ктп
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ Городского округа Балашиха «ГИМНАЗИЯ №2»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Гимназия №2»
________________А.Б.Ларькина
Приказ № 122-01-ОД от 31.08.2018г.
Рабочая программа по русскому языку
(базовый уровень)
5А класс
Составитель: Ястребкова Александра Александровна,
учитель первой квалификационной категории
2018 г.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение курса русского языка в 5 классе направлено на достижение следующих результатов:
Личностными результатами изучения русского языка в 5 классе являются: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения русского языка в 5 классе являются: владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.), коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения русского языка в 5 классе являются: представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности при получении образовании, а также роли русского языка в процессе самообразования; владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями; способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; адекватное восприятие на слух текстов разных сталей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации); умение сравнивать речевые высказывании с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо: умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных жизненных ситуациях общения; осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Речь и речевое общение
Учащийся научится:
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
- нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
Учащийся получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
Речевая деятельность
Аудирование
Учащийся научится:
- понимать и уметь формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию комментировать её в устной форме;
- передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Учащийся научится:
- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических жанров, художественно-публицистического жанра), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
- владеть практическими умениями ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- владеть приемами работы с учебной книгой, справочникам и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Учащийся получит возможность научиться:
- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Учащийся научится:
- создавать устные монологические и диалогические в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
Учащийся получит возможность научиться:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.
- выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
- участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата
Письмо
Учащийся научится:
- создавать письменные монологических высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана.
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические нормы, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Учащийся получит возможность научиться:
- писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Учащийся научится:
- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т.п.
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.
Учащийся получит возможность научиться:
- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Учащийся научится:
- различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Учащийся получит возможность научиться:
- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Учащийся научится:
- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Учащийся научится:
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования;
- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Учащийся получит возможность научиться:
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;
- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Учащийся научится:
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
- подбирать к словам синонимы, антонимы;
- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Учащийся научится:
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
Учащийся получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства морфологии;
- опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
- объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
Синтаксис
Учащийся научится:
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Учащийся получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций.
Правописание: орфография и пунктуация
Учащийся научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Учащийся получит возможность научиться:
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Культуроведческая компетенция
Язык и культура
Учащийся научится:
- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Учащийся получит возможность научиться:
- анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Основное содержание программы
Язык и общение (2+ 1)
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17 ч+3 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23 ч +7ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 4 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (17 ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (29 ч + 6 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного (5+ 2 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Наименование разделов и тем |
1. | 03.09-07.09 | Язык и человек. Общение устное и письменное. | |
2. | 03.09-07.09 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | |
3. | 03.09-07.09 | Р.Р.Стили речи. | |
4. | 03.09-07.09 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | |
