Урок чтения в 6 классе
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_v_6_klasse.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 6 классе.
Тема урока: В. Бианки «Ноябрь».
Цель: Познакомить учащихся с рассказом.
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомить с творчеством В.Бианки, совершенствовать навыки выразительного чтения
Коррекционно – развивающие: обогащение словарного запаса учащихся, коррекция и развитие связной устной речи.
Воспитательные: воспитание интереса к произведениям Бианки.
Оборудование: портрет В. Бианки, репродукции картин, рисунки учащихся, осенний букет.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: Доброе утро!
Настройтесь на работу. Для этого сядьте прямо. Поднимите плечи, опустите. Посмотрите на своего соседа по парте – улыбнитесь ему. Посмотрите на меня – улыбнитесь мне.
II. Введение в тему.
Ребята, каждое сейчас время года? Каждое время года прекрасно по-своему. У каждого времени года есть свои цвета и звуки. А какое время года приходит без красок и без кисти и сначала перекрашивает листья, а потом срывает их? (Осень)
А слышно, как падают листья? (слышно, они шелестят)
Начнём урок с речевой разминки.
В тишине лесной глуши Шёпот к Шороху спешит.
- Прочтите это предложение как сообщение.
- Прочтите это предложение как вопросительное.
- Выделите голосом слово Шёпот.
- Выделите голосом слова к Шороху
- Выделите голосом слово СПЕШИТ.
- Прочитайте шёпотом.
- Проговорите скороговорку быстро.
А сейчас поработаем над техникой чтения.
(Раздать детям тексты, а учащемуся 4 группы – раскрасить картинку или нарисовать).
«Жужжащее» чтение рассказа Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий?»
- Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!
Увидал тучу заяц - беляк да как заверещит:
– Скорей, туча, скорей! Я давным – давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди охотники высмотрят!
Услыхала туча зайца и двинулась в лес.
2.– Нельзя, туча, назад, назад!- закричала серая куропатка.- Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?
Туча двинулась назад.
3. –Давай вперёд, нечего пятиться!- заворчал медведь. Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!
Туча помедлила и опять двинулась в лес.
4. – Сто-ой, сто-ой! – завыли волки.- Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят! Туча заколыхалась – остановилась.
5. А из лесу крик и вой.
- Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! – кричат одни.
- Не смей снег высыпать! – воют другие.- Назад поворачивай!
Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.
Потому - то в ноябре то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.
Ни зима, ни осень!
6.Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся леса. Всё видно насквозь… Старые деревья давно облетели. И только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие листья, блистающие золотом. Когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца… Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хрупкими в морозы…(С.Т.Аксаков)
Через 2-3 минуты дети читают тексты вслух.
Вопросы к текстам:
- О чём просил тучу заяц – беляк?
- Почему куропатке не нужен снег?
- Зачем нужен снег медведю?
- О чём просили тучу волки?
- Почему в ноябре – ни зима, ни осень?
- Какую осень описывает Сергей Тимофеевич Аксаков – раннюю или позднюю?
- Ребята, назовите осенние месяцы.
К сегодняшнему уроку я просила вас подготовить рисунки на тему поздней осени.
(Дети выходят со своими рисунками)
Ребята, кто из вас хочет рассказать стихотворение об этой поре?
Дети читают стихи, например:
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в тёплые края.
(А.Плещеев)
- К какому рисунку подходит это стихотворение?
- Какие загадки и пословицы подготовили вы к уроку?
- Как птицы готовятся осенью к зиме (улетели ласточки, стрижи…)
- А животные? (прячутся мыши, насекомые, пауки, многоножки, застывают змеи, звери надевают тёплые шубки, устраивают кладовки в норах…)
- А что делают осенью ваши родители?
Физминутка.
-А теперь, ребята, подойдите к окну. Какие приметы осени вы можете назвать?
-Какая сегодня погода, какое небо, какое солнце, какие листья на деревьях?
Пушкин, Есенин, Паустовский, Пришвин, Скребицкий и другие писатели любили русскую природу, много о ней писали и с большой любовью изображали красоту русской природы. Среди них – В.Бианки.
Разгадайте анаграмму и узнаете название рассказа: НОРЬЯБ
- Какие рассказы Бианки мы уже читали в этом учебном году?
- А что вы помните о В.Бианки?
III. Работа над рассказом.
1.Слово учителя о писателе.
2.Словарная работа:
Зябь – растения, посаженные под зиму.
3.Чтение текста учителем (дети следят с карандашом в руках, отмечают непонятные слова)
4. Беседа:
-Почему ноябрь называют полузимником? Подтвердите ответ словами из текста.
-Объясните, почему ноябрь- внук сентября, сын октября, родной брат декабря.
- Вспомните, какие два первых дела совершила осень в сентябре и октябре. Какое третье дело осени завершается в ноябре? (с. 36)
-Какие образные выражения использует автор для описания поздней осени? (слова с переносным значением, сравнения - сентябрёв внук…, раздевает лес, снежное покрывало, золотая мать –и – мачеха, деревья заснули)
- Как вы понимаете народные приметы: В ноябре зима с осенью борется.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.
Физминутка.
4. Чтение текста учащимися
А) По цепочке – по одному предложению
Б) Абзацами – детей называет учитель. Учащиеся наблюдают за чтением друг друга и сообщают о количестве и характере ошибок)
В) Чтение - эстафета
IV. Итог.
Учитель: Вот и закончился наш урок, на котором вы читали, отвечали устно, выполняя разные задания.
Что же новое и интересное вы узнали на уроке? чему учились?
(Ответы детей)
Проверка работы у учащегося 4 группы.
Вы все сегодня хорошо поработали над техникой чтения, были активны, молодцы! Как вы сами оцениваете свою работу на уроке?
Оценка учителя.
V. Домашнее задание: стр.55
4гр.- рисунок/ чтение одного абзаца
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)
Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки рассказа"...
Открытый урок по ручному труду с элементами урока чтения, в классе для детей с глубокой умственной отсталостью.
Тема урока: поделка из яичной скорлупы «Цыпленок».Цель урока: учить изготавливать поделку «Цыпленка»Задачи:- продолжить развивать практические умения в технике изготовления поделки и...
Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Ф,ф"
Интегрированный урок ( чтение и окружающий мир) с использованием интерактивной доски, проектора. Занимательная фонетическая разминка, Ребята на уроке были путешественниками, исследователями.Эври...
Методическая разработка урока английского языка.Урок чтения 6 класс.
В данной методической разработке вы узнаете поэтапный ход урока, на котором мы с ребятамии читали иразбирали очень интерсное на мой взгляд произведение....
Конспект урока и презентация к уроку чтения 5 класс 8 вид на тему "Доброта в поступках героев рассказа Ю.Яковлева «Колючка»"
Конспект урока и презентация к уроку чтения 5 класс 8 вид на тему "Доброта в поступках героев рассказа Ю.Яковлева «Колючка»"...