Обобщение и систематизация материала по теме "Однородные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Данный материал полезен учителям русского языка при проведении открытых уроков в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_savinkova.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 8 классе учителя русского языка и литературы  ГОУ СОШ № 534 с углубленным изучением английского языка имени Героя России Тимура Сиразетдинова Выборгского района Санкт-Петербурга Савинковой А. А., 2017 г.

Конспект открытого урока русского языка в 8 ш классе

учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ № 534 с углубленным изучением         английского языка имени Героя России Тимура Сиразетдинова Выборгского района Санкт-Петербурга Савинковой Алены Александровны

Дата проведения урока: 18.02.2017 г.

Тема урока: «Систематизация и обобщение изученного по теме “Однородные члены     предложения”»

Место урока в системе уроков:  урок обобщения и систематизации знаний в процессе  изучения раздела «Синтаксис. Пунктуация».

Тип урока: комбинированный (урок обобщения материала с элементами  повторения)

Цель урока: систематизировать сведения об однородных членах предложения; повторить и закрепить пунктуационные правила, изученные в подразделе «Однородные члены предложения»; употреблять предложения с однородными членами в собственных высказываниях; развивать связную речь, воображение, мышление, память.

Форма урока: урок-практикум с элементами эврестической беседы.

Методы урока: словесный, объяснительно-иллюстративный, эврестический, репродуктивный.

Технологии: общепедагогическая, локальная, технология обратной связи.  

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная, общеклассная.

Продолжительность урока: 45 минут

Возрастная категория: 8 класс

УУД: 

  • личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач);
  • регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);
  • познавательные (построение речевого высказывания в устной и письменной форме);
  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).

УМК: Русский язык. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /    С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. – 25-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с.: ил.

Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора

Приложение: №1, №2, №3

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и цели

Учитель: Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока – «Систематизация и обобщение изученного по теме “Однородные члены предложения”».

Цель нашего урока: систематизировать сведения об однородных членах предложения; повторить и закрепить пунктуационные правила, изученные в подразделе «Однородные члены предложения»; употреблять предложения с однородными членами в собственных высказываниях; развивать связную речь, воображение, мышление, память.

Сегодня 18 февраля. Месяц февраль – особый месяц. К нему можно подобрать множество эпитетов. Но какие они будут? (Мужественный, воинственный, смелый, отважный.) Я не случайно попросила вас подобрать эпитеты к месяцу «Февраль».

Попробуйте отгадать этот праздник.

Задание №1 «Математический диктант»

УД: Выполнение задание направлено на умение различать предложения, осложненные однородными членами, от других осложненных предложений; на умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, где это необходимо.

Учитель: Прочитайте предложения; расставьте знаки препинания, где это необходимо; сложить номера предложений с однородными членами. В итоге должно получиться число. (23 февраля).

  1. Разведывательные сведения должны быть своевременно добыты.
  2. Достоверность разведки и точность  одни из важнейших показателей.
  3. К разведке предъявляется ряд требований целеустремленность активность скрытность достоверность и точность координат целей.
  4. Идя на задание разведчик должен проверить свое снаряжение.
  5. Разведчик должен действовать не только грамотно и решительно но и смело скрытно.
  6. Разведчику необходимо проявлять как инициативу так и находчивость военную хитрость.
  7. Ночь туман дождь верные помощники разведчика.

Ответы:

  1. Разведывательные сведения должны быть своевременно добыты.
  2. Достоверность разведки и точность – одни из важнейших показателей. 
  3. К разведке предъявляется ряд требований: целеустремленность, активность, скрытность, достоверность и точность координат целей.
  4. Идя на задание, разведчик должен проверить свое снаряжение.
  5. Разведчик должен действовать не только грамотно и решительно, но и смело, скрытно.
  6. Разведчику необходимо проявлять как инициативу, так и находчивость, военную хитрость.
  7. Ночь, туман, дождь – верные помощники разведчика.