5. | 03.09-07.09 | Орфограмма. | |
6. | 10.09-14.09 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | |
7. | 10.09-14.09 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | |
8. | 10.09-14.09 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | |
9. | 10.09-14.09 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | |
10. | 10.09-14.09 | Буквы и, у, а после шипящих. | |
11. | 17.09-21.09 | Разделительные ъ и ь. | |
12. | 17.09-21.09 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | |
13. | 17.09-21.09 | Р.Р.Что мы знаем о тексте? | |
14. | 17.09-21.09 | Р.Р.Обучающее изложение (по Г.А. Скребицкому) ( упр. 70) . | |
15. | 17.09-21.09 | Части речи. | |
16. | 24.09-28.09 | Глагол. | |
17. | 24.09-28.09 | -Тся и -ться в глаголах. | |
18. | 24.09-28.09 | Р.Р.Тема текста. Обучающее сочинение «Воскресная прогулка» (упр.87). | |
19. | 24.09-28.09 | Личные окончания глаголов. | |
20. | 24.09-28.09 | Имя существительное. | |
21. | 01.10-05.10 | Имя прилагательное. | |
22. | 01.10-05.10 | Местоимение. | |
23. | 01.10-05.10 | Р.Р.Основная мысль текста. Обучающее сочинение «Летние радости» (упр. 118). | |
24. | 01.10-05.10 | Р.Р.Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом». | |
25. | 01.10-05.10 | Повторение изученного в начальных классах. Подготовка к контрольному диктанту. | |
26. | 08.10-12.10 | Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах». | |
27. | 08.10-12.10 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | |
28. | 08.10-12.10 | Синтаксис. Пунктуация. | |
29. | 08.10-12.10 | Р.Р.Обучающее сжатое изложение. | |
30. | 08.10-12.10 | Словосочетание. | |
31. | 15.10-19.10 | Разбор словосочетания. | |
32. | 15.10-19.10 | Предложение. Р.Р.Сжатое изложение (упр. 144). | |
33. | 15.10-19.10 | Виды предложений по цели высказывания. | |
34. | 15.10-19.10 | Виды предложений по интонации. Восклицательные предложения. Р.Р.Обучающее сочинение-повествование (упр. 157). | |
35. | 15.10-19.10 | Р.Р.Отзыв о сочинении товарища (упр. 158) . | |
36. | 22.10-26.10 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | |
37. | 22.10-26.10 | Сказуемое. | |
38. | 22.10-26.10 | Р.Р.Сжатое изложение с грамматическим заданием (упр. 168). | |
39. | 22.10-26.10 | Тире между подлежащим и сказуемым. | |
40. | 22.10-26.10 | Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения. | |
41. | 06.11-09.11 | Дополнение. | |
42. | 06.11-09.11 | Определение. | |
43. | 06.11-09.11 | Обстоятельство. | |
44. | 06.11-09.11 | Предложения с однородными членами. | |
45. | 06.11-09.11 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | |
46. | 12.11-16.11 | Предложения с обращениями. | |
47. | 12.11-16.11 | Р.Р.Письмо. | |
48. | 12.11-16.11 | Р.Р.Подготовка к контрольному сочинению-описанию по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки». (упр. 229). | |
49. | 12.11-16.11 | Р.Р.Контрольное сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки» (упр. 229). | |
50. | 12.11-16.11 | Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. | |
51. | 19.11-23.11 | Простые и сложные предложения. | |
52. | 19.11-23.11 | Синтаксический разбор сложного предложения. | |
53. | 19.11-23.11 | Прямая речь. | |
54. | 19.11-23.11 | Диалог. | |
55. | 19.11-23.11 | Повторение. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Синтаксис и пунктуация». | |
56. | 26.11-30.11 | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация». | |
57. | 26.11-30.11 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | |
58. | 26.11-30.11 | Фонетика. Гласные звуки. | |
59. | 26.11-30.11 | Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие. | |
60. | 26.11-30.11 | Изменение звуков в потоке речи. Согласные звонкие и глухие. | |
61. | 03.12-07.12 | Р.Р.Повествование. Изложение – повествование с элементами описания (упр. 282, 283). | |
62. | 03.12-07.12 | Графика. Алфавит. | |
63. | 03.12-07.12 | Р.Р.Описание предмета. Сочинение-описание. | |
64. | 03.12-07.12 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | |
65. | 03.12-07.12 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | |
66. | 10.12-14.12 | Орфоэпия. | |
67. | 10.12-14.12 | Фонетический разбор слова. | |
68. | 10.12-14.12 | Повторение. Подготовка к контрольному тестированию. | |
69. | 10.12-14.12 | Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | |
70. | 10.12-14.12 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | |
71. | 17.12-21.12 | Р.Р.Сочинение. Описание предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». | |
72. | 17.12-21.12 | Слово и его лексическое значение. | |
73. | 17.12-21.12 | Однозначные и многозначные слова. | |
74. | 17.12-21.12 | Р.Р. Сочинение-рассуждение (упр. 345). | |
75. | 17.12-21.12 | Прямое и переносное значение слов. | |
76. | 24.12-28.12 | Омонимы. | |
77. | 24.12-28.12 | Синонимы. | |
78. | 24.12-28.12 | Р.Р.Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр.368). | |
79. | 24.12-28.12 | Антонимы. | |
80. | 24.12-28.12 | Р.Р.Подробное изложение. (К.Г. Паустовский «Первый снег» упр.375). | |
81. | 14.01-18.01 | Повторение. | |
82. | 14.01-18.01 | Контрольный тест №2 по теме «Лексика. Культура речи». | |
83. | 14.01-18.01 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | |
84. | 14.01-18.01 | Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | |
85. | 14.01-18.01 | Окончание. Нулевое окончание. | |
86. | 21.01-25.01 | Основа. Р.Р.Сочинение в форме письма (упр. 390). | |
87. | 21.01-25.01 | Корень слова. | |
88. | 21.01-25.01 | Р.Р.Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Сочинение-рассуждение (упр. 402). | |
89. | 21.01-25.01 | Суффикс. | |
90. | 21.01-25.01 | Приставка. | |
