д.);

архаизмы - устаревшие слова, имеющие в современном языке синонимы (перст = палец, десница = правая рука, чело - лоб).

Просторечные слова - 1) слова, грубо характеризующие предмет речи (дылда, паршиво, облапошить, дрыхнуть, харчи), употребляемые обычно в разговорной речи; 2) слова, лишённые грубости, но неправильно построенные с точки зрения словообразовательных норм русского языка и имеющие в своём составе лишние по сравнению с литературными словами приставки или суффиксы (вовнутрь, взаправду, их-
ний, завсегда, задаром, сгодиться).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Вспомните, что в науке о языке подразумевается под данной лексической единицей.
  2. Прочитайте указанные в выборке ответов предложения.
  3. Определите, в каком из них использована указанная в задании лексическая единица.
  4. Выберите правильный ответ.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Выпишите слово со значением: «Форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия».

Ответ:_______________________________        .

Задание № 2. Выпишите слово со значением: «Обостренное самолюбие, а также спесивость, чванство».

Ответ:________________________________.

Задание № 3. Выпишите слово со значением: «Мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков».

Ответ:________________________________.

Задание № 4. Выпишите слово со значением: «Презрительно надменный».

Ответ:________________________________.

Задание № 5. Выпишите слово со значением: «Размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ».

Ответ:________________________________.

Задание № 6. Выпишите слово со значением: «Действующее лицо пьесы, романа, обычно выражающее отношение автора к событиям».

Ответ: _______________________________.

Задание № 7. Выпишите слово со значением: «Яркое изречение, помещаемое автором перед произведением или частью его с целью помочь читателю глубже понять содержание и смысл текста».

Ответ:_______________________________        .

Задание 8. Выпишите слово со значением: «В художественном произведении описание природы, которое не только даёт возможность увидеть, где происходит событие, но и помогает понять его».

Ответ:_______________________________        .

Задание 9. Выпишите слово со значением: «Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы».

Ответ: _______________________________.

Задание 10. Выпишите слово со значением: «Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами».

Ответ:

Задание 22

№ задания

Ответ

1

абсолютизм

2

амбиция

3

абстракция

4

высокомерный

5

рефлексия

6

резонёр

7

эпиграф

8

пейзаж

9

нравственность

10

альтруизм



Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ

 Паронимы

 

Паронимы (от par – «возле» и onyma – «имя») это однокоренные слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения.

Например:

  • Скрытный («спрятанный») – скрытный («сдержанный, не выдающий замыслов, мыслей»);
  • Освоить («овладеть чем-либо») – усвоить («поняв, запомнить как следует»).

Паронимия – один из источников «трудностей» литературной речи.

                                         

                      имеют разные лексические                     сочетаются с разными словами

                                       значения

Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что 

 - эти слова обладают определенным сходством в звучании,

-  у них один и тот же корень,

- это слова одной части речи.

Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековойто нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений. 
Вековой – живущий, существующий столетия, очень долго.
Вечный –  бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.
Различие в лексическом значении этих слов отчетливо проявляется в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное вековой соотносится с существительным век и употребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, века: вековой дуб – дуб, живущий век, века, вековые традиции – традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства.

Он экономичный человек. 
(Правильно: Он экономный человек.) 

На вечер я одела  самое красивое платье.
(Правильно: На вечер я надела самое красивое платье.)

Вот тебе коньки: одевай их и догоняй меня.
(Правильно: 
Вот тебе коньки: надевай их и догоняй меня.)

От собственно паронимов принято отличать парономазы (от греч. para «возле» + onomazo «называю» – близкие по звучанию слова, имеющие разные корни: инъекция – инфекции, кларнет – корнет и др.

        

        ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ;

        ОПРЕДЕЛИТЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАЖДОГО ИЗ

                            СЛОВ-ПАРОНИМОВ;

                 ОПРЕДЕЛИТЕ, В ЧЕМ СОСТОИТ РАЗЛИЧИЕ ЭТИХ ЗНАЧЕНИЙ.

        ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ;

                            ПОДБЕРИТЕ СЛОВА, С КОТОРЫМИ МОГУТ СОЧЕТАТЬСЯ

                             ПАРОНИМЫ.    