Учитель: Наш урок проходит в рамках этого мужественного праздника  - Дня Защитника Отечества. Ребята, а что это были за предложения? («Памятка разведчика»). Я предлагаю вам сегодня побыть разведчиками. У вас на парте у каждого лежит маршрут пути. Наша задача – побывать в каждой его контрольной точке и узнать части шифра, который впоследствии необходимо будет разгадать. Я желаю вам счастливого пути!

III.Контроль степени усвоения учащимися того, в чем учащиеся будут    тренироваться

Задание №2  «Собери звезду» (Приложение №1)

УД: Выполнение задания необходимо для теоретического закрепления и систематизации изученного материала.  

Учитель: Мы подкрепились умениями, навыками разведчика, но также нам необходимы и теоретические знания.

Вспомним 5 признаков однородных членов предложения. (1. Отвечают на один и тот же вопрос; 2. относятся к одному и тому же слову; 3. являются одним и тем же членом предложения; 4. часто выражено одной частью речи; 5. связаны бессоюзной или союзной связью.)

Учитель: в итоге у нас получилась звезда с пятью лучиками. Какие виды союзов вы знаете? (Соединительные: и, да; разделительные: не то – не то; противительные: а, но, зато, однако.) Расскажите о знаках препинания при повторяющихся союзах. (Запятую ставим перед вторым.) Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом. (Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие; если после, то – тире; если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения – тире.)

  1. Тренировочные упражнения.

Учитель: после выполнения каждого задания вы будете получать часть шифра, который потом нужно будет разгадать.

Задание №3 «Найди соответствия»

УД: Умение различать союзы при однородных членах; умение находить обобщающее слово при однородных членах.

Учитель: Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, где это необходимо. Соотнесите предложения с их характеристиками.

Предложение

Характеристика

1. Дорога идет между двумя стенами снега и разливается в черное озеро грязи.

1. Простое предложение с обобщающим словом при однородных сказуемых.

2. Дорога не то разливается черным озером грязи не то идет между двумя стенами снега.

2. Простое предложение, осложненное однородными сказуемыми, связанными разделительным союзом.

3. Дорога постоянно теряется из вида то разливается в черное озеро грязи то идет между двумя стенами снега.

3. Простое предложение, осложненное однородными сказуемыми, связанными соединительным союзом.

Ответы:

Предложение

Характеристика

1. Дорога идет между двумя стенами снега и разливается в черное озеро грязи.

1. Простое предложение, осложненное однородными сказуемыми, связанными соединительным союзом.

2. Дорога не то разливается черным озером грязи, не то идет между двумя стенами снега.

2. Простое предложение, осложненное однородными сказуемыми, связанными разделительным союзом.

3. Дорога постоянно теряется из вида: то разливается в черное озеро грязи, то идет между двумя стенами снега.

3. Простое предложение с обобщающим словом при однородных сказуемых.

Учитель: 1-я часть шифра: .овтсечетО ёовс

Задание №4 «Творческий диктант»

УД: Умение перестраивать предложения в зависимости от данных характеристик. 

Учитель: Перестройте предложения в соответствии с характеристиками.

  1. Запишите предложение, соединив однородные члены попарно. В перестроенном предложении однородные члены соедините двойным сопоставительным союзом.

Боец вернулся к себе в окоп, проверил автомат, приготовил пять гранат, положил их в сумку.

  1. Запишите предложения, заменив в них соединительный союз и двойным сопоставительным союзом.

Здесь предстояло выстоять и ценой жизни, и ценой смерти.

  1. Перестройте предложение так, чтобы обобщающее слово стояло перед однородными членами, а сказуемое – после.

Черные стены, потрепанная крыша, разбитые стекла, жженое сено – все напоминало о недавнем погроме.

  1. Перестройте предложение так, чтобы однородные члены были соединены союзами, указывающими на чередование признаков.

Тут командиру стало грустно, горько, больно.

Ответы:

  1. Запишите предложение, соединив однородные члены попарно. В перестроенном предложении однородные члены соедините двойным сопоставительным союзом.