91. | 28.01-01.02 | Р.Р. Выборочное изложение. (Упр. 419, 420). | |
92. | 28.01-01.02 | Чередование звуков. | |
93. | 28.01-01.02 | Беглые гласные. | |
94. | 28.01-01.02 | Варианты морфем. | |
95. | 28.01-01.02 | Морфемный разбор слова. | |
96. | 04.02-08.02 | Правописание гласных и согласных в приставках. | |
97. | 04.02-08.02 | Буквы з и с на конце приставок. | |
98. | 04.02-08.02 | Буквы а — о в корне -лаг- — -лож-. | |
99. | 04.02-08.02 | Буквы а — о в корне -раст- — -рос-. | |
100. | 04.02-08.02 | Буквы ё — о после шипящих в корне. | |
101. | 11.02-15.02 | Буквы и — ы после ц. | |
102. | 11.02-15.02 | Повторение. | |
103. | 11.02-15.02 | Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Морфемика». | |
104. | 11.02-15.02 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | |
105. | 11.02-15.02 | Р.Р.Сочинение-описание с элементами рассуждения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 470). | |
106. | 18.02-22.02 | Имя существительное как часть речи. | |
107. | 18.02-22.02 | Р.Р.Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение (упр. 484). | |
108. | 18.02-22.02 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | |
109. | 18.02-22.02 | Имена существительные собственные и нарицательные. | |
110. | 18.02-22.02 | Род имён существительных. | |
111. | 25.02-01.03 | Р.Р.Сжатое изложение (упр. 513). | |
112. | 25.02-01.03 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | |
113. | 25.02-01.03 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | |
114. | 25.02-01.03 | Три склонения имён существительных. | |
115. | 25.02-01.03 | Падеж имён существительных. | |
116. | 04.03-07.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | |
117. | 04.03-07.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | |
118. | 04.03-07.03 | Множественное число имён существительных. | |
119. | 04.03-07.03 | Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | |
120. | 04.03-07.03 | Морфологический разбор имени существительного. | |
121. | 11.03-15.03 | Повторение. | |
122. | 11.03-15.03 | Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | |
123. | 11.03-15.03 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | |
124. | 11.03-15.03 | Р.Р.Устное сочинение-описание по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». Письменный отзыв на сочинение одного из учеников. | |
125. | 11.03-15.03 | Имя прилагательное как часть речи. | |
126. | 18.03-22.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | |
127. | 18.03-22.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящий звук. | |
128. | 18.03-22.03 | Р.Р.Описание животного. Изложение (упр.585). | |
129. | 18.03-22.03 | Прилагательные полные и краткие. | |
130. | 18.03-22.03 | Р.Р.Описание животного. Сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение (упр. 598). | |
131. | 01.04-05.04 | Морфологический разбор имени прилагательного. | |
132. | 01.04-05.04 | Повторение. | |
133. | 01.04-05.04 | Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | |
134. | 01.04-05.04 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | |
135. | 01.04-05.04 | Глагол как часть речи. | |
136. | 08.04-12.04 | Не с глаголами. | |
137. | 08.04-12.04 | Р.Р.Рассказ. | |
138. | 08.04-12.04 | Неопределённая форма глагола. | |
139. | 08.04-12.04 | Правописание -тся и -ться в глаголах. | |
140. | 08.04-12.04 | Правописание -тся и -ться в глаголах. | |
141. | 15.04-19.04 | Виды глагола. | |
142. | 15.04-19.04 | Буквы е — и в корнях с чередованием. | |
143. | 15.04-19.04 | Буквы е — и в корнях с чередованием. | |
144. | 15.04-19.04 | Р.Р.Невыдуманный рассказ (о себе). | |
145. | 15.04-19.04 | Время глагола. | |
146. | 22.04-26.04 | Прошедшее время. | |
147. | 22.04-26.04 | Настоящее время. | |
148. | 22.04-26.04 | Будущее время. | |
149. | 22.04-26.04 | Спряжение глаголов. | |
150. | 22.04-26.04 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | |
151. | 29.04-03.05 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | |
152. | 29.04-03.05 | Контрольное тестирование № 3 по изученному материалу раздела «Глагол». | |
153. | 29.04-03.05 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | |
154. | 29.04-03.05 | Морфологический разбор глагола. | |
155. | 29.04-03.05 | Р.Р.Сжатое изложение с изменением формы лица (упр.688). | |
156. | 06.05-10.05 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | |
157. | 06.05-10.05 | Р.Р.Употребление времён. Репортаж (упр. 697). | |
158. | 06.05-10.05 | Повторение. | |
159. | 06.05-10.05 | Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме «Глагол». | |
160. | 06.05-10.05 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | |
161. | 13.05-17.05 | Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку (упр.701). | |
162. | 13.05-17.05 | Разделы науки о языке. | |
163. | 13.05-17.05 | Р.Р.Сочинение на одну из тем по выбору (упр. 717). | |
164. | 13.05-17.05 | Орфограммы в приставках и в корнях слов. | |
165. | 13.05-17.05 | Орфограммы в окончаниях слов. | |
166. | 20.05-24.05 | Употребление букв ъ и ь. | |
167. | 20.05-24.05 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью. | |
168. | 20.05-24.05 | Итоговая контрольная работа по программе 5 класса. | |
169. | 20.05-24.05 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | |
170. | 20.05-24.05 | Урок-викторина «Загадки русского языка». Подведение итогов года. |
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания методического объединения
учителей русского языка и литературы
от 29 августа 2018 г. № 1 _
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР МБОУ «Гимназия №2»
_______________ ( Г.В.Будникова )
30 августа 2018 г.