Ф-в "История рус. яз."- 9 кл.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему
рабочая программа по факультативному курсу "История русского языка", 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f-v_istoriya_r.ya_.-9_kl.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Новохайская средняя общеобразовательная школа № 14
Богучанского района Красноярского края
663469, п. Новохайский, ул. Мира 1
т. 2-24-31. E-mail xar.14@mail.ru
Тел. (факс) 8(39162) 22-4-31.
Рассмотрено Утверждаю
На заседании ШМС Директор школы:
Протокол №____________ _________(Е.Н.Степанов)
«____»____________2013 г. Приказ №_______________ Рук. МС учителей «____»____________2013 г.
________ Семенова Л.Г.
Рабочая программа
по факультативному курсу «История русского языка» 9 класс
(второй год обучения. Раздел I)
Уровень базовый
Программа составлена учителем русского языка и литературы 1 кв. категории Наумовой Л.В.
п. Новохайский 2013/14 г.
Пояснительная записка.
1. Данный предмет входит в образовательную область филология.
2.Рабочая программа составлена по программе и учебному пособию «Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания. Трудные случаи пунктуации. Элективный курс».
Авторы-составители Л.М. Серёгина, О.А. Хорт. Волгоград: «Учитель», 2008
для 9 класса , количество часов в год - 17 часов (в неделю 1 час), допущенного Министерством образования РФ.
3. Цели задачи учебного предмета.
Цели: осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах и учебниках проходят вскользь, навыки прочно не закрепляются.
Задачи: 1. Помочь учащимся устранить проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака.
2. Стимулировать дальнейшее обучение учащиеся в старших классах полной средней школы и в высшей школе через знакомство с азами исследовательской деятельности.
3. Способствовать расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.
4. Развивать языковые навыки, мышление, закрепить знания по пунктуации.
5. Совершенствовать речевые умения школьников гибкого применения разнообразных словесных конструкций, развивать лингвистические, культурологические, языковых и коммуникативных компетенций учащихся.
6. Учить овладению навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.
4. Обоснование отбора содержания программы (общая логика последовательности изучения (преемственность): Данная программа является продолжением курса истории языка в рамках предпрофильного обучения (8 – 9 классы). Элективный курс «История русского языка. 9 класс. 2-ой год обучения» состоит из двух разделов: 1-ый – «Коварные знаки препинания (трудные случаи пунктуации)» - изучается в I-м полугодии и 2-ой – «Условия успешной коммуникации» - изучается во II-м полугодии.
Элективный курс «Коварные знаки препинания» предназначен для учащихся 9 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересным всем, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку.
Занятия предлагается вести параллельно урокам русского языка, возможно, даже опережая основную программу.
Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными.
В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что
также является приёмом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной
средней школы и в высшей школе.
Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений современных авторов, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.
Элективный курс дополнен практикумом по пунктуации, специфика которого в том, что теория здесь дана в малом объёме в форме небольших консультаций перед некоторыми самостоятельными работами. Усилению практической направленности способствует система заданий, данных к упражнениям. Учащимся предлагается вместе с постановкой знаков препинания сделать синтаксический разбор отдельных предложений. Синтаксический разбор поможет учащимся разобраться в синтаксических конструкциях, что будет способствовать осознанной постановке знаков препинания. Творческие задания к упражнениям направлены на развитие языковых навыков, мышления и на закрепление знаний по пунктуации. Выполнение творческих заданий – необходимое условие для подготовки к экзаменам. Творческие задания составлены с учётом требований перехода на новую систему проведения итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы в 9-ом классе, а также они подготавливают учащихся 10 – 11 классов к выпускному экзамену по литературе. Учащимся старших классов необходимо научиться писать сочинения-рассуждения на заданную тему в объёме 70 – 100 слов.
Предлагаемый курс ставит задачу совершенствования речевых умений школьников,
гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром, развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся, овладения навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.
Курс рассчитан на 17 часов. Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю в течение первого полугодия или по два часа в неделю на протяжении первой четверти.
Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.
5.Общая характеристика учебного процесса: Методы, формы и средства обучения.
- Формы организации обучения: лекции учителя с различными видами заданий к упражнениям;
- синтаксический разбор предложений;
- творческие задания;
- сочинения-рассуждения на заданную тему в объёме 70 – 100 слов;
- самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, анализ и выводы об изменениях;
- упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента);
- исследовательская деятельность;
- занимательные элементы;
- проектные задания.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, диалогическое изложение, эвристический, исследовательский, сравнительный, обобщающий, алгоритмические предписания, общение, лекция, беседа, работа с художественным текстом.
