Формы работы с одаренными детьми (из опыта работы)
статья по русскому языку на тему

Зинатулина Гузель Рамиловна

В данной работе делюсь с разнообразными формами работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_npk_valieva_zinatulinoy_g.r.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                      Зинатулина Г.Р.

                                                                          учитель 1 категории  МБОУ « СОШ № 25

                                                               им.70-летия нефти Татарстана», г.Альметьевск

                       Формы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

Работа с группой одарённых учащихся:

-повышает познавательный интерес школьников к предмету;

-развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;

-учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;

-развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.

Главная цель  занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (районным и областным), а также поступлению и обучению в вузах.

При планировании с одаренными детьми по русскому языку и литературе рабочую программу разбиваю на разделы: занятия по фонетике, орфоэпии, по лексикологии, этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии и синтаксису.  Особое внимание уделяю разделам фразеология и этимология, так как каждый год на олимпиадах присутствуют задания по эти разделам.   Также уделяю внимание на  комплексный анализ текста, потому что анализируются знания учащихся по всем лингвистическим разделам.

               Школьный курс не дает полных знаний. И приходится  акцентировать внимание  на  моменты, которые слабо освещены  или совсем отсутствуют в школьном курсе. Например, взять курс 5 класса русского языка. Там знакомимся с  понятием омонимы.  А мы  глубже рассматриваем эти темы и даем обширный материал по таким понятиям, как омонимия и ее виды. На занятиях по морфологии уделяю внимание словам категории состояния. При изучении лексики спрашиваю  у детей: как проникли к нам иностранные слова? Что появилось раньше: многозначность или переносное значение слова? Для детей 10 лет это вполне проблемная задача. Чтобы понять лексическое значение слова, составим предложение, например, со словом вуз. Антонимы изучим на примере пословиц, синонимы найдём в собственной речи. При изучении грамматических тем всегда наблюдаем над языковыми фактами, сравниваем, что формирует наблюдательность, логическое мышление. 

            На уроках русского языка учителю приходится решать одновременно несколько глобальных задач. В их круг наряду с формированием навыков грамотного письма входит и ознакомление учащихся с историей родного языка, и развитие языкового чутья, и обучение азам лингвистики и т.д. Не секрет, что в условиях школы именно на учителей русского языка падает ответственность за лингвистическую компетенцию учащихся. Урок русского языка оказывается едва ли не единственным временем, когда ученики знакомятся с собственно лингвистическими терминами и категориями, непосредственно наблюдают и осмысляют язык как сложную, многоуровневую систему, построенную по определенным законам, вечно меняющуюся и живую.  Однако в существующих условиях невозможно уделять решению всех этих задач много времени. Катастрофически не хватает времени разобраться с орфографией и пунктуацией, а где уж тут говорить об истории языка! Однако мы стараемся уделять на уроках русского языка по 5 минут, чтобы совершить «лингвистическое открытие», так называемая «Лингвистическая пятиминутка». Это игра, но одаренным детям становится интересно самим найти что-то новое для себя и сообщить об этом одноклассникам (пусть даже для этого отводим 5 минут). При этом слабые учащиеся начинают тянуться за более сильными и вскоре тоже ищут интересные сведения.

            Дети очень любят поисково-исследовательскую работу (анализ текста)  Эта работа  требует работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками. Параллельно идет и знакомство с разными видами словарей.  Например, для того, что бы доказать. что слова трясти- трус, нос – заноза, завтрак – утро, горло – ожерелье, дуть  - надменный являются этимологическими родственниками, необходимо использовать этимологический словарь.

          В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Подготовка к олимпиаде проходит по-разному.  Я  отбираю материал прошлых лет, систематизирую, на основе  собранных заданий, составляю  новые  на устранение допущенных ошибок.  Кроме этого часто пользуюсь Интернет-ресурсами, нахожу такие задания, которые развивали бы творческое начало в ученике, критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. Полученный на выходе материал раздаю ученикам домой проработать самостоятельно, затем на консультациях (для подготовки к олимпиадам школа выделяет 1 час) разбираем ошибки, анализируем. Кстати, ребятам очень нравится самим подбирать задания, аналогичные моим. Но хотелось бы отметить, что в последние годы задания по литературе на муниципальном уровне коренным образом отличаются от заданий на школьной олимпиаде, что иногда приводит к трудностям в подготовке.

          В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Работа с одаренными детьми (из опыта работы)

В настоящее время проблема работы с одаренными детьми все более актуальна.Обществу нужна творческая личность. Выявление одаренных детей, организация системной работы-одна из главных задач современной ...

Формы и методы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные ...

Работа с одаренными детьми.Из опыта работы учителя английского языка Клериковой Ольги Алексеевны.

В данной статье учитель делится многолетним опытом работы с одаренными детьми,   дает советы по организации внеаудиторной занятости учащихся в условиях современной школы. Молодые учителя могут на...

Некоторые формы работы с одаренными детьми из опыта работы

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и в неурочное время...

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...

Приемы и методы работы с одаренными детьми ( из опыта работы ).

В работе приведены примеры приёмов работы с учениками , проявляющими интерес к математике .  Но данный материал может быть использован и для того , чтобы количество таких учеников стало значитель...