Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставятся не только приобретения учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил и способность соблюдать языковые нормы на письме, но и формирование речеведческих умений детей.

Русский язык - это один из самых сложных предметов, где учащимся приходится очень много писать, поэтому учителю-словеснику необходимо рационально организовать урок и использовать активные методы и активные формы обучения. На помощь ему приходят здоровьесберегающие технологии. Без применения их на уроках русского языка не обойтись, так как они в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zst.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.

«Все свое ношу с собой», - сказал греческий философ Биант, подчеркивая, что главное богатство человека - он сам, его здоровье. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Еще в прошлом веке немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем всё становится источником наслаждения». Здоровье каждого человека является не только личным делом, но и важной общественной ценностью.

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежат к тем понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Слово «здоровье» для нас стало привычным и повседневным. Смысл этого слова мы начинаем понимать, к сожалению, только когда теряем здоровье, заболеваем. Потеря здоровья страшна в любом возрасте, но когда болеют дети - это ужасно.

К великому сожалению, за последнее время в нашей стране наблюдается ухудшение здоровья детей. Отклонения в здоровье наблюдается уже с дошкольного возраста. По данным статистики за годы обучения в общеобразовательной школе уровень здоровья снижается в 4-5 раз. К моменту окончания школы у многих детей происходит ухудшение зрения, нарушение осанки, появляются заболевания органов пищеварения.

Профилактикой здоровья детей занимались многие: В.Ф.Базарный, В.А.Ковалёв, А.Н.Стрельникова, Уильям Горацио Бейтс и др., и я, как педагог, осознаю свою причастность к ответственности за состояние здоровья моих учеников. Одно из основных направлений моей педагогической деятельности - формирование идеологии здоровья  школьников, сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

В 2015 учебном году в нашей школе начала действовать специализированная  программа «Здоровье». Программа представляет собой комплекс мероприятий, действий, направленных на обеспечение комфортных условий обучения в школе, формирование идеологии здоровья, благополучия всех участников образовательного процесса. Данная система включает в себя следующие направления:

•        деятельность с учащимися через уроки, перемены, динамические паузы, классные часы, внеклассные мероприятия, профилактические занятия;

•        деятельность с родителями через тематические родительские собрания, совместные с детьми мероприятия.

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставятся не только приобретения учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил и способность соблюдать языковые нормы на письме, но и формирование речеведческих умений детей.

Русский язык - это один из самых сложных предметов, где учащимся приходится очень много писать, поэтому учителю-словеснику необходимо рационально организовать урок и использовать активные методы и активные формы обучения. На помощь ему приходят здоровьесберегающие технологии. Без применения их на уроках русского языка не обойтись, так как они в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы и пунктограммы, но и провести разные виды грамматического разбора.

Во избежание усталости учащихся необходимо на каждом уроке разнообразить виды работ: ввести игровые моменты; работу с учебником, перфокартами, сигнальными карточками; комментированное письмо, выполнение творческих заданий. Всё это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

         Во время уроков для снятия мышечного напряжения, для улучшения настроения, восстановлению работоспособности я включаю 2-3 физкультминутки.

Выполнение физических упражнений можно сочетать с упражнениями дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения оздоравливают организм, повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного и физического напряжения.

На уроках литературы и русского языка я провожу гимнастику для глаз.  Она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, совершенствует координацию движений глаз, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.

Конечно, применяя физминутки, упражнения для глаз только на одном уроке, бессистемно, проводя беседы один раз в год, нерегулярно, нельзя добиться результативности в решении проблемы здоровья. Поэтому, гарантом успешной работы в данном направлении может явиться только наличие системности, которая проявляется в участии школьников в оздоровительных мероприятиях не только в ходе учебного процесса, но и в ходе мероприятий, применяемых во внеклассной и внеурочной работе. Только так можно добиться повышения уровня информационно-коммуникационной культуры школьника, привлечь его к занятиям спортом, а, следовательно, помочь ему сохранить свое здоровье.

Важен и сам подбор заданий на уроке по определенной тематике, связанный с укреплением здоровья, спортом.

        На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

Например, при изучении наклонений глагола (5 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением.

В 6 классе при изучении темы: «Стили речи» можно детям предложить такой текст:

В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.

В 7 классе при изучении темы «Союз» использую тексты, рассказывающие о том, как люди следят за своим здоровьем. Например, «Как в старину люди укрепляли свое здоровье?»

