Сложноподчинённое предложение
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки Сложноподчинённым называется предложение , части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами. Часть сложноподчинённого предложения , подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением . Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением . Главное и придаточное предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением .
Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним. Например: Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков. (М. Горький .) Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зелёным шумом . (Г. Скребницкий .) Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова — поэзии. (С. Маршак.)
Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически : [=], (которые =). [—= и, (когда ——), =]. (Если — =), [=] Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях
Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному . Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин.) Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений . Осенью птицы улетают в такие края, где всегда тепло. Не знаю, зачем он это сделал . В данных предложениях союзные слова где и зачем являются обстоятельствами.
Особого комментария требует союзное слово который . Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения. Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который , нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является . Деревня , которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня. Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу. В этом предложении слово деревня выполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.
Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить: 1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет: Таня говорит, что трава по ночам растёт. (В. Белов.) — Таня говорит: «Трава по ночам растёт»; 2) союз можно заменить только другим союзом. Когда ( — если) труд — удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.) 3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин.) Слово что является союзным словом, так как его нельзя опустить, но можно заменить союзным словом которые ( Вспомни песни, которые пел соловей ) и словом песни ( Вспомни песни: эти песни пел соловей ).
Роль указательных слов в подчинении предложений В главной части сложноподчинённого предложения иногда могут использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др . Роль указательных слов в организации сложноподчинённого предложения неодинакова. Во-первых , они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной схемы таких СПП: Во-вторых , соотносительные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (соотносительные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова. Указательные слова являются членами главного предложения.
Придаточное присоединяется союзами и союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет: - одно слово (один член главного предложения); Деревня , где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) Я давно угадал , что мы сердцем родня. (А. Фет.) Зарядив винтовку, Андрей вновь поднялся над грудой камней, соображая, куда надо стрелять. (М. Бубеннов.) ; - словосочетание; Стояла та сказочная тишина , которая приходит с морозами. (П. Павленко.) И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал... ( А. Пушкин.) Эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко , что, кажется, тут бы и остался жить навеки. (М. Лермонтов.); - всё главное предложение: Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли. (С. Аксаков.) Чем глуше становилась ночь, тем ярче разгоралось небо. ( К. Паустовский.)
Определительные Изъяснительные Образа действия Степени Места Времени Условные Причины Цели Сравнительные Уступки Следствия Какой? Который? Чей? Падежные вопросы Как? Каким образом? Как? В какой степени? Где? Куда? Откуда? При каком условии? При каком условии ? Почему? Зачем ? С какой целью? В сравнении с чем? Подобно чему? Несмотря на что? Что из этого следует? Виды придаточных предложений
Задание: расставьте знаки препинания, определите вид придаточного предложения. 1.Тополь что он когда-то посадил возле школы спилили. 2.Странно что он не волновался и не радовался. 3.Получилось так что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина. 4.Я воспользовался случаем чтобы получше рассмотреть портрет и подошёл поближе. 5.Стояли они недалеко от сквера где были скамейки. 6.Чтобы пленяла красота нужны ей ум и доброта. практикум
Утром, (1) когда я проснулся,( 2) ласковое апрельское солнце глядело во все окна моей комнаты,( 3) приветствуя меня. Из приведённого ниже предложения выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(- ые ), разделяющая(- ие ) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.
Из приведённого ниже предложения 10 выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(- ые ), разделяющая(- ие ) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения . Стаи снегирей сидели, (1) нахохлившись, (2) на засыпанных снегом рябинах, (3) что росли вдоль опушек.
Готовимся к ОГЭ 1 . В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо,(1) в котором «баловнем» сказано,(2) что,(3) если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, (4) он бы,(5) скорее всего, (6) и всю жизнь свою почитал счастливой.
2. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. И получив,(1) наконец,(2) возможность делать все,(3) что душе моей угодно,(4) я пошел в ЖЭК и легко устроился дворником. Готовимся к ОГЭ
3. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Когда отец(1), замерзший,(2) опухший от голода,(3) вдруг появился в квартире деда и увидел,(4) в каком положении оказалась его семья,(5) он пошел в гарнизонный госпиталь,(6) чтобы попытаться переправить нас с мамой из Ленинграда на Большую землю,(7) как тогда говорили. Готовимся к ОГЭ
4. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Да,(1) это была самая тяжелая артиллерия,(2) артиллерия резерва главного командования,(3) но не того командования,(4) которое осуществляют земные маршалы и генералиссимусы. Это был гнев грозного и милосердного главного командования,(5) чья ставка и штаб артиллерии были скрыты за нависшими тучами. Готовимся к ОГЭ
5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие,(1) что весь этот сухой берег с его колючками,(2) осыпями,(3) золотым дроком,(4) ветрами,(5) зернистым пляжем,(6) грудами водорослей,(7) небом и облаками,(8) все то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или,(10) вернее,(11) принадлежит только мне одному. Готовимся к ОГЭ
6. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения . И вот я не ленился ездить туда,(1) записывался в очередь,(2) приходил в читальный зал и терпеливо дожидался,(3) когда предыдущий читатель освободит книгу,(4) которую выдавали каждому на час-два. Готовимся к ОГЭ
7. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения . На озере,(1) пока мы разводили костер,(2) старый мерин подошел к воде,(3) долго ее нюхал,(4) но пить не захотел. Готовимся к ОГЭ
8. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения . Как много надо людей,(1) чтобы прожить и не сломаться,(2) не рухнуть! Тут были и те,(4) кто откупил меня ценой собственной жизни от смерти, (5)мои товарищи, (6)не вернувшиеся с войны . Готовимся к ОГЭ
9. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения . По-моему(1), радость была не такая частая гостья в нашей семье,(2) чтобы заставлять нас,(3) детей,(4) томиться,(4) дожидаясь ее прихода. Готовимся к ОГЭ
10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Это о них,(1) о газовых фонарях той поры,(2) думал Александр Блок,(3) когда возникали перед ним мрачные видения тогдашнего «города-спрута»,(4) с его людными проспектами и дикими трущобами,(5) с его роскошью и проституцией,(6) нищетой и самоубийствами,(7) мраком и холодом… Готовимся к ОГЭ
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Ровно в третий день после моего рождения (1) в который мне минуло десять лет (2) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня (3) ударив над самой моей головой хлопушкой. а) 1 б) 1, 2 в) 1, 2, 3 г) 1, 3 Готовимся к ЕГЭ
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались (4) очень высокими и пухлыми. а) 1, 2, 3 б) 1, 2, 3, 4 в) 1, 3 г) 1, 3, 4 Готовимся к ЕГЭ
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна. б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах. в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка. г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги. Готовимся к ЕГЭ
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире. а) 2, 4 б) 1, 2, 3, 4 в) 1, 2, 3 г) 1, 3, 4 Готовимся к ЕГЭ
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Буду работать (1) пока у меня пальцы смогут держать перо (2) и пока не остановится сердце (3) переполненное ощущением жизни. a) 1, 2, 3 б) 1, 2 в) 1, 3 г) 2, 3 Готовимся к ЕГЭ