! Если значения слов останутся тебе неясны, обратись к толковым словарям.

абонент - абонемент: 
абонент московской телефонной сети  
межбиблиотечный абонемент; абонемент в бассейн, в музей, в консерваторию; концертный абонемент

артистичный – артистический:
артистическая жизнь, судьба; артистические способности, наклонности 
артистичный  ребёнок, артистичная поза, артистичное поведение  

барский – барственный: 
барский дом, барская усадьба, барские дети  
барственная осанка, поза, манера держаться

болотный – болотистый

болотный запах, туман; болотная вода, растительность, птица; болотные цветы, сапоги

болотистый лес, берег, грунт; болотистая почва, долина, дорога, местность

будний - будничный: 
будний день  
будничное настроение; будничная обстановка, одежда; будничное выражение лица; будничный голос

великий - величественный: 
великий писатель, композитор, художник, исполнитель, мыслитель  
величественная панорама, величественный архитектурный ансамбль, величественное здание, величественные руины

вечный - вековой: 
вечные человеческие ценности, вечные проблемы, вечная шаль на плечах, вечная мерзлота, вечный покой, вечный огонь  
вековые дубы, вековая роща, вековой лес; вековые традиции, обычаи

водный - водянистый:
водная гладь, поверхность; водный стадион, вид спорта; водное пространство, водные поцедуры, водный раствор  
водянистые стебли водорослей; водянистый суп, кисель; водянистые глаза; водянистая масса

военный - воинский: 
военный человек, военная промышленность, военный парад, военный завод, военное производство, военное дело  
воинское звание; воинская доблесть, честь; воинская часть; воинский долг

враждебный – вражеский

враждебный прием, поступок, взгляд

вражеская пуля, оборона

высокий – высотный

высокая гора, цена, оценка; высокий потолок, рост, урожай

высотное здание, строительство; высотный номер

глиняный - глинистый:
глиняная посуда; глиняный черепок, горшок; глиняный очаг; колосс на глиняных ногах  
глинистые почвы, глинистый сланец, глинистый грунт

гуманный - гуманитарный: 
гуманная профессия, позиция, гуманное отношение, решение, общество, гуманный закон  
гуманитарная сфера, наука, проблема; гуманитарные исследования, гуманитарная катастрофа

гарантийный – гарантированный: 
гарантийный талон, гарантийная мастерская  
гарантированный успех, гарантированные права, условия труда и оплаты, гарантированный отпуск

действенный - действительный: 
действенная помощь, действенное средство, действенные меры, действенная сила  
проездной билет, действительный в течение 10 дней; действительный факт, действительная жизнь

деловой - деловитый: 
деловой стиль одежды, разговор;  деловая встреча, деловое письмо, деловые связи, деловые круги   
деловитая походка, деловитый вид, деловитые манеры

дельный - деловитый: 
дельный человек, совет; дельное предложение  
деловитая походка, деловитый стиль поведения, деловитые манеры

демократичный - демократический:  
демократическое правление, демократический строй, демократическая партия, демократические взгляды  
демократичный стиль, демократичная одежда; демократичный клуб, ресторан; демократичное общество, окружение

дипломат - дипломант: 
говорит как дипломат, вести себя как дипломат, профессиональный дипломат  
дипломант конкурса

добрый - добротный: 
добрый человек, добрая улыбка, память, доброе лицо, добрый взгляд  
добротная мебель, материя, добротный дом

доверчивый – доверительный

доверчивый ребенок

доверительный тон, голос, жест, взгляд

дождевой – дождливый

дождевой воздух, поток; дождевая капля

дождливый день, вечер, месяц; дождливое утро

единый - единичный:
единая позиция по проблеме, единая форма, единое мнение, единый технологический процесс 
единичный случай, единичное явление, единичное исключение

житейский - жизненный: 
житейская проблема, житейские мелочи  
жизненный интерес, путь; жизненное показание для операции; жизненная удача, драма, трагедия

жесткий – жестокий:

жесткий матрац, характер, жесткая дисциплина

жестокий человек, кашель, спор, жестокая борьба

звериный - зверский: 
звериные следы, звериное чутьё, звериный орнамент  
зверский аппетит; зверское убийство, преступление; зверское выражение лица

