подготовка к ОГЭ
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему
Конспект группового занятия по подготовке к ОГЭ учащихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_ogeseminar.docx | 36.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового занятия по подготовке к ОГЭ в 9Г классе.
Тема: Фразеологизмы, особенности их употребления и использования в речи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, используя высказывание о роли фразеологизмов в речи.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, интерактивная доска, лингвистические словари, справочники, раздаточный материал.
Цели:
образовательные:
- повторить и закрепить основные сведения о фразеологизмах и употреблении их в речи;
- совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, используя цитату – высказывание о роли фразеологизмов в речи.
развивающие:
- развивать умение логически излагать свои мысли;
- развивать умение слушать, аргументировать, доказывать;
- продолжить работу по развитию связной речи, формированию самостоятельного мышления, познавательных и творческих способностей, формированию информационно-коммуникативной грамотности;
- употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи.
воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому языку и эстетическому отношению к слову;
- воспитывать ответственность и сознание личной и общественной значимости учения.
Тип занятия: практикум
Ход занятия
1. Приветствие.
-Добрый день, уважаемые гости , ребята!
- Единственно верный способ при подготовке к экзамену – следовать завету , что «знание – сила». Ведь чем больше знаешь, тем меньше боишься не справиться с экзаменационными заданиями. Наши знания должны быть глубокими и прочными , только в этом случае государственная итоговая аттестация не вызовет затруднений. А чтобы знания были прочными, мы и проводим внеурочные занятия по подготовке к ОГЭ.
Актуализация.
Учитель: Итак, внимание на экран. Слайд Первое задание:
Исправьте ошибки в данных сочетаниях слов
В руках правды нет; только пятки блестят; как заснувшая муха; положить в длинный ящик; пропускать мимо глаз; в набойки не годится; купить собаку в мешке; уткам на смех;
Учащиеся : В ногах правды нет. Только пятки сверкают. Как сонная муха. Убрать в долгий ящик. Пропустить мимо ушей. В подметки не годится. Купить кота в мешке. Курам на смех.
2. Целеполагание.
Учитель:
-Как вы думаете, какова тема нашего занятия? (Будем повторять тему "Фразеологизмы")
Слайд –
Учитель :Верно, сегодня мы будем обобщать наши знания о роли фразеологизмов в речи. Но эти знания нам нужны для реализации основной цели нашего занятия - продолжить работу над усвоением структуры сочинения – рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку.
3. Слайд .
Учитель:
-Угадайте, какие фразеологизмы иллюстрируют эти шуточные картинки?
-Какое свойство фразеологизмов использует художник для создания комического эффекта? (Почему мы улыбаемся?)
(Художник на иллюстрациях изобразил буквальное значение слов, входящих в состав фразеологизмов)
Задание:
Объясните значение фразеологизмов, представленных на рисунках и подберите к ним слова - синонимы.
(На слайде) Бить баклуши – бездельничать
Зарубить на носу – запомнить
Водить за нос - обманывать
Засучив рукава- хорошо работать
Кот наплакал- плохо работать
Притча во языцех- (не могут объяснить) значит получить печальную славу, подвергнуться всеобщему осмеянию или осуждению.
Слайд. Притча во языцех.
Учитель: Итак,перед нами возникла проблема – мы не можем объяснить значения данного фразеологизма и подобрать к нему синоним. Ребята, обратите внимание на противоречие :с одной стороны фразеологизмы привычны и знакомы нам с детства, мы часто пользуемся ими в повседневной речи, с другой стороны- это достаточно сложное явление, так как в нашем случае мы испытываем трудности из-за ограниченного употребления некоторых фразеологизмов в речи.
Учитель:
-Какой же выход мы найдем из данной сложившейся ситуации, где мы можем найти толкование данного фразеологизма?
-Посмотрим в словаре
Учитель:
-Слайд. Правильно, нашим помощником станет словарь, в данном случае Фразеологический словарь. Давайте найдем и прочитаем толкование фразеологизма, вызвавшего у нас затруднение – притча во языцех.
Слайд Толкование фразеологизма «Притча во языцех».
4. Планирование деятельности.
Учитель:
-Что же такое фразеологизмы?
Слайд - Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или предложению
Учитель:
-Как вы уже поняли фразеологизмы – это удивительное явление языка, недаром многие лингвисты называют фразеологизмы «жемчужинами» русского языка. Умелое употребление в устной и письменной речи устойчивых оборотов – признак высокой культуры человека. Вашу культуру мы сейчас и проверим.
