подготовка к ОГЭ
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

Конспект группового занятия по подготовке к ОГЭ учащихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ogeseminar.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия по подготовке к ОГЭ в 9Г классе.

Тема:  Фразеологизмы, особенности их употребления и использования в речи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, используя высказывание о роли фразеологизмов в речи.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, интерактивная доска, лингвистические словари, справочники,  раздаточный материал.

Цели:

образовательные:

  • повторить и закрепить основные сведения о фразеологизмах и употреблении их в речи; 
  • совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, используя цитату – высказывание о роли фразеологизмов в речи.

развивающие: 

  • развивать  умение логически излагать свои мысли;
  • развивать умение слушать, аргументировать, доказывать;  
  • продолжить работу по развитию связной речи, формированию самостоятельного мышления, познавательных и творческих способностей, формированию информационно-коммуникативной грамотности;
  • употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи.

воспитательные: 

  • воспитывать любовь  к русскому языку и эстетическому отношению к слову;
  • воспитывать ответственность и сознание личной и общественной значимости учения.

Тип занятия: практикум


Ход  занятия

1. Приветствие.

-Добрый день, уважаемые гости , ребята!

 - Единственно верный способ при подготовке к экзамену – следовать  завету , что «знание – сила». Ведь чем больше знаешь, тем меньше боишься не справиться с экзаменационными заданиями.   Наши  знания должны быть глубокими и прочными , только в этом случае  государственная итоговая аттестация не вызовет  затруднений. А чтобы знания были прочными, мы и проводим внеурочные занятия по подготовке к ОГЭ.

Актуализация.

Учитель: Итак, внимание на экран. Слайд Первое задание:

Исправьте ошибки в данных сочетаниях слов

В руках правды нет; только пятки блестят;  как заснувшая муха; положить в длинный ящик; пропускать мимо глаз; в набойки не годится; купить собаку в мешке; уткам на смех;  

Учащиеся : В ногах правды нет. Только пятки сверкают. Как сонная муха. Убрать в долгий ящик. Пропустить мимо ушей. В подметки не годится. Купить кота в мешке. Курам на смех.

2. Целеполагание.

Учитель:

-Как вы думаете, какова тема нашего занятия? (Будем повторять тему "Фразеологизмы")

Слайд –

Учитель :Верно, сегодня мы будем обобщать наши знания о роли фразеологизмов в речи. Но эти знания нам нужны для реализации основной цели нашего занятия - продолжить работу над усвоением структуры сочинения – рассуждения на лингвистическую тему  в рамках подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку.

3. Слайд .

Учитель:

-Угадайте, какие фразеологизмы иллюстрируют эти шуточные картинки?

-Какое свойство фразеологизмов использует художник для создания комического эффекта? (Почему мы улыбаемся?)

(Художник на иллюстрациях изобразил буквальное значение слов, входящих в состав фразеологизмов)

Задание:

Объясните значение  фразеологизмов, представленных на рисунках и подберите к ним слова -  синонимы.

(На слайде) Бить баклуши – бездельничать        

Зарубить на носу – запомнить

Водить за нос - обманывать
Засучив рукава- хорошо работать

Кот наплакал- плохо работать 

Притча во языцех- (не могут объяснить) значит получить печальную славу, подвергнуться всеобщему осмеянию или осуждению.

Слайд.  Притча во языцех.

Учитель: Итак,перед нами возникла  проблема – мы не можем  объяснить значения данного  фразеологизма и подобрать к нему синоним. Ребята, обратите внимание на противоречие :с одной стороны  фразеологизмы привычны и знакомы нам с детства, мы часто пользуемся ими в повседневной речи, с другой стороны- это достаточно  сложное явление, так  как в нашем случае мы испытываем трудности из-за  ограниченного  употребления некоторых фразеологизмов в речи.  

Учитель:

-Какой же выход мы найдем из данной сложившейся ситуации,  где мы можем найти толкование данного фразеологизма?

-Посмотрим в словаре

Учитель:

-Слайд. Правильно, нашим помощником станет словарь, в данном случае Фразеологический словарь. Давайте найдем и прочитаем толкование фразеологизма, вызвавшего у нас затруднение – притча во языцех.

Слайд   Толкование фразеологизма  «Притча во языцех». 

 4. Планирование деятельности.

Учитель: 

-Что же такое фразеологизмы?

