Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Будницкая основная школа»
Велижского района Смоленской области
Автор – Иванькова Дина Федоровна,
учитель русского языка и литературы
Будница, 2018
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2015 г
Название раздела, темы: Русские поэты о родной природе.
Тема мероприятия: «Путешествие по временам года».
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Форма урока: урок-концерт.
Цель урока: познакомить детей с лирикой русских поэтов 19-20 веков, ее влиянием на гражданскую позицию учащихся, воспитывать положительные нравственные качества; показать отношение авторов к красоте русской природы; способствовать развитию интереса к русской поэзии, музыке, искусству.
Задачи урока:
Общеобразовательная: обобщает знания учащихся по пейзажной лирике, учит защищать тему, формирует умения выразительно декламировать стихотворения, артистично читать прозаический текст собственного сочинения, развивает умение анализировать стихотворный текст, учит разделению функций;
Развивающая: развивает способность видеть эстетическую ценность стихотворных, живописных произведений, оценивать их своеобразие, развивает устную монологическую речь учащихся;
Воспитательная: воспитывает коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы и к литературе вообще.
Методы: коммуникативно-ориентированный; учебная работа под руководством учителя; репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем информации, чтение наизусть); наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов); словесный метод (рассказ, элементы беседы); частично-поисковый метод (подготовка исследовательского проекта); метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).
Приемы: беседа, прослушивание романса, симфоний; представление исследовательских мини-проектов, выразительное чтение наизусть стихов, прослушивание сочинений – описаний, создание иллюстраций.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить детей с великими произведениями литературы и музыки о родной природе и полотнами русской живописи; способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Метапредметные:
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; формировать гражданский патриотизм, сформировать мотивацию к учению и воспитывать чувство ответственности.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: музыка, живопись, МХК.
Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация исследовательской работы учащихся, сборники пейзажной лирики, иллюстрации к стихотворениям.
Оформление урока:
- Репродукции картин русских художников-пейзажистов;
- Выставка рисунков и творческих работ учащихся;
- Записи «Времён года» П. И. Чайковского и Вивальди;
- Оформленные столы групп времён года;
- Выставка книг.
Уроку предшествует:
К уроку каждый ученик получает индивидуальное задание: представить выбранное время года.
1. Выбрать ещё одно стихотворение о «своём» времени года. Подготовить его выразительное чтение наизусть.
2. Приготовиться поделиться своими впечатлениями об этом стихотворении, ответив на вопросы: чем понравилось стихотворение, какое настроение в нём выражено, какие самые яркие, необычные слова и выражения замечены, как они помогают понять мысли и чувства поэта; написать сочинение по картине.
3. Оформить стол «своего» времени года красками или символами времени года, например, аппликациями снежинок, молодого листочка или цветка. Можно переодеться в костюмы и представить своё время года
Внимание! Вы должны уложиться во время - выступление длится 7 минут
Структура урока
1. | Организационный момент | 3 мин. |
2. | Актуализация знаний и сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | 5 мин. |
2. | Представление проекта | 25 мин. |
3. | Гонка за лидером | 3 мин. |
4. | Подведение итогов урока. Рефлексия. | 7 мин. |
5. | Выставление оценок за урок | 1 мин. |
6. | Домашнее задание | 1 мин. |
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
|
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Психологический настрой детей на урок. Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»): - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь СЛАЙД1 | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
2. Актуализация знаний и сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
|
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
| Учитель: сегодня мы устроим настоящий концерт, а поможет нам в этом наши удивительные времена года. Сегодня мы можем путешествовать, воображая что-либо, фантазируя, сочиняя. Мы с вами будем путешествовать по временам |
Отвечают на вопросы.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок
|
|
| УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | года, а помогут нам в этом произведения изобразительного искусства, музыки и литературы. СЛАЙД 2,3 Перед тем, как отправиться в путь, необходимо проверить как вы, ребята, приготовились к путешествию. Отгадайте загадки о природных явлениях: Старик у ворот тепло уволок, Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз) Снег на полях, лед на реках, Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой) Бел да не сахар, Нет ног, а идет. (Снег) Лежало одеяло. Мягкое, белое… Солнце напекло, одеяло стекло. (Снег) Он всюду: в поле и в саду, А в дом не попадает. И никуда я не пойду, Покуда он гуляет. (Дождь) Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер) Летом бежит, а зимой стоит. (Река) СЛАЙД 4
|
|
| познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | Целеполагание. - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
|
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
3. Представление проектов.
| Индивидуальная работа, выступление перед классом.
Словесный, познавательный, эвристический
Проблемный, метод организации учащихся
| познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста,умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Почему я выбрал именно это время года?»; ценностное отношение к природе. регулятивные УУД: определение проблемы, представление информации в разных формах, работать по плану; оценивать степень и способы достижения своей работы.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений.
УУД: познавательные (опираются на уже известное).
УУД: коммуникативные (изложение своего мнения).
