Обобщение и систематизация материала по теме "Однородные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Данный материал полезен учителям русского языка при проведении открытых уроков в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_savinkova.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ № 534 с углубленным изучением английского языка имени Героя России Тимура Сиразетдинова Выборгского района Санкт-Петербурга Савинковой А. А., 2017 г.
Конспект открытого урока русского языка в 8 ш классе
учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ № 534 с углубленным изучением английского языка имени Героя России Тимура Сиразетдинова Выборгского района Санкт-Петербурга Савинковой Алены Александровны
Дата проведения урока: 18.02.2017 г.
Тема урока: «Систематизация и обобщение изученного по теме “Однородные члены предложения”»
Место урока в системе уроков: урок обобщения и систематизации знаний в процессе изучения раздела «Синтаксис. Пунктуация».
Тип урока: комбинированный (урок обобщения материала с элементами повторения)
Цель урока: систематизировать сведения об однородных членах предложения; повторить и закрепить пунктуационные правила, изученные в подразделе «Однородные члены предложения»; употреблять предложения с однородными членами в собственных высказываниях; развивать связную речь, воображение, мышление, память.
Форма урока: урок-практикум с элементами эврестической беседы.
Методы урока: словесный, объяснительно-иллюстративный, эврестический, репродуктивный.
Технологии: общепедагогическая, локальная, технология обратной связи.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная, общеклассная.
Продолжительность урока: 45 минут
Возрастная категория: 8 класс
УУД:
- личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач);
- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);
- познавательные (построение речевого высказывания в устной и письменной форме);
- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).
УМК: Русский язык. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. – 25-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с.: ил.
Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора
Приложение: №1, №2, №3
Ход урока
- Организационный момент
- Сообщение темы и цели
Учитель: Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока – «Систематизация и обобщение изученного по теме “Однородные члены предложения”».
Цель нашего урока: систематизировать сведения об однородных членах предложения; повторить и закрепить пунктуационные правила, изученные в подразделе «Однородные члены предложения»; употреблять предложения с однородными членами в собственных высказываниях; развивать связную речь, воображение, мышление, память.
Сегодня 18 февраля. Месяц февраль – особый месяц. К нему можно подобрать множество эпитетов. Но какие они будут? (Мужественный, воинственный, смелый, отважный.) Я не случайно попросила вас подобрать эпитеты к месяцу «Февраль».
Попробуйте отгадать этот праздник.
Задание №1 «Математический диктант»
УД: Выполнение задание направлено на умение различать предложения, осложненные однородными членами, от других осложненных предложений; на умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, где это необходимо.
Учитель: Прочитайте предложения; расставьте знаки препинания, где это необходимо; сложить номера предложений с однородными членами. В итоге должно получиться число. (23 февраля).
- Разведывательные сведения должны быть своевременно добыты.
- Достоверность разведки и точность одни из важнейших показателей.
- К разведке предъявляется ряд требований целеустремленность активность скрытность достоверность и точность координат целей.
- Идя на задание разведчик должен проверить свое снаряжение.
- Разведчик должен действовать не только грамотно и решительно но и смело скрытно.
- Разведчику необходимо проявлять как инициативу так и находчивость военную хитрость.
- Ночь туман дождь верные помощники разведчика.
Ответы:
- Разведывательные сведения должны быть своевременно добыты.
- Достоверность разведки и точность – одни из важнейших показателей.
- К разведке предъявляется ряд требований: целеустремленность, активность, скрытность, достоверность и точность координат целей.
- Идя на задание, разведчик должен проверить свое снаряжение.
- Разведчик должен действовать не только грамотно и решительно, но и смело, скрытно.
- Разведчику необходимо проявлять как инициативу, так и находчивость, военную хитрость.
- Ночь, туман, дождь – верные помощники разведчика.
