Способы подчинительной связи
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Таловская Лилия Владимировна

Урок разработан для обучающихся 8 класса, цель которого закрепить знание о способах подчинительной связи; совершенствовать умение различать эти способы и образовывать словосочетания заданным способом; повторить порядок морфемного и словообразовательного разбора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_podchinitelnoy_svyazi.docx214.31 КБ

Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ

Цели: закрепить знание о способах подчинительной связи; совершенствовать умение различать эти способы и образовывать словосочетания заданным способом; повторить порядок морфемного и словообразовательного разбора.

О б о р у д о в а н и е: карточки-тесты.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

II. Подготовка к объяснению нового материала.

1. Устный опрос.

2. Словарный диктант.

Аудитория, тенденция, официант, аттестат, свидетельство, дисциплина, аннотация, философия, гарантия, прогрессивный, изображение, восторжествовать, репутация, полемизировать, удостоверение, мировоззрение.

— Составьте 3 словосочетания с различными способами подчинительной связи. Сдайте работы на проверку.

III. Закрепление изученного материала.

1. Работа с учебником.

Выполнение упражнения 51, с. 26.

Работа по всем заданиям к упражнению.

— Вспомните порядок морфемного и словообразовательного разбора. Выпишите из второго предложения слова молчаливый и картинных. Из каких морфем состоят эти слова? Выделите их.

— Найдите производящие основы этих слов. Каким способом образованы эти слова?   ←  молчать — суффиксальный способ;  ←  картина — суффиксальный способ.)

2. Цифровой диктант.

— Определите способ подчинительной связи в предложениях и поставьте нужную цифру; 1 — согласование; 2 — управление; 3 — примыкание.

Лиловые сумерки, быстро удалиться, плывут по воде, стая птиц, шел, оглядываясь; взмахнул рукой, сильно ударился; приятный голос; пошел напиться; услышал шорох; очень далеко.

Проверьте получившийся у вас код с правильным кодом.

К о д:  1, 3, 2, 2, 3, 2, 3, 1, 3, 2, 3.

3. Творческая работа.

- Запишите слова; гладь, правило, голубей.

Составьте с этими словами словосочетания так, чтобы эти слова оказались разными частями речи, причем при составлении словосочетаний с первыми двумя словами используйте способы связи согласование и примыкание, а с третьим словом — управление и примыкание.

4. Задание для самоконтроля.

У вас на партах карточки-тесты. Вы можете работать по ним индивидуально, можете работать в паре с соседом. Цель этого задания — проверить, достаточно ли хорошо усвоен вами материал. Какие задания вызывают трудности.

К а р т о ч к а – т е с т

1. Способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже, которого требует главное слово.

Управление. да — «+»;  нет— «—».

2. Вид связи, объединяющий равноправные части (слова и предложения), называется сочинительной связью.

Да — «+»;  нет— «—».

3. Это средство синтаксической связи сопровождает все средства связи, но может быть и единственным средством связи.

Окончание — «+»; интонация — «—»; союзы — «0».

4. В данном словосочетании «взглянул мельком» вид связи: управление — «+» согласование — «—»; примыкание — «0».

5. В данном предложении «Мы услышали, как скрипнула дверь» Связь: сочинительная — «+»; подчинительная — «—».

6. Способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонации — называется согласованным: да — «+»;  нет— «—».

7. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи: управление — «+» согласование — «—»; примыкание — «0».

8. В данном словосочетании «Не дождь, а снег» вид связи: подчинение — «+»; сочинение — «-». 

Учитель открывает на доске правильные ответы.

— Проверьте, такая ли комбинация знаков у вас получилась: +, +, -, 0, -, -, -, -.

— Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки. А кто сделал 1—2 ошибки? Сделайте для себя нужные выводы и повторите тот материал, который вызвал затруднения.

IV. Подведение итога урока.

— Какие вопросы у вас вызывают затруднения?

— Какие виды упражнений лучше помогают усвоить и закрепить материал?

Домашнее задание: упражнение 53 на с. 27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Словосочетание. Способы подчинительной связи".10 класс.

Урок русского языка в 10 классе, построенный по технологии РКМЧП....

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Способы подчинительной связи

Определение способа подчинительной связи по роли зависимого слова...

Презентация к уроку "Способы подчинительной связи"

Данная презентация может быть использована в 8 классе при изучении темы "Словосочетнние"...

Способы подчинительной связи в словосочетании.

Урок предназначен для обучающихся 9 класса. Можно использовать материал в качестве повторения....

Способы подчинительной связи

Урок объяснения новой темы в 8 классе...