Ф-в "История рус. яз."- 9 кл.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему

рабочая программа по факультативному курсу "История русского языка", 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f-v_istoriya_r.ya_.-9_kl.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

 Новохайская средняя общеобразовательная школа № 14

Богучанского района Красноярского края

663469, п. Новохайский, ул. Мира 1

т. 2-24-31. E-mail xar.14@mail.ru

Тел. (факс) 8(39162) 22-4-31.

        

Рассмотрено                                                                                       Утверждаю

На заседании ШМС                                                                           Директор школы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Протокол №____________                                                                 _________(Е.Н.Степанов)                                                                                                                        

«____»____________2013 г.                                                             Приказ №_______________                                                                                                                              Рук. МС учителей                                                                             «____»____________2013 г.                                                                                                                            

________ Семенова Л.Г.        

                                                                                                                                                                         

Рабочая программа

по факультативному курсу «История русского языка» 9 класс

(второй год обучения. Раздел I)

Уровень базовый

Программа составлена учителем русского языка и литературы 1 кв. категории Наумовой Л.В.

п. Новохайский 2013/14 г.

Пояснительная записка.

                  1. Данный предмет  входит в образовательную область филология.

2.Рабочая программа составлена  по программе и учебному пособию «Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания. Трудные случаи пунктуации. Элективный курс».

      Авторы-составители Л.М. Серёгина, О.А. Хорт. Волгоград:  «Учитель», 2008

для 9 класса , количество часов в год - 17 часов (в неделю 1 час), допущенного Министерством образования РФ.

3. Цели задачи  учебного предмета.

Цели: осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах и учебниках проходят вскользь, навыки прочно не закрепляются.

Задачи:    1. Помочь учащимся устранить проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака.

                   2. Стимулировать дальнейшее обучение учащиеся в старших классах полной средней школы и в высшей школе через знакомство с азами исследовательской деятельности.

                   3. Способствовать расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.

                    4. Развивать языковые навыки, мышление,  закрепить знания по пунктуации.

                    5. Совершенствовать речевые умения школьников гибкого применения разнообразных словесных конструкций, развивать лингвистические, культурологические, языковых и коммуникативных компетенций учащихся.

                    6. Учить овладению навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.

    4. Обоснование отбора содержания программы (общая логика последовательности изучения (преемственность):   Данная программа является продолжением курса истории языка в рамках предпрофильного обучения (8 – 9 классы). Элективный курс «История русского языка. 9 класс. 2-ой год обучения» состоит из двух разделов: 1-ый – «Коварные знаки препинания (трудные случаи пунктуации)» - изучается в I-м полугодии и 2-ой – «Условия успешной коммуникации» - изучается во II-м полугодии.

   Элективный курс «Коварные знаки препинания» предназначен для учащихся 9 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересным всем, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку.

   Занятия предлагается вести параллельно урокам русского языка, возможно, даже опережая основную программу.

   Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными.

   В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что

также является приёмом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной

средней школы и в высшей школе.

   Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений современных авторов, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.

   Элективный курс дополнен практикумом по пунктуации, специфика которого в том, что теория здесь дана в малом объёме в форме небольших консультаций перед некоторыми самостоятельными работами. Усилению практической направленности способствует система заданий, данных к упражнениям. Учащимся предлагается вместе с постановкой знаков препинания сделать синтаксический разбор отдельных предложений. Синтаксический разбор поможет учащимся разобраться в синтаксических конструкциях, что будет способствовать осознанной постановке знаков препинания. Творческие задания к упражнениям направлены на развитие языковых навыков, мышления и на закрепление знаний по пунктуации. Выполнение творческих заданий – необходимое условие для подготовки к экзаменам. Творческие задания составлены с учётом требований перехода на новую систему проведения итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы в 9-ом классе, а также они подготавливают учащихся 10 – 11 классов к выпускному экзамену по литературе. Учащимся старших классов необходимо научиться писать сочинения-рассуждения на заданную тему в объёме 70 – 100 слов.

   Предлагаемый курс ставит задачу совершенствования речевых умений школьников,

гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром, развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся, овладения навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.

   Курс рассчитан на 17 часов. Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю в течение первого полугодия или по два часа в неделю на протяжении первой четверти.

   Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.

5.Общая характеристика учебного процесса:  Методы, формы и средства обучения.

  • Формы организации обучения: лекции учителя с различными видами заданий к упражнениям;
  • синтаксический разбор предложений;
  • творческие задания;
  • сочинения-рассуждения на заданную тему в объёме 70 – 100 слов;
  • самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, анализ и выводы об изменениях;
  • упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента);
  • исследовательская деятельность;
  • занимательные элементы;
  • проектные задания.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, диалогическое изложение, эвристический, исследовательский, сравнительный, обобщающий, алгоритмические предписания, общение, лекция, беседа, работа с художественным текстом.