Учитель: Наш урок проходит в рамках этого мужественного праздника - Дня Защитника Отечества. Ребята, а что это были за предложения? («Памятка разведчика»). Я предлагаю вам сегодня побыть разведчиками. У вас на парте у каждого лежит маршрут пути. Наша задача – побывать в каждой его контрольной точке и узнать части шифра, который впоследствии необходимо будет разгадать. Я желаю вам счастливого пути!
III.Контроль степени усвоения учащимися того, в чем учащиеся будут тренироваться
Задание №2 «Собери звезду» (Приложение №1)
УД: Выполнение задания необходимо для теоретического закрепления и систематизации изученного материала.
Учитель: Мы подкрепились умениями, навыками разведчика, но также нам необходимы и теоретические знания.
Вспомним 5 признаков однородных членов предложения. (1. Отвечают на один и тот же вопрос; 2. относятся к одному и тому же слову; 3. являются одним и тем же членом предложения; 4. часто выражено одной частью речи; 5. связаны бессоюзной или союзной связью.)
Учитель: в итоге у нас получилась звезда с пятью лучиками. Какие виды союзов вы знаете? (Соединительные: и, да; разделительные: не то – не то; противительные: а, но, зато, однако.) Расскажите о знаках препинания при повторяющихся союзах. (Запятую ставим перед вторым.) Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом. (Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие; если после, то – тире; если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения – тире.)
- Тренировочные упражнения.
Учитель: после выполнения каждого задания вы будете получать часть шифра, который потом нужно будет разгадать.
Задание №3 «Найди соответствия»
УД: Умение различать союзы при однородных членах; умение находить обобщающее слово при однородных членах.
Учитель: Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, где это необходимо. Соотнесите предложения с их характеристиками.
Предложение | Характеристика |
1. Дорога идет между двумя стенами снега и разливается в черное озеро грязи. | 1. Простое предложение с обобщающим словом при однородных сказуемых. |
2. Дорога не то разливается черным озером грязи не то идет между двумя стенами снега. | 2. Простое предложение, осложненное однородными сказуемыми, связанными разделительным союзом. |
3. Дорога постоянно теряется из вида то разливается в черное озеро грязи то идет между двумя стенами снега. | 3. Простое предложение, осложненное однородными сказуемыми, связанными соединительным союзом. |
Ответы:
Предложение | Характеристика |
1. Дорога идет между двумя стенами снега и разливается в черное озеро грязи. | 1. Простое предложение, осложненное однородными сказуемыми, связанными соединительным союзом. |
2. Дорога не то разливается черным озером грязи, не то идет между двумя стенами снега. | 2. Простое предложение, осложненное однородными сказуемыми, связанными разделительным союзом. |
3. Дорога постоянно теряется из вида: то разливается в черное озеро грязи, то идет между двумя стенами снега. | 3. Простое предложение с обобщающим словом при однородных сказуемых. |
Учитель: 1-я часть шифра: .овтсечетО ёовс
Задание №4 «Творческий диктант»
УД: Умение перестраивать предложения в зависимости от данных характеристик.
Учитель: Перестройте предложения в соответствии с характеристиками.
- Запишите предложение, соединив однородные члены попарно. В перестроенном предложении однородные члены соедините двойным сопоставительным союзом.
Боец вернулся к себе в окоп, проверил автомат, приготовил пять гранат, положил их в сумку.
- Запишите предложения, заменив в них соединительный союз и двойным сопоставительным союзом.
Здесь предстояло выстоять и ценой жизни, и ценой смерти.
- Перестройте предложение так, чтобы обобщающее слово стояло перед однородными членами, а сказуемое – после.
Черные стены, потрепанная крыша, разбитые стекла, жженое сено – все напоминало о недавнем погроме.
- Перестройте предложение так, чтобы однородные члены были соединены союзами, указывающими на чередование признаков.
Тут командиру стало грустно, горько, больно.
Ответы:
- Запишите предложение, соединив однородные члены попарно. В перестроенном предложении однородные члены соедините двойным сопоставительным союзом.