земляной – землистый: 
земляные грядки, земляной холм, земляная насыпь, земляные работы  
землистый цвет лица, землистое лицо

злой - злостный: 
злой взгляд, человек, голос, умысел; злая мачеха, жена; злые глаза, люди  
злостный прогульщик, нарушитель, неплательщик

информационный - информативный: 
информационный носитель, информационная программа, информационные технологии  
информативный доклад, информативное сообщение, выступление, информативная статья

инженерный – инженерский

инженерный факультет, подход, инженерная профессия, инженерное дело, инженерные войска, кадры, расчеты

инженерский диплом, дом, сын, труд, глаз; инженерская фуражка: инженерские обязанности, традиции, слова

искусный - искусственный: 
искусный мастер, ювелир, пианист, фокусник, искусный оратор, искусная отделка, работа  
искусственная весёлость, радость, бодрость; искусственные ткани, искусственный камень, смех, шелк;

каменный – каменистый: 
каменный дом, утес, каменное зодчество, сооружение, сердце, выражение лица, каменная ограда 
каменистая дорога, земля, долина, почва, пустыня, тропинка; каменистый берег, овраг; каменистое дно

командированный - командировочный: 
работник, командированный в Москву; жить в гостинице как все командированные; командированный из Новгорода 
командировочное удостоверение; командировочные деньги

комфортный - комфортабельный: 
комфортная ситуация, атмосфера, обстановка, роль  
комфортабельная квартира, мебель; комфортабельный автомобиль, самолёт, теплоход, поезд

красочный - красящий: 
красочный пейзаж, натюрморт, язык; красочная картина; красочные, яркие цвета лета  
красящее вещество

ледяной – ледовый: 
ледяная горка, ледяной голос, ледяной ветер  
ледовое побоище, ледовый дворец

лесистый – лесной

лесистый остров

лесная чаща, ягода, трава, тропа

личный – личностный

личный автомобиль, личное мнение

личностное начало, личностный потенциал

могучий – могущественный: 
могучий дуб, могучий торс; могучая грудь, фигура; могучие плечи  
могущественное государство, могущественная власть, могущественное влияние

нетерпимый – нестерпимый: 
нетерпимое отношение, нетерпимый поступок, нетерпимое поведение, нетерпимая выходка  
нестерпимая духота, боль, жара

невежа – невежда

невежа – невоспитанный, грубый человек

невежда – малообразованный, малознающий человек

одеть – надеть: 
одеть ребёнка, больного, малыша 
надеть платье, костюм, очки, украшения

практичный – практический: 
практичный человек, практичный шаг; практичная хозяйка, жена, мать  
практические занятия, практическая жизнь, практические навыки

представить – предоставить: 
представить к награде, представить жениха родителям, представлять интерес  
предоставлять возможности, предоставлять документы

поступок - проступок: 
благородный поступок, самоотверженный поступок, мужской поступок, достойный поступок, совершить поступок 
допустить проступок, досадный проступок, серьёзное наказание за проступок

пугливый – пуганый

пугливый ребенок, заяц, взгляд, жест

пуганая птица

сытый - сытный: 
сытый человек, сытые дети, сытый кот, сытый волк  
сытный обед, сытное блюдо, сытный корм

эффективный – эффектный: 
эффективный метод, способ, эффективное решение  
эффектная женщина, эффектные костюмы, эффектная картина

 

  1. Определи, какие слова можно употребить в словосочетаниях:

