Групповая деятельность как одна из эффективных форм при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Опыт работы, представленный на заседании городского августовского совещания
работников системы образования «Нижневартовск. Образование. Движение вперед!» в 2018 году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vinokurovarh_vystuplenie_rmts.docx | 348.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Винокурова Р.Х., учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №8»
Групповая деятельность как одна из эффективных форм при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе
Кроме убеждений, нужны знания,
которые можно приобрести, и методы,
которые можно освоить.
Бертольт Брехт
Качественная подготовка к государственной итоговой аттестации - это большая и ответственная работа педагога и учащихся, требующая прочных знаний и определенных усилий. Ее итог прямо пропорционален потраченному времени. По словам Аристотеля, «лучший результат, который может выбрать для себя человек, — добиваться самого высокого результата, на который способен».
Опыт работы показывает, что вопросы подготовки к ОГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:
- системности (подготовка ведется последовательно и по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);
- гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ОГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся, а также групповая деятельность).
На групповой форме как одной из эффективных форм подготовки к государственной аттестации мне хотелось бы сегодня остановиться более подробно.
Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Цель моего выступления – показать технологию организации групповой деятельности, эффективность её использования на уроках русского языка при подготовке к государственной итоговой аттестации в 9 классе на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов.
Проиллюстрирую данную технологию на примере урока в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения», проведенного в форме урока-конкурса. Думаю, коллеги согласятся, что тема «Сложноподчиненные предложения» имеет много «подводных камней». Анализ проведенных работ в форме ОГЭ выявил следующие типичные ошибки:
- не все обучающиеся видят границы придаточного предложения, особенно, если оно стоит в середине главного, отсюда и ошибки в постановке знаков препинания: вместо двух запятых могут поставить одну;
- ошибки в постановке знаков препинания в СПП с придаточным определительным, соединенным союзным словом который (мы знаем, что не всегда запятая ставится перед союзным слово который);
- ошибки в определении главного слова в главном предложении, отсюда неправильно заданный вопрос и, как следствие, неправильно определенный вид придаточного.
А ведь данная тема входит в задания ОГЭ, конструкции СПП также используются при написании изложения и сочинения.
В поисках решения данной проблемы я использовала технологию моделирования конструкции сложноподчиненного предложения. Хочу отметить, что моделирование – один из эффективных видов деятельности, особенно для слабоуспевающих, поскольку меняет привычное восприятие текста, позволяя форматировать его в наглядную модель, а значит, легко усваивается и запоминается.
Моделирование в группах помогло мне решить несколько задач: во-первых, мотивировать деятельность обучающихся на уроке, во-вторых, скорректировать знания слабоуспевающих обучающихся с помощью «сильных» (дух соревнования и помощь одноклассников в групповой деятельности бывают очень действенны).
Организацию групповой деятельности проводила в несколько этапов:
1 этап – предварительный. Он включал консультацию с «сильными» обучающимися, которым предлагалось принять участие в составе экспертной группы оценки деятельности одноклассников; знакомство с основными задачами, видами деятельности, листами оценивания групп. (См. Таблицу 1)
Таблица 1
Лист оценивания
№ | Название этапа | Максимальное количество баллов | Время | Участие каждого члена команды | Баллы по факту |
1 | Моделирование о/к | 8 баллов | 1 м. + 3 б. 2 м. + 2 б. 3 м. + 1 б. | + 2 б. | |
2 | Защита о/к | 5 баллов | |||
3 | Практикум | 8 баллов (по 1б. за правильно выполненное задание) | 1 м. + 3 б. 2 м. + 2 б. 3 м. + 1 б. | + 2 б. | |
ИТОГ |
2 этап – деление классного коллектива на группы, состоящие как из «сильных», так и слабоуспевающих обучающихся; выбор лидера; знакомство с основными правилами работы в группе, одним их которых является задействие каждого члена группы.
3 этап – моделирование опорного конспекта по заранее заготовленным деталям, опираясь на самостоятельно изученный теоретический материал, данный в учебнике.