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Учитель: Молодцы, вы готовы. Итак, в путь к первому в нашем путешествии сезону. А к какому, нам расскажет музыка. Отрывок П.И. Чайковский “Времена год. Декабрь” (аудиозапись) СЛАЙД 5,6 Учитель: какое время года у вас ассоциируется с этой музыкой? На слайде появляется картина А.А. Пластова «Первый снег». Сейчас зима. ( Учитель показывает соответствующую страницу календаря. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь») Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Снег мягким пушистым ковром укутал землю. Вот как передали красоту родной природы русские художники. ( Далее - экскурсия по импровизированной выставке.) Зима пришла к нам в гости. Послушаем её представление. Пройдёт время, снег потемнеет, набухнет, побегут ручьи, наступит весна. Продолжаем наше путешествие. Предлагаем вам собрать картинку из частей (6 СЛАЙД) (работа индивидуально-групповая на местах) и определить к какому времени года она относится, а поможет вам музыка (П.И. Чайковского «Времена года. Апрель. Песня жаворонка»). Учащиеся собирают картинку А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Сочинение—описание по картине «Мартовское солнце». А следом за весной приходит яркое, ясное, жаркое лето. Вся природа благоухает и томится от буйных сил. Небо ярко, травы сочны, в воздухе стоит аромат цветов. Лето приносит нам много плодов
Учитель: ребята, у русской природы было много певцов. У каждого из них существовали в нашей стране свои любимые места и времена года. А.С.Пушкин любил позднюю осень. И.С.Тургенев воспевал росистые рощи. М. Горький – Волгу и поволжские города. Художник Шишкин – сосновые леса. Каждый из писателей и художников открывал в русской природе те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним. Одним из лучших художников природы средней полосы является К.Ф. Юон. Картины художника не только дают наслаждение глазу, но помогают нам понять и изучить нашу землю. Наконец, мы добрались до осени, печальной и в то же время яркой поры. Среди живописных полотен, посвящённых осени, выделяются произведения И.И. Левитана. Предоставим слово осени. Звучит мелодия Вивальди. Следующий сезон представит нам известная картина И.И.Левитана (показ на доске, и репродукции на местах). Учитель: -звучит П.И. Чайковский «Времена года. Октябрь». Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя, прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрянец и золото одетые леса… К какому времени года мы подошли в нашем путешествии? (Осень) Правильно, ребята. А картина называется “Золотая осень”. Просмотр видеоролика «Картины русских художников).
| Исследовательская работа Дети защищают свои проекты, рассказывая о временах года: - читают стихотворение наизусть; - готовят свои иллюстрации; - подбирают пословицы, загадки по теме; - зачитывают свои сочинения по картинам; - по желанию исполняют песню, Готовят синквейны и кластеры
Выступает «Зима» - Шестаков Дима и Рома
Дети собираю картину из частей.
Выступает группа «Весна» - Михайловский Саша, Николаев Данила СЛАЙД 7
Выступает «Лето» - Наумов Гена, Ульянова Диана СЛАЙД 8
Выступает «Осень» - Федорова Мария |
4. Гонка за лидером.
5. Рефлексия.
| Словесный, познавательный, эвристический
Метод контроля, познавательно-рефлексивный
|
- В России всегда существовало много обычаев, которых придерживались в разное время года. Многие из них сохранились и в наши дни. Отгадайте, когда это бывает? 1.Люди несут в храм плоды (яблоки) для освящения ( летом – Яблочный Спас)
2.Взрослые и дети поют песни, в которых хвалят хозяина, получая за это подарки ( зима – на Щедрый вечер) 3.Начинают рубить ( солить ) капусту. ( Осень)
4.Прекращают свадьбы, т. к. наступающий месяц очень невыгоден для новобрачных. ( весна, май : сыграть свадьбу в мае – маяться всю жизнь ).
- Каждый ученик получает карточку, на которой написаны пословицы о том времени года, которое он представлял. Выберите пословицу, с помощью которой могли бы оценить наш сегодняшний урок. Объясните свой выбор.
Зима : а) Зима без снега – лето без хлеба. б )Февраль богат снегом, апрель – водою.
Весна: а) Что посеешь, то и пожнёшь. б )Красна весна, да голодна.
Лето: а) Красное лето – зелёный покос. б )Худое лето, коли сена нету.
Осень: а) Осенью и у кошки пиры. б) День прозевал – урожай потерял. Оценки: - Каждый ученик получает лист, где ему предстоит оценить ответы товарищей на сегодняшнем уроке. Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Итоговый комментарий.
| Индивидуальные ответы учащихся.
Учащиеся оценивают свои выступления, опираясь на пословицы, а также выступления своих одноклассников.
Самооценка работы на уроке. |
|
6. Домашнее задание
| Словесный, наглядный | написать сочинение – миниатюру на одну из тем:
1.Что увидел жаворонок, прилетевший с юга? 2. Разговор берёзки с ландышем. 3.В зимний лес за сказкой. 4.Разговор поспевающих колосьев. 5.Краски художника – осени.
| Записывают задания в дневники |
Список литературы и Интернет-ресурсов
Елкина Н.В, Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль: Академия развития, 2015.
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/08/17/urok-vneklassnogo-chteniya-v-5-klasse-po-proizvedeniyu-m
https://videouroki.net/catalog/?utm_source=multiurok&utm_medium=button&utm_campaign=mdwl&utm_content=catalog&utm_