Используя сложноподчинённые предложения, которые будут начинаться с союзов и отрицательной частицы ни, посетуйте на что-то. Например: Как ни спешил опаздывающий, к первому уроку он не успел. 1) Как ни ... . 2) Как ни ... . 3) Сколько ни ... . 4) Сколько ни ... . 5) Где ни ... . 6) Где ни ... . 7) Кто ни ... . 8) Кто ни ... . 9) Что ни ... . 10) Что ни ... . Темы для предложений 1.Спор с товарищем об увиденном кинофильме, спектакле. 2. Приглашение на дискотеку. 3. Спортивное мероприятие. 4. Просьба о встрече, совместных занятиях Готовимся к олимпиаде
Не мудрствуя лукаво (долго не раздумывая), переделайте простые и сложносочинённые предложения в сложноподчинённые с придаточными условными и уступи- тельными. Например: Кончился урок, а мы ещё обсуждали результаты контрольной. Хоть и кончился урок, но мы ещё обсуждали результаты контрольной. 1) Хочу овладеть компьютером в совершенстве, однако одного желания мало. 2) Слабо ориентируюсь в Интернете, но потихоньку осваиваю его. 3) Идёт большой поток информации , да это только расширяет границы выбора нужных сведений. 4) Интернет помогает в учёбе, однако во «всемирной паутине» много информационного мусора. Компиляция скачанных сочинений была, на мой взгляд, удачной, но учитель всё равно заметил и оценил соответ- ственно. 6) Обложился книгами, справочниками, корпел, сам сочинял, зато исправил двойку. 7) Интернет, конечно, штука хорошая, однако книги и собственное творчество никто не отменял. Готовимся к олимпиаде
а) Диву можно даться (очень удивиться), если вы сразу объясните постановку запятой и тире как единого знака. Говорили, что контрольная не будет трудной, что учительница не станет ходить по рядам и смотреть, кто какие шпаргалки листает, что даже будет один вариант на всех, что мож- но будет пользоваться справочниками и пособиями, — говорить-то говорили, да всё оказалось совсем не так, поэтому не верьте, люди, всяким пустым разговорам, особенно про контрольные . Обещали, будто весна будет ранняя, что сойдёт не сегодня-завтра снег, который уже осел и загрязнился до серо-буро-малинового , будто птицы вернутся из дальних стран и вот-вот и заведут свои весёлые трели, радуя застоявшуюся в зимних холодах округу, что дворники выкрасят по случаю прихода весны все скамейки в ярко-зелёный цвет и даже вовремя напишут «окрашено», — обещали много чего, осо- бенно метеорологи, только природе начихать весенним на- сморком на все прогнозы. (С. Михайлова) б) Заткните за пояс (то есть превзойдите в чём-то) одноклас- сников и напишите по заданному началу предложение подоб- ной конструкции, гораздо большее по объёму. Рассказывали... Готовимся к олимпиаде
Образуйте от каждого простого предложения сложноподчинённое с придаточным причины, используя раз- ные союзы: потому что, так как, оттого что, поскольку, благодаря тому что, ввиду того что, из-за того что и пр. Место придаточных в предложении можно менять. Танцевать я не умею. И стихов я не пишу. Самолётики не клею. За футболом не слежу. Не умею петь я басом. И из глины не леплю. Но зато один из класса я ушами шевелю. (По С. Востокову) Готовимся к олимпиаде
Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова Отвечайте сложноподчинёнными предложениями. Указывайте их вид. Например: Где Лермонтов провёл своё детство? В родовом имении, которое называлось «Тарханы». (СПП с прид. опред.) Почему Е. А. Арсеньева прибавила к своему возрасту 12 лет? (Хотела забрать внука себе; не желала быть молодой; вводила в заблуждение знакомых.) В дружеском кругу у М иш еля было прозвище Маёшка. Откуда? (От Маё — героя французской сатирической литературы, от ба- бушки, сам придумал.) Время первой любви Лермонтова? (10 лет, 21 год, он не влюблялся никогда.) Готовимся к олимпиаде
Какие две горы «дискутируют» в стихотворении «Спор»? (Казбек и Шат-гора (Эльбрус), Арарат и Хан-Тетри, Шипка и Эверест.) Если у Пушкина поэт разговаривает с книгопродавцем, то у Лермонтова в диалоге участвуют три собеседника. Кто они? (1 — читатель, журналист, писатель; 2 — критик, учитель, про- давец; 3 — поэт, актёр, слушатель.) Какое стихотворение можно считать прологом к «Герою нашего времени», поскольку в нём даётся характеристика современного общества и его представителей? («Дума», «Три пальмы», «Узник».) Какой скульптор создавал памятник Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске? (А. Опекушин, Э. Неизвестный, С. Конёнков.) Готовимся к олимпиаде