Боец не только вернулся к себе в окоп и проверил автомат, но и приготовил пять гранат и положил их в сумку.
- Запишите предложения, заменив в них соединительный союз и двойным сопоставительным союзом.
Здесь предстояло выстоять как ценой жизни, так и ценой смерти.
- Перестройте предложение так, чтобы обобщающее слово стояло перед однородными членами, а сказуемое – после.
Все: черные стены, потрепанная крыша, разбитые стекла, жженое сено – напоминало о недавнем погроме.
- Перестройте предложение так, чтобы однородные члены были соединены союзами, указывающими на чередование признаков.
Тут командиру стало и грустно, и горько, и больно.
Учитель: 2-я часть шифра: ьтащищаз –
Задание №5 «Дай характеристику предложению»
УД: Умение дата предложению характеристику в зависимости от его сложности.
Учитель: Выберите правильный вариант расстановки знаков и характеристик предложения.
Всё казалось ему удивительным и ненастоящим в первые часы (1) и трамваи (2) и штатские люди в лавках (3) и афиши кино (4) и целые улицы без единого разрушенного дома (5) и деревья в тишине (6) занятые своим важным делом освобождения от листвы.
А – предложение простое
Б – предложение сложное
В – предложение осложнено однородными сказуемыми
Г – предложение осложнено однородными дополнениями
Д – в предложении есть обобщающее слово
Е – 1 – двоеточие после обобщающего слова
Ж – 2, 3, 4, 5 – запятые между однородными членами
З – 4 – запятая между однородными членами не ставится
И – 6 – обособление определения, выраженного причастным оборотом
К – 6 – обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом
Ответы:
Всё казалось ему удивительным и ненастоящим в первые часы: и трамваи, и штатские люди в лавках, и афиши кино, и целые улицы без единого разрушенного дома, и деревья в тишине, занятые своим важным делом освобождения от листвы.
А, В, Д, Е, Ж, И
Учитель: 3-я часть шифра: еинечанзандерп
Задание №6 «Собери текст».
Составьте текст, используя все данные союзы и обобщающие слова (не только, но и; отовсюду; и, и, и; и; и; всё; как, так и; а именно). Расставьте недостающие знаки препинания.
Бои не прекращались ни на минуту. Мы с товарищем не успевали (?) вздремнуть (?) поменять оружие. Залпы пулемётов орудий доносились (?) (?) с реки (?) с полей (?) из леса. К вечеру стало немного спокойней (?) тише. Командир приказал мне бежать на ближайший хутор (?) узнать у местных насчёт ночёвки. Непролазные кусты вода кочки усталость страшная боль в ногах (?) преграждало мне путь. Мне хотелось быстрее (?) добраться до деревни (?) вернуться назад. Каждый шорох (?) треск сучьев шелест травы крик птиц (?) казался мне подозрительным и устрашающим.
Ответы:
Бои не прекращались ни на минуту. Мы с товарищем не успевали не только вздремнуть, но и поменять оружие. Залпы пулемётов орудий доносились отовсюду: и с реки, и с полей, и из леса. К вечеру стало немного спокойней и тише. Командир приказал мне бежать на ближайший хутор и узнать у местных насчёт ночёвки. Непролазные кусты, вода, кочки, усталость, страшная боль в ногах – всё преграждало мне путь. Мне хотелось быстрее как добраться до деревни, так и вернуться назад. Каждый шорох, а именно: треск сучьев, шелест травы, крик птиц – казался мне подозрительным и устрашающим.
Учитель: 4-я часть шифра: еешчул еомаС
Задание №7 «Разгадай шифр»
Учитель: Вам удалось собрать кусочки шифра, а сейчас вы должны собрать его полностью. Соедините все части шифра и прочитайте их наоборот.
.овтсечетО ёовс ьтащищаз – еинечанзандерп еешчул еомаС
Шифр: Самое лучшее предназначение – защищать своё Отечество.
(Г. Р. Державин)
Задание № 7.