Слайд - Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или предложению

Учитель:

-Как вы уже поняли  фразеологизмы – это удивительное явление языка, недаром   многие лингвисты называют фразеологизмы «жемчужинами» русского языка. Умелое употребление в устной и письменной речи устойчивых оборотов – признак высокой культуры человека. Вашу культуру мы сейчас и проверим.

Учитель  

 -У вас на столах лежат задания. Выполните их и после выполнения представитель от каждой группы должен отчитаться о проделанной работе - рассказать о свойствах фразеологизмов

 Время выполнения  заданий 5 минут.

Слайд

5. Работа в группах.

Учащиеся работают в группах

Распечатанные листочки с заданиями

1. Источники фразеологизмов по происхождению: исконно русские и заимствованные.
2. Могут иметь синонимы и антонимы.
3. Являются одним членом предложения.
4. Делают речь яркой и    выразительной.

5. Устойчивые неделимые сочетания
6. Смысл имеет все выражение

Группа № 1

Задание: Определить источники происхождения данных фразеологизмов.  Составить классификацию фразеологических оборотов по их происхождению. При выполнении задания можно пользоваться  фразеологическим  словарем.

*Установить соответствие фразеологизм-происхождение

Во всю ивановскую

За тридевять земель

Авгиевы конюшни

Потерпеть фиаско

А ларчик просто открывался

Глас вопиющего в пустыне

Тянуть канитель

Слова для справок: история страны (обычаи наших предков);русские народные сказки, Мифы Древней Греции; иностранные языки, литературные произведения, Библия, русские ремесла

Слайд Ответ. Нам были даны примеры фразеологизмов. Наша задача состояла в том, чтобы определить источники происхождения фразеологизмов и классифицировать их. Используя в своей работе Фразеологический словарь, Словарь иностранных слов мы  разделили все фразеологизмы по источнику их происхождения на две группы:
Исконно русские

– устное народное творчество за тридевять земель – из русских народных сказок

- история  нашей страны - во всю ивановскую очень громко, от названия Ивановской площади, где в старину оглашались указы.

 Заимствованные.

- Мифы Древней Греции Авгиевы конюшни сильно засоренное место – из мифа о  подвигах Геракла

Иностранные языки  - потерпеть фиаско - потерпеть неудачу из итальянского языка.

-Библия- глас вопиющего в пустыне

 Вывод- Источники фразеологизмов по происхождению: исконно русские и заимствованные

А ларчик просто открывался- это крылатая фраза. Так как у нее был автор- Крылов. После того как басня «Ларчик» стала известна , она пошла в народ , и теперь мы часто ее используем в речи, говоря о  том, что кажется сложным, непонятным, загадочным на первый взгляд, но в действительности оказывается очень простым 

Крылатые выражения — устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности.

 

Группа №2
1. Задание: Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы   и антоним (можно
использовать слова).

1.Не покладая рук

2. Мчаться на всех парусах

3. как кошка с собакой

4.Яблоку  негде упасть

5.рукой подать

6.водой не разлить

7.как рыба в воде

 

Слайд .Ответ:

1.Не покладая рук (синонимы: засучив рукава, до седьмого пота, антоним работать     спустя рукава).
2. Мчаться на всех парусах (
синонимы: только пятки засверкали-антоним черепашьим шагом ).

3. как кошка с собакой(синонимы-не в ладах, быть в контрах)

        антоним-душа в душу)

4. яблоку негде упасть (синоним-как сельди в бочке, антоним-кот наплакал)

5. как рыба в воде ( синоним- как сыр в масле, антоним-как не в своей тарелке)

6. водой не разлить (синоним-        мы с Тамарой ходим парой ,  антоним-как кошка с собакой

7. рукой подать (синоним-         под носом , антоним- за тридевять земель)

Вывод - Нам были даны  фразеологизмы. Наша задача состояла в том, чтобы подобрать к ним фразеологизмы - синонимы и антонимы. Для выполнения задания мы использовали слова для справок, данные вразброс. Мы доказали, что фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы.

Группа № 3

Задание: Определить синтаксическую функцию фразеологизмов

  1. В колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды велосипед.
  2. Я прошу тебя не вешать нос.
  3. У него золотые руки.
  4. Он бежал сломя голову
  5. Первое боевое крещение он получил под Москвой

Слайд Ответ:

  1. В колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды велосипед – определение
  2. Я прошу тебя не вешать нос    - сказуемое
  3. У него золотые руки. – подлежащее
  4. Сломя голову-обстоятельство
  5. Боевое крещение-дополнение

Вывод- нам были предложены предложения, в состав которых входили фразеологизмы. Выполнив синтаксический разбор, мы пришли к выводу, что фразеологизм является одним членом предложения


 

Группа №4.  Заменить    выделенные  в тексте слова и словосочетания фразеологизмами. Сделайте  вывод о роли фразеологизмов в речи.