Боец не только вернулся к себе в окоп и проверил автомат, но и  приготовил пять гранат и положил их в сумку.

  1. Запишите предложения, заменив в них соединительный союз и двойным сопоставительным союзом.

Здесь предстояло выстоять как ценой жизни, так и ценой смерти.

  1. Перестройте предложение так, чтобы обобщающее слово стояло перед однородными членами, а сказуемое – после.

Все: черные стены, потрепанная крыша, разбитые стекла, жженое сено – напоминало о недавнем погроме.

  1. Перестройте предложение так, чтобы однородные члены были соединены союзами, указывающими на чередование признаков.

Тут командиру стало и грустно, и горько, и больно.

Учитель: 2-я часть шифра: ьтащищаз –

Задание №5 «Дай характеристику предложению»

УД: Умение дата предложению характеристику в зависимости от его сложности.

Учитель: Выберите правильный вариант расстановки знаков и характеристик предложения.

Всё казалось ему удивительным и ненастоящим в первые часы (1) и трамваи (2) и штатские люди в лавках (3) и афиши кино (4) и целые улицы без единого разрушенного дома (5) и деревья в тишине (6) занятые своим важным делом освобождения от листвы.

А – предложение простое

Б – предложение сложное

В – предложение осложнено однородными сказуемыми

Г – предложение осложнено однородными дополнениями

Д – в предложении есть обобщающее слово

Е – 1 – двоеточие после обобщающего слова

Ж – 2, 3, 4, 5 – запятые между однородными членами

З – 4 – запятая между однородными членами не ставится

И – 6 – обособление определения, выраженного причастным оборотом

К – 6 – обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом

Ответы:

                                                           

Всё казалось ему удивительным и ненастоящим в первые часы: и трамваи, и штатские люди в лавках, и афиши кино, и целые улицы без единого разрушенного дома, и деревья в тишине, занятые своим важным делом освобождения от листвы.

А, В, Д, Е, Ж, И

Учитель: 3-я часть шифра: еинечанзандерп

Задание №6 «Собери текст».

        Составьте текст, используя все данные союзы и обобщающие слова (не только, но и; отовсюду; и, и, и; и; и; всё; как, так и; а именно). Расставьте недостающие знаки препинания.

        Бои не прекращались ни на минуту. Мы с товарищем не успевали (?) вздремнуть (?) поменять оружие. Залпы пулемётов орудий доносились (?) (?) с реки (?) с полей (?) из леса. К вечеру стало немного спокойней (?) тише. Командир приказал мне бежать на ближайший хутор (?) узнать у местных насчёт ночёвки. Непролазные кусты вода кочки усталость страшная боль в ногах (?) преграждало мне путь. Мне хотелось быстрее (?) добраться до деревни (?) вернуться назад. Каждый шорох (?) треск сучьев шелест травы крик птиц (?) казался мне подозрительным и устрашающим.

Ответы:

         Бои не прекращались ни на минуту. Мы с товарищем не успевали не только вздремнуть, но и поменять оружие. Залпы пулемётов орудий доносились отовсюду: и с реки, и с полей, и из леса. К вечеру стало немного спокойней и тише. Командир приказал мне бежать на ближайший хутор и узнать у местных насчёт ночёвки. Непролазные кусты, вода, кочки, усталость, страшная боль в ногах – всё преграждало мне путь. Мне хотелось быстрее как добраться до деревни, так и вернуться назад. Каждый шорох, а именно: треск сучьев, шелест травы, крик птиц – казался мне подозрительным и устрашающим.

Учитель: 4-я часть шифра: еешчул еомаС        

Задание №7 «Разгадай шифр»

Учитель: Вам удалось собрать кусочки шифра, а сейчас вы должны собрать его полностью. Соедините все части шифра и прочитайте их наоборот.

.овтсечетО ёовс ьтащищаз – еинечанзандерп еешчул еомаС

Шифр: Самое лучшее предназначение – защищать своё Отечество.

(Г. Р. Державин)

Задание № 7.