Учитель: А теперь ваша задача – развить это высказывание в мини-сочинение: добавить к этому предложению 4 по данным схемам.
- Не только , но и
- : и, , и
- и
- , , –
Образец: Самое лучшее предназначение есть защищать свое Отечество. Быть защитником не только почетно, но и ответственно. Он должен уметь многое, а главное: и Родину защитить, и товарищей не предать. Ум, смелость, мужество – вот важные качества защитника. Нужно не бояться и смело идти вперед.
- Самостоятельная работа.
Учитель: Расставьте знаки препинания, соотнесите предложение с его характеристикой, добавьте в характеристику пропущенные слова.
I вариант
Артиллерия тщетно гремела с высоты вала а в поле вязла и не двигалась по причине изнурения лошадей. | В предложении обобщающее слово стоит после ряда однородных членов. |
Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей и в кепках в волосах всюду. | Простое предложение, однородные члены которого связаны двумя союзами: противительным и ………………………. |
Все остальное стойла настил двое дощатых ворот давно уже растащили на дрова или приспособили для других надобностей. | ………………………………... стоит перед рядом однородных членов, далее предложение продолжается. |
Всё поручни компасы бинокли всякие приборы было медное. | Предложение осложнено ………………... при обобщающем слове и рядом однородных сказуемых. |
Ответы:
Артиллерия тщетно гремела с высоты вала, а в поле вязла и не двигалась по причине изнурения лошадей. | Простое предложение, однородные члены которого связаны двумя союзами: противительным и соединительным. |
Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, и в кепках, в волосах – всюду. | В предложении обобщающее слово стоит после ряда однородных членов. |
Все остальное: стойла, настил, двое дощатых ворот – давно уже растащили на дрова или приспособили для других надобностей. | Предложение осложнено рядом однородных подлежащих при обобщающем слове и рядом однородных сказуемых. |
Всё: поручни, компасы, бинокли, всякие приборы – было медное. | Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, далее предложение продолжается. |
II вариант
В этой борьбе я истощил и жар души и постоянство воли. | Обобщающее слово стоит ….......... однородными членами предложения. |
И лошади и покрытые рогожками извозчики и дома и улицы всё было мне особенно мило и значительно. | Простое предложение, …………………… которого соединены повторяющимся союзом. |
Всё было занесено снегом и леса и поля. | Однородные члены предложения связаны разделительным союзом. |
Выражение не то жалости не то тревоги появилось на лице генерала. | В предложении ………………… стоит после ряда однородных членов; однородные члены предложения соединены повторяющимся союзом. |
Ответы:
В этой борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли. | Простое предложение, однородные члены которого соединены повторяющимся союзом. |
И лошади, и покрытые рогожками извозчики, и дома, и улицы – всё было мне особенно мило и значительно. | В предложении обобщающее слово стоит после ряда однородных членов; однородные члены предложения соединены повторяющимся союзом. |
Всё было занесено снегом: и леса, и поля. | Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. |
Выражение не то жалости, не то тревоги появилось на лице генерала. | Однородные члены предложения связаны разделительным союзом. |
- Подведение итогов урока.
Учитель: Какие виды союзов вы знаете? (Соединительные: и, да; разделительные: не то – не то; противительные: а, но, зато, однако.) Расскажите о знаках препинания при повторяющихся союзах. (Запятую ставим перед вторым.) Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом. (Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие; если после, то – тире; если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения – тире.)
- Объяснение домашнего задания.
Вариативное домашнее задание.
Приложение №1.
Звезда с признаками однородных членов предложения.
- Отвечают на один и тот же вопрос 3. Являются одним и тем же членом предложения
- Относятся к одному 4. Часто выражены одной частью речи
и тому же слову
5. Связаны бессоюзной или
союзной связью
Приложение №2.
Карточка №1. Домашнее задание для слабых учеников: расставить знаки препинания, составить схему третьего предложения.