Технологии обучения: разноуровневая, индивидуально-ориентированная, ИКТ,      коммуникативная.

6. Знания, умения и навыки, компетентности, приобретаемые в результате обучения:

 В результате изучения курса учащиеся должны:

   * ориентироваться  в трудных случаях пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, осуществлять вариативность выбора того или иного знака.

   * осуществлять исследовательскую деятельность;

   *    * овладеть речевыми умениями гибкого применения разнообразных словесных конструкций, а также лингвистическими, культурологическими, языковыми и коммуникативными компетенциями;

   * ориентироваться в современной литературе.                  

7. Количество часов: по учебному плану – 35 часов, в неделю - 1 час, всего (фактически по расписанию) - 35 часов. Праздничный день: ________                                                        

 8.  Количество плановых                                                                                                                    Контрольных работ – 2                                                                                                                 Практических работ – нет                                                                                                            Лабораторных работ - нет

Календарно-тематическое планирование

Дата

№  урока

Тема урока

Количество

часов

Контроль

за ЗУН

Практическая часть

I четверть

09. 4, 11

1-ый, 2-ой

 Пунктуационные нормы современного русского языка.

2

18

3-ий

 Основные правила применения знаков препинания в тексте.

1

 Проверка работ, определ-е уровня знаний учащихся.

25 10. 2, 9

4-ый 5-ый 6-ой

 Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинаия в текстах разговорного, официально-делового, научного, художе-ственного стилей.

3

 Защита проекта.

16, 23

7-ой  8-ой

 Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис.

2

 Оценка соответс-твия интонации и знаков препин-ия.

30

9-ый

 Знаки препинания в рекламе.

1

Ролевая игра.

II четверть

11.13

10-ый

 Знаки препинания в рекламе.

1

Оценка экспертов.

20,

27, 12. 4

11-ый 12-ый 13-ый

 Нерегламентируемая пунктуация:

* историческая;

* концептуально-обусловленная;

* собственно-авторская.

3

Защита проекта. Коллективная оценка результатов проекта.

11

14-ый

Комбинированные знаки препинания.

1

Практическая работа.

18,

25

15-ый 16-ый

 Итоговая контрольная работа.

2

Стилистический, синтаксический и пунктуационный анализ текста повышенной трудности.

III четверть

01. 8

17-ый

 Анализ контрольной работы.  Итоговое занятие.

1

Подведение итогов курса, рекомендации учащимся.

Содержание программы

Пунктуационные нормы современного русского языка. (2 часа)

Основные правила применения знаков препинания в тексте. (1 час)

Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, научного, художественного стилей. (2 часа)

Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис. (2 часа)

Знаки препинания в рекламе. (2 часа)

Нерегламентируемая пунктуация: историческая; концептуально-обусловленная;

собственно-авторская. (3 часа)

Комбинированные знаки препинания. (1 час)

Итоговое занятие. (3 часа)

Перечень литературы (основной и дополнительной):

 

  1. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М.: Дрофа, 2000.
  2. Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначения. – М., 1979.
  3. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности: сборник задач и упражнений. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Современная русская пунктуация: сборник. – М., 1979.
  5. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: система и её функциониро-вание. – М., 1988.
  6. Газета «Русский язык» - приложение к газете «Первое сентября».
  7. Отрывки из произведений русских писателей и поэтов – на усмотрение учителя.
  8. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка. – М., 2003.
  9. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003.
  10. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: справочник по пунктуации: Управление в русском языке. – М.: Эксмо-Пресс, 1998.

Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал, таблицы, словари, алгоритмы.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

 Новохайская средняя общеобразовательная школа № 14

Богучанского района Красноярского края

663469, п. Новохайский, ул. Мира 1

т. 2-24-31. E-mail xar.14@mail.ru

Тел. (факс) 8(39162) 22-4-31.

        

Рассмотрено                                                                                       Утверждаю

На заседании ШМС                                                                           Директор школы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Протокол №____________                                                                 _________(Е.Н.Степанов)                                                                                                                        

«____»____________2013 г.                                                             Приказ №_______________                                                                                                                              Рук. МС учителей                                                                             «____»____________2013 г.                                                                                                                            

________ Семенова Л.Г.        

                                                                                                                                                                         

Рабочая программа

по факультативному курсу «История русского языка» 9 класс

(второй год обучения. Раздел 2-ой)

Уровень базовый

Программа составлена учителем русского языка и литературы 1 кв. категории Наумовой Л.В.

п. Новохайский 2013/14 г.

Пояснительная записка.

1. Данный предмет  входит в образовательную область филология.