4 этап – защита опорного конспекта по заданному алгоритму. На этом этапе решалось несколько задач: умение систематизировать теоретический материал, логично выстраивать свое выступление, развитие монологической речи, умение выступать перед широкой аудиторией. Алгоритм выступления обычно предлагался в помощь слабоуспевающим ученикам. (См. Алгоритм ответа)
АЛГОРИТМ ОТВЕТА
1. На какие вопросы отвечают придаточные предложения?
2. К какому слову относятся придаточные предложения?
3. С помощью чего прикрепляются придаточные предложения к главному?
4. Где находятся придаточные предложения по отношению к главному?
5. Привести пример сложноподчиненного предложения.
Замечу, что при знакомстве с новым материалом моя роль здесь только корректирующая. Учащиеся самостоятельно добывали и систематизировали свои знания, что особенно важно в условиях новых образовательных стандартов. Очень точно по этому поводу высказался И.Г. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня - они будут открывать это новое сами».
5 этап – это практикум. Закрепление изученного материала на примере разноуровневых заданий, которые лидер группы распределял между членами команды по их силам. Задания имели практическую значимость – они все взяты из демонстрационных материалов ОГЭ. (См. задание № 12 ОГЭ)
Задание № 12 ОГЭ (ФИПИ) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5)чтобы я слышала. Ответ: ___________________________. |
6 этап – подведение итогов. Как видим на слайде (См. Слайд 1), это успешно делали сами ученики из состава экспертной группы. Они оценили работу групп по оценочным листам, проверили правильность выполнения практической части, подсчитали баллы и озвучили команду-победителя, которую наградили медалями «Умник класс», кроме того все члены выигравшей команды получили пятерки. Благодаря совместной деятельности, вкладу каждого в победу, они смогли успешно, слаженно и быстро справиться и заработать положительную отметку.
Слайд 1
Проанализировав результатов групповой деятельности, я пришла к выводу: организация данной работы способствует повышению качества обученности и ликвидации ошибок по данной теме. Об этом свидетельствуют и результаты выполненных девятиклассниками заданий на обобщающем уроке: из 25 ч. пятёрки получили 10 ч., четвёрки – 10 ч., троек – 5 ч., двоек – нет. А если данные исследования представить в виде диаграммы, можно проследить динамику роста по сравнению с прошлым годом по той же теме (См. Диаграмму 1).
Диаграмма 1
Таким образом, рационально организованная групповая деятельность не только позволяет решать познавательные и коммуникативные задачи, но и способствует повышению качества подготовки выпускников 9-х классов к государственной итоговой аттестации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность как одна из эффективных форм повышения профессиональной компетентности обучающихся
Основной стратегией производственного обучения является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучающегося, учет его способностей, возможностей, с...
Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке английского языка."
Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения. В новых стандартах по иностранному языку говорится, что основное назначение обучения иностран...
Мастер-класс по теме "Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку".
Цель мастер-класса - показать отдельные формы групповой работы, используемые учителем на уроках английского языка. Считаю, что групповая работа способствует развитию коммуникабельной, креативной лично...
Исследовательская деятельность-как одна из эффективных форм развития познавательной компетентности
Выступление учителя на РМЦ учителей истории (из опыта работы) «Исследовательская деятельность-как одна из эффективных форм развития познавательной компетентности» Следует признать, что исх...
Отзывы родителей на методическую разработку " Общественный зачет зачет как эффективная форма проверки качества знаний учащихся по русскому языку и литературе»
Отзывы родительского сообщества на МР...
Эффективные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы
Технология активизации мыслительной деятельности и формирования индивидуальных особенностей личности при изучении русского языка и литературы с целью повышения мотивации учебной деятельности опирается...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность" (Подготовка к ОГЭ по русскому языку:9 класс)
Программа внеурочной деятельности "Русская словесность" создана в соответствии с требованиями ФГОС ООО . Цель курса: подготвка обучающихся к сдаче ОГЭ по русскому языку и устному собеседован...
- Мне нравится (1)