- Атаковали они не то восемь не то девять раз.
- Мелодия росла подымалась бушевала, как ветер неслась по вершинам деревьев срывала листья качала траву била в лицо прохладными брызгами.
- Шпицы и кровли и частокол и стены его тихо вспыхивали отблесками отдаленных пожарищ.
- Все вокруг и хаты и подсолнухи и акации и сухая трава было покрыто этой шершавой пылью.
- Мне было охота прочитать про всё не только про травы и моря про солнце и звезды но и про великих людей революцию про всё то что люди хорошо знают а я ещё не знаю.
- Атаковали они не то восемь, не то девять раз.
- Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами.
- Шпицы, и кровли, и частокол, и стены его тихо вспыхивали отблесками отдаленных пожарищ.
- Все вокруг: и хаты, и подсолнухи, и акации, и сухая трава – было покрыто этой шершавой пылью.
- Мне было охота прочитать про всё: не только про травы и моря, про солнце и звезды, но и про великих людей, революцию – про всё то, что люди хорошо знают, а я ещё не знаю.
Схема третьего предложения: , и , и , и
Приложение №3.
Карточка №2. Домашнее задание для сильных учеников: 1. Расставить знаки препинания в предложениях; 2. Составить из 7 предложений одно по схеме.
- Денисов бережет свое оружие и автомат и винтовку.
- Командир стоит рядом поглядывает на солдата и пробует себе представить о чем бы в этот момент мог думать его служащий.
- За два года во все атаки ходит и ни разу не только не поцарапало но и шинель не задело осколком.
- Солдату приятно и внимание капитана и звездочки.
1. Командир остановился возле ручья.
2. Командир сел на холодный дёрн.
3. Каждый шорох казался подозрительным: и шелест листьев, и хруст веток.
4. Чувства теснились в его душе.
5. Чувства делались всё мрачнее и мрачнее.
6. Чувства овладели им совершенно.
[ , ] , и [ : и , и ] , а [ - , прич. об., = , дееприч. об. ]
- Денисов бережет свое оружие: и автомат, и винтовку.
- Командир стоит рядом, поглядывает на солдата и пробует себе представить, о чем бы в этот момент мог думать его служащий.
- За два года во все атаки ходит и ни разу не только не поцарапало, но и шинель не задело осколком.
- Солдату приятно, и внимание капитана, и звездочки.
2. Командир остановился возле ручья, сел на холодный мокрый дёрн, и все казалось ему подозрительным: и шелест листьев, и хруст веток, а чувства, теснившиеся в его душе, делались всё мрачнее и мрачнее, овладевая им совершенно.
Использованная литература:
- Симакова Е. С. Русский язык: Практические задания по русскому языку для подготовки к урокам и ГИА: 8-й кл.: К учебниук Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной и др. «Русский язык. 8 класс» / Е. С. Симакова. – М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 142 с.
Авторские наработки:
- «Математический диктант»
- «Собери звезду»
- «Творческий диктант»
- «Собери текст»
- «Разгадай шифр»
- Самостоятельная работа.
Анализ результативности урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 9 классе Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение»
Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе. Работа в группах...
Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложные предложения с разными видами связи"
Урок русского языка 9 класс...
Урок русского язык в 8 классе . « Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения».
Урок русского язык в 8 классе .« Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения»....
Обобщение и систематизация материала по теме: «Односоставные предложения»
Урок русского языка в 8-ом классеТема: Обобщение и систематизация материала по теме: «Односоставные предложения»Цель урока: Определение уровня овладения обучающимися теоретическими зн...
«Обобщение и систематизация материала по односоставным предложениям»
Урок русского языка (8класс) с применением дифференцированного обучения...
Урок-практикум "Обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение"
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Обобщение и систематизация материала по теме "Сложносочиненное предложение" с использованием материалов подготовки к ОГЭ...
Презентация к уроку "Обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение"
Презентация для проведения урока-практикума по русскому языку в 9 классе...