 ... телефонной сети

абонент

абонемент

  1. ... в бассейн

абонент

абонемент

  1.  ... способности

артистические

артистичные

  1.  ... ребёнок

артистический

артистичный

  1.  ... дом

барственный

барский

  1.  ... осанка

барская

барственная

  1.  ... день

будний

будничный

  1.  ... обстановка

будняя

будничная

  1.  ... мыслитель

великий

величественный

  1.  ... архитектурный ансамбль

великий

величественный

  1.  ... проблемы

вечные

вековые

  1.  ... дубы

вечные

вековые

  1.  ... гладь

водная

водянистая

  1.  ... суп

водный

водянистый

  1.  ... человек

военный

воинский

  1.  ... звание

военное

воинское

  1. ... мастерская

гарантированная

гарантийная

  1.  ... успех

гарантийный

гарантированный

  1.  ... посуда

глиняная

глинистая

  1.  ... берег

глиняный

глинистый

  1.  ... катастрофа

гуманная

гуманитарная

  1.  ... отношение

гуманитарное

гуманное

  1.  ... проездной билет

действенный

действительный

  1. ... помощь

действенная

действительная

  1.  ... разговор

деловитый

деловой

  1. ... походка

деловая

деловитая

  1.  ... совет

дельный

деловой

деловитый

  1. ... одежда

демократическая

демократичная

  1.  ... государство

демократическое

демократичное

  1. профессиональный... 

дипломант

дипломат

  1. ... конкурса 

дипломант

дипломат

  1. ... человек 

добротный

добрый

  1. ... костюм 

добротный

добрый

  1.  ... позиция 

единичная

единая

  1. ... случай 

единый

единичный

  1. ... мелочи 

жизненные

житейские

  1.  ... путь

житейский

жизненный

  1. ... следы

звериные

зверские

  1. ... аппетит

звериный

зверский

  1. ... голос

злостный

злой

  1. ... прогульщик

злостный

злой

  1.  ... носитель 

информационный

информативный

  1. ... мастер 

искусственный

искусный

  1. ... бриллиант 

искусственный

искусный

  1.  ... берег 

каменный

каменистый

  1. ... зодчество 

каменное

каменистое

  1. ... специалист 

командированный

командировочный

  1. ... удостоверение 

командированное

командировочное

  1. ... атмосфера 

комфортная

комфортабельная

  1. ... гостиница 

комфортая

комфортабельная

  1. ... язык 

красочный

красящий

  1. ... вещество 

красочное

красящее

  1. ... голос 

ледяной

ледовый

  1. ... дворец конькобежного спорта 

ледяной

ледовый

  1. ... дуб 

могущественный

могучий

  1. ... государство 

могучее

могущественное

  1. ... отношение 

нетерпимое

нестерпимое

  1. ... боль 

нетерпимая

нестерпимая

  1. ... платье 

одеть

надеть

  1. ... ребёнка 

одеть

надеть

  1. ... хозяйка 

практичная

практическая

  1. ... занятие 

практическое

практичное

  1. ... к награде 

представить

предоставить

  1. ... льготы 

представить

предоставить

  1. достойный ...

поступок

проступок

  1.  досадный ...

поступок

проступок

  1. ... человек

сытый

сытный

  1. ... десерт

сытый

сытный

  1. ... задание

эффективное

эффектное

  1. ... женщина

эффективная

эффектная


1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.

2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?
1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.
2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.
3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.
4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.

4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.

5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.

6. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия»?
1) аскетичный
2) скептический
3) хладнокровный
4) апатичный

7. Значение какого слова определено неправильно?
1) ФАСАД – тыловая сторона здания.
2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.
3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.
4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность.

8. Значение какого слова определено неправильно?
1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников; отступник, изменник, предатель.
2) ЭКСПОРТ – ввоз в страну иностранных товаров.
3) ПАРИТЕТ – равенство, равное отношение, одинаковое положение.
4) РАРИТЕТ – редкость.

9. Значение какого слова определено неправильно?
1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ – осуществляемый группой лиц.
2) ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий положительной оценки.
3) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщить.
4) КОМФОРТ – бытовые удобства; то, что создает удобства.

10. В каком предложении уместно использовать глагол ОПЛАТИТЬ?
1) … расходы по командировке взялось издательство.
2) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе.
3) Родина должна … бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на поле боя.
4) За полученный товар следовало … как можно быстрее.

Тренировочный тест.

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

2

3

1

2

2

4

1

2

2

1



Предварительный просмотр:

Задание 16

Пунктуация в ССП и предложениях с однородными членами

Составила Крюкова М.А., автор блога «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»

Постановка запятой

Пунктуация в ССП

Схема

Примеры

1

Запятая перед И ставится

Между частями ССП, соединёнными сочинительными союзами.

[  ], и [  ].

[Хлынули потоки дождя], и [запрыгал угловатый град].