Учитель: А теперь ваша задача – развить это высказывание в мини-сочинение: добавить к этому предложению 4 по данным схемам.

  1.  Не только           , но и
  2.          : и,         , и
  3.              и

  1.       ,             ,             –              

Образец: Самое лучшее предназначение есть защищать свое Отечество. Быть защитником не только почетно, но и ответственно. Он должен уметь многое, а главное: и Родину защитить, и товарищей не предать. Ум, смелость, мужество – вот важные качества защитника. Нужно не бояться и смело идти вперед.

  1. Самостоятельная работа.

Учитель: Расставьте знаки препинания, соотнесите предложение с его характеристикой, добавьте в характеристику пропущенные слова.

I вариант

Артиллерия тщетно гремела с высоты вала а в поле вязла и не двигалась по причине изнурения лошадей.

В предложении обобщающее слово стоит после ряда однородных членов.

Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей и в кепках в волосах всюду.

Простое предложение, однородные члены которого связаны двумя союзами: противительным и ……………………….

Все остальное стойла настил двое дощатых ворот давно уже растащили на дрова или приспособили для других надобностей.

………………………………... стоит перед рядом однородных членов, далее предложение продолжается.

Всё поручни компасы бинокли всякие приборы было медное.

Предложение осложнено ………………...

при обобщающем слове и рядом однородных сказуемых.

Ответы:

Артиллерия тщетно гремела с высоты вала, а в поле вязла и не двигалась по причине изнурения лошадей.

Простое предложение, однородные члены которого связаны двумя союзами: противительным и соединительным.

Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, и в кепках, в волосах – всюду.

В предложении обобщающее слово стоит после ряда однородных членов.

Все остальное: стойла, настил, двое дощатых ворот – давно уже растащили на дрова или приспособили для других надобностей.

Предложение осложнено рядом однородных подлежащих при обобщающем слове и рядом однородных сказуемых.

Всё: поручни, компасы, бинокли, всякие приборы – было медное.

Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, далее предложение продолжается.

II вариант

В этой борьбе я истощил и жар души и постоянство воли.

Обобщающее слово стоит ….......... однородными членами предложения.

И лошади и покрытые рогожками извозчики и дома и улицы всё было мне особенно мило и значительно.

Простое предложение, …………………… которого соединены повторяющимся союзом.

Всё было занесено снегом и леса и поля.

Однородные члены предложения связаны разделительным союзом.

Выражение не то жалости не то тревоги появилось на лице генерала.

В предложении ………………… стоит после ряда однородных членов; однородные члены предложения соединены повторяющимся союзом.

Ответы:

В этой борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли.

Простое предложение, однородные члены которого соединены повторяющимся союзом.

И лошади, и покрытые рогожками извозчики, и дома, и улицы – всё было мне особенно мило и значительно.

В предложении обобщающее слово стоит после ряда однородных членов; однородные члены предложения соединены повторяющимся союзом.

Всё было занесено снегом: и леса, и поля.

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Выражение не то жалости, не то тревоги появилось на лице генерала.

Однородные члены предложения связаны разделительным союзом.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Какие виды союзов вы знаете? (Соединительные: и, да; разделительные: не то – не то; противительные: а, но, зато, однако.) Расскажите о знаках препинания при повторяющихся союзах. (Запятую ставим перед вторым.) Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом. (Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие; если после, то – тире; если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения – тире.)

  1. Объяснение домашнего задания.

Вариативное домашнее задание.

Приложение №1.

Звезда с признаками однородных членов предложения.

  1. Отвечают на один и тот же вопрос                          3. Являются одним и тем же членом предложения

  1. Относятся к одному                                                                        4. Часто выражены одной частью речи

и тому же слову                                                                        

                                                       5. Связаны бессоюзной или

                                                                          союзной связью

Приложение №2.

Карточка №1. Домашнее задание для слабых учеников: расставить знаки препинания, составить схему третьего предложения.