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений. Вообще он очень хорошо знал эту тему, потому что на уроках все быстро воспринимал и легко усваивал, а вот его друг Вовка в это время бездельничал и порой дажедремал.

Слова для справок: как по маслу, как свои пять пальцев, схватывал на лету, бил баклуши, клевал носом.

Слайд. Ответ

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла как по маслу.  Вообще он как свои пять пальцев знал эту тему, потому что на уроках все схватывал на лету, а вот его друг Вовка в это время бил баклушии порой даже клевал носом.

Вывод. Мы считаем, что фразеологизмы необходимы нам в речи, так  как они  придают нашей речи образность и выразительность.


Учитель: 

7.Работа над сочинением -  рассуждением 

-Обобщим сказанное, потому что эти знания нам понадобятся для

отработки навыка написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему с использованием цитатыиз сборника ОГЭ к варианту 31.

Но прежде,  чем начать работу над сочинением - рассуждением, давайте вспомним теорию.

- Что такое сочинение? (Создание собственного текста)

-Что такое текст?(Речевое произведение, в котором предложения связаны в единое целое темой , связаны по смыслу и грамматически)

-Какие типы речи вы знаете? (Повествование, рассуждение, описание)

-В теме нашего урока обозначено- написание сочинения -рассуждения. Что такое рассуждение?(Это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-либо, доказывает, приходит к определенному выводу)

-Какова структура сочинения-рассуждения?

Слайд Структура  сочинения-рассуждения.

1. Тезис. Комментарий

2. Аргументы (2). (Приводя примеры-аргументы, ученикам нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение, указать роль в тексте).

3.  Вывод.

-Что такое тезис?(это мысль автора, которую нужно доказать)

-Что значит доказать тезис?( это значит найти аргументы, доказывающие или опровергающие тезис)

-Что значит "Сочинение на лингвистическую тему"(значит основным содержанием такого сочинения будет языковой материал)

 

Физзарядка

Учитель: Откройте сборники заданий по ОГЭ. Обратимся к цитате. Подчеркните   ключевые слова в цитате. слайд «Фразеологизмы—неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

-Спутник. Почему авторы учебника называют фразеологизмы спутниками речи?( сопровождают нашу речь, делают ее ярче, выразительнее)

-Какие фразеологизмы знакомы вам с детства?

Прочитайте  текст про себя . По ходу чтения подчеркните фразеологизмы.

Задание. Назовите фразеологизмы, которые вы увидели в тексте.

Объясните значение фразеологизмов .

 

Слайд

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

ТОЛКОВАНИЕ

Пришёл в себя

Завыла в полный голос

Тяжкий грех

Закатав рукава 

Валить с больной головы на здоровую

 

Заходить в тупик

Перестал волноваться, успокоился

Сильно плакала

 Тяжёлая ошибка, преступление

Начать работать энергично, усердно

Перекладывать вину с виноватого

на невиновного

 Оказаться в трудном,

безвыходном положении

Учитель. Теперь мы будем создавать  сочинение – рассуждение на лингвистическую тему по цитате. Вы знакомы с речевыми клише, которые можно использовать при написании сочинения.

Работа в группах.

Каждая группа  будет работать  над отдельным элементом сочинения.

Слайд

I группа работает над вступлением.

II группа работает над  введением первого аргумента (выбирает тот фразеологизм, значение которого может истолковать.) ребята из 2, 3 групп могут договориться какие фразеологизмы они будут использовать для аргументации

III группа работает над  введением второго аргумента.

IV группа работает над заключением.

На работу вам отводится 5 мин

После написания все 4 выходят и читают текст

Итог  учебной деятельности

Учитель: Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним начало урока.

Какие цели мы ставили перед собой?

Ученики:

 -Мы должны были вспомнить  о роли фразеологизмов в речи

 -Продолжить  работу над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему .

-Цель достигнута?

Учитель:

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении заданий?.

-Какие трудности?

- Какой вид работы не вызывал трудностей?

Домашнее задание

Написать сочинение - рассуждение в тетрадь по подготовке к экзамену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...