Технологии обучения: разноуровневая, индивидуально-ориентированная, ИКТ, коммуникативная.
6. Знания, умения и навыки, компетентности, приобретаемые в результате обучения:
В результате изучения курса учащиеся должны:
* ориентироваться в трудных случаях пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, осуществлять вариативность выбора того или иного знака.
* осуществлять исследовательскую деятельность;
* * овладеть речевыми умениями гибкого применения разнообразных словесных конструкций, а также лингвистическими, культурологическими, языковыми и коммуникативными компетенциями;
* ориентироваться в современной литературе.
7. Количество часов: по учебному плану – 35 часов, в неделю - 1 час, всего (фактически по расписанию) - 35 часов. Праздничный день: ________
8. Количество плановых Контрольных работ – 2 Практических работ – нет Лабораторных работ - нет
Календарно-тематическое планирование
Дата | № урока | Тема урока | Количество часов | Контроль за ЗУН | Практическая часть |
I четверть | |||||
09. 4, 11 | 1-ый, 2-ой | Пунктуационные нормы современного русского языка. | 2 | ||
18 | 3-ий | Основные правила применения знаков препинания в тексте. | 1 | Проверка работ, определ-е уровня знаний учащихся. | |
25 10. 2, 9 | 4-ый 5-ый 6-ой | Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинаия в текстах разговорного, официально-делового, научного, художе-ственного стилей. | 3 | Защита проекта. | |
16, 23 | 7-ой 8-ой | Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис. | 2 | Оценка соответс-твия интонации и знаков препин-ия. | |
30 | 9-ый | Знаки препинания в рекламе. | 1 | Ролевая игра. | |
II четверть | |||||
11.13 | 10-ый | Знаки препинания в рекламе. | 1 | Оценка экспертов. | |
20, 27, 12. 4 | 11-ый 12-ый 13-ый | Нерегламентируемая пунктуация: * историческая; * концептуально-обусловленная; * собственно-авторская. | 3 | Защита проекта. Коллективная оценка результатов проекта. | |
11 | 14-ый | Комбинированные знаки препинания. | 1 | Практическая работа. | |
18, 25 | 15-ый 16-ый | Итоговая контрольная работа. | 2 | Стилистический, синтаксический и пунктуационный анализ текста повышенной трудности. | |
III четверть | |||||
01. 8 | 17-ый | Анализ контрольной работы. Итоговое занятие. | 1 | Подведение итогов курса, рекомендации учащимся. |
Содержание программы
Пунктуационные нормы современного русского языка. (2 часа)
Основные правила применения знаков препинания в тексте. (1 час)
Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, научного, художественного стилей. (2 часа)
Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис. (2 часа)
Знаки препинания в рекламе. (2 часа)
Нерегламентируемая пунктуация: историческая; концептуально-обусловленная;
собственно-авторская. (3 часа)
Комбинированные знаки препинания. (1 час)
Итоговое занятие. (3 часа)
Перечень литературы (основной и дополнительной):
- Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М.: Дрофа, 2000.
- Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначения. – М., 1979.
- Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности: сборник задач и упражнений. – М.: Дрофа, 2002.
- Современная русская пунктуация: сборник. – М., 1979.
- Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: система и её функциониро-вание. – М., 1988.
- Газета «Русский язык» - приложение к газете «Первое сентября».
- Отрывки из произведений русских писателей и поэтов – на усмотрение учителя.
- Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка. – М., 2003.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: справочник по пунктуации: Управление в русском языке. – М.: Эксмо-Пресс, 1998.
Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал, таблицы, словари, алгоритмы.
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Новохайская средняя общеобразовательная школа № 14
Богучанского района Красноярского края
663469, п. Новохайский, ул. Мира 1
т. 2-24-31. E-mail xar.14@mail.ru
Тел. (факс) 8(39162) 22-4-31.
Рассмотрено Утверждаю
На заседании ШМС Директор школы:
Протокол №____________ _________(Е.Н.Степанов)
«____»____________2013 г. Приказ №_______________ Рук. МС учителей «____»____________2013 г.
________ Семенова Л.Г.
Рабочая программа
по факультативному курсу «История русского языка» 9 класс
(второй год обучения. Раздел 2-ой)
Уровень базовый
Программа составлена учителем русского языка и литературы 1 кв. категории Наумовой Л.В.
п. Новохайский 2013/14 г.
Пояснительная записка.
1. Данный предмет входит в образовательную область филология.
2.Рабочая программа составлена по программе и учебному пособию по программе и учебному пособию и программе и учебному пособию «Русский язык. 9-ый класс. Условия успешной коммуникации. Элективный курс». Автор-составитель: А.М. Головизин. Волгоград: «Учитель», 2008. Всего часов – 17 (1 час в неделю), допущенного Министерством образования РФ.