2.Рабочая программа составлена  по программе и учебному пособию по программе и учебному пособию и программе и учебному пособию «Русский язык. 9-ый класс. Условия успешной коммуникации. Элективный курс». Автор-составитель: А.М. Головизин. Волгоград: «Учитель», 2008. Всего часов – 17 (1 час в неделю), допущенного Министерством образования РФ.

3. Цели задачи  учебного предмета.

Цели: содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важ-нейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации.

Задачи:    1. Развивать и формировать коммуникативные способности, готовность к успешному, позитивному общению.

                   2. Формировать практические навыки успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях.  

                   3. Выработать на основе этих умений и навыков собственный коммуникатив-ный стиль.

    4. Обоснование отбора содержания программы (общая логика последовательности изучения (преемственность):   Условия успешной коммуникации – сложная, многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, психологического и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех её составляющих: структурно-содержательная организация деятельности общения (мы не можем успешно обучать общению, не зная, как этот механизм устроен и как он работает); социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого языка и др. эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера; знание говорящим речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приёмами ведения диалога, умением «считывать» невербальное поведение собеседника и др.

   Данный элективный курс является продолжением курса «История русского языка».

5.Общая характеристика учебного процесса:  Методы, формы и средства обучения.

  • Формы организации обучения: лекции учителя с различными видами заданий;
  • творческие задания;
  • самостоятельная работа учащихся;– наблюдения за окружающими людьми, анализ и выводы об их поведении и правилах общения;
  • упражнения с вербальными средствами общения, рассчитанные на проведение коммуникативного эксперимента;
  • практическая деятельность;
  • занимательные элементы;
  • тренинги.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, диалогическое изложение, эвристический, исследовательский, сравнительный, обобщающий, алгоритмические памятки, общение, лекция, беседа.

Технологии обучения: разноуровневая, индивидуально-ориентированная, ИКТ,      коммуникативная.

6. Знания, умения и навыки, компетентности, приобретаемые в результате обучения:

 В результате изучения курса учащиеся должны:

   * владеть не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех её составляющих: структурно-содержательная организация деятельности общения; социокультурные нормы и стереотипы речевого    

общения; материальная и духовная культура изучаемого языка и др.

   * владеть умениями и навыками частного характера;

   * знать речевые стратегии и тактики, характерные для тех или иных жанров общения;  

   * владеть приёмами ведения диалога;

   * уметь «считывать» невербальное поведение собеседника.

7. Количество часов: по учебному плану – 17 часов, в неделю - 1 час, всего (фактически по расписанию) -  18 часов. Праздничный день: ________                                                                                   8.  Количество плановых                                                                                                                 Контрольных работ – 2                                                                                                                 Практических работ – нет                                                                                                           Лабораторных работ - нет

Календарно-тематическое планирование

Дата

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Контроль

за ЗУН

Практическая часть

III четверть

01. 15

1-ое

 Как, умея говорить, научиться разговаривать.

1

22

2-ое

 Орфоэпия и акцентология.

1

29, 02. 5

3-ье   4-ое

 Четырнадцать правил, помогающих победить.

2

12

5-ое

 Примеры применения правил (ситуация из нашей жизни).

1

19

6-ое

 Жесты и мимика как невербальные средства общения.

1

26 03. 5

7-ое  8-ое

 Язык жестов и поз.

2

12

9-ое

 Искусство комплимента.

1

19

10-ое

 Внешний облик – друг или враг?

1

IV четверть

04. 2

11-ое

 Внешний облик – друг или враг?

1

9 16

12-ое 13-ое

 Упражнения для снятия аудиторного шока (сценического страха).

2

23

14-ое

 Общение.

1

30 05 7

15-ое 16-ое

 Техника речи.

2

14 21

17-ое 18-ое

 Зачёт по пройденному курсу.

2

Содержание программы

Как, умея говорить, научиться разговаривать. (1 час)

Орфоэпия и акцентология. (1 час)

Четырнадцать правил, помогающих победить. (2 часа)

Примеры применения правил (ситуация из нашей жизни). (1 час)

Жесты и мимика как невербальные средства общения. (1 час)

Язык жестов и поз. (2 часа)

Искусство комплимента. (1 час)

Внешний облик – друг или враг? (2 часа)

Упражнения для снятия аудиторного шока (сценического страха). (2 часа)

Общение. (1 час)

Техника речи. (2 часа)

Зачёт по пройденному курсу. (2 часа)

Перечень литературы (основной и дополнительной):

  1. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М.: Цитадель, 2001.
  2. Лушникова В.Ф. Риторика: программа и конспекты уроков для 8 – 11 классов. – Ижевск: ИУУ УР, 2000.
  3. Михайличенко Н.А. Риторика. – М.: Новая школа, 1994.
  4. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Шейнов В.П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000.

Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал, памятки, алгоритмы.