Учитель
-У вас на столах лежат задания. Выполните их и после выполнения представитель от каждой группы должен отчитаться о проделанной работе - рассказать о свойствах фразеологизмов
Время выполнения заданий 5 минут.
Слайд
5. Работа в группах.
Учащиеся работают в группах
Распечатанные листочки с заданиями
1. Источники фразеологизмов по происхождению: исконно русские и заимствованные.
2. Могут иметь синонимы и антонимы.
3. Являются одним членом предложения.
4. Делают речь яркой и выразительной.
5. Устойчивые неделимые сочетания
6. Смысл имеет все выражение
Группа № 1
Задание: Определить источники происхождения данных фразеологизмов. Составить классификацию фразеологических оборотов по их происхождению. При выполнении задания можно пользоваться фразеологическим словарем.
*Установить соответствие фразеологизм-происхождение
Во всю ивановскую
За тридевять земель
Авгиевы конюшни
Потерпеть фиаско
А ларчик просто открывался
Глас вопиющего в пустыне
Тянуть канитель
Слова для справок: история страны (обычаи наших предков);русские народные сказки, Мифы Древней Греции; иностранные языки, литературные произведения, Библия, русские ремесла
Слайд Ответ. Нам были даны примеры фразеологизмов. Наша задача состояла в том, чтобы определить источники происхождения фразеологизмов и классифицировать их. Используя в своей работе Фразеологический словарь, Словарь иностранных слов мы разделили все фразеологизмы по источнику их происхождения на две группы:
Исконно русские
– устное народное творчество за тридевять земель – из русских народных сказок
- история нашей страны - во всю ивановскую очень громко, от названия Ивановской площади, где в старину оглашались указы.
Заимствованные.
- Мифы Древней Греции Авгиевы конюшни сильно засоренное место – из мифа о подвигах Геракла
- Иностранные языки - потерпеть фиаско - потерпеть неудачу из итальянского языка.
-Библия- глас вопиющего в пустыне
Вывод- Источники фразеологизмов по происхождению: исконно русские и заимствованные
А ларчик просто открывался- это крылатая фраза. Так как у нее был автор- Крылов. После того как басня «Ларчик» стала известна , она пошла в народ , и теперь мы часто ее используем в речи, говоря о том, что кажется сложным, непонятным, загадочным на первый взгляд, но в действительности оказывается очень простым
Крылатые выражения — устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности.
Группа №2
1. Задание: Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы и антоним (можно использовать слова).
1.Не покладая рук
2. Мчаться на всех парусах
3. как кошка с собакой
4.Яблоку негде упасть
5.рукой подать
6.водой не разлить
7.как рыба в воде
Слайд .Ответ:
1.Не покладая рук (синонимы: засучив рукава, до седьмого пота, антоним работать спустя рукава).
2. Мчаться на всех парусах (синонимы: только пятки засверкали-антоним черепашьим шагом ).
3. как кошка с собакой(синонимы-не в ладах, быть в контрах)
антоним-душа в душу)
4. яблоку негде упасть (синоним-как сельди в бочке, антоним-кот наплакал)
5. как рыба в воде ( синоним- как сыр в масле, антоним-как не в своей тарелке)
6. водой не разлить (синоним- мы с Тамарой ходим парой , антоним-как кошка с собакой
7. рукой подать (синоним- под носом , антоним- за тридевять земель)
Вывод - Нам были даны фразеологизмы. Наша задача состояла в том, чтобы подобрать к ним фразеологизмы - синонимы и антонимы. Для выполнения задания мы использовали слова для справок, данные вразброс. Мы доказали, что фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы.
Группа № 3
Задание: Определить синтаксическую функцию фразеологизмов
- В колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды велосипед.
- Я прошу тебя не вешать нос.
- У него золотые руки.
- Он бежал сломя голову
- Первое боевое крещение он получил под Москвой
Слайд Ответ:
- В колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды велосипед – определение
- Я прошу тебя не вешать нос - сказуемое
- У него золотые руки. – подлежащее
- Сломя голову-обстоятельство
- Боевое крещение-дополнение
Вывод- нам были предложены предложения, в состав которых входили фразеологизмы. Выполнив синтаксический разбор, мы пришли к выводу, что фразеологизм является одним членом предложения
Группа №4. Заменить выделенные в тексте слова и словосочетания фразеологизмами. Сделайте вывод о роли фразеологизмов в речи.
Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений. Вообще он очень хорошо знал эту тему, потому что на уроках все быстро воспринимал и легко усваивал, а вот его друг Вовка в это время бездельничал и порой дажедремал.
Слова для справок: как по маслу, как свои пять пальцев, схватывал на лету, бил баклуши, клевал носом.
Слайд. Ответ
Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла как по маслу. Вообще он как свои пять пальцев знал эту тему, потому что на уроках все схватывал на лету, а вот его друг Вовка в это время бил баклушии порой даже клевал носом.
Вывод. Мы считаем, что фразеологизмы необходимы нам в речи, так как они придают нашей речи образность и выразительность.
Учитель:
7.Работа над сочинением - рассуждением
-Обобщим сказанное, потому что эти знания нам понадобятся для
отработки навыка написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему с использованием цитатыиз сборника ОГЭ к варианту 31.
Но прежде, чем начать работу над сочинением - рассуждением, давайте вспомним теорию.
- Что такое сочинение? (Создание собственного текста)
-Что такое текст?(Речевое произведение, в котором предложения связаны в единое целое темой , связаны по смыслу и грамматически)
-Какие типы речи вы знаете? (Повествование, рассуждение, описание)
-В теме нашего урока обозначено- написание сочинения -рассуждения. Что такое рассуждение?(Это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-либо, доказывает, приходит к определенному выводу)
-Какова структура сочинения-рассуждения?
Слайд Структура сочинения-рассуждения.
1. Тезис. Комментарий
2. Аргументы (2). (Приводя примеры-аргументы, ученикам нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение, указать роль в тексте).
3. Вывод.
-Что такое тезис?(это мысль автора, которую нужно доказать)
-Что значит доказать тезис?( это значит найти аргументы, доказывающие или опровергающие тезис)
-Что значит "Сочинение на лингвистическую тему"(значит основным содержанием такого сочинения будет языковой материал)
Физзарядка
Учитель: Откройте сборники заданий по ОГЭ. Обратимся к цитате. Подчеркните ключевые слова в цитате. слайд «Фразеологизмы—неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
-Спутник. Почему авторы учебника называют фразеологизмы спутниками речи?( сопровождают нашу речь, делают ее ярче, выразительнее)
-Какие фразеологизмы знакомы вам с детства?
Прочитайте текст про себя . По ходу чтения подчеркните фразеологизмы.
Задание. Назовите фразеологизмы, которые вы увидели в тексте.
Объясните значение фразеологизмов .
Слайд
ФРАЗЕОЛОГИЗМ | ТОЛКОВАНИЕ |
Пришёл в себя Завыла в полный голос Тяжкий грех Закатав рукава Валить с больной головы на здоровую
Заходить в тупик | Перестал волноваться, успокоился Сильно плакала Тяжёлая ошибка, преступление Начать работать энергично, усердно Перекладывать вину с виноватого на невиновного Оказаться в трудном, безвыходном положении |
Учитель. Теперь мы будем создавать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему по цитате. Вы знакомы с речевыми клише, которые можно использовать при написании сочинения.
Работа в группах.
Каждая группа будет работать над отдельным элементом сочинения.
Слайд
I группа работает над вступлением.
II группа работает над введением первого аргумента (выбирает тот фразеологизм, значение которого может истолковать.) ребята из 2, 3 групп могут договориться какие фразеологизмы они будут использовать для аргументации
III группа работает над введением второго аргумента.
IV группа работает над заключением.
На работу вам отводится 5 мин
После написания все 4 выходят и читают текст
Итог учебной деятельности
Учитель: Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним начало урока.
Какие цели мы ставили перед собой?
Ученики:
-Мы должны были вспомнить о роли фразеологизмов в речи
-Продолжить работу над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему .
-Цель достигнута?
Учитель:
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении заданий?.
-Какие трудности?
- Какой вид работы не вызывал трудностей?
Домашнее задание
Написать сочинение - рассуждение в тетрадь по подготовке к экзамену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тестовые задания « Подготовка металлических поверхностей под простую и улучшенную окраску», «Подготовка деревянных поверхностей под штукатурку».
Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти....
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси
Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка
Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...