Презентация к уроку "Прямое и переносное значение слова"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Садыкова Файруза Азатовна

Презентация на урок в качестве сопровождающего объяснение учителя нового материала

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прямое и переносное значение слова

Слайд 2

По толкованию слова определите слово и назовите его в начальной форме . 1. Словарный состав языка называется ___________. 2 . То, что обозначает слово, называется ___________. 4. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется __________. 5. Слово, имеющее два и более значений, называется __________. 6. Синонимы – это _______. Антонимы – это ________. 7. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется ___________.

Слайд 4

Толковый словарь: Золотой – сделанный, изготовленный из золота. Золотое кольцо . 1. Цвета золота, блестяще – желтый. Золотая осень. 2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора 3.перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки 4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой

Слайд 5

Золотая мама У мамы сердце золотое И золотая голова , И руки мамы золотые , И спорятся ее дела. И папа маму называет: - Ты человек наш золотой ! Сестричка только вот вздыхает: - Ведь золото – металл такой , Колечко, правда, есть на пальце, Но руки вовсе не блестят, А на лице у глаз морщинки, Не золотые – штучек пять… И нет на сердце золотого, А сердце… так оно внутри, Оно в груди у мамы бьется, Попробуй, пробу разгляди!

Слайд 6

Когда мы переносим названия с одного предмета (признака, действия) на другой по сходству, имеющемуся у этих предметов, то новые значения слов мы называем переносными . Слово в переносном значении мы воспринимаем через другой образ . Железный характер — это характер твёрдый, как железо.

Слайд 7

Значение слова: прямое прямо называет предмет, действие, признак переносное переносит прямое значение на другой предмет

Слайд 8

Средства выразительности: Сравнение – образное иносказание, в котором устанавливается сходство между двумя предметами. (говорящее существительное) __________________________________ *** … то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А. Пушкин)

Слайд 9

Средства выразительности: Эпитет - (греч. epítheton , буквально — приложенное), художественное определение. (говорящее прилагательное) ___________________________________ ***Сны золотые шёлковые ресницы т ёплый взгляд

Слайд 10

Средства выразительности: Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживой предмет или понятие. (говорящий глагол) ___________________________________ **** Отшумит и умчится любая беда, Как весенней порою грохочущий гром. Если с нами она, если рядом всегда, Человек, на котором держится дом.

Слайд 11

Выразительные средства языка: Метафора – перенос названия с одного предмета, действия или свойства на другое на основе сходства (греч.« metaphora » - «перенос») Обычно строится на соединении двух или нескольких средств выразительности. ________________________________________ *** Горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть.( С.Есенин )

Слайд 12

Роль слов с переносным значением: Перенос названия с одного предмета, явления или действия на другой умело используют писатели и поэты для создания образности художественного произведения. Образность языка помогает автору усилить воздействие на читателя. Прослушайте рассказ-миниатюру Михаила Михайловича Пришвина.

Слайд 13

Осинки Осинкам холодно. В солнечный день осенью на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там в лесу стало холодно и они вышли погреться на солнышко, на опушку. Так иногда в деревнях выходят люди посидеть на завалинке, отдохнуть, поговорить после трудового дня.

Слайд 14

О негодяях и мымре В далёком прошлом слово негодяй совершенно не относилось к бранным. Так называли человека, негодного к воинской службе. Негодяй — «негодный». И мымра — слово старинное. Сейчас это почти «ругательное» слово, а раньше мымрой называли домоседа. Мумрить ( мымрить ) означало «сидеть безвылазно дома». Может быть, наши предки просто не любили «ругательных» слов. В этом случае возьмём с них пример и откажемся и от негодяя, и от мымры .

Слайд 15

Проверь себя: Работа с прилагательным ЧЁРНЫЙ

Слайд 16

Домашнее задание: Написать 5-7 предложений на тему «Осенний денёк» с использованием художественных средств выразительности (слов с переносным значением). Параграф 34, упр. 258, 260, 261 (образцы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прямое и переносное значение слов" - презентация

Данная презентация поможет доступно объяснить пятиклассникам сложную тему....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему :"Прямое и переносное значение слова" (ФГОС)

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему: "Прямое и переносное значение слов"....

Презентация к уроку русского языка в 5 кл. по теме "Прямое и переносное значение слова"

Презентация к уроку русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"...

презентация и конспект урока 5 класс. " Прямое и переносное значение слов"

Данный конспект  представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Дается презентация, в которой используется суперфизминутка....

Презентация к уроку по теме "Прямое и переносное значение слова"

Элемент урока в виде презентации по теме "Прямое и переносное значение слова" для 5 класса...

Презентация к уроку "Прямое и переносное значение слова"

В данной презентации рассматривается материал по параграфу учебника "Прямое и переносное значение слов"...