3. Цели задачи учебного предмета.
Цели: содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важ-нейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации.
Задачи: 1. Развивать и формировать коммуникативные способности, готовность к успешному, позитивному общению.
2. Формировать практические навыки успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях.
3. Выработать на основе этих умений и навыков собственный коммуникатив-ный стиль.
4. Обоснование отбора содержания программы (общая логика последовательности изучения (преемственность): Условия успешной коммуникации – сложная, многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, психологического и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех её составляющих: структурно-содержательная организация деятельности общения (мы не можем успешно обучать общению, не зная, как этот механизм устроен и как он работает); социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого языка и др. эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера; знание говорящим речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приёмами ведения диалога, умением «считывать» невербальное поведение собеседника и др.
Данный элективный курс является продолжением курса «История русского языка».
5.Общая характеристика учебного процесса: Методы, формы и средства обучения.
- Формы организации обучения: лекции учителя с различными видами заданий;
- творческие задания;
- самостоятельная работа учащихся;– наблюдения за окружающими людьми, анализ и выводы об их поведении и правилах общения;
- упражнения с вербальными средствами общения, рассчитанные на проведение коммуникативного эксперимента;
- практическая деятельность;
- занимательные элементы;
- тренинги.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, диалогическое изложение, эвристический, исследовательский, сравнительный, обобщающий, алгоритмические памятки, общение, лекция, беседа.
Технологии обучения: разноуровневая, индивидуально-ориентированная, ИКТ, коммуникативная.
6. Знания, умения и навыки, компетентности, приобретаемые в результате обучения:
В результате изучения курса учащиеся должны:
* владеть не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех её составляющих: структурно-содержательная организация деятельности общения; социокультурные нормы и стереотипы речевого
общения; материальная и духовная культура изучаемого языка и др.
* владеть умениями и навыками частного характера;
* знать речевые стратегии и тактики, характерные для тех или иных жанров общения;
* владеть приёмами ведения диалога;
* уметь «считывать» невербальное поведение собеседника.
7. Количество часов: по учебному плану – 17 часов, в неделю - 1 час, всего (фактически по расписанию) - 18 часов. Праздничный день: ________ 8. Количество плановых Контрольных работ – 2 Практических работ – нет Лабораторных работ - нет
Календарно-тематическое планирование
Дата | № урока | Тема урока | Количество часов | Контроль за ЗУН | Практическая часть |
III четверть | |||||
01. 15 | 1-ое | Как, умея говорить, научиться разговаривать. | 1 | ||
22 | 2-ое | Орфоэпия и акцентология. | 1 | ||
29, 02. 5 | 3-ье 4-ое | Четырнадцать правил, помогающих победить. | 2 | ||
12 | 5-ое | Примеры применения правил (ситуация из нашей жизни). | 1 | ||
19 | 6-ое | Жесты и мимика как невербальные средства общения. | 1 | ||
26 03. 5 | 7-ое 8-ое | Язык жестов и поз. | 2 | ||
12 | 9-ое | Искусство комплимента. | 1 | ||
19 | 10-ое | Внешний облик – друг или враг? | 1 | ||
IV четверть | |||||
04. 2 | 11-ое | Внешний облик – друг или враг? | 1 | ||
9 16 | 12-ое 13-ое | Упражнения для снятия аудиторного шока (сценического страха). | 2 | ||
23 | 14-ое | Общение. | 1 | ||
30 05 7 | 15-ое 16-ое | Техника речи. | 2 | ||
14 21 | 17-ое 18-ое | Зачёт по пройденному курсу. | 2 |
Содержание программы
Как, умея говорить, научиться разговаривать. (1 час)
Орфоэпия и акцентология. (1 час)
Четырнадцать правил, помогающих победить. (2 часа)
Примеры применения правил (ситуация из нашей жизни). (1 час)
Жесты и мимика как невербальные средства общения. (1 час)
Язык жестов и поз. (2 часа)
Искусство комплимента. (1 час)
Внешний облик – друг или враг? (2 часа)
Упражнения для снятия аудиторного шока (сценического страха). (2 часа)
Общение. (1 час)
Техника речи. (2 часа)
Зачёт по пройденному курсу. (2 часа)
Перечень литературы (основной и дополнительной):
- Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М.: Цитадель, 2001.
- Лушникова В.Ф. Риторика: программа и конспекты уроков для 8 – 11 классов. – Ижевск: ИУУ УР, 2000.
- Михайличенко Н.А. Риторика. – М.: Новая школа, 1994.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.
- Шейнов В.П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000.
Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал, памятки, алгоритмы.