а) Загляните к охотнику в пещеру. На улице пасмурно, сыро и гадко. (так что... ) Охотник в пещере рисует лошадку. (зачем?) Костёр разгорелся. В пещере жара. (так что... ) (так что... ) Рисует на стенке углём из костра. (в каком месте?) Охотник совсем позабыл про охоту. (какую?) Уж больно лошадку закончить охота! (так что...) Вот шея и грива, спина и живот. (подобно... ) (точно... ) Рисует и от удовольствия ржёт. (так что... ) (И. Жуков) б) Из простых предложений составьте сложноподчинённые, используя вопросы или союзы, данные в скобках. Например: Заглянем к охотнику в пещеру, чтобы посмотреть на его рисунок. в) В составленнных предложениях обозначьте сложноподчинённые предложения следствия и сравнения. Готовимся к олимпиаде
Допишите вторую, главную, часть поговорок и пословиц, добавив в неё соотносительное слово; определите, из каких предложений они состоят. Как хочу ... . 2) Как ты пошутишь ... . 3) Как в мае дождь ... . 4) Как на печи не храбрись ... . 5) Как наскоро делать ... . 6) Как сплеча да сгоряча ... . 7) Как испечёшь ... . Предложения-подсказки: Будет рожь. Надолго переделы- вать. Не добудешь калача. И съешь. И над тобой посмеются. Ворочу. В бою не трусь. Готовимся к олимпиаде
а) Не выбивайтесь из колеи (не меняйте усто- явшийся ритм работы, дела), определите вид придаточных предложений (он может быть не один), а также вставьте про- пущенные союзы, не повторяя их. ... конфеты кончаются — очень все огорчаются. И ... апельсины кончаются — тоже все огорчаются. А ... уроки кончаются — редко кто огорчается. Скорей во дворе встречаются, в доспехи свои облачаются, Друг на друге скакать обучаются, на качелях вовсю качаются. В общем, много чего приключается, ... уроки кончаются. (По мотивам стихотворения И. Шевчука) б) Обратите внимание на то, какой знак отделяет придаточные от главных предложений. Готовимся к олимпиаде
а) Возьмите и вы себе на заметку (обратите се- рьёзное внимание), что есть сложноподчинённые предложения, в которых нужно ставить тире между частями. Отметьте такие, выписав их порядковые номера. Если долго не копаться в старом сундуке, Или долго не кататься на половике, Или путать не пытаться бабушке клубочки — Можно просто разорваться прямо на клочочки! Ну, а если поскрести на столе царапину, Или в кашу вытрясти папиросу папину, Или развинтить умело мамины очки — Вот тогда другое дело! Всем спасибочки! (По А. Анпилову) б) Объясните расстановку знаков препинания в каждом предложении. Во втором объясните отсутствие запятой между двумя союзами. в) Подчеркните слова, где есть сочетания букв, в которых ни- когда не пишется мягкий знак. Готовимся к олимпиаде
а) Расставьте знаки препинания. Не ради красного словца (несерьёзно, для видимости), а по-настоящему проверьте себя. Я знаю где слоняются ежи / Как слоны от смеха ёжатся / Когда змея вдруг сбросит кожицу / И голенькой в траве лежит . / Я призываю если не умеешь корчить рожицы / Среди бананов и лиан / Не ври что «свой» что «сам из обезьян». (По М. Стародубу) 2) Посадить бы посадить бы / Одуванчиков мильон / Пригласить бы пригласить бы / С длинным хоботом слона / Чтобы слон себе гулял / Одуванчики сдувал . (По И. Жукову) 3) Зюка и Злюка пошли на базар / Чтобы купить себе нужный товар. / Злюка-колюка хоть был не ленив / От злости ушёл ничего не купив. / А Зюка-возюка мямлил и ныл / Так что покупки и выбрать забыл. ( По А. Эн ) б) Определите вид каждого придаточного предложения. Най- дите и подчеркните приложения. В третьем предложении объ- ясните отсутствие запятой в деепричастном обороте. Готовимся к олимпиаде