  1. Атаковали они не то восемь не то девять раз.
  2. Мелодия росла подымалась бушевала, как ветер неслась по вершинам деревьев срывала листья качала траву била в лицо прохладными брызгами.
  3. Шпицы и кровли и частокол и стены его тихо вспыхивали отблесками отдаленных пожарищ.
  4. Все вокруг и хаты и подсолнухи и акации и сухая трава было покрыто этой шершавой пылью.
  5. Мне было охота прочитать про всё не только про травы и моря про солнце и звезды но и про великих людей революцию про всё то что люди хорошо знают а я ещё не знаю.

  1. Атаковали они не то восемь, не то девять раз.
  2. Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами.
  3. Шпицы, и кровли, и частокол, и стены его тихо вспыхивали отблесками отдаленных пожарищ.
  4. Все вокруг: и хаты, и подсолнухи, и акации, и сухая трава – было покрыто этой шершавой пылью.
  5. Мне было охота прочитать про всё: не только про травы и моря, про солнце и звезды, но и про великих людей, революцию – про всё то, что люди хорошо знают, а я ещё не знаю.

Схема третьего предложения:            , и             , и            , и      

Приложение №3.

Карточка №2. Домашнее задание для сильных учеников: 1. Расставить знаки препинания в предложениях; 2. Составить из 7 предложений одно по схеме.

  1. Денисов бережет свое оружие и автомат и винтовку.
  2. Командир стоит рядом поглядывает на солдата и пробует себе представить о чем бы в этот момент мог думать его служащий.
  3. За два года во все атаки ходит и ни разу не только не поцарапало но и шинель не задело осколком.
  4. Солдату приятно и внимание капитана и звездочки.

 

        1. Командир остановился возле ручья.

        2. Командир сел на холодный дёрн.

      3. Каждый шорох казался подозрительным: и шелест листьев, и хруст веток.

        4. Чувства теснились в его душе.

        5. Чувства делались всё мрачнее и мрачнее.

        6. Чувства овладели им совершенно.

        

        [                   ,        ] , и [        : и        , и         ] , а [ - , прич. об., = , дееприч. об. ]

  1. Денисов бережет свое оружие: и автомат, и винтовку.
  2. Командир стоит рядом, поглядывает на солдата и пробует себе представить, о чем бы в этот момент мог думать его служащий.
  3. За два года во все атаки ходит и ни разу не только не поцарапало, но и шинель не задело осколком.
  4. Солдату приятно, и внимание капитана, и звездочки.

2. Командир остановился возле ручья, сел на холодный мокрый дёрн, и все казалось ему подозрительным: и шелест листьев, и хруст веток, а чувства, теснившиеся в его душе, делались всё мрачнее и мрачнее, овладевая им совершенно.

Использованная литература:

  1. Симакова Е. С. Русский язык: Практические задания по русскому языку для подготовки к урокам и ГИА: 8-й кл.: К учебниук Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной и др. «Русский язык. 8 класс» / Е. С. Симакова. – М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 142 с.

Авторские наработки:

  1. «Математический диктант»
  2. «Собери звезду»
  3.  «Творческий диктант»
  4. «Собери текст»
  5. «Разгадай шифр»
  6. Самостоятельная работа.

 

Анализ результативности урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 9 классе Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение»

Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе. Работа в группах...

Урок русского язык в 8 классе . « Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения».

Урок русского язык в 8 классе .« Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения»....

Обобщение и систематизация материала по теме: «Односоставные предложения»

Урок русского языка в 8-ом классеТема: Обобщение и систематизация материала по теме: «Односоставные предложения»Цель урока: Определение уровня овладения обучающимися теоретическими зн...

«Обобщение и систематизация материала по односоставным предложениям»

Урок русского языка (8класс) с применением дифференцированного обучения...

Урок-практикум "Обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение"

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Обобщение и систематизация материала по теме "Сложносочиненное предложение" с использованием материалов подготовки к ОГЭ...

Презентация к уроку "Обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение"

Презентация для проведения урока-практикума по русскому языку в 9 классе...