В стародавние времена, когда не было бань, люди парились в печках. С собой брали посудину с квасом и веник, предварительно его распарив. Человек ложился на солому, разбрызгивая в разные стороны квас или воду. От горячих стенок печи пар валил во все стороны, и человек начинал себя стегать веничком. Напарившись, вылезали из печи и сразу же выливали на себя ушат холодной воды. Конечно, в печи париться было не очень удобно. Поэтому бани стали строить на берегу рек или прудов. В углу бани делали небольшой очаг,   на него клали булыжники. После того как булыжники раскалялись, на них из  шайки выплескивали воду. Жаркий пар заполнял всю баню. Когда от жары невмоготу становилось, выбегали люди прямо голышом на улицу и сразу в речку или пруд бросались. Однако же потом опять в баню бежали. От такой закалки ни одна болезнь не могла одолеть человека.

Важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанный с укреплением здоровья, спортом. Например, в 8-м классе при изучении темы «Предложения с прямой речью» можно предложить детям такой текст:

С давних пор люди знали и верили в лечебную роль музыки. Египетские папирусы рассказывают о том, что жрецы пытались звуками воздействовать на здоровье людей. В Древней Греции музыкой и чарующим пением лечили психическое расстройство. Платон говорил: «Музыка - это средство для выработки человеческого характера». Пифагор утверждал: «Музыка является универсальным средством гигиены и тела, и духа».

Музыка и в наше время является лечебным средством. Музыкотерапия удачно дополняет другие виды лечения, профилактики и оздоровления.

 с помощью подбора текста можно развить определенные орфографические и пунктуационные навыки, решить учебные методологические задачи. Пропаганда здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом – неотъемлемая часть и воспитательного процесса.

Русский язык – богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Их можно объединить в «Словарь мудрых мыслей»:

        Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды,

        По яблоку в день – и доктор не нужен,

        Ешь просто - доживёшь лет до ста,

        Здоров на еду, да хил на работу,

•        «Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест».

•        “Пешком ходить - долго жить”,

•        “Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься”,

•        “Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье”,

•        “Воздух, солнце и вода – три кита здоровья”.

На уроке школьникам можно предложить выполнить следующие задания:

•        I. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.

•        II.Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным.

•        Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц.

•        III.Творческий словарный диктант.

•        1. Вид спортивной гимнастики (аэробика)

•        2.Система физических упражнений, способствующая общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика)

•        3. Расслабление и снятие психического напряжения (релаксация).

•        4. Правила времяпровождения (распорядок дня)

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы в 10-11 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

На уроке я стараюсь создать комфортную эмоционально-психологическую атмосферу, способствующую предупреждению проявления школьных факторов риска. Поэтому практикую такие типы уроков как работа по группам с применением методического приёма «Шесть шляп» («Многочисленная дворня барыни» по рассказу И.С.Тургенева «Муму», «Живая или мёртвая душа Чичиков?» и др.),

•        урок – диспут «Право имею?» (после изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и просмотра х/ф «Контракт со смертью»); «Правда или ложь во спасение» по пьесе М.Горького «На дне» и др.;

•        урок – суд (Суд над помещиками из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»);

•        урок-концерт («Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина», «Любовная лирика А.А. Ахматовой» и др.);

•        литературная гостиная («Пришёл в этот мир поэт…» О жизни и творчестве С.Есенина; «М.И.Цветаева: страницы жизни и творчества» и др.);

•        проведение уроков в форме КВН, литературных турниров по сказкам А.С.Пушкина, Г.Андерсена;

•        инсценировка басен И.А.Крылова;

•        запись сказки «Курочка Ряба» в разных стилях;

•        « я – литературный редактор»;

•        составление кроссвордов;

•        «я – творец» (придумай продолжение сказки, истории; сочинение былин на тему ЗОЖ, т.к. пропаганда здорового образа жизни, занятий физкультурой, спортом – неотъемлемая часть воспитательного процесса;

•        игровые пятиминутки на уроках: конкурс на самого внимательного читателя, «Кто больше (назовёт пословиц, подберёт синонимов и т.п.)

Такая организация учебной деятельности позволяет преподавать материал урока с учётом индивидуальных особенностей школьников, избегать стрессовых ситуаций. Использование ИКТ даёт возможность сэкономить время, провести урок интересно, избегая перегрузки, повышая мотивацию к учению.

И всё же  главная цель уроков русского языка и литературы - обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учёбе, помогают учителю установить доверительное отношение с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.

Данный материал содержит рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. Включает в себя примерные задания , виды работ на уроке, методические рекоменд...