2

Запятая перед И                   НЕ ставится

Между частями ССП, соединёнными сочинительными союзами при наличии:

                             

                                                               

  1. общего второстепенного члена (ОВЧ);

[ОВЧ  ]  и [  ].

[От ветра дрожали стёкла] и [громыхала крыша].                                                                          ОВЧ обычно находится в начале 1-ой части и является обстоятельством или дополнением.

  1. общего вводного слова (ОВС);

[ОВС  ]  и [  ].

[Очевидно,  начнутся дожди] и [пойдут грибы].

  1. общего придаточного предложения (ОПП);

(   ), [  ]  и [  ].

(Когда мы подошли к деревне), [звёзды бледнели] и [небо светлело].

  1. общей поясняемой части (ОПЧ);

[  ] : [  ]  и [  ].

[Вдруг я чувствую]: [кто-то подходит сзади] и [сердце начинает биться от страха].

  1. вопросительной или восклицательной интонации (ВИ).

[  ]  и [  ]?

[  ]  и [  ]!

[Когда придут гости] и [кто их будет встречать]?                                                  [Как красиво в этих местах] и [как хорошо мы отдохнули]!

Постановка запятой

Пунктуация при однородных членах

Схема

Примеры

1

Запятая ставится/НЕ ставится

При отсутствии союза

[О, О].

С Онегиным он вспоминает проказы, шутки прежних лет.

Между неоднородными определениями при отсутствии союза.

Нет ничего прекраснее тёплых  материнских рук.

Перед противительными союзами А, НО, ЗАТО, ОДНАКО

[О, но О].

Ребёнок был резов, но мил.

Перед союзом ДА

да (=и) О].           [О, да (=но) О].  

Слышится вой ветра да (=и) гул моря.                                                           Мал золотник, да (=но) дорог.

Перед разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО

или О].

 

Сведения об успехах или неудачах разносились быстро.

Перед второй частью двойных союзов:

  • как …, так и …
  • не только…, но и …
  • если не…, то …
  • не так …, как …
  • хотя и …, но …

[как О, так и О].

Этот метод лечения известен как в России, так и за рубежом.

Перед повторяющимися союзами:

  • да … да
  • ни … ни
  • или … или
  • либо … либо
  • то … то
  • не то … не то
  • то ли … то ли

1.[то О, то О].  

 2.[О, то О, то О].                                                      

1.Я то засыпаю, то пробуждаюсь.                                

2.Весь вечер Ленский был рассеян, то молчалив, то весел вновь.

НО                                                                                        Она была ничем не примечательна, вот уж воистину ни пава ни ворона. (фразеологический оборот)

Перед союзом И

1.[О и О].                2.[и О, и О, и О].                    3.[О, и О, и О].              4.[О и О, О и О]. 5.[О и О и О]. 6.[О и О О и О].  

1.Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.               2.С победой крымскою вернулось и солнце, и любовь, и юность, и счастье каждого из нас.                                                                               3.Человеку надо знать, и любить, и беречь свою землю.                                                                       4.Я счастлив и силён, свободен и молод.                                                                               5.Слышны были свистки и сипенье паровоза и рожок стрелочника.                                          6.Пошёл снег и засыпал лесные дороги и тропинки.                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для 9 класса по подготовке ГИА по русскому языку

«ГИА по русскому языку.   2011 год.Вариант   №1 для 9 классаНачало формыЧасть "A"Прочтите текст и выполните задания А1—А3 и B1—B14.(1)Наш аул Куркуреу расположен в предгорьях на широко...

Материалы для подготовки к ГИА. Русский язык 9 класс.Задание В3.

Представлены предложения для отработки задания В3. "Нахождение грамматической основы предложения"....

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА: РУССКИЙ ЯЗЫК

Комплект контрольно-оценочных материалов (КОМ) предназначен для контроля и оценки  образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык и литература...

Материалы для подготовки к ОГЭ (русский)

В данном подборке есть теоретические материалы и практические задания тестовой части ОГЭ (русский язык), рекомендации  написания сочинения 9.2  9.3...

Материалы подготовки к ОГЭ русский язык (сочинения)

Материалы для подготовки к написанию  сочинений в формате ОГЭ....